СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Панорама педагогического опыта. «Способы интеграции сторителлинга в процесс обучения русскому языку в 9 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад - панорама педагогического опыта. Как успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче устного итогового собеседования. Применение приема сторителлинга на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Панорама педагогического опыта. «Способы интеграции сторителлинга в процесс обучения русскому языку в 9 классе»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Лениногорска» муниципального образования" Лениногорский муниципальный район" РТ





Панорама педагогического опыта

«Способы интеграции сторителлинга в процесс обучения русскому языку в 9 классе»









Автор:

Хайруллина Эльвира Нафисовна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории
















2023 г



Содержание



Пояснительная записка………………………………………

3

Панорама педагогического опыта…………………………

Список литературы…………………………………………

4-7

7


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Презентация


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Опрос участников фестиваля

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методическая копилка учителя (Облако Mail.ru)







Пояснительная записка

Актуальность: рассматриваются актуальные для методики преподавания русского языка виды сторителлинга, даются рекомендации по использованию технологии при подготовке учащихся к итоговому собеседованию.

Проблема: формирование коммуникативной компетенции школьников; подготовка к ИС.

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению  методом «сторителлинг» в работе с учащимися.

Задачи:

  • Познакомить с  методом «сторителлинг» и преимуществами его использования в организации деятельности с учениками.

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании техники сторителлинг в работе через практическую часть .

Участники: преподаватели.

Ключевые слова: сторителлинг, виды сторителлинга, коммуникативная компетенция, итоговое собеседование, монологическое высказывание.

Вид занятия: панорама педагогического опыта.





Тема: «Способы интеграции сторителлинга в процесс обучения русскому языку в 9 классе»


Искусство сторителлинга (англ. storytelling) – это умение заразить зрителя, читателя или слушателя идеей с помощью историй.

Вопрос включения техники сторителлинг в образовательный процесс на уроках русского языка - одна из возможностей формирования коммуникативной компетенции школьников. Особое внимание уделяется использованию технологии при реализации образовательной программы 9 класса.

Совершенствование системы современного российского образования влечѐт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учѐт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной компетенции у обучающихся, необходимой для успешной социализации и самореализации. Уроки русского языка служат платформой для освоения коммуникативной компетенции школьников. Для обучающихся 9 классов овладение ею в совершенстве становится особенно актуальным, так как с 2019 года в качестве допуска к выпускному экзамену было введено итоговое собеседование. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации [4]. В связи с этим перед учителем возникают новые задачи. Современность диктует необходимость динамичных изменений в образовательном процессе. Не остается в стороне цифровизация и требования общества к человеку новой эпохи в целом. Отсюда возникает необходимость в использовании на уроках русского языка таких техник, которые могли бы вызвать живой интерес у обучающихся. Ведь лучшее освоение знаний, умений и навыков происходит в сопровождении личного интереса и собственного желания человека. В качестве одной из возможных техник, применимых на уроках русского языка, мы предлагаем рассмотреть сторителлинг, как наиболее пластичную и способную к модификациям форму работы. Любой сторителлинг – это рассказывание историй (прямой перевод английского storytelling). Стоит заметить, что сторителлинг – это не просто рассказ о каком-либо событии, а создание историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции людей. В контексте образования сторителлинг выступает как методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Выделим виды сторителлинга, оказывающие продуктивное воздействие на процесс обучения. Так, основные виды сторителлинга:

1. Классический. Контент создается для ученика, он получает информацию через истории и примеры.

2. Активный. Ученик сам создает контент, чтобы проиллюстрировать полученные знания.

Назовем основные функции сторителлинга:

 формирование учебного интереса;

 удержание внимания при изучении материала; рассказ о сложных вещах простым и образным языком;

 проверка знаний и навыков.

Сторителлинг – гибкая форма. Это не обязательно прямолинейно и дословно рассказанная история. Здесь могут возникать и иные формы образного текста. Рассмотрим практические способы применения данной техники.

