1. Орг. момент | 3 мин | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Теперь все посмотрели друг на друга, улыбнулись, начинаем урок с хорошего настроения. (Слайд 1) | Приветствуют учителей и друг друга, | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные |
2. Актуализация знаний | 3 мин | - Посмотрите на экран: прочитайте слова Смерть, страдание, разруха, боль, голод … (слайд 2) Как вы думаете, каким одним словом можно объединить все эти слова? -Какое событие будет отмечать наша страна 9 мая? - Что вы знаете об этой войне? -Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент как освобождали наш город от захватчиков. (слайд 3) Тема нашего урока: Памятные места воинской славы города Россошь. -Наш урок посвящен этому событию. Чтобы больше узнать о войне и ее героях, мы совершим экскурсию к памятникам времен ВОВ. | Формулировка темы урока Ответы детей | Принцип деятельности. УУД: регулятивные. владение диалоговой формой речи УУД: познавательные, регулятивные |
3. Этап изучения новых знаний | 10 мин | - Что такое памятники и для чего они нужны? -Памятники не просто стоят на площади. Они могут рассказать о многом и напоминают нам и о суровых событиях Великой Отечественной войны и о ее героях. И хотя эта война была давно, мы знаем о ней еще и по рассказам прабабушек, прадедушек, ветеранов войны, по фильмам, стихам и рассказам писателей. Люди приходят к памятникам с цветами, потому что они очень благодарны тем, кто сражался за свою родину, защищал своих близких от врага, отдал свои жизни, чтобы будущее поколение - мы с вами - жило мирно и спокойно. | Ответы детей Закрепление знаний | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности). |
4. Физкультминутка | 3 мин | Солдаты выстроились ряд, идти готовы на парад. Как солдаты на параде мы шагаем ряд, за рядом. Левой-раз, левой-раз, посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее. Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленкам мы ударим, тише, тише, тише. Руки наши поднимаем выше, выше, выше. Потянулись наши руки, опустились. Мы на месте повернулись и остановились. | Повторяют за учителем | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности |
5. Практика | 17 мин | -Мы отправляемся в путь по памятным местам на экскурсию на поезде, а экскурсоводом буду сегодня я. Все памятные места мы нанесем на карту нашего города. 1-я остановка - Памятник героям гражданской войны. Надпись на табличке гласит: «Россошанцам — героям гражданской войны посвящается». Автор памятника — воронежский скульптор Ф.К.Сушков. Скульптура в виде крыльев буревестника была установлена на площади Октябрьской в 1987-м году. Позже, через год, скульптор изменил первоначальный вид памятника, дополнив композицию бюстами пятерых, устремленных вперед, мужчин. 2-я остановка - Монумент Боевой славы. На площади Ленина, находится монумент Боевой славы, посвященный наступательной операции советских войск на Острогожско-Россошанском направлении. На бетонной поверхности памятника, открытого 9 мая 1975 года, написано: Россошь освободили воины 3-й танковой Армии генерала П.С. Рыбалко. Первыми ворвались в город 15.01.43 г. танкисты 106-й танковой бригады под командованием гв. полковника И.Е. Алексеева. Выполнен монумент в виде металлического кольца диаметром 10 метров, на внешней стороне которого изображен Орден Победы и написано: «Подвигу народа жить в веках». Внутренняя поверхность кольца двухметровой ширины заполнена изображениями, выполненными чеканкой по алюминию. 3-я остановка - Воинский мемориал на братской могиле №277. На Аллее Героев установлены бюсты в честь россошанцев – 7 Героев Советского союза и 3 полных кавалеров Ордена Слава. И правофланговым в их строю стоит бюст командира 106-й танковой бригады И. Е. Алексеева, погибшего в боях при освобождении Россоши и посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Над братской могилой советских воинов, распложенной в Россоши, после войны была установлена памятная стела. Её нижняя часть которой в 1965-м году стала постаментом памятника Неизвестному Солдату, который украшает город и в настоящее время. На постаменте – надпись: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!» 4-я остановка-Памятник Острогожско-Россошанской операции. В ознаменование 60-летия победоносной Острогожско-Россошанской операции на площади Танкистов был установлен памятный монумент. Эта наступательная операция была проведена с 13 по 27 января 1943 года, войсками Воронежского фронта под командованием генерал-лейтенанта Голикова, совместно с шестой армией Юго-Западного фронта. Важная роль в успехе операции сыграла 3-я танковой армии под командованием Павла Рыбалко. 5-я остановка - Памятник танкистам – освободителям замли Россошанской. Памятник – танкистам-освоболителям. Это советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной ИС-3, был установлен на постамент в мае 1989 года. Памятник маршалу Павлу Рыбалко. В январе 2013 года в городском сквере, рядом с монументом танкистам-освободителям, был открыт памятник маршалу Павлу Семёновичу Рыбалко. Скульптор из Белогородской области Николай Шептухин изваял дважды Героя Советского Союза в бронзе, в полный рост. Павел Рыбалко прошёл всю войну, был талантливым и смелым полководцем, честным и принципиальным человеком, имел огромную популярность и уважение среди простых солдат и офицеров. 6-я остановка - Памятник железнодорожникам, погибшим в годы войны. Россошь – важная узловая железнодорожная станция. Паровоз Л-О552 был установлен в качестве памятника в честь россошанцев-железнодорожников, которые погибли на Великой Отечественной войне. На этом памятнике начертаны имена тридцати местных железнодорожников, которые сложили свои головы, защищая Родину от фашистов. 7-я остановка - Стела «Населенный пункт воинской доблести». Памятная стела «Населённый пункт воинской доблести» стала одной из пяти, установленных, согласно указу губернатора Воронежской области, в особо значимых местах Острогожско-Россошанской наступательной операции. Она была торжественно открыта на въезде в город к 9 мая 2013 года. 8-я остановка - Памятник пограничникам. Интересная достопримечательность города – памятник всем, кто служил в Пограничных войсках СССР и России. Это двухметровая скульптурная композиция из железобетона и жидкого стекла, изображающая пограничника с собакой. | ученики работают в картах Высказывают свое видение этого вопроса. Заполняется карта по ходу дискуссии | Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |
6. Рефлексия | 3 мин | Рефлексия Наша экскурсия заканчивается. Памятников действительно очень много. Сегодня вы пополнили знания лишь о некоторых памятных местах нашего города. Давайте, ребята, с уважением будем относится к старшем поколению, к тем, кому мы обязаны мирной жизнью, счастьем. Мы действительно очень счастливы, так как мы не знаем, что такое война. И надеемся, что никогда не узнаем. Никогда не потеряем своих родных и близких. На голубях мира запишите пожелания нашей Родине и давайте вырастим на доске "Дерево мира". Давайте закончим наш урок стихотворением! Ради счастья и жизни на свете, Ради воинов, павших тогда, Да не будет войны на планете, ВСЕ: Никогда! Никогда! Никогда! Пусть солнце утопит всю землю в лучах! ВСЕ: Пусть! Пусть мирные звезды сияют над ней! ВСЕ: Пусть! Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Все: Пусть! Пусть! Пусть | Записывают на голубях пожелания и крепят на доску | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |