СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Панический страх перед сценой и публичными выступлениями

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глоссофобия – это панический страх перед сценой и публичными выступлениями. Страх сцены или боязнь публичных выступлений сопровождается следующими симптомами – чрезмерная потливость, учащенное сердцебиение, дрожь в голосе и многое другое. В определенных случаях страх перед сценой может быть последствием какого-либо другого серьезного психологического заболевания.

В виде доклада с практическими рекомендациями.

Просмотр содержимого документа
«Панический страх перед сценой и публичными выступлениями»























Доклад на тему: «Глоссофобия».



































Глоссофобия – это панический страх перед сценой и публичными выступлениями. Страх сцены или боязнь публичных выступлений сопровождается следующими симптомами – чрезмерная потливость, учащенное сердцебиение, дрожь в голосе и многое другое. В определенных случаях страх перед сценой может быть последствием какого-либо другого серьезного психологического заболевания.

Страх перед аудиторией преодолевается постоянной практикой

Выступать, выступать и еще раз выступать... При всякой удобной возможности. Чтобы для вашего тела встать и заговорить на людях было так же привычно, как утром умыться и почистить зубы. Как показывает практика, достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет. Поэтому набираться опыта в публичных выступлениях лучше там, где вам гарантирована доброжелательная атмосфера.

Дыхание

Какое дыхание характерно для страха? Поверхностное, частое, прерывистое, верхней частью груди, с частым замиранием перед выдохом. Попробуйте несколько минут подышать таким образом, и даже если вам ничто не угрожает, то уже через полминуты вы почувствуете себя неуютно. Соответственно, просто сменив прерывистое дыхание на любое другое, вы почувствуете себя более уверенно:

  1. Классический вариант: глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-выдохнули - и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки.

  2. Двойной вдох - двойной выдох. Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, вы- дох-выдох. Попробуйте!

  3. Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем... и так еще несколько раз, пока не станем похожими на воздушный шарик, готовый вот-вот лопнуть. И после этого - медленный, спокойный выдох, пауза, еще выдох, пауза, еще выдох. Потом рекомендуем подышать как обычно некоторое время, чтобы вернулось нормальное дыхание.

  4. Дыхание по квадрату. Вдох 2 секунды, пауза 2 секунды, выдох 2 секунды, пауза 2 секунды. У вашего квадрата сторона может быть равной 3 секунды или 4 секунды.

Самое важное - понять принцип: сменив дыхание, характерное для страха, на любое другое, вы почувствуете себя гораздо лучше.

Заводящий жест

Если вы чувствуете страх перед выступлением - обратите внимание на свою позу.

Сутулая спина, голова и плечи опущены, взгляд устремлен вниз, губы сжаты... Вряд ли такую позу можно назвать позой победителя!

Эмоции физиологически очень сильно зависят от той формочки, которую принимает тело. Это очень хорошо знают актеры. Для того чтобы войти в ту или иную роль (вызвать то или иное состояние) они совершают «заводящий жест», характерный для этой роли. Этот жест позволяет в доли секунды «впрыгнуть» в нужное состояние.

Вот несколько жестов и поз, которые помогут вам избавиться от скованности.

  • Попробуйте распрямить плечи. Руки вверх, потянитесь к небу. Голова приподнята. На лице улыбка. Постойте так несколько секунд.

  • Или потрите ладошками друг об друга, как будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного.

  • Или кулаком правой руки ударьте по ладони левой.

  • Или резко сожмите в локте правую руку, опуская ее одновременно вниз.

Физическая встряска

Страх - это во многом переизбыток гормона адреналина, который выбрасывается в кровь в момент опасности, повышает физические силы человека и меняет его психическое состояние. Адреналин - это жизненная энергия, но если ее становится слишком много, то лучше заранее сбросить излишек, чтобы не было аварийных ситуаций.

Это как в скороварке - если давление пара слишком высокое, то разумно часть энергии выпустить наружу, оставив при этом необходимое количество энергии внутри.

А «спустить пары» проще всего, нагрузив свое тело простыми физическими действиями:

Физическая активность

Можно поотжиматься, поприседать, подняться пешком на 10 этаж... Важно только успеть восстановить дыхание после такой физической нагрузки.

