УУД | ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА |
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ |
Умение задавать вопросы к прочитанному тексту | Прочти текст Выдели в нём главную мысль, т.е. ответь на вопрос «О чём говорится в этом тексте?» Найди в тексте слова, отражающие главную мысль. С помощью этих слов сформулируй вопрос, ответ на который отражал бы главную мысль прочитанного текста Вопрос может начинаться со слов: «Когда..?, «Почему…?» «Где…», «Как…?», «Что называется…?» |
Умение выделять главное | В этом рассказе говориться о том как… . Что говорится об этом (главная мысль). С какой целью, почему автор рассказывает об этом? Главная мысль (идея) – это то, к чему автор призывает, чему учит, с какой целью написал. Раздели текст на законченные части. Какие слова являются самыми важными в каждой части (ключевые, опорные). 5-9 слов. С помощью опорных слов сформулируйте главные мысли частей и кратко запишите их. (План). Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль текста, запишите ее и проверьте, выражает ли она содержание каждой части. Озаглавьте текст. |
Умение сравнивать | Сравнивать – это значит найти общие и различные свойства предметов, явлений, вещей. Найди все свойства сравниваемых предметов, явлений, вещей. Назови найденные свойства. Среди всех свойств выбери основные , т.е. существенные. Сравни предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов. Подведи итог сравнения. |
Умение обобщать | Обобщать – это значит найти общие признаки и свойства изучаемого явления. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы). Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (темы). Выбери существенные свойства. Сделай вывод о применении основных свойств изучаемого явления в практической деятельности. Начни со слов - следовательно, таким образом, итак. |
Умение отвечать по плану | Внимательно ознакомься с планом. Перескажи каждую часть, опуская деталей. Перескажи весь текст. Следи, не отступаешь ли ты от плана. |
Ументе работать с понятиями | Работать с понятием – это, значит, сказать, что обозначает слово, ответить на вопрос: «Что это такое?». Прочитай или прослушай определение изучаемого понятия. Найди в определении общие свойства изучаемого понятия. Отбери из общих свойств основные свойства понятия. Сформулируй определение понятия сам. |
Как работать с книгой | Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы. Старайся читать бегло, но внимательно. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках. |
Как работать над параграфом учебника | Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное. Установи, что ты узнал из нового параграфа. Перескажи содержание параграфа. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное. |
Как самостоятельно подготовиться | Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время. Прежде, чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику. Начинай самоподготовку в определённом порядке. Через каждые 15-20 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха. |
Как искать информацию в Интернете | Определите поисковую систему Яндекс, Рамблер и др. Сформулируйте максимально коротко то, что Вы хотите найти. Если результат поиска не дал, смените поисковую систему или переформулируйте запрос. Обратитесь к энциклопедиям «Википедия», «Гипермаркет знаний», «Банк рефератов» и др. Критически осмыслите, отберите необходимую информацию. Составьте библиографию источников. |
Как работать над темой доклада, выступления | Подумай сначала над смыслом работы, восстанови то, что ты знаешь по теме, дай ответ, чего недостает (если можешь, составь план работы согласно замыслу). Подбери литературу с помощью каталога, библиотекаря, преподавателя. Выдели среди них основную. Приступай к общему (беглому) знакомству со всей литературой. Уточни после этого план. Отбери материал к каждому пункту плана (работай сразу с несколькими источниками). Выпиши главное. Составь черновик, выдержи логику плана, используя отобранный материал. Сократи работу. |
Как запомнить | Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание. Текст читай более внимательно. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая. Особое внимание уделяй структуре материала. Уясни не только порядок изложения, но и определи, чем вызвана та или иная последовательность. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо. Мысленно повтори заглавия уже выделенных частей текста. Произнеси несколько раз новые формулировки, слова, даты. Особо важные места в тексте перечитай. Воспроизведи весь материал по плану. |
Как составить тезисы | Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, это подсказка поможет вам в работе. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием). Определите главную мысль каждой части. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте. Тезисы пронумеруйте – это позволит сохранить логику авторских суждений. Отделите пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними. |
Как написать конспект | В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания. Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно. Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно. В конспекте можно использовать цитаты. При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком – непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе. |
