Тема: «Папа, мама, я – книжкины друзья»
Цель мероприятия: развитие и поддержание интереса к чтению учащихся начальных классов, формирование у учащихся положительной мотивации к учению, сплочение родителей и детей в новой школьной ситуации, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей, воспитание интереса детей и взрослых к чтению книг.
Предварительная подготовка к внеклассному мероприятию:
Подготовка семейных команд к конкурсу.
За месяц до мероприятия на родительском собрании учитель доводит до сведения родителей о предстоящем конкурсе. Родители с детьми обсуждают эту тему дома.
Далее учитель приглашает родителей – конкурсантов в школу в назначенный день и час для знакомства с программой и критериями оценивания конкурсов. По необходимости проводит индивидуальные консультации по подготовке к конкурсу.
Программа конкурса:
«Визитная карточка семьи» (не более 3-5 мин.); (высший балл:10)
«Литературная викторина» (за каждый правильный ответ: 1 балл)
«Собери пословицу» (за каждый правильный ответ: 1 балл)
«Конкурс капитанов» (реклама любимой книги) (высший балл: 10)
«Соедини правильно: название произведения и автора» (за каждый правильный ответ: 1 балл)
«Музыкальный конкурс» (угадать песню из сказки) (за каждый правильный ответ: 1 балл)
«Конкурс рисунков к любимому произведению» Размер: А-3. (высший балл:10)
«Инсценировка любого произведения » (не более 5 мин.),
(высший балл:10)
Критерии оценки конкурсных заданий:
«Визитная карточка команды»
наличие эмблемы, соответствующей названию конкурса;
отражение читательских традиций семьи;
оригинальность представления.
В задании «Визитная карточка команды» можно использование любой жанр: аудио-история, рекламный ролик, видеоклип, фильм, презентация книжки-раскладушки, презентации Power Point, слайд-шоу и др.
«Литературная викторина», «Музыкальный конкурс»
полнота и правильность ответов;
«Собери пословицу», «Соедини правильно»,
полнота и правильность ответов; быстрота выполнения
«Инсценировка произведения».
музыкальное сопровождение;
оригинальность представления;
использование театральных костюмов;
массовость исполнения;
использование мультимедийного оборудования.
Конкурс рисунков
эстетичность, красочность оформления
содержательность рисунка
Реклама любимой книги
- содержательность и оригинальность выступления
- использование иллюстративного материала и др.
Конкурсные выступления команд могут сопровождаться иллюстративными материалами: схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, видео, аудиоматериалами, мультимедийными презентациями, выставками.
Подготовка детей к проведению внеклассного мероприятия
Учитель знакомит всех детей с предстоящей подготовкой к празднику-конкурсу «Книжкины друзья». Предлагает тоже принять участие в некоторых конкурсах, предназначенных только для них. Лучшие чтецы выступят на предстоящем мероприятии. Будут подведены и вручены грамоты активным участникам проведенных конкурсов.
Конкурс «Как мы читаем?» Проверка техники чтения.
Конкурс на лучший читательский дневник.
Сочинение на тему: «Моя любимая книга»
Конкурс на лучший рисунок к любому произведению.
Фотоконкурс «Как мы дружим с книгой»
Конкурс газет «Чтение – лучшее учение»
Аукцион пословиц и поговорок о книге, о чтении.
Конкурс стихотворений о книге, о чтении.
(из заданий с 3 по 8 выполняем любые 2-3 задания индивидуально по своему желанию)
Оформление праздника
Плакаты: «Папа, мама, я – книжкины друзья», «Чтение – лучшее учение»; пословицы «Испокон века книга растит человека», «Книга – это окно в мир»; шары.
Оборудование праздника
Компьютер, мультимедийное оборудование, выставка книг детских авторов, таблички с фамилиями участников семейного праздника, карточки – числа для оценивания жюри баллами конкурсов, листы – задания для проведения литературной викторины, карточки – слова для составления пословиц, карточки – номера для жеребьевки.
Подготовка награждений участников
Грамоты участникам конкурса, грамоты учащимся – победителям в различных конкурсах, проведенных накануне внеклассного мероприятия; медали – лучший читатель класса, участник конкурса «Книжкины друзья».
Ход мероприятия
Ученик 1:
Много книг у нас чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых,
В городах, станицах, сёлах…
Ученик 2:
Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать.
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Ученик 3:
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книжкам скажем мы “Спасибо!”
Книжкам – наш большой привет!
Учитель:
- Да, действительно, трудно себе представить жизнь без верного друга – хорошей книги. Прекрасно об этом рассказывается в стихотворении Е.Найдёновой “Мой друг”. Сейчас вы его услышите в исполнении ребят.
Дети:
1.Хорошая книга – мой спутник, мой друг, -
С тобой интересней бывает досуг.
2.Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
3.Я слышу тебя, я иду за тобой,
Я к морю спускаюсь, я вижу прибой.
4.С тобою дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
5.Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.
6.ы учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
7.Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Дети хором:
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг!
Учитель:
Нашу встречу сегодня мы посвящаем её величеству: Книге!
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Чтение – один из главных предметов в школе, потому что если ученик плохо читает, то он не поймет задания по математике, русскому языку и другим предметам. Хочется, чтобы книга стала главной и дома.
За эти два года учёбы в школе мы вместе с ребятами прочитали уже довольно много интересных произведений. Самыми первыми помощниками ребят в увлекательном путешествии в книжное царство стали для ребят воспитатели, педагоги и родители.
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания, творческие способности.
Итак, приглашаю на встречу с любимыми нашими книгами и их героями.
Пройдёт наша встреча под названием «Папа, мама, я – книжкины друзья»
В программе конкурса интересные задания для участников, а также для зрителей.
А еще мы собрались здесь для того, чтобы получить заряд бодрости, энергии, блеснуть эрудицией и просто отдохнуть и пообщаться. Я благодарю родителей за то, что приняли предложение принять участие в игре, за желание вникнуть в интересы своего ребенка и разделить радость общения с друзьями и хорошей книгой.
Так как у нас конкурс, то обязательно должны быть и его победители. Определить их
поможет наше уважаемое жюри (в составе жюри библиотекарь школы, родители, учителя)
Приветствие жюри: Вам и слава и почет все мы любим точный счет!
Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды…(представление команд)
Проведем жеребьевку.
Итак, друзья. Начнём программу.
Затей у нас большой запас,
А для кого они? Для вас!
Далее учитель знакомит с конкурсной программой всех присутствующих
Ученик:
Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования;
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания.
1 конкурс знакомство с участниками «Визитная карточка»
Учитель:
Пусть очаг горит, не остывая,
Теплом домашним сердце согревая.
Семью сплотить сумеет мудрость книг,
Чтоб знаний ваших не иссяк родник.
Нужно представить свою семью. Немного рассказать о ней.
2 конкурс «Литературная викторина»
Ученик:
Чтоб героев узнать-
Надо книги всем читать.
Дружно вместе вспоминайте,
И ответ нам называйте.
Для каждой команды свой вопрос. Загадки.
Возле леса, на опушке,
трое их живёт в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (три медведя)
Летела стрела и попала в болото,
а в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей.
(царевна лягушка)
Всех на свете он добрей,
лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота
Он известен, знаменит
Это (доктор Айболит)
С букварём шагает в школу
деревянный мальчуган
попадает вместо школы
в полотняный балаган
как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
Вопросы викторины:
1. