6-7 лет (подготовительная группа)
Сентябрь.
Занятие №1.
Тема: Бог – Творец. Как был сотворен мир. Дни творения.
Пр. з.: закреплять представления детей представления о Боге - Творце мира, знакомство детей с Библейским повествованием о сотворении мира; способствовать развитию памяти о боге, желания выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе; воспитывать любовь к Богу, бережность к природе, как творению Божиему.
Занятие №2.
Тема: Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю.
Пр. з.: раскрыть духовные, нравственные и религиозные представления о духовном мире; дать понятие об обетовании божием – послать Своего Сына для спасения людей; учить пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; содействовать освоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, хитрость-простота; воспитывать у детей чувство бережного отношения к людям и окружающему миру -великому творению Господа; стремление к доброй жизни; навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.
Занятие №3.
Тема: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Пр. з.: дать детям представление о святости св. прав. Иоакима и Анны, познакомить детей с их благочестивой жизнью, с событиями Рождества Пресвятой Богородицы; воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям; способствовать развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей.
Занятие №4.
Тема: Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.
Пр. з.: расширять представления детей об иконе; познакомить с православной традицией отношения к ней - почитание икон; учить узнавать на иконах Спасителя (Нерукотворный образ Спасителя) и Богородицу, Божию Матерь; воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам Господа Иисуса Христа и Богородицы; способствовать развитию высших сфер личности ребёнка, формированию любви, добра, совести; приобщать к духовным смыслам человеческой жизни.
Октябрь.
Занятие №5.
Тема: Преподобный Сергий Радонежский.
Пр. з.: способствовать формированию основ исторического сознания и памяти о святых людях земли Русской; способствовать восприятию Сергия Радонежского как образца скромности и трудолюбия, внимания и доброты; способствовать развитию внимательного отношения к людям; воспитывать желание детей подражать святому в добродетелях послушания, смирения, любви к Богу и людям.
Занятие №6.
Тема: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Пр. з.: дать детям сведения о том, что Пресвятая Богородица есть Покровительница, Заступница и Предстательница перед Богом за всех людей; познакомить с разными богородичными иконами; развивать эстетическое восприятие иконы и духовное видение смыслов изображения на примере богородичных икон; воспитывать благоговейное почитание Пресвятой Богородицы.
Занятие №7.
Тема: Священник. Первые понятия о церковной службе.
Пр. з.: дать детям первоначальные представления об одежде священника – облачении, о правилах обращения к нему; первичные знания о роли священника в храме и его деятельности; расширять представления детей о поведении в храме и церковной службе; способствовать развитию внимания во время посещения храма и понимания места священника в жизни человека, его семьи и церкви; воспитывать в детях почтительное отношение к священнослужителям храма, внимательность, скромность и сдержанность в поведении при посещении храма.
Занятие №8.
Тема: Храм – дом Божий священнодействия и таинства.
Пр. з.: дать детям представления о священнодействиях; совершаемых в храме: благословении и освящении; таинствах: крещении, причастии; способствовать развитию внимания, памяти детей, понимания порядка и смысла священнодействий и таинств; развитию интереса к духовным традициям народа; воспитывать благоговейное отношение к посещению храма, почтительное отношение к священникам.
Ноябрь.
Занятие №9.
Тема: Казанская икона Божией Матери. День единства.
Пр. з.: дать детям представление о гражданском подвиге в отечественной истории, о силе помощи Богородицы в освобождении родной земли от захватчиков; продолжать знакомить с иконой Казанской Божией Матери; способствовать развитию исторической памяти детей и чувства уважения к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; воспитывать в детях любовь к Родине на примере исторических лиц, мужество.
Занятие№10.
Тема: «Придет беда – не купишь ума» (по сказке «Гуси – лебеди»). Работы в подарок осенним именинникам.
