СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки для родителей "Как помочь ребнку с ОВЗ успешно учиться?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты памяток могут использоваться учителем как материал для родительского собрания

Просмотр содержимого документа
«Памятки для родителей "Как помочь ребнку с ОВЗ успешно учиться?"»

Памятки для родителей. Ребенок с нарушением интеллекта.

Организация помощи при обучении.

Ребенок с нарушением интеллектуального развития слаб и моторно неловок. Очень быстро родители приходят в отчаяние от беспомощности ребенка и начинают его полностью и чрезмерно обслуживать. Прекращаются или резко сокращаются попытки научить его самостоятельно пользоваться вещами. Но для воспитания и социализации ребенка с нарушением интеллекта очень важным является развитие у него культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарного бытового труда. Необходимо хвалить ребенка, когда он старается быть опрятным, не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается.

Ребенок с отклонениями интеллектуального развития часто более впечатлителен, добр, беззащитен, чем здоровый ребенок. Малейшее проявление недоброжелательности глубоко ранит его, он привыкает к упрекам, постепенно отдаляется от родителей, замыкается в себе, что усиливает его физические и психические проблемы и способствует патологическому развитию личности. Главное заключается в том, что к каждому ребенку не смотря на уровень умственного развития, следует относиться с большим уважением.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение.

Рекомендации родителям при организации занятий

При занятиях с ребенком с нарушением интеллекта родителям рекомендуется соблюдать определенные условия:

1.Чаще хвалите ребенка.

 Хвалите его, ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь хорошо получается (или когда он очень старается). Однако нельзя давать в награду сладости или еду, особенно, если ребенок склонен к полноте.

2. Больше разговаривайте с ребенком.

Объясняйте все, что вы делаете, просто и доходчиво. Пояснение, похвала за успехи действует гораздо лучше, чем выговор или наказание за неудачу. Когда ребенок старается что-нибудь сделать, но у него не получается, лучше обойти это молчанием или просто сказать: "Жаль, не вышло.  Ничего, в другой раз получится".

3. Используйте подражание (копирование). Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

4. Сделайте обучение интересным. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

Дети охотнее занимаются, когда это доставляет им удовольствие. Продолжайте заниматься с ребенком до тех пор, пока его это забавляет. Как только занятие перестает быть забавой, прекратите его или внесите какие-нибудь изменения, чтобы сделать его более увлекательным.

5. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.


Занимаясь с ребенком:

- сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении к результатам, которых вы оба ждете;

- занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стульчике; он на полу и вы на полу);

- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);

- принимайте ребенка таким, какой он есть;

- будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он интерес к тому, что он делает);

- оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни.



Пожелания родителей ребенку при обучении в школе.

Не гонись за хорошими оценками.

Хорошие отметки - не всегда гарант знаний. К сожалению, у некоторых родителей, детей и учителей происходит подмена понятий - знания и оценка. В погоне за пятерками родители (а позже и сами дети) забывают, что истинные знания - это отнюдь не пятерки. Мы лишь накладываем на него дополнительный груз ответственности: "Что будет, если я принесу плохую оценку? Мама будет злиться, ругаться, я буду плохим, меня не будут любить и принимать". Погоня за пятерками - это путь к тревожности, стрессам, "синдрому отличника", страху ошибок и прочему. Помните о методе "зелёной ручки"? Метод «зелёной ручки» в психологии предполагает акцентирование внимания не на ошибках, а на том, что ребёнок сделал правильно. Обязательно попробуйте этот метод в обучении своего чада!

Уважение - это основа нормальных отношений с окружающими.

Учите ребёнка уважительному отношению к учителям, работникам образовательного учреждения и к другим школьникам. Напоминайте про личные границы, учите эмоциональному интеллекту. И, конечно, показывайте на собственном примере, в том числе, в сторону самого ребёнка, что это такое - уважительное отношение.

Учебный процесс - это важная ступень твоей жизни.

Не обсуждайте при ребёнке участников школьного процесса, не возмущайтесь заданным на дом заданием, современным образованием и прочим - ребёнок достаточно легко поймёт ваше отношение к школе и возьмет его за основу. Многие родители, часто возмущаясь при ребенке школьным процессом, позже удивлялись халатному отношению самого ребёнка к учёбе, хватаясь за голову: "Он не хочет учиться! Что делать?"

Если ты не справляешься - попроси помощи.

С первых дней в школе объясняйте ребенку, что обучение - это его ответственность, но это не означает, что ребенок целиком и полностью должен справляться с ней сам (особенно в младших классах). Просить помощи - не страшно и не стыдно. Но не забывайте про баланс: не превращайте помощь в полное избавление от ответственности - если ребенку нужно нарисовать рисунок дома, вы ему помогаете, а не рисуете все за него!

Распорядок дня - это твой помощник.

Планирование времени - это фактор успеха, который помогает организовать свой день так, чтобы успеть все запланированные дела, не потратив на них все свои ресурсы. Если у ребёнка с первых дней в школе войдёт в привычку планировать свое время, то ему самому будет легче и интереснее учиться.





Ты чувствуешь то, что ты чувствуешь.

Волнение, переживания и даже страх - это нормально. Все мы люди и испытываем разные чувства и эмоции. Помогите ребёнку научиться справляться со своими эмоциями, не запрещайте, не высмеивайте и не обесценивайте их. Например, если он говорит, что боится идти в школу, постарайтесь понять его и помочь справиться с этим страхом.

Никогда не принимай участия в травле.

С ребенком обязательно нужно поговорить про такое понятие, как буллинг (травля). Первокласснику можно просто объяснить: "Травля - это когда человек обижает кого-то слабее себя постоянно и специально. Не делай так, а если кто-то в школе так делает в твою или чужую сторону — расскажи учителю или мне. Взрослые найдут способ, как справиться с такой неприятной ситуацией". Для детей постарше стоит расширить понятие буллинга, отдельно поговорить про травлю в сети.

Ошибаться - это нормально.

Про ошибки стоит говорить отдельно. Ведь ошибаться ребёнок может не только в учебном процессе. Расскажите, что наш опыт строится не только из побед, но и из ошибок и проигрышей. Их не стоит бояться, они всегда несут в себе какой-то хороший жизненный урок. Задача ребёнка - понять, что это за урок. Приведите пример ошибки из своей жизни, расскажите, что в себе несла эта ситуация и чему вы научились, исходя из неё.

































Примеры игр, которые  способствуют повышению интереса к учёбе.



Упражнение 1. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного пред­ложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 2. «Исключение лишнего слова».  Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сход­ные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каж­дую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные и меткие решения.

Упражнение 3. «Способы применения предмета».  Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопро­ектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. Д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Упражнение 4. «Рисунок по образцу». Это визуальное задание на внимательность.

Нужно показать определённый рисунок, дать несколько секунд на изучение, потом убрать образец и попросить быстро нарисовать на своих листках точно такой же.













10 способов формирования здоровой самооценки ребёнка


 "Ты очень умный/умная и способный/способная. Я знаю, что ты сможешь справиться с этой задачей!"

 "Твои усилия и работа важны. Постепенный прогресс и улучшение являются ключом к успеху!"

 "Я горжусь тобой и всем тем, чем ты достиг в учебе. Ты делаешь прекрасные вещи!"

 "Учиться может быть трудно, но я верю в тебя и знаю, что ты сможешь преодолеть все трудности!"

 "Твоя усидчивость и настойчивость в учебе будут вознаграждены. Ты создаешь свой собственный путь к успеху!"

 "Помни, что ошибки — это часть процесса обучения. Не бойся совершать ошибки, они помогут тебе учиться и расти!"

 "Ты можешь достичь любой цели, которую ты себе поставил/поставила, если будешь верить в себя и упорно работать над этим!"

 "Твое образование является инвестицией в будущее. Чем больше мы учимся сейчас, тем больше возможностей откроются перед нами!"

 "Ты уникален/уникальна и имеешь собственный путь к успеху. Верь в свои способности и помни, что ты можешь достичь всего, что захочешь!"

 "Я всегда здесь, чтобы поддержать тебя и помочь в учебе. Мы в команде, и вместе мы сможем преодолеть любые трудности!"

 





















Рекомендации, которые помогут ребёнку с нарушением развития лучше учиться



1) Организуйте режим дня с учётом времени на отдых — строгий график, в котором прописаны дела на день, помогает ребёнку лучше ориентироваться во времени, а также избежать перегрузок.


2) Оказывайте необходимую помощь — с её помощью ребёнок будет испытывать меньше стресса от того, что что-то забыл и не сделал, и будет постепенно формировать навыки самоконтроля (например: «Завтра у тебя четыре урока. Какие? Ты взял всё необходимое? Сразу после уроков занятие у логопеда. Тебе нужно напомнить? Знаешь, где находится кабинет? Расскажи мне на всякий случай»).


3) Отмечайте достижения ребёнка  — ситуации успеха помогают формированию позитивной самооценки и мотивируют учиться дальше (например: «Учитель похвалил тебя за работу в классе, я горжусь тобой!», «Сегодня ты выполнил домашнее задание без ошибок, это отличный результат»).


4) Развивайте познавательную активность — стремление получить знания является хорошим внутренним мотиватором (например: «Что интересное, новое ты узнал сегодня на уроках?», «Помоги мне, пожалуйста, рассчитать сумму покупок»), делитесь интересными фактами, которые знаете вы.


5)  Не стоит игнорировать занятия со специалистами в школе. Занятия проходят индивидуально или в малых группах, что помогает выстраивать работу с опорой на возможности ребёнка и в комфортном для него темпе.


6) Дополнительные занятия, выбранные по интересам ребёнка. Они способствуют эмоциональной разгрузке. Кроме того, помогают сформировать вне учебные навыки, которые положительно сказываются на общем развитии ребёнка.