Напряжение-расслабление

Иногда сбросить напряжение проще всего через усиление этого самого напряжения. Напрягаете ноги, бедра, таз, живот, грудь, руки, кулаки, лицо.... Сильнее, еще сильнее, еще сильнее... Сбрасываете напряжение! Ух... Спокойно выдыхаете, чувствуя, как все тело приятно расслабляется!

Зеваем

Часто от страха нам трудно говорить, так как зажата челюсть. Избавляемся от зажима - зеваем! Широко открыв рот! От всей души! Получая от этого удовольствие! И мало того, что сбросили переизбыток адреналина, так еще и сделали полезное упражнение, улучшающее голос и дикцию!

Здесь главное - не переусердствовать! Некоторая доза адреналина в крови и легкого волнения все же должна присутствовать. Иначе чересчур расслабленный и спокойный оратор будет выглядеть вялым и сонным и вряд ли сможет зажечь и вдохновить аудиторию!

Работа со страхом с помощью внутреннего диалога

Одно из отличий человека от животных в том, что человек беспрестанно разговаривает сам с собой, используя такой инструмент эволюции, как внутренний диалог (достигших просветления из этого списка исключаем!) 

Одно из отличий человека от животных в том, что человек беспрестанно разговаривает сам с собой, используя такой инструмент эволюции, как внутренний диалог. Соответственно, стратегически стремиться нужно не к остановке внутреннего диалога, а к тому, чтобы сделать его осознаваемым, творческим, созидающим, работающим на благо человека, а не во вред!

Приведем несколько примеров использования внутреннего диалога для управления своим состоянием.

Заводящая фраза (аффирмация)
  • «Я сделаю это!»

  • «Йес!!!»нний ди

  • «Я!!!!!»

  • «We will rock you!»

  • «Вперед, вперед, вперед!»

Вкратце о том, как это работает

У каждого человека свой набор фраз, меняющих состояние. Одна и та же фраза может вызывать совершенно разные эмоции у разных людей. Поэтому подбираем фразы индивидуально, под себя. Не обязательно проговаривать эти слова вслух. Они произведут такой же эффект, если их проговорить про себя. Обычно фраза со встроенной мелодией, которую можно напеть, действует сильнее, чем фраза, которая просто проговаривается. Полезно иметь в запасе несколько фраз для одного и того же состояния. Если не сработает одна фраза – сработает другая.

УПРАЖНЕНИЕ: Заводящая фраза (аффирмация)

Поразмышляйте над следующими ситуациями. Подумайте, какие фразы запустили бы для вас нужное состояние в этих обстоятельствах.

  • Вы выступаете и чувствуете, что аудитория засыпает. А вы хотите ее пробудить, взбодрить, воодушевить. Как раскрутить себя на более бодрое, живое, яркое выступление? Как взорвать фонтаном энергии? Как настроить себя на яркое, увлекательное шоу? Какая внутренняя фраза для вас запустит такое состояние?

  • Вы выходите к аудитории уставшим, аудитория вам неинтересна, но вы понимаете: чтобы ваше выступление удалось, вам нужно почувствовать интерес к этим людям, излучать любовь, внимание, понимание. Какие слова внутри вас запустят такое состояние?

  • Из зала в вашу сторону полетел жесткий, неожиданный вопрос. И вы начинаете чувствовать слабость в ногах, дрожь в голосе, туман в голове... А хотелось бы вернуть себе ощущение уверенности, спокойствия, силы, твердого стержня внутри. Какая фраза внутри вас запустит это состояние?

На всякий случай еще раз: не нужно брать чьи-то готовые книжные фразы. Лучше найти свои собственные словесные формулы, которые идеально подходят именно для вас! Хотя если чья-то готовая фраза для вас работает - зачем отказываться от подарка? В качестве такого примера приведу две фразы, которые часто используют психологи в своей работе, но можно использовать и ораторам. Если эти высказывания понравятся - можете брать на вооружение.

Преодоление страха с помощью воображения

Как говорится, все болезни от нервов. Большинство страхов, в том числе и боязнь публичных выступлений, мы создаем сами. Но если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию!