Пр. з.: формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств, как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность – безответственность; знакомить с музыкальными средствами передачи характера переживаний героев сказки; способствовать развитию эмоционально – волевой сферы личности детей, умения регулировать свое поведение; способствовать развитию чувства ответственности за свои поступки; учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности; воспитывать в детях послушание, приветливость.
Занятие № 11.
Тема: Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных. Ангел Хранитель(Рассказ о мальчике, ангеле и цветке).
Пр. з.: расширять представления детей о духовном мире, ангелах и небесных силах ангельских, об ангелах – хранителях. Архангеле Божием Михаиле – предводителе Небесного Воинства; развивать у детей ощущение и восприятие невидимого небесного мира, добрых сил, присутствующих с людьми и охраняющих их; способствовать формированию доверия к миру; чувства радости перед Божиим миром и сострадания к слабым и больным людям; стимулировать желание утешить и ободрить их, оказать помощь.
Занятие № 12.
Тема: Смекалка – второе счастье (по сказке «Каша из топора»).
Пр. з.: учить детей понимать иносказательный смысл сказки; уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства, о том что потупить по – доброму проще и лучше ( не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке); развивать эмоциональное восприятие и понимание характера музыки в процессе передачи образов сказок; формировать нравственные представления о таких качествах, как приветливость, находчивость, простота – хитрость; учить понимать пословицу:«Смекалка – второе счастье»;воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации.
Декабрь.
Занятие № 13.
Тема: Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Пр. з. : дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы; расширять представления детей о детстве Девы Марии - Богородицы: о ее рождении и введении во храм; способствовать воспитанию любви к Богу, Божьей Матери и близким; развивать у детей восприятие образа Богоматери как святого и чистого ребенка; рассказать о ее смирении и послушании, Ее уповании на Бога.
Занятие № 14.
Тема: Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертеп.
Пр. з.: продолжать знакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; с традиционным видом рождественского театра – вертепом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу ; желание потрудиться для того, чтобы на праздник порадовать близких и других людей.
Занятие № 15.
Тема: Праздник святителя Николая Чудотворца.
Пр. з.: познакомить детей с образом и событиями жизни святителя; дать представления о его личностных качествах; воспитывать желание подражать образцам благочестивой жизни, воспитывать скромность и доброту; приобщать детей к духовно – нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образов церковного, православного и народного искусства.
Занятие № 16.
Тема: Подготовка к Новому году и Рождеству Христову .
Пр. з.: расширять и закреплять полученные знания о событиях Рождества Христова; способствовать развитию чувства радости от приближающегося праздника; продолжать начатую подготовку настольного вертепного театра; воспитывать трудолюбие и желание порадовать близких; содействовать развитию личностных качеств ребёнка: усидчивости, внимательности, старательности; развивать мелкую моторику и ручные умения в процессе художественно – продуктивной деятельности.
Январь.
Занятие № 17.
Тема: Праздник Рождества Христова.
Пр. з.: продолжать знакомить детей с евангельским событием Рождества Христова, рассказать о поклонении ему пастухов и волхвов; развивать радостное чувство празднования великого праздника; воспитывать у детей благоговейное отношение и любовь к Спасителю Иисусу Христу и Пресвятой Богородице; доброе отношение к людям.
Занятие № 18.
Тема: Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек.
Пр. з.: познакомить детей с событиями жизни преподобного Серафима Саровского его отношением к людям и животным, особенно больным и обиженным; развивать восприятие и понимание святости, любви и доброты, соединяющих человека с Богом и всем миром; воспитывать бережное милосердное отношение ко всему живому на земле.
Занятие № 19.
Тема: Праздник Крещения Господня.
Пр. з.: познакомить детей с событием Крещения Господня и тем ,как повествует об этом Евангелие; знакомить детей с главными особенностями праздника, с чином освящения священником воды и с сопровождающей его; способствовать развитию чувства реальности святости в окружающее жизни ребенка, соучастия в общем празднике.
Занятие № 20.