  1. Путь героя

Этот самый распространенный прием подчиняется классическим канонам драматургии. Для него характерно наличие предыстории, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Здесь важно все: от структуры и визуала до героя и сюжета. Автор текста может взять какого-либо героя, например, исторического персонажа. Задача обучающихся задействовать какой-либо факт из его жизни и изложить как образную, яркую, литературную историю. Что будет способствовать запоминаю информации, развитию образного мышления. Такая форма может быть использована на уроках в 9 классе, посвященных монологическому высказыванию. Лучше, если вместо скучных, сухих объяснений, прозвучит примерно такой рассказ:



- Ребята, вы же знаете Митрофанова Никиту, 11-классника? А сейчас представьте: Никита в 9 классе сдает устное итоговое собеседование! Задание 3, он выбрал тему 1 (описание фото). Вот такой текст составил мой ученик: «Наступило долгожданное лето. Мы с друзьями отправились в поход. Стояла прекрасная солнечная погода. Горы в той местности невероятной красоты! А небо было очень чистое! Мы взобрались на зеленую вершину. Конечно же, все устали. Но мои друзья были счастливы. Мы прекрасно провели время вместе…»

- Что скажете, ребята? Понравился вам текст? Как думаете, Никита справился с заданием?

- За свой ответ по первому критерию Никита получил 0 баллов! (обычно ученики искренне не понимают, почему).

Дальше следует обсуждение ошибок и объяснение, как получить заветный балл. Учащиеся слушают внимательно, им понятна и близка эта ситуация, к тому же, они сопереживают Никите. Вместе решаем общую проблему, делаем вывод.



  1. Диалоговый тренажер.

Диалоговые тренажеры – это упражнения интерактивного характера. Их суть состоит в том, чтобы разыграть конкретную ролевую модель беседы учащегося с другим персонажем. Во время таких «ролевых» диалогов ученик отрабатывает навыки общения, учится правильно выходить из сложных ситуаций, решает задачи и проблемы, заучивает речевые конструкции. Путем этого в полной мере реализуется коммуникативная компетенция. Такая форма вполне найдет место на уроках русского языка.

- Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Один из вас – ученик, сдающий ИС, задание 4, а другой будет выполнять роль учителя-собеседника (ребята учатся задавать вопросы по теме и отвечать на них).

Структура техники сторителлинга:

1.Вступление     

2.Основная часть истории

3.Заключение

Используя технику сторителлинга, педагог :

- создает комфортную обстановку во время занятия;

-формирует эмоциональный настрой;

- снижает уровень тревожности;

- активизирует речемыслительную деятельность;

- помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал;

- пользуется доверием и завоевывает авторитет ученика.

- позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;

- заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;

- учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

Современный учитель должен следовать актуальным течениям времени, совмещая на своих уроках и традиционные технологии, и новые веяния.

Желаю вам, уважаемые коллеги, влюблять учеников в себя и в свой предмет!

А сейчас попрошу вас принять участие в небольшом опросе.

Литература

1. Багрецова Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. №2. С. 25–35.

2. Маняйкина Н.В. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. 2015. №10. С. 60–64.

3. Назарова О.С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная практика // Гуманитарная информатика. 2018. №15. С.15-28.

4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждѐнный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).

5. Сторителлинг: примеры использования в образовании //[Электронный ресурс]. URL: https://ru.coreapp.ai/journal/storytellingv-obrazovanii (Дата обращения: 18.10.21).



























Приложение 1



ОТСКАНИРУЙТЕ QR-код

1)Задание 3, тема 1 (фото)







2) Опрос




3) МБОУ СОШ №8 (Облако Mail.ru)

Х АЙРУЛЛИНА

ЭЛЬВИРА НАФИСОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ I КВ.КАТЕГОРИИ

ОТСКАНИРУЙТЕ QR-код

1)Задание 3, тема 1 (фото)






2) Опрос




3) МБОУ СОШ №8 (Облако Mail.ru)

Х АЙРУЛЛИНА

ЭЛЬВИРА НАФИСОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ I КВ.КАТЕГОРИИ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!