СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки-алгоритмы для формирования регулятивных УУД

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу. В данном файле предлагаю ряд алгоритмов по разным предметам.

Просмотр содержимого документа
«Памятки-алгоритмы для формирования регулятивных УУД»



ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА УУД


УУД

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умение задавать вопросы к прочитанному тексту

  • Прочти текст

  • Выдели в нём главную мысль, т.е. ответь на вопрос «О чём говорится в этом тексте?»

  • Найди в тексте слова, отражающие главную мысль.

  • С помощью этих слов сформулируй вопрос, ответ на который отражал бы главную мысль прочитанного текста

  • Вопрос может начинаться со слов: «Когда..?, «Почему…?»

  • «Где…», «Как…?», «Что называется…?»

Умение выделять главное

  • Внимательно прочитай текст.

  • Подумай, о ком или о чем говорится в тексте (тема).

В этом рассказе говориться о том как… .

  • Что говорится об этом (главная мысль).

  • С какой целью, почему автор рассказывает об этом? Главная мысль (идея) – это то, к чему автор призывает, чему учит, с какой целью написал.

  • Раздели текст на законченные части.

  • Какие слова являются самыми важными в каждой части (ключевые, опорные). 5-9 слов.

  • С помощью опорных слов сформулируйте главные мысли частей и кратко  запишите их. (План).

  • Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль текста, запишите ее и проверьте, выражает ли она содержание каждой части.

  • Озаглавьте текст.


Умение сравнивать

Сравнивать – это значит найти общие и различные свойства предметов, явлений, вещей.

  • Найди все свойства   сравниваемых предметов, явлений, вещей.

  • Назови найденные свойства.

  • Среди всех свойств выбери основные , т.е. существенные.

  • Сравни предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.

  • Подведи итог сравнения.




Умение обобщать

Обобщать – это значит  найти общие признаки и свойства изучаемого явления.

  • Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).

  • Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (темы).

  • Выбери существенные свойства.

  • Сделай вывод о применении основных свойств изучаемого явления в практической деятельности.

  • Начни со слов  - следовательно, таким образом, итак.

Умение отвечать по плану

  • Внимательно ознакомься с планом.

  • Перескажи каждую часть, опуская деталей.

  • Перескажи весь текст.

  • Следи, не отступаешь ли ты от плана.


Ументе работать с понятиями

Работать с понятием – это,  значит, сказать, что обозначает слово, ответить на вопрос: «Что это такое?».

  • Прочитай или прослушай определение изучаемого понятия.

  • Найди в определении общие свойства изучаемого понятия.

  • Отбери из общих свойств основные свойства понятия.

  • Сформулируй определение понятия сам.


Как работать с книгой


  • Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.

  • Старайся читать бегло, но внимательно.

  • Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.

  • Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.

Как работать над параграфом учебника

  • Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.

  • Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.

  • Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.

  • Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.

  • Установи, что ты узнал из нового параграфа.

  • Перескажи содержание параграфа.

  • Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

Как самостоятельно подготовиться

  • Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.

  • Прежде, чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.

  • Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.

  • Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.

  • О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.

  • Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

  • Начинай самоподготовку в определённом порядке. Через каждые 15-20 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.

Как искать информацию в Интернете

  • Определите поисковую систему Яндекс, Рамблер и др.

  • Сформулируйте максимально коротко то, что Вы хотите найти.

  • Если результат поиска не дал, смените поисковую систему или переформулируйте запрос.

  • Обратитесь к энциклопедиям «Википедия», «Гипермаркет знаний», «Банк рефератов» и др.

  • Критически осмыслите, отберите необходимую информацию.

  • Составьте библиографию источников.


Как работать над темой доклада, выступления

  • Подумай сначала над смыслом работы, восстанови то, что ты знаешь по теме, дай ответ, чего недостает (если можешь, составь план работы согласно замыслу).

  • Подбери литературу с помощью каталога, библиотекаря, преподавателя.

  • Выдели среди них основную.

  • Приступай к общему (беглому) знакомству со всей литературой.

  • Уточни после этого план.

  • Отбери материал к каждому пункту плана (работай сразу с несколькими источниками). Выпиши главное.

  • Составь черновик, выдержи логику плана, используя отобранный материал.

  • Сократи работу.

Как запомнить

  • Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

  • Текст читай более внимательно.

  • Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

  • Особое внимание уделяй структуре материала.

  • Уясни не только порядок изложения, но и определи, чем вызвана та или иная последовательность.

  • Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.

  • Мысленно повтори заглавия уже выделенных частей текста.

  • Произнеси несколько раз новые формулировки, слова, даты.

  • Особо важные места в тексте перечитай.

  • Воспроизведи весь материал по плану.

Как составить тезисы

  • Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения, это подсказка поможет вам в работе.

  • Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

  • Определите главную мысль каждой части.

  • Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте.

  • Тезисы пронумеруйте – это позволит сохранить логику авторских суждений.

  • Отделите пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.

Как написать конспект

  • В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

  • Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты.

  • Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

  • При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

  • Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

  • Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

  • В конспекте можно использовать цитаты.

  • При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком – непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе.

Как работать с журналом


  • Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.

  • При чтении журнала пользуйся картой.

  • Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам.

  • Читай журнал внимательно, не торопясь

  • Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями.

  • Подумай, как можно использовать полученные знания при подготовке к занятиям.

Как выделить в тексте главное

  • Внимательно прочитай текст.

  • Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.

  • Что говорится об этом?

  • Раздели текст на законченные части.

  • Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.

  • Отдели главное от второстепенного (произведи сортировку материала).

  • Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа.

  • С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.

  • Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух

Как составлять схему

  • Запишите тему. Выделите ключевые слова.

  • Найдите основные разделы, смысловые блоки, из которых состоит текст. Дайте им названия.

  • Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста - установите взаимосвязи.

  • Дополните примерами.

Как составить кластер

  • Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

  • Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

  • По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

  • Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

Как заполнять таблицу

  • Озаглавьте таблицу.

  • Определите критерии (1-й столбец) и показатели (наименования последующих столбцов - граф).

  • Определите количество и подпишите название граф.

  • Найдите в тексте материал к графам.

  • Сделайте соответствующие записи из текста в сокращенном виде.

  • Обобщите и сделайте вывод.

Как организовать самоконтроль

  • Составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста.

  • Проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов.

  • Найдите ответы в тексте – проверьте себя.

  • Проведите взаимопроверку с соседом по парте.

  • Прорецензируйте свой ответ.

Как доказать


  • Проанализируйте задание, уясните, что будете доказывать.

  • Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

  • Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказываемого вывода):

  • а) факты, подтверждающие эту мысль (достоверные);

  • б) свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.

  • Рассуждайте: свяжите свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы.

  • Логично выстраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом.

  • Сделайте вывод, завершающий доказательство.

  • Помните, что доказательство состоит из следующих составных частей:

  • - то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод);

  • - доводы (факты, суждения в пользу выводов);

  • - рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую надо доказать.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Как разобрать слово по составу


  • Изменить форму слова  выделить окончание, обозначить.

  • Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.

  • Подобрать однокоренные слова  выделить общую часть слова – корень, обозначить.

  • Посмотреть на оставшиеся части слова:

  • Если есть часть слова перед корнем  это приставка, обозначить.

  • Если есть часть слова между корнем и окончанием  это суффикс, обозначить.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  • Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

  • Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

  • Прочитай задания упражнения

  • Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

  • Выполни упражнение письменно

  • Проверь всю работу

Как списывать предложения или текст

  • Прочитай предложение, текст

  • Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать

  • Прочитай внимательно каждое предложение

  • Запомни, как пишутся слова в предложении

  • Списывай частями или целыми предложениями.

  • Проверь, правильно ли ты списал.

Как дать отзыв о прочитанной книге



Отзыв – это суждение, мнение содержащее оценку.

  • Исходные данные (недавно я прочел … автор, название, издательство).

  • Тема и идея прочитанного произведения.

  • Главный герой и его поступки.

  • Описание событий, эпизодов, особенно запомнившихся тебе.

  • Кому именно ты советуешь прочитать эту книгу. Почему?


Умение подробно пересказывать текст

Подробный пересказ – это вид пересказа без сокращения.

  • Выразительно прочитай текст.

  • Расскажи, что тебе уже известно о прочитанном.

  • Определи особенности текста.

  • Задай вопросы к тексту.

  • Найди главную мысль.

  • Раздели текст на логические части. Читая каждую часть,  записывай опорные слова, словосочетания, фразы, не опуская деталей.

  • Подробно перескажи текст, опираясь на записи.

  • Прочитай текст, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.

  • Повторно перескажи текст, учитывая недочеты.

Умение пересказывать выборочно

Выборочный пересказ – это вид пересказа, передающего заданную тему.

  • Выразительно прочитай текст.

  • Определи, что тебе известно о прочитанном.

  • Определи особенности текста, который ты будешь пересказывать.

  • Выдели логические части и расположи части в определенной последовательности.

  • Читая каждую, записывай опорные слова, словосочетания, фразы.

  • Найди слова для связи частей.

  • Перескажи получившийся текст,  опираясь на записи, а затем без них.

  • Прочитай выбранные части, сравни с пересказом, найди пропущенное.

  • Повторно перескажи исправленный текст.


Умение пересказывать сжато

Сжатый пересказ  - это вид пересказа, который передает только основное содержание текста.

  • Выразительно прочитай текст.

  • Определи, что тебе уже известно.

