Пантомима как основа действенного танца
Роль пантомимы в хореографическом искусстве огромна. Оно происходит от греческого слово pantomimos, которое обозначало актёра, играющего на сцене, используя при этом только одним языком тела. В настоящее время выделяют два значения слова «пантомима». Первое подразумевает под собой искусство выражения мыслей и чувств с помощью жестов и мимики. Второе определение характеризует пантомиму как театральное представление, которое имеет музыкальное сопровождение. Художественный образ в нем создается без единого слова, только с пользованием мимики, движений и жестов.
Пантомимные представления зародились еще в античности и имели большой успех. В XVIII веке Жан Жорж Новер сделал пантомиму главным элементом балета, который использовался в синтезе с танцем либо сюжетной сценой. Кроме того, пантомиму стали активно использовать в народных спектаклях, например итальянских комедиях дель арте, средневековых мистериях, арлекинадах и ярмарочных представлениях.
В дальнейшем элементы арлекинады применяли в немом и звуковом кино, а также в цирке. Русские танцовщики с готовностью восприняли теоретические взгляды великого реформатора балета Жана-Жоржа Новерра и развили их практически. Всей своей деятельностью Новерр утверждал первенство пантомимы в балетном спектакле.
Стремление к пантомимизации танца, к психологической и пластической разработке характеров, к созданию осмысленной и закономерно развивающейся немой драмы характеризует и деятельность Карла Дидло, перенявшего идеи Новерра. Современники расценивали балеты Дидло как «превосходные драмы, полные вымысла, истины, движения, выраженные самой красноречивой пантомимой».
XX век стал расцветом пантомимы. Композиторы создавали пантомимы как отдельные произведения либо части большого музыкально-сценического сочинения. Танец, в котором использовался язык жестов и мимики, стал неким подобием соотношения речитатива и арии в оперном искусстве. Танец несет в себе выразительное начало, а пантомима отвечает за проявление изобразительной сущности. С помощью движений выражается обобщенное отношение, а с мощью жестов и мимики – конкретное.
Танец основывается на повторении пластических элементов под определенный ритм. А пантомима, как в ритмическом, так и в пластическом плане, достаточно разнородна по своему составу. Движения, применяемые в танце, носят непрерывный и слитный характер, а в пантомиме – разрозненные и раздельные. Пантомима имеет родственные связи с драматическим театром с одной стороны, и с танцем с другой стороны.
В XVIII-XIX веках язык мимики и жестов применяли для выражения действия, а с помощью танца передавалось состояние. Пантомимы обособили от танцевальных элементов, так как в них часто использовали условные жесты. Как Новер, так и его последователь в этом направлении Фокин хотели уничтожить невидимую границу между пантомимой и танцем.
В современном балете пантомима приобрела огромное драматургическое значение. Но, несмотря на это, она не стала главным средством выражения в нем. По-прежнему лидирующие позиции здесь занимает танец. Язык жестов и мимики здесь выполняет дополнительную и конкретизирующую роль. На протяжении XIX века пантомимные традиции в балете то угасали, то возрождались вновь. Интерес к пантомиме возник в начале нового ХХ века и связан с импрессионистскими балетами М. Фокина и А. Горского. К тому же времени относится и рождение в России драматической пантомимы как самостоятельного вида театрального искусства, отличного от балета.
Явлением, вызвавшим повышенный интерес к пантомиме, к пластической выразительности актера, к культуре движения, явился танец Айседоры Дункан.
Первое выступление в России имело место в 1905 году, Ее принципы пластической выразительности произвели сенсацию и послужили основанием к зарождению многочисленных студий, которые ставили перед собой драматические и пантомимические задачи. Её «Босоножные» танцы исповедовали культ тела, где предполагалось, что обнаженное тело, едва прикрытое прозрачными тканями, возвращает человечество к его детской поре, к свободному выявлению духа через тело.
Современная Пантомима - это форма сценического зрелища, где при помощи телодвижений, жестов и мимики, тело положения актера раскрывается характер действующего лица, содержание и идея немой драмы. Немота пантомимы роднит ее с танцевальным искусством. Тесная связь пантомимы с танцем проявляется еще в том, что танец учит пантомиму точности формы, тогда как пантомима учит танец драматической выразительности. Актер пантомимы может не танцевать, но обязательно должен обладать способностью к перевоплощения, к обрисовке характера. К созданию образа не только мимическими средствами, но и пластическими.
Специфическим признаком пантомимы является драматическое начало, положенное в основу действия, где основным является экспрессия движений и тело положений, выражающих действия, характеры, чувства, намерения и взаимоотношения изображаемых лиц. Пантомима может быть как большим спектаклем, так и небольшой страдной миниатюрой – немой новеллой, рассказом, поэмой, сказкой, фарсом, басней, карикатурой.
Жест в самом широком толковании – движение руки, ноги, туловища, улыбка, жест лица – является выразительным средством пантомимы. В основе каждого пантомимического выражения лежат обычное естественное движение.
Характер движения, жеста, действия меняется, в зависимости от причин, его вызывающих, от характера, возраста, эмоционального состояния действующего лица. Эти факторы влияют на движение, темп и ритм, что придает каждому пластическому выражению свою индивидуальную окраску, свой смысл. Пластическая характеристика действующего лица слагается из последовательных действий и жестов, имеющих свою логику. Логика жизненного поведения диктует актеру логику поведения сценического, жизненный жест лежит в основе сценического жеста, который должен быть легко расшифрован и понят. Лишь осмысленный жест уместен в реалистической пантомиме.
Искусство пантомимы тесно связано с танцем, цирком, драмой, кино, поэтому затруднительно рассматривать ее изолированно от этих искусств. В зависимости от того, с каким искусством пантомима ближе всего сочетается, мы различаем три вида пантомимы:
Пантомима танцевальная, ее характерный признак – условный, ритмически и пространственно организованный жест, мимика, движение.
Пантомима акробатическая, жест доведен до максимальной условности, легко переходящий в акробатику.
Пантомима драматическая, или естественная, которая уподобляется естественному жизненному поведению человека.
Нередко эти три вида пантомимы встречаются в смешанном виде. В классическом балете, например, мы видим наряду с танцевальной пантомимой и акробатическими элементами явно выраженную тенденцию к естественному жизненному жесту.
Язык жестов и движений понятен всем. Этим объясняется незаменимые качества пантомимы - ее демократичность и интернациональность, ее доступность и понятность для всех стран и народов мира. Кроме того пантомима призвана развивать воображение и выразительность исполнителей хореографии. Эти качества помогают танцовщику ярко демонстрировать свои действия и намерения, а значит, помогают раскрывать замысел автора. Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая покажет, насколько развито ваше воображение.