Страх неизвестности

Самое страшное. Чаще всего пробуждает нашу фантазию и воображение такой фактор, как неизвестность. Это то, что более всего пугает начинающих ораторов, у которых нет опыта публичных выступлений. Неизвестность вызывает волнение и у опытных ораторов, если перед ними незнакомая аудитория. Получится ли у меня? Как я буду выглядеть? Будут ли меня слушать? Смогу ли я доходчиво донести свою мысль? Что обо мне подумают слушатели? А вдруг мой голос сорвется? А вдруг зададут вопрос, на который я не смогу ответить?

Все новое в той или иной степени вызывает настороженность, опасение. Это срабатывает инстинкт самосохранения, который требует особой осторожности при встрече с неизвестным, ведь неизвестность может таить в себе опасность, возможную угрозу для жизни. И оратор начинает бояться, даже не понимая порой, чего он боится! Боится неизвестности и в то же время боится приблизиться к этой неизвестности и узнать, так ли она страшна.

Что делать?

Вот эффективный прием борьбы со страхом. Он заключается в том, что вы начинаете размышлять: «Если это будет самое провальное выступление в моей жизни - что самое страшное может произойти?» При этом желательно утрировать эту ситуацию по максимуму. Фантазируйте от души: можете представить, как эти бизнесмены в костюмах и галстуках достают вдруг авоськи с тухлыми яйцами и помидорами и начинают швырять их в вашу сторону. А вы ловко от них уворачиваетесь... Потом достаете бейсбольную биту и начинаете отбивать эти помидоры обратно! В общем, раскручивайте нелепость этой ситуации до предела, пока вам не станет смешно!

Лучшее средство от страха - это смех. Поэтому желательно утрировать ситуацию до тех пор, пока не станет смешно. Если в вашем воображении ваш начальник недовольно хмурится (после вашего провального выступления), то эта картинка способна вызвать спазмы страха в желудке. Но если же вы представляете, как начальник в ярости бегает за вами с мухобойкой, то такая картинка способна вызвать лишь здоровый смех.

А здоровый смех гораздо лучше, чем страх, вызывает хорошее ресурсное состояние, подходящее для выступления. Поэтому - да здравствует смех!

Неизвестность сама по себе нейтральна. Она может таить в себе как опасность, так и радость, восторг, удовольствие! И то, с каким чувством мы будем ожидать предстоящего выступления - со страхом или с нетерпением, - во многом зависит от наших установок, от того, как мы его себе представляем.

САМОЕ СТРАШНОЕ - НЕ СТРАШНО!

Сила позитивного мышления

Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы.

УПРАЖНЕНИЕ: Позитивные фильмы

Создайте в своем воображении самый лучший сценарий вашей будущей презентации. Пусть это будет фильм, в котором вам все удается, вас радостно встречают аплодисментами, вам улыбаются, вы чувствуете себя расслабленно и комфортно, легко контактируете с залом, и ваш голос звучит громко и уверенно! А теперь прокрутите этот фильм в своем воображении 10-20-30-100 раз. Страх - это в первую очередь эмоция. Активизируя другие - положительные - эмоции, можно легко справиться со страхом перед аудиторией. 

С трудными проблемами идем к психологу

Конечно, в нашей культуре еще не принято прорабатывать свои проблемы с психологом, как это принято на Западе, где уже правилом хорошего тона считается раз в неделю посещать личного психотерапевта. Но, тем не менее, это может оказаться хорошим и эффективным способом решить закоренелые проблемы, возникшие в прошлом, однако мешающие успешно выступать в настоящем. 

Конечно, в нашей культуре еще не принято прорабатывать свои проблемы с психологом, как это принято на Западе, где уже правилом хорошего тона считается раз в неделю посещать личного психотерапевта. Но тем не менее это может оказаться хорошим и эффективным способом решить закоренелые проблемы, возникшие в прошлом, однако мешающие успешно выступать в настоящем.

Проработка опыта неудачных выступлений

Также полезно проработать ситуации неудачных выступлений, особенно самые первые.

Вспомните, как в детском садике вы плохо прочли стихотворение и все дети смеялись, а воспитательница презрительно тыкала пальцем. Бр-р-р... Лучше переписать-перепрожить по-другому эти страницы своей жизни.

В качестве примера ситуация с нашего семинара в Санкт- Петербурге.

Одна из участниц выступала хорошо, но в первые секунды перед выступлением у нее почти всегда перехватывало дыхание и был всплеск волнения. Когда спросили, что такого происходит в эти первые секунды, она на удивление быстро описала ту картинку, которая сама собой навязчиво всплывала перед глазами. «Ей 5-6 лет. Она лежит на спине на полу. Сверху над ней сгрудились мальчишки года на 3-4 старше ее. Они хохочут, смеются, тыкая в нее пальцами. При этом требуют: «Скажи рыба». Она испуганно произносит: «Лыба, лыба». И в ответ опять дикий хохот довольных ребятишек».

Если в тридцатилетнем возрасте вам все еще мешают успешно жить какие-то воспоминания, и до сих пор не удалось самостоятельно с ними справиться, - это повод задуматься: «А не воспользоваться ли мне помощью хорошего психолога-консультанта?»

Телесные и эмоциональные зажимы

Те или иные проблемы в прошлом отражаются в нашем теле. Сутулые плечи, скованные жесты, зажатое дыхание, монотонный или прерывистый голос - все это вряд ли полезно и для психологического здоровья, и для физического, и определенно мешает успешно выступать перед аудиторией. Хороший психотерапевт, работая с телом и с освобождением эмоций, помогает снять часть телесных и эмоциональных зажимов.

Совершаем «нестандартные поступки»

Как хотелось бы свободы! Внутренней свободы от того, что подумают окружающие! Свободы, которая дает легкость, раскованность, естественность, кураж, драйв. Это ощущение легко получить, если попробовать совершать «нестандартные поступки». 

Человек - существо социальное. Поэтому в человеке изначально на уровне инстинкта заложено желание соответствовать ожиданиям окружающих.

Или более точно - заложен страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Страх выглядеть нелепо, глупо. Страх вызвать неодобрение, осуждение. Страх оказаться «белой вороной». Страх этот вполне разумный, и выполняет он позитивные функции.

Например, он подсказывает нам, что выступать перед банкирами лучше в деловом костюме, а не в семейных трусах. Проблема возникает тогда, когда этот страх становится слишком сильным и неконтролируемым.

Когда он сковывает движения, тормозит мышление, мешает быть ярким и эмоциональным. Когда он зажимает голос и не дает говорить громко. Когда этот страх заставляет быть серым, скучным, обычным, ничем не выделяющимся. А хотелось бы свободы! Внутренней свободы от того, что подумают окружающие! Свободы, которая дает легкость, раскованность, естественность, кураж, драйв.

Это ощущение легко получить, если попробовать совершать «нестандартные поступки».

Примеры «нестандартных поступков»

Знаменитый физик Лев Ландау в молодости был очень застенчивым и робким. Чтобы перебороть этот недостаток, он включил в свою жизнь то, что можно назвать нестандартными поступками.

Подняв худые плечи, по университетской набережной идет высокий студент... Это Ландау. Он страшно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в северной столице никто не носит, ему кажется, что он смешон. Нужно пересилить эту робость, пересилить любыми средствами, научиться сносить даже насмешки прохожих.

- Не будете ли вы добры ответить на один вопрос? - обращается Лев к самоуверенному бородачу, по виду нэпману.

Тот останавливается.

- Почему вы носите бороду? - всё тем же любезным тоном продолжает Лев.

Не помогло. И назавтра он прогуливается по проспекту Двадцать пятого Октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.

Отрывок из книги Майи Бессараб «Страницы жизни Ландау»

Что входит в современный классический список нестандартных поступков?
  1. Ходить в странной одежде: летом в зимней, в вывернутой наизнанку, мужчинам в женской...

  2. Задавать странные вопросы прохожим. Например, под видом социологического исследования спросить: «А вы изменяете своей жене (мужу)?»

  3. Обращаться со странными просьбами. Например, попросить подарить презерватив. Или дарить прохожим конфеты, но только так, чтобы брали.

  4. Читать стихи или петь в толпу!

  5. Собирать милостыню.

Список можно продолжать бесконечно. Нестандартных поступков много. Выбирать стоит именно те, которые вам наиболее страшно делать.

