Памятки по чтению.
Правила чтения и обращения с книгой.
1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45*.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.
Как надо готовить чтение.
1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.
Учитесь читать выразительно.
1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
2. Старайтесь мысленно представит себе то, о чем читаете.
3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделяйте голосом важные места.
Памятка к работе над сказкой.
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил (авторская или народная)?
2. Перечитай сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическа? Волшебная, бытовая, о животных?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найди в тексте сказки слова и выражения, котрые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки ( если она авторская) к своим героям?
8. Что из этой сказки запомнилось больше всего?
Памятка к работе над басней.
1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитай басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7. Что должен понять из этой басни читатель?
8. Какое выражение басни стало "крылатым"?
Памятка к работе над стихотворением.
1. Назовите название стихотворения и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает автор?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под каждой картинкой?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Памятка к работе над статьей.
1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части?Озаглавьте каждую часть. Составьте план.
6. Какова главная мысль всей статьи? найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового вы узнали из прочитанного?
8. Что вы читали об этом раньше?
Памятка к работе над рассказом.
1. Как называется рассказ? Кто его автор?
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
3. Назовите дейсвующих лиц. Что вы о них узнали?
4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
5. О чем вы думали, читая рассказ?
Составление плана рассказа.
1. Прочитайте рассказ.
2. Разделите рассказ на части (одна часть отличается от другой содержанием)
3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное. Мысленно нарисуйте картину к этой части.
4. Озаглавьте эту часть, (выразите главное в одном предложении и запишите заголовок в тетрадь).
5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное ( не упущено основное, не повторяются заголовки и они помогают вспомнить содержание текста).
Подготовка полного пересказа текста.
1. Прочитайте рассказ медленно и внимательно.
2. Наметьте его основные смысловые части.
3. Составьте план текста.
4. Перескажите рассказ по плану при закрытой книге, стараясь не упускать важные моменты, описанные в тексте.
5. Проверьте себя по книге.
Пдготовка краткого пересказа текста.
1. Прочитайте внимательно рассказ.
2. Составьте план.
3. Расскажите о самом главном в каждой части.
4. Перескажите весь рассказ по плану сжато, отразив только самое главное.
5. Проверьте себя. Нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного.
6. Сравните подробный и сжатый пересказы (если он был ранее составлен).
Выработка умения отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с вопросами.
2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
3. Найди в тексте ответ на каждый вопрос.
Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии).
1. Перечитайте произведение и отметьте в тексте отрывки, в которых рассказывается о герое.
2. Расположите отрывки по порядку, подумайте как их можно объединить.
3. Подумайте какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
5. Составьте рассказ.