Как работать с журналом | Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы. При чтении журнала пользуйся картой. Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам. Читай журнал внимательно, не торопясь Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями. Подумай, как можно использовать полученные знания при подготовке к занятиям. |
Как выделить в тексте главное | Внимательно прочитай текст. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте. Что говорится об этом? Раздели текст на законченные части. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными. Отдели главное от второстепенного (произведи сортировку материала). Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух |
Как составлять схему | Запишите тему. Выделите ключевые слова. Найдите основные разделы, смысловые блоки, из которых состоит текст. Дайте им названия. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста - установите взаимосвязи. Дополните примерами. |
Как составить кластер | Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум. |
Как заполнять таблицу | Озаглавьте таблицу. Определите критерии (1-й столбец) и показатели (наименования последующих столбцов - граф). Определите количество и подпишите название граф. Найдите в тексте материал к графам. Сделайте соответствующие записи из текста в сокращенном виде. Обобщите и сделайте вывод. |
Как организовать самоконтроль | Составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста. Проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов. Найдите ответы в тексте – проверьте себя. Проведите взаимопроверку с соседом по парте. Прорецензируйте свой ответ. |
Как доказать | Проанализируйте задание, уясните, что будете доказывать. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказываемого вывода): а) факты, подтверждающие эту мысль (достоверные); б) свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод. Рассуждайте: свяжите свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы. Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом. Сделайте вывод, завершающий доказательство. Помните, что доказательство состоит из следующих составных частей: - то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод); - доводы (факты, суждения в пользу выводов); - рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую надо доказать. |
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА |
Как разобрать слово по составу | Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить. Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить. Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить. Посмотреть на оставшиеся части слова: Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить. Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить. |
Как готовить домашнее задание по русскому языку | Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. Прочитай задания упражнения Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. Выполни упражнение письменно Проверь всю работу |
Как списывать предложения или текст | Прочитай предложение, текст Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать Прочитай внимательно каждое предложение Запомни, как пишутся слова в предложении Списывай частями или целыми предложениями. Проверь, правильно ли ты списал. |
Как дать отзыв о прочитанной книге | Отзыв – это суждение, мнение содержащее оценку. Исходные данные (недавно я прочел … автор, название, издательство). Тема и идея прочитанного произведения. Главный герой и его поступки. Описание событий, эпизодов, особенно запомнившихся тебе. Кому именно ты советуешь прочитать эту книгу. Почему? |
Умение подробно пересказывать текст | Подробный пересказ – это вид пересказа без сокращения. Выразительно прочитай текст. Расскажи, что тебе уже известно о прочитанном. Определи особенности текста. Задай вопросы к тексту. Найди главную мысль. Раздели текст на логические части. Читая каждую часть, записывай опорные слова, словосочетания, фразы, не опуская деталей. Подробно перескажи текст, опираясь на записи. Прочитай текст, сравнивая с пересказом, найди пропущенное. Повторно перескажи текст, учитывая недочеты. |
Умение пересказывать выборочно | Выборочный пересказ – это вид пересказа, передающего заданную тему. Выразительно прочитай текст. Определи, что тебе известно о прочитанном. Определи особенности текста, который ты будешь пересказывать. Выдели логические части и расположи части в определенной последовательности. Читая каждую, записывай опорные слова, словосочетания, фразы. Найди слова для связи частей. Перескажи получившийся текст, опираясь на записи, а затем без них. Прочитай выбранные части, сравни с пересказом, найди пропущенное. Повторно перескажи исправленный текст. |
Умение пересказывать сжато | Сжатый пересказ - это вид пересказа, который передает только основное содержание текста. Выразительно прочитай текст. Определи, что тебе уже известно. Выдели логические части. Определи главную мысль каждой части и запиши ее. Найди и запиши слова, словосочетания, фразы, связывающие логические части. Составь текст, используя основные моменты и связки. Перескажи получившийся текст, используя записи. Перескажи без записей. Сравни свой рассказ с записями, выяви ошибки. Исправь ошибки и перескажи вновь. |
МАТЕМАТИКА |
Общий прием решения задач по математике | Анализ текста задачи Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Установление отношений между данными и вопросом. Составление плана решения. Осуществление плана решения Проверка и оценка решения задачи. |