При этом помните про закон «зоны ближайшего развития». Постепенно увеличивайте для себя сложность заданий. Не нужно браться сразу же за очень тяжелое для вас упражнение, на котором можно надорваться.

Невербальное воздействие на аудиторию Энергетика речию

Помните скучные, занудные лекции в институте или в школе, когда от монотонного голоса преподавателя клонит в сон, а мысли витают где-то в облаках? Но бывает и по-другому! На выступлениях ярких, зажигающих шоуменов или сильных, харизматичных политиков в аудитории бурлит, кипит энергия, готовая взорваться в любой момент. 

Помните скучные, занудные лекции в институте или в школе, когда от монотонного голоса преподавателя клонит в сон, а мысли витают где-то в облаках?

Но бывает и по-другому! На выступлениях ярких, зажигающих шоуменов или сильных, харизматичных политиков в аудитории бурлит, кипит энергия, готовая взорваться в любой момент.

В чем разница?

А ключевое отличие в таком параметре, как энергетика речи! От энергетики зависит, спокойна или возбуждена аудитория, насколько силен эмоциональный накал, бурлит ли адреналин в крови у оратора и слушателей во время выступления.

Высокая энергетика оратора - это драйв, напор, азарт, кураж, эмоциональность...

Не обязательно, чтобы это проявлялось внешне. Если в душе оратора накал страстей, то даже очень тихо произнесенное слово заставит сердца слушателей учащенно биться. Энергетика - это один из самых важных параметров, определяющих успех выступления.

Можно иметь нечеткую дикцию, как это было у Ленина, или плохо продуманное содержание, как иной раз бывает у некоторых политиков, но при этом за счет сильной энергетики блистать на ораторском поприще.

И наоборот, великолепное содержание, четкая логика и убедительная аргументация оставят слушателя равнодушным, если в выступлении недостаточно энергетики, а форма подачи материала скучна и обыденна.

Часто такое можно увидеть на научных конференциях, где даже гениальное открытие может остаться незамеченным, если рассказ о нем прозвучит сухо, невыразительно. Этим обычно грешат наши молодые ученые. «Бу-бу-бу, бу-бу-бу...», - сухо и монотонно рассказали о своих наработках, а потом удивляются, почему инвесторы дают гранты не им, а конкурентам, которые, возможно, меньше преуспели в науке, зато более успешны в ораторском искусстве.

Иногда полезно различать:
  • энергетику оратора

- то, насколько оратор возбужден, воодушевлен, активен;

  • энергетику слушателей

- то, насколько слушатели оживлены, наполнены энтузиазмом, энергичны.

В идеале эти энергетики сильно взаимосвязаны. Изменяя свою энергетику, оратор автоматически повышает или понижает энергетику слушателей. В этой главе, говоря про энергетику речи, мы будем иметь в виду именно энергетику оратора, подразумевая, что она автоматически влияет на энергетику аудитории.

Итак,
  • Энергетика - один из самых важных параметров в выступлении оратора.

  • Энергетику можно создавать за счет передвижений, близости к аудитории, жестикуляции, громкости, эмоциональности, обращенности к слушателям.

  • Для разных выступлений подходит разная энергетика. Учимся легко перемещаться по всей шкале энергетики.

  • Подстраиваемся по энергетике под аудиторию. Ведем ее плавно.

  • Если нужно привлечь внимание аудитории, то можно использовать и резкие перепады энергетики.

  • Перехватываем инициативу в разговоре за счет более сильной энергетики

Параметры, влияющие на энергетику речи

Высокая внутренняя энергетика обычно проявляется и внешне: в позе, жестах, голосе, мимике... Верно и обратное: если начать демонстрировать поведение, характерное для высокой энергетики, то вскоре удастся повысить ее и у себя, и у слушателей. Давайте разберем, из каких внешних параметров чаще всего складывается высокая энергетика.

Передвижения.

Как только оратор начинает не стоять, а двигаться: ходить, жестикулировать, энергетика выступления возрастает на 1-2 балла. Если же выступающий начинает бегать по сцене (вспомните рок-концерты), то энергетика увеличивается на 3-5 баллов.

Близость к аудитории.

