СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по русскому языку для учащихся с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки для обучающихся с ОВЗ по русскому языку могут применятся на уроках, при выполнении домашнего задания, при выполнении контрольных и проверочных работ

Просмотр содержимого документа
«Памятки по русскому языку для учащихся с ОВЗ»

Памятки по русскому языку для учащихся с ОВЗ 5-9 классы

Памятки по русскому языку для учащихся с ОВЗ

5-9 классы

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов

Правила переноса слов

Правила переноса слов

Чередующиеся гласные в корне слова

Чередующиеся гласные в корне слова

Н и НН в разных частях речи

Н и НН в разных частях речи

Вводные слова

Вводные слова

Разряды местоимений

Разряды местоимений

Виды союзов

Виды союзов

Фонетический разбор слова Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог. Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки. Охарактеризовать каждый звук: а) гласный – ударный или безударный; б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;                             мягкий или твёрдый, парный или непарный. 4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.          Образец разбора: ёж – 1 слог ё - [й , ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.           [о] – гласн., ударн. ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн. _____________________ 2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Фонетический разбор слова

  • Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
  • Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
  • Охарактеризовать каждый звук:
  • а) гласный – ударный или безударный;
  • б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
  •                             мягкий или твёрдый, парный или непарный.
  • 4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
  •          Образец разбора:
  • ёж – 1 слог
  • ё - [й , ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
  •           [о] – гласн., ударн.
  • ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.
  • _____________________
  • 2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова               Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря). Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет). Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов). Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.          Образец разбора.           Задремали  звёзды золотые. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном. Перен.знач. – олицетворение. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы. Нейтр. Исконно русское.

Лексический разбор слова      

  •        
  • Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
  • Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  • Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  • Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
  • Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.
  •          Образец разбора.
  •           Задремали  звёзды золотые.
  • Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
  • Перен.знач. – олицетворение.
  • Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
  • Нейтр.
  • Исконно русское.
Морфологический разбор  имени существительного I . Общее грамматическое значение (предмет). Начальная форма (именительный падеж, единственное число) II . Постоянные признаки: -  собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.     Непостоянные признаки: число, падеж. III.  Каким членом предложения является (синтаксическая роль).          Учится в  школе I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет     Нач.ф. – школа II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.       Непост.пр.: в един.ч., п.п. III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени существительного

  • I . Общее грамматическое значение (предмет).
  • Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
  • II . Постоянные признаки:
  • -  собственное или нарицательное,
  • одушевлённое или неодушевлённое,
  • род,
  • склонение.
  •     Непостоянные признаки:
  • число,
  • падеж.
  • III.  Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
  •          Учится в  школе
  • I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
  •     Нач.ф. – школа
  • II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
  •       Непост.пр.: в един.ч., п.п.
  • III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе
Морфологический разбор  имени прилагательного I.   Общее грамматическое значение (признак предмета).       Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). II.  Постоянные признаки:       -    качественное, относительное или притяжательное.       Непостоянные признаки: полная или краткая форма,       только у качественных степень сравнения                     прилагательных число, род (в единственном числе), падеж ( в полной форме) III.  Каким членом предложения является (синтаксическая роль).             Приехал в  бабушкин  дом I.  Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета   по принадлежности к лицу       Нач.ф. – чей? бабушкин II.  Пост.пр.: притяж.       Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р. III. В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I.   Общее грамматическое значение (признак предмета).
  •       Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
  • II.  Постоянные признаки:
  •       -    качественное, относительное или притяжательное.
  •       Непостоянные признаки:
  • полная или краткая форма,       только у качественных
  • степень сравнения                     прилагательных
  • число,
  • род (в единственном числе),
  • падеж ( в полной форме)
  • III.  Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
  •             Приехал в  бабушкин  дом
  • I.  Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
  •   по принадлежности к лицу
  •       Нач.ф. – чей? бабушкин
  • II.  Пост.пр.: притяж.
  •       Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
  • III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола I .    Общее грамматическое значение (действие, состояние)         Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать? II.    Постоянные признаки: возвратный(ся) или невозвратный вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?) переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога) спряжение     Непостоянные признаки:      -     изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение     Для изъявительного: время (настоящее, прошедшее, будущее), число, лицо(для настоящего и будущего простого времени), род (для прошедшего времени) Для повелительного: число Для сослагательного: число, род III.   Каким членом предложения является(синтаксическая роль)             Солнце  стояло  высоко. I.   Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета       Нач.ф.: что делать? стоять II.  Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)       Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р. III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор глагола

  • I .    Общее грамматическое значение (действие, состояние)
  •         Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
  • II.    Постоянные признаки:
  • возвратный(ся) или невозвратный
  • вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
  • переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
  • спряжение
  •     Непостоянные признаки:
  •      -     изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
  •     Для изъявительного: время (настоящее, прошедшее, будущее), число, лицо(для настоящего и будущего простого времени), род (для прошедшего времени)
  • Для повелительного: число
  • Для сослагательного: число, род
  • III.   Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
  •             Солнце  стояло  высоко.
  • I.   Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета
  •       Нач.ф.: что делать? стоять
  • II.  Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
  •       Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
  • III. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Синтаксический разбор простого предложения Найти грамматическую основу предложения. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное). Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное). Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное). Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное). Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное). Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами. Объяснить постановку знаков препинания. Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор простого предложения

  • Найти грамматическую основу предложения.
  • Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
  • Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  • Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  • Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
  • Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
  • Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
  • Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
  • Объяснить постановку знаков препинания.
  • Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
  Словообразовательный разбор слова Определить, какой частью речи является слово. Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем) Составить словообразовательную цепочку слова.          Образец разбора: холодноватый Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание  -ый. Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный. Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:          холодный← холод          -холод- — корень. Итак: холод → холодный → холодноватый.

  Словообразовательный разбор слова

  • Определить, какой частью речи является слово.
  • Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  • Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
  • Составить словообразовательную цепочку слова.
  •          Образец разбора:
  • холодноватый
  • Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание  -ый.
  • Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
  • Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
  •          холодный← холод
  •          -холод- — корень.
  • Итак: холод → холодный → холодноватый.