Тема: « Труд кормит, труд греет» ( по сказке «Два Мороза).Работы в подарок зимним именинникам.
Пр. з.: продолжать закреплять знания детей о временах года, формировать представления и навыки различения нравственных категорий (нравственных эталонов): трудолюбие – лень, простота – смекалка; учить детей понимать и применять пословицы и поговорки, содержащие нравственные нормы и ценности: «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»; развивать умение детей самостоятельно и последовательно пересказывать содержание сказки; умение понимать нравственный смысл сказки (чему учит сказка); воспитывать в детях любовь, интерес и уважение к труду.
Февраль.
Занятие № 21.
Тема: «Доброму Бог помогает»(по сказке «Двенадцать месяце»).
Пр. з.: закреплять представления детей о временах года и о последовательности месяцев в году; помочь детям понять значимость таких добродетелей как смирение и послушание; учить понимать и использовать поговорку «Доброму Бог помогает»; развивать у детей понимание нравственных категорий и качеств личности, таких, как добро –зло, приветливость –грубость, жадность –бескорыстие, трудолюбие –лень; воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношении с окружающими.
Занятие № 22.
Тема: Праздник Сретения Господня.
Пр. з.: продолжать знакомить детей с праздником православного календаря – событиями и смыслом Сретения Господня; расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; воспитывать привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные праздники; желание подражать благим образцам; у детей уважение к старшим; содействовать развитию высших чувств: любви, благодарности, благоговения перед образом Господа Иисуса Христа; развивать у детей желание быть причастными к отечественным традициям.
Занятие № 23.
Тема: Русские богатыри – защитники Отечества.
Пр. з. : познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра, познакомить с понятием «русский богатырь»; расширять словарный запас детей6 воины – богатыри, застава, Родина –Отечество»; способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним, к Родине; воспитывать в детях отвагу, мужество желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
Занятие № 24.
Тема: Прощенное воскресение.
Пр. з.: формировать у детей представления о Великом посте как времени духовно – нравственной подготовки к празднику Пасхи; знакомить со смыслом и значением православного поста как времени особой собранности и покаяния на пути подготовки к большому празднику; расширять словарный запас детей, разъяснив им значение слов повиниться и сове; воспитывать у детей чувство искренности, послушания, выдержку и долг..
Март.
Занятие № 25.
Тема: Начался Великий пост. ( «Лестница»,которая ведет к «Цвету»).
Пр. з.: формировать у детей представления о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи; знакомить детей со смыслом и назначением православного поста, как времени особой собранности и молитвы на пути к большому празднику; расширять словарный запас; воспитывать у детей чувство искренности и послушания, выдержки и долга.
Занятие № 26.
Тема: «Сам пропадай, а товарища выручай»( по сказке « Иван – царевич и серый волк»).
Пр. з.: дать детям представления о персонажах, содержании и смысле сказки; учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки и устанавливать причинные связи между поступками героев и их последствиями; развивать в детях художественный вкус; воспитывать дружелюбие и способность помогать друг другу ; посредством сказки помочь детям осознать необходимость послушания, ответственности за свои поступки.
Занятие №27.
Тема: Иисус Христос и дети.
Пр. з.: дать детям представление о любви Спасителя к ним; уточнить и закрепить их знания о помощи Божией детям; развивать в детях стремление подражать высоким нравственным образцам; способствовать формированию чувства защищенности и помощи Божией, предупреждать возникновение чувств беспомощности и одиночества; воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу.
Занятие № 28.
Тема: Праздник Входа Господня в Иерусалим «В воскресенье Вербное…»
Пр. з.: познакомить детей с событием Входа Господня в Иерусалим и с тем, как повествует об этом Евангелие; способствовать развитию интереса детей к традициям подготовки к празднованию Пасхи ( в Вербное воскресенье в храм люди приходят с веточками в руках); поддерживать в детях радостное ожидание праздника Пасхи, воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу.