Учебное моделирование | предварительный анализ текста задачи; перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами; построение модели; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами) |
ХИМИЯ, ФИЗИКА |
Как изучать явления | Внешние признаки явлений (признаки, по которым обнаруживается явление). Условия, при которых протекает (происходит) явление. Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий). Определение явления. Связь данного явления с другими (или фактора, от которых зависит протекание явления). Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь). Использование явления на практике. Способы предупреждения вредного действия явления на человека и окружающую среду. |
Как изучать величины | Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина. Определение величины. Определительная формула (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими). Какая величина – скалярная или векторная. Единица величины в СИ. Способы измерения величины |
Как изучать теории | Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории (эмпирический базис, основание теории). Основные понятия теории. Основные положения (постулаты, принципы или законы) теории, ядро теории. Математический аппарат теории (основные уравнения). Круг явления, объясняемых теорией. Явления и свойства тел (частиц), выводы, предсказываемые теорией. |
Как изучать законы | Связь между какими явлениями или величинами выражает данный закон? Формулировка закона. Koгда и кто впервые сформулировал данный закон? Математическое выражение закона. Опыты, подтверждающие справедливость закона. Учёт и использование закона на практике. Границы применения закона. |
Как изучать приборы | Назначение прибора. Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора). Схема устройства прибора (его основные части, их назначение). Правила пользования прибором. Область применения прибора. |
Умение измерять | Определить по внешнему виду назначение прибора; Выяснить верхний и нижний пределы измерения; Определить цену деления шкалы прибора; Выполнить упражнения – измерить Определить точность измерения. Все измерения следует сопровождать соответствующими записями в тетрадях. |
Умение наблюдать | Уяснение цели наблюдения; Определение объекта наблюдения; Создание необходимых условий для наблюдения, обеспечение хорошей видимости наблюдаемого явления; Выбор наиболее выгодного для данного случая способа кодирования (фиксирования) получаемой в процессе наблюдения информации; Проведение наблюдения с одновременным фиксированием (кодированием) получаемой в процессе наблюдения информации; Анализ результатов наблюдений, формулировка выводов. |
Как выполнять опыты | Формулировка цели опыта; Построение гипотезы, которую можно положить в основу; Определение условий, которые необходимы для того, чтобы проверить правильность гипотезы; Определение необходимых приборов и материалов; Моделирование хода конкретного опыта (определение последовательности операций); Выбор рационального способа кодирования (фиксирования) информации, которую предполагается получить в ходе эксперимента; Непосредственное выполнение эксперимента – наблюдение, измерение и фиксирование получаемой информации (зарисовки, запись результатов измерений и т.д.); Математическая обработка результатов измерений; анализ полученных данных; Формулировка выводов из опытов. |
ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
Умение охарактеризовать политическое событие и явление | Каковы причины события или явления? Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении? Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)? Какими способами люди добивались поставленной цели? Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления? Как можно в целом оценить данное событие (явление)? Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии? Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)? |
Умение комментировать политические высказывания | Изложить высказывание своими словами. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения. Дополнить высказывание (если это нужно). Сделать вывод из высказывания. Оценить высказывание с моральной точки зрения (прокомментировать с точки зрения морали вывод). |
Как работать с историческими документами | Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события? Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь? Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события? Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится? |
Как дать оценку исторического деятеля | Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге и т.д.) когда и в какой стране жил и действовал этот исторический деятель, к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели; какие средства для их достижения он использовал. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете? Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить). Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания. Определите по делам, поступкам значение его деятельности (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Каково ваше отношение к данной личности? |
Как составить синхронистическую таблицу | Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Укажите точные даты. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне. |