СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом пособии содержатся памятки для 3 класса по русскому языку ( работа над оибками, окончание прилагательных, падежи, глагол) и по математике ( формулы P, S, V, единицы длины, массы, площади, времени).  

Просмотр содержимого документа
«Памятки 3 класс»


ЧАСТИ РЕЧИ


1. Существительное ( кто? , что? )

2. Прилагательное ( какой?, какая?, какое?, какие? )

3. Глагол ( что делает?, что сделает? )

4. Местоимение : 1л. – я, мы

2л. – ты, вы

3л. – он, она, оно, они

5. Предлоги ( через, перед, около, между, из-за, из-под )

6. Союзы ( и, а, но, или )

7. Частицы ( не, ни, бы, ли ,то )

8. Наречия ( хорошо, впереди, завтра, назад )

как? где? когда? куда?






АЛФАВИТ



Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз

Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп

Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч

Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя


ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Главные члены:

Подлежащее сущ. в Им. п. ( личное местоимение )


Сказуемое глагол



Второстепенные члены:

Определение прилагательное


Дополнение – сущ. в Р. п., Д. п., В. п., Тв. п., Пр. п.


Обстоятельство – сущ., наречия

где?, когда? , куда? , откуда?

отчего? , зачем? , почему? , как?


ЗВУКИ И БУКВЫ

Гласные: а о э ы у

я ё е и ю

Согласные: парные б в г д з ж – звонкие

п ф к т с ш - глухие

непарные

звонкие глухие шипящие

й л м н р х ц ч щ ж ш ч щ


Не обозначают звука: ь, ъ


Мягкие согласные:

всегда мягкие: й, ч, щ

перед буквами: я, е, ё, и, ю, ь


Твёрдые согласные:

всегда твёрдые: ж, ш, ц

перед буквами: а, о, у, ы, э, ъ


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1. Пропуск, замена

Напиши слово без ошибок, проверь, раздели на слоги.

майка

12. Безударная гласная,

парная согласная,

непроизносимая согласная в корне слова

Напиши слово без ошибок, подбери проверочное слово.


смотрел – смотрит

шубка – шуба

тростник - трость

2. Перенос слова

Выпиши слово, покажи все возможные случаи переноса.

ма – лень – кий, ма – ленький, малень - кий

3. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, НЧ

Напиши слово без ошибок, подбери ещё 3 слова на это правило.

чулки, чугун, чудеса, чулан.

4. Большая буква в именах собственных

Составь с этим словом предложение.

По дорожке бежит Жучка.

13. Безударная гласная в суффиксе

а) если ошибка в суффиксах ИК или ЕК, то подбери проверочное слово

ключик – нет ключика замочек – нет замочка

б) если ошибка во всех остальных суффиксах, то запиши слово без ошибок и подбери 2 слова с таким суффиксом

радостный, местность, храбрость

5. Раздельное написание предлога со словом

Выпиши и проверь, задав вопрос или вставив другое слово.

В (каком?) лесу, в густом лесу

6. Раздельное написание частицы НЕ с глаголами

Выпиши правильно, подбери ещё 3 глагола с частицей НЕ.

не играл, не хочу, не было, не сидел

14. Безударная гласная в окончании

Поставь к слову вопрос и определи часть речи.

а) существительное – определи склонение, падеж, вспомни окончание

в школе ( 1 скл., Пр.п. )


б) прилагательное – поставь вопрос, определи окончание

по тропинке ( какой?) узкой


в) глагол – поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение, объясни написание

пишет – н.ф. писать I спр. клеит – н.ф. клеить II спр.

7. Гласные и согласные в приставках

Напиши слово без ошибок, подбери ещё 3 слова с этой приставкой.

полетел, побежал, подруга, поход

8. Разделительный Ь и Ъ знаки

Напиши слово без ошибок, подбери ещё 3 слова на это правило.

подъезд, объявил, съел, въехал

соловьи, ручьи, ночью, гостья

9. ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах

Поставь вопрос, напиши без ошибок.

( что делает?) учится ( что делать? ) учиться

15. Глаголы 2 лица, ед. числа

Запиши слово, определи лицо, число

рисуешь – 2л., ед.ч.

10. Словарное слово

Составь с этим словом предложение.

На пеньке сидит заяц.

16. Суффиксы глаголов прошедшего времени

Поставь глагол в неопределённую форму, определи суффикс

понять - поняла

11. Ь в конце существительных после шипящих

Напиши слово, объясни написание, подбери 3 слова на это правило.

ночь ( ж.р. ), мяч ( м.р. ), дочь ( ж.р. ), ключ ( м.р. )

17. Соединительная гласная в сложном слове

Напиши без ошибки, подбери сложное слово с такой же гласной.

паровоз, гололёд

Морфологический разбор №3

Морфологический разбор №3

1. Определи часть речи. Имя существительное

2. На какой вопрос отвечает? ( смысловой вопрос и падежный )

3. Начальная форма ( поставь слово в Им. падеж ед. числа )

4. Одушевлённое или неодушевлённое.

5. Собственное или нарицательное.

6. Род.