Апрель.
Занятие № 29.
Тема: Подготовка к празднованию Пасхи.
Пр. з.: формировать у детей первоначальные представления о событиях Страстной седмицы и Воскресения Христова, о традициях празднования праздника; поддерживать в детях сопереживание страдающему за грехи людей Христу; воспитывать любовь и благоговейное отношение к Господу; помочь детям обрести веру в Воскресение Христово и в милосердие Божие; учить заботиться о родных и друзьях.
Занятие № 30.
Тема: Празднование Светлого Воскресения Христова.
Пр. з.: продолжать формировать у детей первоначальные представления о событиях и традициях Воскресения Христова; дать детям знания о Светлой седмице, о традиции пасхального колокольного звона; помочь детям обрести веру в Воскресение Христово и стать людьми верующими в милосердие Божие; развивать в детях чувство приобщенности к духовной традиции своего народа; воспитывать любовь и благоговейное отношение к Господу; приобщать детей к традиции пасхальных поздравлений; учить заботиться о родных и друзьях.
Занятие № 31. Тема: Неделя жен-мироносиц – почитание женщин.
Пр. з.: продолжать закреплять представления детей о святых женах – мироносицах и других святых женщинах; развивать чувства сопричастности детей святым женщинам; воспитывать благоговейное отношение к святым, желание учиться у них добродетелям; закреплять у детей привычки отмечать православные праздники, делиться праздничной радостью с близкими людьми.
Занятие № 32.
Тема: Кому работа не в тягость, тому доступна и радость( по сказке «Как рубашка в поле выросла»).Работы в подарок весенним именинникам.
Пр. з.: расширять знания детей об окружающем мире; дать представление детям о работе в крестьянском быте 9сельскохозяйственные работы, рукоделие); познакомить со смыслом старинных слов: гумно, кипень; трепало, гребни, кострика; формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качествах личности, как трудолюбие, терпение, аккуратность; способствовать развитию у детей эстетического вкуса; чувства ритма в процессе воспроизведения элементов трудовой деятельности под музыку; воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность.
Май.
Занятие № 33.
Тема: «Воин чудесный на белом коне» Святой Георгий Победоносец.
Пр. з.: познакомить детей с образом Георгия Победоносца; способствовать развитию у детей интереса к православному преданию; приобщить детей к духовно – нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц; воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам, любовь к Родине; закреплять желание узнавать о праздниках православного календаря, житиях православных святых и героев.
Занятие № 34.
Тема: Ко Дню славянской письменности и культуры и к празднику окончания детского сада.
Пр. з.: познакомить детей с тем, как делается книга, кто участвует в ее создании ;обогащать словарный запас детей словами и словосочетаниями: библиотека, Библия, русская речь, Русь- Богородицы дом; развивать мышление и речь детей; в процессе книжного макетирования формировать у детей способность ориентироваться на листе бумаги(организовать пространство книжного разворота); иллюстрировать и оформлять с помощью взрослого книжный разворот в соответствии с содержанием конкретного отрывка текста; содействовать развитию у детей интереса к книге и книжной культуре ; воспитывать чувство радости от участия в общей работе; содействовать развитию нравственных чувств детей.
Занятие № 35.
Тема: Праздник Пресвятой Троицы.
Пр. з.: дать понятие о том, что Бог – Троица; познакомить с иконой «Троица» преподобного Андрея Рублева; продолжить приобщение детей к традиции украшать почитаемые иконы декоративным орнаментом; закреплять у детей понимание понятий «тьма, свет, вода,небо,человек» как обобщенные. Распространяющиеся на всех людей; ввести детей в круг основных праздников и духовно – нравственного уклада жизни своего народа;воспитывать благоговейное отношение к Богу; способствовать воспитанию усидчивости.терпения,старательности; продолжать развитие художественного и духовного восприятия икон,понимания смысла их образов.