Оратор отдает выступлению все свои силы, его энергетика достигает предельных 20 баллов. Но! Если он находится где-то в глубине сцены, до слушателей долетает в лучшем случае баллов 12-14. Каждый шаг от слушателей - это минус 1 балл в энергетике. Каждый шаг к слушателям - это усиление вашего энергетического влияния на аудиторию. Будьте как можно ближе к аудитории, чтобы заряжать ее своей энергетикой.

Жестикуляция.

Вспомните выступления политиков времен революции. Они искусно использовали широкую и активную жестикуляцию, чтобы завести, взбудоражить толпу. Медленные же, редкие или мелкие жесты снижают исходящую от оратора энергетику.

Широкие жесты - признак хозяина: уверенного, сильного человека, которого лучше внимательно слушать. А мелкие жесты - напротив, признак неуверенного в себе человека, который боится проявить себя.

Громкость, сила голоса.

Обычно чем громче голос, тем сильнее энергетика. Чем тише - тем слабее.

Иногда оратор пытается управлять энергетикой только через громкость. Не стоит себя ограничивать. Важно помнить, что при желании можно говорить и шепотом, но за счет перемещений, приближения к аудитории, жестикуляции все равно создать энергетику в 17-18 баллов.

Эмоциональность (интонационное богатство).

Чем больше эмоций в вашем выступлении - тем сильнее энергетика. Это, наверное, самый важный параметр: можно стоять, не жестикулировать, говорить тихим голосом, но за счет эмоционального накала все равно сделать так, что сердца слушателей будут учащенно биться. Энергетика - это в первую очередь эмоции!

Обращенность к слушателям.

Если вы полны энергии, но говорите, глядя в пол или потолок, то ваше выступление не достигнет цели. Смотрите в глаза слушателям, обращайтесь именно к ним! И тогда, за счет личного контакта, вам удастся поделиться своей энергетикой со слушателями!

Разнообразие.

Разнообразие должно быть во всем. Если голос однообразно громкий - то скоро к нему привыкаешь, и он перестает привлекать внимание.

Вспомните ночные дискотеки. Поначалу громкая музыка заводит, но через некоторое время к ней привыкаешь, ее уже не замечаешь, и можно даже спать, несмотря на оглушающие вопли динамиков.

Если передвижения выступающего предсказуемы, то они тоже теряют свою будоражащую силу.

Не стоит, подобно тигру в клетке, ходить по сцене взад- вперед по одной и той же траектории. Такие движения уже не добавляют энергетики, а утомляют и снижают внимание аудитории. Если эмоция только одна, то скоро она надоедает. Если жесты одинаково широкие, то это уже не цепляет...

Будьте разнообразными - и это будет самым эффективным вкладом в энергетику вашего выступления.

Можно было бы к этому списку добавить еще 5-6 параметров, влияющих на энергетику, но, помня о законе восприятия (7±2 единицы информации), остановимся на этих семи самых важных составляющих энергетики речи.

Когда какой энергетикой пользоваться

Хороший оратор должен уметь легко и комфортно чувствовать себя в любой энергетике, быстро и естественно передвигаясь по ее шкале. 

Высокая энергетика.

Хорошо подходит, когда вам нужно убедить человека, вдохновить, зажечь, замотивировать. Высокая энергетика нужна для передачи эмоций, чувств, для пламенных призывов, для привлечения внимания аудитории среди шума и гама. Используйте высокую энергетику, рассказывая анекдоты или байки из жизни.

Средняя энергетика.

Хорошо подходит для информационного, логического взаимодействия с аудиторией. Используется, когда нужно передать какую-то информацию, четко показать логические взаимосвязи, представить цифры, факты для размышления.

Низкая энергетика.

Хорошо подходит для создания состояния транса, для пения колыбельных и рассказывания сказок. Низкая энергетика погружает аудиторию в спокойное, расслабленное, медитативное состояние, обращает внимание слушателей в их внутренний мир.

Хороший оратор должен уметь легко и комфортно чувствовать себя в любой энергетике, быстро и естественно передвигаясь по ее шкале.

УПРАЖНЕНИЕ: «Дирижер»

Выполняется в мини-группах из 3-4 слушателей. Один играет роль оратора и рассказывает любую историю из своей жизни. Второй - роль дирижера, показывающего рукой уровень энергетики, на котором сейчас нужно выступать оратору. Остальные - просто слушатели.