7. Склонение.

8. В каком числе?

9. В каком падеже?

10. Роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство).

Над городом – сущ.,( над чем? где? ), н. ф. – город, неодуш., нариц.,

м.р., 2 скл., в ед.ч., Тв. п., вт.чл.( обстоят.).

1. Определи часть речи. Имя существительное

2. На какой вопрос отвечает? ( смысловой вопрос и падежный )

3. Начальная форма ( поставь слово в Им. падеж ед. числа )

4. Одушевлённое или неодушевлённое.

5. Собственное или нарицательное.

6. Род.

7. Склонение.

8. В каком числе?

9. В каком падеже?

10. Роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство).

Над городом – сущ.,( над чем? где? ), н. ф. – город, неодуш., нариц.,

м.р., 2 скл., в ед.ч., Тв. п., вт.чл.( обстоят.).

1. Определи часть речи. Глагол

2. На какой вопрос отвечает?

3. Начальная форма (что делать?, что сделать?).

4. Совершенный или несовершенный вид.

5. Спряжение.

6. В каком времени?

7. В каком числе?

8. Лицо (н. вр. , б. вр.) или род ( пр. вр. в ед. ч.).

9. Роль в предложении (сказуемое).

Летят – гл., ( что делают? ), н. ф. – лететь, несов.в., II спр, в н.вр.,

мн. ч., 3 л., гл.чл. ( сказуемое ).

1. Определи часть речи. Глагол

2. На какой вопрос отвечает?

3. Начальная форма (что делать?, что сделать?).

4. Совершенный или несовершенный вид.

5. Спряжение.

6. В каком времени?

7. В каком числе?

8. Лицо (н. вр. , б. вр.) или род ( пр. вр. в ед. ч.).

9. Роль в предложении (сказуемое).

Летят – гл., ( что делают? ), н. ф. – лететь, несов.в., II спр, в н.вр.,

мн. ч., 3 л., гл.чл. ( сказуемое ).

1. Определи часть речи. Имя прилагательное

2. С каким существительным связано?

3. Начальная форма (поставь слово в Им. падеж муж. рода ед. числа )

4. В каком числе?

5. В каком роде? ( определяется только в ед. числе )

6. В каком падеже?

7. Роль в предложении (определение).

У тихой ( речки ) – прил., ( у какой?), н. ф. – тихий, в ед. ч., ж. р., Р.п.,

вт.чл. ( определение ).

1. Определи часть речи. Имя прилагательное

2. С каким существительным связано?

3. Начальная форма (поставь слово в Им. падеж муж. рода ед. числа )

4. В каком числе?

5. В каком роде? ( определяется только в ед. числе )

6. В каком падеже?

7. Роль в предложении (определение).

У тихой ( речки ) – прил., ( у какой?), н. ф. – тихий, в ед. ч., ж. р., Р.п.,

вт.чл. ( определение ).

Падежи имён существительных



Падеж

Слово-

помощник

Вопросы

Предлоги


Им. п.


есть


кто? что?


________________


Р. п.


нет


кого? чего?

( лисы )

без, для, до, из, от, у, около, возле,

после, вокруг


Д. п.


дать


кому? чему?


К , ПО


В. п.


виню


кого? что?

( лису )

на, в, за, под,

о (об, обо),

про, через


Тв. п.


доволен


кем? чем?

ой , ей , ом , ем


над, за, под, с,

перед, между


Пр. п.


говорю


о ком? о чём?


Всегда с предлогом.

при, на, в, о (об)


Падежи имён существительных



Падеж

Слово-

помощник

Вопросы

Предлоги


Им. п.


есть


кто? что?


________________


Р. п.


нет


кого? чего?

( лисы )

без, для, до, из, от, у, около, возле,

после, вокруг


Д. п.


дать


кому? чему?


К , ПО


В. п.


виню


кого? что?

( лису )

на, в, за, под,

о (об, обо),

про, через


Тв. п.


доволен


кем? чем?

ой , ей , ом , ем


над, за, под, с,

перед, между


Пр. п.


говорю


о ком? о чём?


Всегда с предлогом.

при, на, в, о (об)



1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.




Д.




Тв.




Пр.









1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.




Д.




Тв.




Пр.









Имёна прилагательные (окончания)


ПРИЛ. - ?


чередование

а – я

о – е ого - его

у – ю

ы – и


м.р. (какой?) ой, ый, ий


ж.р. (какая?) ая, яя


ср.р. (какое?) ое, ее


мн.ч. (какие?) ие, ые


ж.р. (какой?) ой, ей

(какого?) ого, его


(каких?) их, ых


(какому?) ому, ему


(какую?) ую, юю


(каким?) им, ым


(какими?) ими, ыми


(о каком?) ом, ем



Имёна прилагательные (окончания)


ПРИЛ. - ?


