СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пантомима как основа действенного танца

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена Году Театра. Рассказывает о значении пантомимы в становлении драматической хореографии.

Просмотр содержимого документа
«Пантомима как основа действенного танца»

Пантомима как основа действенного танца


Роль пантомимы в хореографическом искусстве огромна. Оно происходит от греческого слово pantomimos, которое обозначало актёра, играющего на сцене, используя при этом только одним языком тела. В настоящее время выделяют два значения слова «пантомима». Первое подразумевает под собой искусство выражения мыслей и чувств с помощью жестов и мимики. Второе определение характеризует пантомиму как театральное представление, которое имеет музыкальное сопровождение. Художественный образ в нем создается без единого слова, только с пользованием мимики, движений и жестов.

Пантомимные представления зародились еще в античности и имели большой успех. В XVIII веке Жан Жорж Новер сделал пантомиму главным элементом балета, который использовался в синтезе с танцем либо сюжетной сценой. Кроме того, пантомиму стали активно использовать в народных спектаклях, например итальянских комедиях дель арте, средневековых мистериях, арлекинадах и ярмарочных представлениях.

В дальнейшем элементы арлекинады применяли в немом и звуковом кино, а также в цирке. Русские танцовщики с готовностью восприняли теоретические взгляды великого реформатора балета Жана-Жоржа Новерра и развили их практически. Всей своей деятельностью Новерр утверждал первенство пантомимы в балетном спектакле.

Стремление к пантомимизации танца, к психологической и пластической разработке характеров, к созданию осмысленной и закономерно развива­ющейся немой драмы характеризует и деятельность Карла Дидло, переняв­шего идеи Новерра. Современники расценивали балеты Дидло как «превос­ходные драмы, полные вымысла, истины, движения, выраженные самой крас­норечивой пантомимой».

XX век стал расцветом пантомимы. Композиторы создавали пантомимы как отдельные произведения либо части большого музыкально-сценического сочинения. Танец, в котором использовался язык жестов и мимики, стал неким подобием соотношения речитатива и арии в оперном искусстве. Танец несет в себе выразительное начало, а пантомима отвечает за проявление изобразительной сущности. С помощью движений выражается обобщенное отношение, а с мощью жестов и мимики – конкретное.

Танец основывается на повторении пластических элементов под определенный ритм. А пантомима, как в ритмическом, так и в пластическом плане, достаточно разнородна по своему составу. Движения, применяемые в танце, носят непрерывный и слитный характер, а в пантомиме – разрозненные и раздельные. Пантомима имеет родственные связи с драматическим театром с одной стороны, и с танцем с другой стороны.

В XVIII-XIX веках язык мимики и жестов применяли для выражения действия, а с помощью танца передавалось состояние. Пантомимы обособили от танцевальных элементов, так как в них часто использовали условные жесты. Как Новер, так и его последователь в этом направлении Фокин хотели уничтожить невидимую границу между пантомимой и танцем.

В современном балете пантомима приобрела огромное драматургическое значение. Но, несмотря на это, она не стала главным средством выражения в нем. По-прежнему лидирующие позиции здесь занимает танец. Язык жестов и мимики здесь выполняет дополнительную и конкретизирующую роль. На протяжении XIX века пантомимные традиции в балете то угасали, то возрождались вновь. Интерес к пантомиме возник в начале нового ХХ века и связан с импрессионистскими балетами М. Фокина и А. Горского. К тому же времени относится и рождение в России драматической пантомимы как самостоятельного вида театрального искусства, отличного от балета.

Явлением, вызвавшим повышенный интерес к пантомиме, к пластической выразительности актера, к культуре движения, явился танец Айседоры Дункан.

Первое выступление в России имело место в 1905 году, Ее прин­ципы пластической выразительности произвели сенсацию и послужили осно­ванием к зарождению многочисленных студий, которые ставили перед собой драматические и пантомимические задачи. Её «Босоножные» танцы исповедовали культ тела, где предполагалось, что обнаженное тело, едва прикрытое прозрачными тканями, возвращает человечество к его детской поре, к свободному выявлению духа через тело.

Современная Пантомима - это форма сценического зрелища, где при помощи тело­движений, жестов и мимики, тело положения актера раскрывается характер действующего лица, содержание и идея немой драмы. Немота пантомимы роднит ее с танцевальным искусством. Тесная связь пантоми­мы с танцем проявляется еще в том, что танец учит пантомиму точности формы, тогда как пантомима учит танец драматической выразительности. Актер пантомимы может не танцевать, но обязательно должен обладать способностью к перевоплощения, к обрисовке характера. К созданию образа не только мимическими средствами, но и пластическими.

Специфическим признаком пантомимы является драматическое начало, положенное в основу действия, где основным является экспрессия дви­жений и тело положений, выражающих действия, характеры, чувства, наме­рения и взаимоотношения изображаемых лиц. Пантомима может быть как большим спектаклем, так и небольшой страдной миниатюрой – немой новеллой, рассказом, поэмой, сказкой, фарсом, басней, карикату­рой.

Жест в самом широком толковании – движение руки, ноги, туловища, улыбка, жест лица – является выразительным средством пантомимы. В ос­нове каждого пантомимического выражения лежат обычное естественное движение.

Характер движения, жеста, действия меняется, в зависимости от причин, его вызывающих, от характера, возраста, эмоционального состояния действующего лица. Эти факторы влияют на движение, темп и ритм, что придает каждому пластическому выражению свою индивидуальную окраску, свой смысл. Пластическая характеристика действующего лица слагается из последовательных действий и жестов, имеющих свою логику. Логика жизненного поведения диктует актеру логику поведения сценичес­кого, жизненный жест лежит в основе сценического жеста, который должен быть легко расшифрован и понят. Лишь осмысленный жест уместен в реалистической пантомиме.

Искусство пантомимы тесно связано с танцем, цирком, драмой, кино, поэтому затруднительно рассматривать ее изолированно от этих искусств. В зависимости от того, с каким искусством пантомима ближе всего сочетается, мы различаем три вида пантомимы:

  1. Пантомима танцевальная, ее характерный признак – условный, ритмически и пространственно организованный жест, мимика, движение.

  2. Пантомима акробатическая, жест доведен до максимальной условности, легко переходящий в акробатику.

  3. Пантомима драматическая, или естественная, которая уподобляется естественному жизненному поведению человека.

Нередко эти три вида пантомимы встречаются в смешанном виде. В клас­сическом балете, например, мы видим наряду с танцевальной пантомимой и акробатическими элементами явно выраженную тенденцию к естествен­ному жизненному жесту.

Язык жестов и движений понятен всем. Этим объясняется незаме­нимые качества пантомимы - ее демократичность и интернациональность, ее доступность и понятность для всех стран и народов мира. Кроме того пантомима призвана развивать воображение и выразительность исполнителей хореографии. Эти качества помогают танцовщику ярко демонстрировать свои действия и намерения, а значит, помогают раскрывать замысел автора. Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая покажет, насколько развито ваше воображение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!