Задача оратора - по ходу выступления менять свою энергетику, следуя за подсказками дирижера. Таким образом, оратор обучается быстро и легко менять энергетику своей речи. После выступления слушатели обсуждают и анализируют его:

  • Какая энергетика лучше всего удалась (какая энергетика «родная» для оратора).

  • Что нужно добавить, изменить, чтобы хорошо получалась также самая высокая и самая низкая энергетика (обычно именно с этим у оратора возникают проблемы).

  • Насколько легко, быстро и естественно оратор переключался на новую энергетику?


Словесная импровизация

Слушая выступление опытного оратора, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи. Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же легко жонглировать словами! 

Слушая выступление опытного оратора, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи. Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же легко жонглировать словами!

Итак, мы переходим к теме словесной импровизации!

Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Если вас попросили рассказать о пингвинах, вы поддерживаете разговор о пингвинах. Зашла речь о музыке, живописи или политике - легко переключаетесь и непринужденно обсуждаете эти темы.

Словесная импровизация - это не пустословие, не словесная пурга. Это искусство, владение которым не раз выручает оратора во время выступления.

Любой оратор, даже отлично подготовленный, может сбиться, запутаться, потерять мысль. Только у опытных ораторов мы этих срывов не замечаем, ибо они владеют словесной импровизацией. А у неопытных именно эти срывы и запоминаются.

Оратор, как альпинист, должен быть готов к любой неожиданности. Когда альпинист ползет по скале, у него помимо основной веревки всегда есть страховочная. И если он срывается с основной веревки, страховка спасает ему жизнь. Точно так же и у оратора. Есть основной план выступления, которому оратор следует. Но если вдруг случается срыв, словесная импровизация послужит той самой страховкой, которая выручит в трудную минуту и спасет выступление от провала.

Основные функции словесной импровизации

Словесная импровизация помогает:

  • снять паузы зависания;

  • не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;

  • выступать на высокой энергетике;

  • легко отвечать на вопросы;

  • уменьшить страх публичных выступлений;

  • взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости;

  • легко поддерживать светскую беседу.

Снятие пауз-зависаний

Нет ничего тягостнее в выступлении, чем пауза-зависание. Оратор говорит-говорит - и вдруг замолкает. Начинает лихорадочно бегать глазами по потолку, пытаясь поймать ускользнувшую мысль, на его лице появляется извиняющееся выражение - «как же я мог потерять мысль!» - рот судорожно приоткрывается, выдавая бессмысленное «э-э-э», «ну», «вот» и другие звуки, призванные заполнить тягостное молчание. Слушатели начинают ерзать на стульях: им, как и оратору, становится неловко.

Скорее всего, через некоторое время мысль будет поймана, и речь, выбравшись из судорожной агонии, продолжится. Но в памяти слушателей этот момент растерянности, незнания, что сказать, останется, и на презентацию они будут смотреть сквозь призму тягостных пауз-зависаний.

Свобода от дословного повторения текста

Одна из стратегий подготовки к выступлению - выучить текст наизусть и, выйдя перед публикой, прочитать или пересказать его дословно. Многие, не обладая навыком уверенной словесной импровизации, именно так и делают: зазубривают текст наизусть!

Легкость в ответах на вопросы

Вопросы - это всегда неожиданность. Если у вас нет навыка импровизации, то вопросы становятся тяжелым испытанием. Часто появляется страх: «Вдруг меня спросят о чем-то, а я не смогу быстро найтись и ответить и буду нелепо выглядеть в глазах слушателей?»

Если же вы умеете импровизировать, любой вопрос будет вам нипочем. Отвечая, начинайте с небольшой импровизации на тему вопроса: эти несколько секунд дадут вам возможность обдумать его и плавно перейти к ответу. Слушателям будет казаться, что вы отвечаете моментально, что вы тот оратор, который подготовлен к любому вопросу.

Снятие страха выступлений

Страх публичных выступлений часто связан с негативными мыслями: «А вдруг я забуду, что говорить, и собьюсь? А вдруг мне зададут вопрос, на который я не найду что ответить? А вдруг...?» И этот страх мешает выступать!

