СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Панно в технике холодного батика. Пояснительная записка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Панно в технике холодного батика. Пояснительная записка.

Просмотр содержимого документа
«Панно в технике холодного батика. Пояснительная записка.»

МБОУ «Кардымовская средняя школа им. Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области













Творческий проект по технологии

(пояснительная записка)

«Панно в технике холодного батика «Ирисы»»











Выполнила: Шаповалова Альбина,

ученица 11 класса

Учитель: Николаенкова Т.П.











Кардымово, 2017-2018 гг.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Обоснование выбора темы………………………………………………...3

  3. Цели и задачи проекта……………………………………………………..3

  4. Звездочка обдумывания……………………………………………………4

  5. История возникновения батика…………………………………………...5

  6. Виды и классификация батика…………………………………………….7

  7. Технология выполнения батика…………………………………………...8

  8. Дизайн-спецификация……………………………………………………..9

  9. Материалы и принадлежности…………………………………………….9

  10. Правила техники безопасности………………………………………….10

  11. Выбор эскиза……………………………………………………………...11

  12. Технологическая карта…………………………………………………..12

  13. Расчет себестоимости……………………………………………………13

  14. Экологическая экспертиза………………………………………………14

  15. Самоанализ и самооценка……………………………………………….14

  16. Реклама изделия………………………………………………………….15

  17. Заключение……………………………………………………………….15

  18. Источники………………………………………………………………...16



























Введение



Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дала мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способности.



Обоснование выбора темы



В этом году я оканчиваю школу, место, которому я отдала 11 лет своей жизни. И мне очень хотелось бы оставить память о себе в родной школе, пусть даже в такой маленькой детали интерьера как панно. Надеюсь, оно займет свое место на одной из стен в здании школы.



Цели проекта

  • Продолжить овладение техникой росписи по ткани;

  • Выполнить панно «Ирисы» в технике холодный батик в подарок школе.



Задачи проекта



  • Углубить знания, умения и навыки в технике холодный батик;

  • Разработать и описать технологию изготовления панно в соответствии с требованиями к творческому проекту;

  • Изготовить панно;

  • Проанализировать выполненную работу.

Звездочка обдумывания























История возникновения батика



Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.

Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм выполненных в технике батик, период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.

Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.

В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Впоследствии европейцы изобрели электрический прибор батик-штифт, который позволял хранить воск в расплавленном состоянии. Вскоре Жозе-Мари Жаккар в 1801 году создал автоматический станок, использующий специальные перфокарты с заложенными ткацкими программами. Благодаря этому станку стало возможным изготавливать ткани с созданными художниками рисунками, и техника батика перешла на новый уровень. К 1830 году в Швейцарии и Англии были открыты фабрики, специализирующиеся на производстве имитаций батика. Но после возникновения определённых технических трудностей в Голландию были привезены яванские мастера для обучения европейцев всем премудростям техники батик. В свою очередь голландские представители направились в Индонезию для формирования специализированных государственных кооперативов.

Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве. 

В наше время вещи, расписанные в технике батик, пользуются большой популярностью. Мастера в качестве рабочего материала наиболее часто используют прочную игривую шёлковую ткань. Шёлковые полотна батика при бережном отношении могут храниться несколько сотен лет. Современные техники создания батика вобрали в себя художественные приёмы мозаики, графики, акварели, витража, пастели. Для упрощения процесса созидания производят множество специальных средств позволяющих даже новичкам с успехом заниматься росписью и оформлением ткани.


Виды и классификация батика



В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;

  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;

  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Я выбрала холодный батик. Это один из распространенных видов росписи батиком.



Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.



Технология выполнения батика



Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность, графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Прежде чем начать расписывать ткань, ее необходимо постирать. Стирать ткани, предназначенные для росписи лучше всего с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят.

Натягивать ткань на рамку нужно с помощью кнопок как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

После того как ткань будет натянута можно обвести рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Затем необходимо нанести контур.

Контур делают с помощью специального резервного состава.

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Трубочки и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх.

После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. Передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Потому что при слишком длительной выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Расписывают изделие в пределах контура в соответствии с эскизом. Количество цветов, которые можно использовать в этой технике, практически не ограничено.

Наносят краску кистями, ватными тампонами, губками или трубочкой.

