Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука Тема: звук “з”.
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование: зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения). .
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый — мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая, запись.
10. Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
12. 3акрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
Cтруктура логопедического занятия по дифференциации звуков Тема: звуки "с" - "з"
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная аз¬бука, сюжетные картинки, материал для графического письма.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основ¬ные упражнения, моделирующие главные артикуляционные дви¬жения для того и другого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и раз¬личных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков и букв.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, в затем выделение из слов данных звуков.
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия при дизартрии Тема: звук «с».
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.
Оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент с психотерапией.
2. Общее расслабление.
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Массаж лица.
6. Развитие мимических мышц.
7. Развитие артикуляционной моторики.
8. Работа над развитием дыхания и голоса.
9. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
10.Формирование лексико-грамматической стороны речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
13. Оценка работы детей на занятии.
Самоанализ урока учителем
1. Краткая характеристика группы (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счёту по данной теме. Тип урока.
3. Этапы урока. Используемые методы, приёмы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приёмов. Как используемые методы и приёмы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметные связи и связь материала урока с жизнью.
4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Примерная схема анализа занятия (урока)
1. Место данного занятия (урока) в системе занятий по теме. Соответствие материала программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы (класса). Объём материала и его доступность.
2. Правильность постановки целей и задач, их соответствие теме и содержанию занятия (урока). Адекватность отбора речевого материала задачам занятия (урока).
3. Организация занятия (урока): эстетическое оформление, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятия (урока): основные этапы, их логическая последовательность, чёткость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов, соотношение времени, отведённого на индивидуальную и фронтальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведённому времени). Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия (урока). Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приёмы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия (урока). Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приёмов обучения. Особенности применения методических и коррекционных приёмов, умение использовать методические пособия. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Адекватность предъявляемых требований с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. Доступность и чёткость инструкций и вопросов учителя-логопеда.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания на протяжении всего занятия, возможности переключения внимания от одного занятия к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закреплённых детьми на занятии.
7. Характеристика деятельности учителя-логопеда. Возможности контакта с группой (классом), умение владеть вниманием детей и организовывать их для работы, владение приёмами повышения активности, интереса и внимания детей, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учётом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность). Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок.
8. Результаты занятия (урока). Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приёмов. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы). Подведение итогов занятия (урока), оценка деятельности детей.
Схема групповых занятий при заикании
1. Организационный момент с психотерапией.
2. Общая моторная зарядка:
а) снятие мышечного напряжения;
б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела
в) преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка:
а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плав¬ность его);
б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса
в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
4. Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности ритма речи).
5. Работа по закреплению навыков правильной речи:
а) сопряженная форма;
б) отраженная форма;
в) вопросно-ответная форма;
г) самостоятельная форма.
6. Домашнее задание.
7. Итог занятия и оценка работы с психотерапией.