Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова»
Мингазетдинова Багдагуль Юсупбаевна,
преподаватель
Памятки обучающимся для использования на занятиях по истории
Предлагаемые памятки облегчат работу, как педагога, так и учащихся. Они помогут ученикам развить различные умения и навыки: анализ, синтез, сравнение, характеристика и др. Памятки помогут грамотно и последовательно выстраивать свой ответ.
Анализ исторического события
Когда произошло данное событие?
Где оно произошло?
Какие исторические обстоятельства привели к данному событию?
К каким последствиям привело это событие?
Какие социальные слои (группы) были основными участниками события?
Кто лично сыграл в нём значительную роль?
Какой след оставило данное событие в истории региона, страны, мира?
Событие было случайным или закономерным явлением?
Как бы вы поступили в таких условиях?
Ваша оценка события.
Составление исторического портрета
Как происходило становление личности исторического деятеля.
1.1. Где и когда он родился?
1.2. Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?
1.3. Под влиянием чего/кого формировались его взгляды?
Личные качества и черты характера.
2.1. Как личные качества человека повлияли на его деятельность?
2.2. Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие нет? .
Деятельность исторической особы.
3.1. Назовите основные успехи и неудачи в жизни этого человека.
3.2. Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие – нет. Почему?
3.3. Кто лично был его другом, а кто врагом?
Почему?
3.4. Каковы последствия его деятельности:
а) для современников;
б) для потомков?
3.5. За что человечество чтит (или порицает) этого человека?
Каково ваше личное отношение к данному историческому деятелю?
4.1. Какие чувства вызывает у вас его деятельность?
4.2. Как вы относитесь к средствам и методам, . которые он выбирал?
Обоснуйте свою позицию.
Работа с историческим документом
Выясните происхождение документа.
1.1. Кто его автор? Чьи интересы он защищает?
1.2. Как могли повлиять на автора исторические события или общая ситуация в этот период?
1.3. При каких исторических обстоятельствах появился документ?
1.4. Что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком, законодательный акт ... )?
1.5. О чём говорится в документе? Какая сторона события или явления умалчивается?
1.6. Какие чувства вызывает документ у читателей?
1.7. Что вас удивило в этом документе?
Выясните, какое задание к документу вам необходимо выполнить и что для этого нужно.
2.1. Если документ должен углубить ваши знания о каком-либо историческом явлении, событии или лице, вспомните, что вам уже известно об этом.
3. Прочитайте текст документа, определите значение понятий и терминов, содержащихся в нём.
4. Попробуйте выполнить задание. Если вы не можете этого сделать, определите, что вам мешает.
4.1. Обратите внимание на то, как сформулированы задачи; возможно, вы не поняли поставленного задания.
4.2. Прочитайте ещё раз внимательно и медленно документ, обращая внимание на содержание отдельных предложений.
5. Как этот документ сочетается с другими свидетельствами об описанных в нём событиях, явлениях или процессах?