После того как рисунок будет нанесен, ткани нужно просохнуть. Затем сняв ткань с рамки, ее пропаривают с помощью утюга через сухой проутюжельник (чтобы зафиксировать краску на ткани).



Дизайн-спецификация



  • Наименование изделия: Панно «Ирисы»;

  • Конечный потребитель: Внутреннее помещение школы;

  • Допустимые пределы стоимости: Около 500 рублей;

  • Человеческий фактор: Изделие должно способствовать развитию эстетического вкуса, нравиться окружающим;

  • Материалы и инструменты: Ткань, резерв, краски, стеклянная трубочка, подрамник, кнопки, палитра, кисти, баночка с водой, бумага для эскиза, карандаш, соль;

  • Метод изготовления: Техника гутта с применением солевых эффектов (холодный батик);

  • Техника безопасности: При работе с батиком;

  • Моральные ценности: Изделие и технология его изготовления не должны наносить вред окружающей среде и человеку; изделие должно быть эстетичным;

  • Результаты проекта: Выполнение качественного изделия, совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков.



Материалы и принадлежности



Перед тем как приступить к работе, необходимо приобрести следующий набор инструментов:

  • ткань (я выбрала атлас – плотный шелк, имеет атласное переплетение, лицевая сторона – гладкая и блестящая);

  • краски;

  • резервирующий состав (резерв);

  • стеклянная трубочка;

  • подрамник;

  • кнопки, степлер;

  • палитра;

  • кисти;

  • баночка с водой;

  • бумага (экиз);

  • карандаш;

  • соль

  • утюг, гладильная доска

  • рамка



Шелковая ткань - предпочтение отдается китайскому 100% шелку различной плотности: крепдешин, атлас, вуаль, шифон. При выборе шелка необходимо обратить внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку.

Краски - используются специальные для росписи по шелку.

Резерв - состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая будет служить непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые витражные пространства, различные по цвету и тону.

Стеклянная трубочка - применяется для качественной наводки резервирующей линии по заданному рисунку.

Подрамник - применяется для натяжения расписываемой ткани. Для того, чтобы закрепить ткань используются кнопки.

Палитра - применяются для составления колера для росписи определенного цвета и тона.

Кисти - для росписи применяются круглые и плоские, разного размера. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик.

Шаблон - перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным.



Правила техники безопасности



1. Общие требования безопасности

1.1. Избегать попадания краски на одежду и открытые участки тела;

1.2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.



2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду;

2.2. Подготовить рабочее место к работе: убрать все лишнее и

покрыть стол целлофановой пленкой или клеенкой;

2.3. Взболтать баночки с красками и резервом перед использованием с закрытыми крышками.



3. Требования безопасности во время работы

3.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы;

3.2. Хранить кисти в специальных пеналах;

3.3. Баночки с красками и лаками хранить в коробках, во избежание опрокидывания;

3.4. Не размахивать рукой с кистью, во избежание нанесения колющих травм соседям.



4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае попадании краски или лака на одежду или открытые участки тела, необходимо промыть проточной водой;

4.3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании обратиться к врачу.



5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Хорошо вымыть кисти теплой водой с мылом;

5.2. Герметично закрыть флакон с краской и резервом;

5.3. Кисти убрать в чехол, а краски и резерв в коробку;

5.4. Привести свое рабочее место в порядок;

5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом;



Выбор эскиза

Прежде, чем приступить к практической работе по изготовлению картины, необходимо подобрать рисунок. В интернете много интересных рисунков и эскизов картин, панно. После долгих поисков мой выбор пал на два варианта: «Маки» и «Ирисы». Посоветовавшись с учителем, я решила взять за основу второй вариант.





Технологическая карта



п/п

Выполняемая операция

Инструменты и приспособления

1.

Разработать эскиз батика, выделить границы для резерва

Лист бумаги А2, карандаш, ластик, акварель, кисти, черный маркер

2.

Рисунок четко перевести на ткань

Карандаш

3.

Ткань с линейным рисунком закрепить на подрамниках кнопками

Подрамник, кнопки

4.