А словесная импровизация придает уверенности!

«Я как оратор всегда найду нужные слова, с легкостью отвечу на любой вопрос, справлюсь с любым сбоем в выступлении!»



Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. Но как считает ораторское искусство на самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Даже многие опытные ораторы испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией. Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями - одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое и второе места в разных странах).

Основные положения борьбы со страхом:

 

1. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать. Примерно после пятого-шестого (регулярного!) выступления перед публикой страх постепенно начнёт убывать. Практика, практика и еще раз практика. Используйте любую возможность, чтобы получить навыки публичных выступлений.

2. Подготовка к выступлению. Лучший способ уменьшить страх перед публичным выступлением - подготовиться к нему. Для успешного выступления вам необходимо хорошо знать тему доклада. Подготовленный материал можно показать другим людям, чтобы не возникало сомнений в его качестве.

Можно отрепетировать своё выступление заранее (перед зеркалом, слушателем), продумав темп речи, движения, выражение лица и т. д. Чем сильнее вы уверены в своих знаниях, тем меньше будете беспокоиться о том, что скажете что-то не то и в итоге окажитесь в нелепом положении. Именно неуверенность в своих знаниях удерживает многих людей от выступлений перед большой аудиторией.

3. Откажитесь от мысли, что вы всегда должны быть совершенны. Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от них не застрахованы даже профессиональные ораторы. Спросите себя: "Что случится самое худшее, если я ошибусь?" Ошибка не приведет к смертному приговору. Помните: всем понравиться всё равно не удастся. Около 5% аудитории всё равно останутся недовольными. С этим ничего не поделаешь, это закон жизни, так нужно ли тратить на это нервы?

4. Внешний вид. Постарайтесь выглядеть во время выступления хорошо. В первую очередь для самого себя. Здесь срабатывает следующий психологический момент. Например, у девушки появилась "стрела" на колготках. Она думает об этом, переживает. Пусть 90% людей ее не видят, но девушка-то знает про это. Эти мысли не прибавляют ей уверенности. Позаботьтесь о том, чтобы одежда и обувь не доставляли вам внутреннего дискомфорта и не отвлекали ваше внимание во время выступления.

5. Если имеется возможность, пройдите тренинг или курсы по ораторскому искусству

Методы борьбы со страхом непосредственно перед выступлением:

 

1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.

2. Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.

3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.

4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.


При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь, мы дышим часто и поверхностно). А так как все в организме человека взаимосвязано, то при сознательном контроле дыхания изменяется и психологическое состояние человека. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:.

1. "Дыхание квадратом": сделайте вдох через нос, выдержите паузу, выдохните через нос и снова выдержите паузу. Упражнение делайте на четыре счета (вдох на раз, два, три, четыре, пауза на раз, два, три, четыре и т. д.).

2. "Дыхание на счет": сделайте вдох через нос на раз-два, выдох через нос на три-четыре-пять-шесть. Выдержите паузу. (3-5 вдохов и выдохов). Далее увеличивайте продолжительность вдохов и выдохов. Сделайте вдох через нос на раз-два-три-четыре, выдох через нос на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов).

3. "Выдох через рот": сделайте вдох через нос на раз-два-три, выдох через рот на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов). Мы всегда говорим на выдохе. Говоря, вдох лучше делать носом, а выдох мы, так или иначе, делаем ртом. Чем длиннее наш выдох, тем сильнее, мелодичнее и без перерыва нам удастся говорить. Важно научиться выдыхать медленнее обычного.

4. Если перехватило дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной "у". Например: ух, круг, пух…

Если вы не знаете, куда деть руки. Перед началом выступления руки находятся в естественном положении вдоль туловища или чуть согнуты в локтях и чуть прижаты к телу. Во время выступления можно положить руки за спину, на стол или трибуну. Не желательно перекрещивать руки, замыкать кисти рук, держать в карманах. Можно взять в руки какой-нибудь предмет (ручку, книгу, лист со своими записями), но не совершать излишних манипуляций с предметом. Лучше держать предмет одной рукой, чтобы другая оставалась свободной.

В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо, микрофон, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом.



15