  • Выдели логические части.

  • Определи главную  мысль каждой части и запиши ее.

  • Найди и запиши слова, словосочетания, фразы, связывающие логические части.

  • Составь текст, используя основные моменты и связки.

  • Перескажи получившийся текст, используя записи.

  • Перескажи без записей.

  • Сравни свой рассказ с записями, выяви ошибки.

  • Исправь ошибки и перескажи вновь.

МАТЕМАТИКА

Общий прием решения задач по математике

  • Анализ текста задачи

  • Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

  • Установление отношений между данными и вопросом.

  • Составление плана решения.

  • Осуществление плана решения

  • Проверка и оценка решения задачи.

Учебное моделирование

  • предварительный анализ текста задачи;

  • перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;

  • построение модели;

  • работа с моделью;

  • соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами)

ХИМИЯ, ФИЗИКА

Как изучать явления


  • Внешние признаки явлений (признаки, по которым обнаруживается явление).

  • Условия, при которых протекает (происходит) явление.

  • Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).

  • Определение явления.

  • Связь данного явления с другими (или фактора, от которых зависит протекание явления).

  • Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).

  • Использование явления на практике.

  • Способы предупреждения вредного действия явления на человека и окружающую среду.

Как изучать величины

  • Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина.

  • Определение величины.

  • Определительная формула (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).

  • Какая величина – скалярная или векторная.

  • Единица величины в СИ.

  • Способы измерения величины

Как изучать теории

  • Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории (эмпирический базис, основание теории).

  • Основные понятия теории.

  • Основные положения (постулаты, принципы или законы) теории, ядро теории.

  • Математический аппарат теории (основные уравнения).

  • Круг явления, объясняемых теорией.

  • Явления и свойства тел (частиц), выводы, предсказываемые теорией.

Как изучать законы

  • Связь между какими явлениями или величинами выражает данный закон?

  • Формулировка закона.

  • Koгда и кто впервые сформулировал данный закон?

  • Математическое выражение закона.

  • Опыты, подтверждающие справедливость закона.

  • Учёт и использование закона на практике.

  • Границы применения закона.

Как изучать приборы

  • Назначение прибора.

  • Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора).

  • Схема устройства прибора (его основные части, их назначение).

  • Правила пользования прибором.

  • Область применения прибора.

Умение измерять

  • Определить по внешнему виду назначение прибора;

  • Выяснить верхний и нижний пределы измерения;

  • Определить цену деления шкалы прибора;

  • Выполнить упражнения – измерить

  • Определить точность измерения.

  • Все измерения следует сопровождать соответствующими записями в тетрадях.

Умение наблюдать

  • Уяснение цели наблюдения;

  • Определение объекта наблюдения;

  • Создание необходимых условий для наблюдения, обеспечение хорошей видимости наблюдаемого явления;

  • Выбор наиболее выгодного для данного случая способа кодирования (фиксирования) получаемой в процессе наблюдения информации;

  • Проведение наблюдения с одновременным фиксированием (кодированием) получаемой в процессе наблюдения информации;

  • Анализ результатов наблюдений, формулировка выводов.

Как выполнять опыты

  • Формулировка цели опыта;

  • Построение гипотезы, которую можно положить в основу;

  • Определение условий, которые необходимы для того, чтобы проверить правильность гипотезы;

  • Определение необходимых приборов и материалов;

  • Моделирование хода конкретного опыта (определение последовательности операций);

  • Выбор рационального способа кодирования (фиксирования) информации, которую предполагается получить в ходе эксперимента;

  • Непосредственное выполнение эксперимента – наблюдение, измерение и фиксирование получаемой информации (зарисовки, запись результатов измерений и т.д.);

  • Математическая обработка результатов измерений; анализ полученных данных;

  • Формулировка выводов из опытов.

ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Умение охарактеризовать политическое событие и явление

    • Каковы причины события или явления?

    • Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

    • Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?

    • Какими способами люди добивались поставленной цели?

    • Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

    • Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

    • Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

    • Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Умение комментировать политические высказывания

  • Изложить высказывание своими словами.

  • Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

  • Дополнить высказывание (если это нужно).

  • Сделать вывод из высказывания.

  • Оценить высказывание с моральной точки зрения (прокомментировать с точки зрения морали вывод).

Как работать с историческими документами

  • Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?

  • Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?

  • Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?

  • Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

  • Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?

  • Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Как дать оценку исторического деятеля

    • Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге и т.д.) когда и в какой стране жил и действовал этот исторический деятель, к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели; какие средства для их достижения он использовал.

    • Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?

    • Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить).

    • Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

    • Определите по делам, поступкам значение его деятельности (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества).

    • Каково ваше отношение к данной личности?

Как составить синхронистическую таблицу


  • Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

  • По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

  • Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.

  • Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Укажите точные даты.

  • При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!