Нанести резервирующий состав на ткань по линии рисунка, аккуратно замыкая контуры фрагментов изображения;

Дождаться полного высыхания резерва

Резервирующий состав для холодного батика, стеклянная трубочка для нанесения резерва

5.

Выполнить роспись в соответствии с эскизом;

Дать росписи высохнуть


Краски для батика, кисти, соль для эффектов

6.

Закрепить изображение, проутюжив негорячим утюгом через бумагу

Утюг, гладильная доска, тонкая бумага

7.

Оформить работу

Рамка, степлер



Материалы

№ п/п

Наименование материалов

Количество и/или размер

1.

Ткань

1шт; 50 см х100 см

2.

Набор для холодного батика (5 цветов, резерв, трубочка)

1шт.

3.

Бумага (для эскиза)

1 шт; А2

6.

Рамка багет

1 шт.

7.

Подрамник

1 шт.

8.

Соль разного помола

Немного



Инструменты

№ п/п

Наименование материалов

Количество

1.

Ножницы

1 шт.

2.

Кисти

2-3 шт.

3.

Карандаш

1 шт.

4.

Утюг, гладильная доска

1 шт.

5.

Кнопки

1 упаковка

6.

Мебельный степлер

1



Расчет себестоимости

Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.

Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.



Использ. материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

1.

Ткань -синтетический шелк

280 руб/м при ширине 100 см

50 см

190 руб.

2.

Красители, резерв

500 руб. (набор)

1/10 часть

50 руб.

3.

Подрамник

Изготовлен в школьной мастерской

1 шт.

0 руб.

4.

Кисти

В наличии

2 шт.

0 руб.

5.

Кнопки


1 упаковка


6.

Рамка


1 шт.



Итого:

Работу художника трудно оценить. Поэтому я прибегла к сравнению.
В художественном салоне панно в технике «батик» гораздо меньшего размера стоит намного дороже.

Поэтому, несмотря на довольно незначительные материальные затраты, я получила художественное произведение, которое украсит интерьер школы, причем за гораздо меньшую стоимость, чем пришлось бы мне заплатить при покупке аналогичного изделия.



Экологическая экспертиза

Один из важных критериев, на которые я обратила особое внимание при создании проекта, это экологичность. Она заключается в использовании экологически чистых материалов. С этой задачей мне удалось справиться.

Атлас – искусственный шелк, изготовлен из отходов древесной целлюлозы.

Рама и подрамник из древесины. Это экологически чистые природные материалы.

Акриловые краски - органический краситель, т.е. из натуральных пигментов. Краски – водорастворимые. Резервирующий состав (бензиновый растворитель, латекс, парафин) - все составные части природные мономеры.

Поэтому можно сделать вывод, что картина не буде выделять вредных веществ в окружающую среду и будет экологически безопасна для здоровья человека.



Самоанализ и самооценка работы над проектом



Работа в технике батик расширила мои границы знаний и умений в изобразительном искусстве и технологии швейных изделий.

Батик открывает большие возможности, позволяющие решать любые художественные задумки. Те знания, умения и навыки, которые приобретены в процессе работы над проектом и созданием картины помогут мне в дальнейшем творчестве.

Такая работа увлекательна и интересна, а еще она способствует развитию эстетического вкуса. Выполненное изделие мне очень нравится.



Реклама изделия



Вам надоела обыденность? Тогда, можем предложить доступный и 
изящный в своей оригинальности способ преобразить комнату, сменив 
картины на ваших стенах картинами выполненными в технике холодного
батика, также это отличная идея для подарка близкому человеку!



Заключение



Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.

Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.

Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.

Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством. Тот, кто хочет им заниматься должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом), живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия. Всеми этими знаниями, умениями и навыками я владею, так как много лет занимаюсь рисованием. Сама же технология батика, его приёмы доступны каждому.

Когда начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня получилось. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и умения.







Источники



  • http://hobby-terra.ru/

  • https://zhenskie-uvlecheniya.ru/ и другие интернет-ресурсы

  • Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.

  • Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.

  • Давыдова Ю. Роспись по шёлку.

  • Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: Аст-Пресс книга, 2008.

  • Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.

  • Капустин В.С. – «Проекты по технологии», «Вента- Граф», 2000.

  • Эм. А. Батик. Постигаем шаг за шагом. Минск, «Харвест», 2008.