чередование

а – я

о – е ого - его

у – ю

ы – и


м.р. (какой?) ой, ый, ий


ж.р. (какая?) ая, яя


ср.р. (какое?) ое, ее


мн.ч. (какие?) ие, ые


ж.р. (какой?) ой, ей

(какого?) ого, его


(каких?) их, ых


(какому?) ому, ему


(какую?) ую, юю


(каким?) им, ым


(какими?) ими, ыми


(о каком?) ом, ем




Глагол


Начальная (неопределённая) форма


Что делать?

Что сделать? ть, ти, чь


Вид


Совершенный Что сделать?

Несовершенный Что делать?


Время


Настоящее сл

Прошедшее л 1.

Будущее с2. буду


Род

( в пр. вр. , ед ч.)

а


Ж. р.

и



М. р мн. ч.

о


Ср. р.


Лицо

( в наст. и буд. вр.)

1л. Я - МЫ

2л. ТЫ - ВЫ

3л. ОН

ОНА ОНИ

ОНО

Глагол


Начальная (неопределённая) форма


Что делать?

Что сделать? ть, ти, чь


Вид


Совершенный Что сделать?

Несовершенный Что делать?


Время


Настоящее сл

Прошедшее л 1.

Будущее с2. буду


Род

(в пр. вр. , ед ч.)

а


Ж. р.

и



М. р мн. ч.

о


Ср. р.


Лицо

( в наст. и буд. вр.)

1л. Я - МЫ

2л. ТЫ - ВЫ

3л. ОН

ОНА ОНИ

ОНО

Скорость, время, расстояние

V t S



V – скорость ( км/ч, м/с, км/мин, м/мин )

t – время ( ч, мин, с )

S - расстояние ( км, м )


S = Vt

V = S : t

t = S : V


Скорость, время, расстояние

V t S



V – скорость ( км/ч, м/с, км/мин, м/мин )

t – время ( ч, мин, с )

S - расстояние ( км, м )


S = Vt

V = S : t

t = S : V


Цена, количество, стоимость

а n с


с = а n

а = с : n

n = с : а


Цена, количество, стоимость

а n с


с = а n

а = с : n

n = с : а


Производительность, время, работа

V t А


A = V t

V = A : t

t = A : V


Производительность, время, работа

V t А


A = V t

V = A : t

t = A : V


ФОРМУЛЫ


ПЕРИМЕТР ( см )

Р

Р кв. = а ∙ 4

а = Р : 4

Р пр. = ( а + в ) ∙ 2


а = Р : 2 – в

в = Р : 2 – а


Р тр. = а + в + с

а = Р – в – с


ПЛОЩАДЬ ( см ² )

S

S кв. = а ∙ а

Подбор


S пр. = а ∙ в

а = S : в

в = S : а


S тр. = ( а ∙ в ) : 2



ОБЪЁМ ( см ³ )

V

куб

V кв. = а ∙ а ∙ а



параллелепипед

V пр. = а ∙ в ∙ c




а = V : в : с




ФОРМУЛЫ


ПЕРИМЕТР ( см )

Р

Р кв. = а ∙ 4

а = Р : 4

Р пр. = ( а + в ) ∙ 2


а = Р : 2 – в

в = Р : 2 – а


Р тр. = а + в + с

а = Р – в – с


ПЛОЩАДЬ ( см ² )

S

S кв. = а ∙ а

Подбор


S пр. = а ∙ в

а = S : в

в = S : а


S тр. = ( а ∙ в ) : 2



ОБЪЁМ ( см ³ )

V

куб

V кв. = а ∙ а ∙ а



параллелепипед

V пр. = а ∙ в ∙ c




а = V : в : с






Единицы длины


1 см = 10 мм

1 дм = 10 см = 100 мм

1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм

1 км = 1000м = 10 000 дм = 100 000 см = 1 000 000 мм


км м дм см мм


1000 ∙ 10 ∙ 10 ∙ 10


Единицы массы


1 кг = 1 000 г

1 ц = 100 кг = 100 000 г

1 т = 10 ц = 1000 кг



т ц кг г


10 ∙ 100 ∙ 1000



Единицы площади


1 см ² = 100 мм ²

1 дм ² = 100 см ² = 10 000 мм ²

1 м ² = 100 дм ² = 10 000 см ² = 1 000 000 мм ²


1 а = 100 м ² = 10 000 дм ² = 1 000 000 см ²

1 га = 100 а = 10 000 м ²

1 км ² = 1 000 000 м ² = 10 000 а = 100 га



км² га а м² дм² см² мм²


100 ∙ 100 ∙ 100 ∙ 100 ∙ 100 ∙ 100


Единицы времени


1 век = 100 лет

1 год = 12 мес. = 365 сут или 366 сут

1 квартал = 3 мес.

1 мес. = 30 сут или 31 сут или 28, 29 – в феврале.

1 декада = 10 сут.

1 нед. = 7 сут.

1 сут = 24 час.

1 час = 60 мин

1 мин = 60 сек



сут ч мин сек


24 ∙ 60 ∙ 60







1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма


уменьшаемое - вычитаемое = разность




1 множитель 2 множитель = произведение


делимое : делитель = частное






1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма


уменьшаемое - вычитаемое = разность




1 множитель 2 множитель = произведение


делимое : делитель = частное






? -

:




? -

:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!