СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по чтению.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить ребенка читать и понимать прочитанное, работать с текстом, привить любовь к чтению - это главные задачи учителя в начальной школе. Данные памятки познакомят ребенка с правилами работы с текстами.

Просмотр содержимого документа
«Памятки по чтению.»

Памятки по чтению.


Правила чтения и обращения с книгой.

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45*.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.


Как надо готовить чтение.

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.


Учитесь читать выразительно.

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представит себе то, о чем читаете.

3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделяйте голосом важные места.


Памятка к работе над сказкой.

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил (авторская или народная)?

2. Перечитай сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическа? Волшебная, бытовая, о животных?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найди в тексте сказки слова и выражения, котрые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки ( если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось больше всего?


Памятка к работе над басней.

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитай басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало "крылатым"?


Памятка к работе над стихотворением.

1. Назовите название стихотворения и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает автор?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под каждой картинкой?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.


Памятка к работе над статьей.

1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

3. О ком или о чем эта статья?

4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части?Озаглавьте каждую часть. Составьте план.

6. Какова главная мысль всей статьи? найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

7. Что нового вы узнали из прочитанного?

8. Что вы читали об этом раньше?


Памятка к работе над рассказом.

1. Как называется рассказ? Кто его автор?

2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

3. Назовите дейсвующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, читая рассказ?


Составление плана рассказа.

1. Прочитайте рассказ.

2. Разделите рассказ на части (одна часть отличается от другой содержанием)

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное. Мысленно нарисуйте картину к этой части.

4. Озаглавьте эту часть, (выразите главное в одном предложении и запишите заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное ( не упущено основное, не повторяются заголовки и они помогают вспомнить содержание текста).


Подготовка полного пересказа текста.

1. Прочитайте рассказ медленно и внимательно.

2. Наметьте его основные смысловые части.

3. Составьте план текста.

4. Перескажите рассказ по плану при закрытой книге, стараясь не упускать важные моменты, описанные в тексте.

5. Проверьте себя по книге.


Пдготовка краткого пересказа текста.

1. Прочитайте внимательно рассказ.

2. Составьте план.

3. Расскажите о самом главном в каждой части.

4. Перескажите весь рассказ по плану сжато, отразив только самое главное.

5. Проверьте себя. Нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного.

6. Сравните подробный и сжатый пересказы (если он был ранее составлен).


Выработка умения отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с вопросами.

2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

3. Найди в тексте ответ на каждый вопрос.


Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии).

1. Перечитайте произведение и отметьте в тексте отрывки, в которых рассказывается о герое.

2. Расположите отрывки по порядку, подумайте как их можно объединить.

3. Подумайте какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

5. Составьте рассказ.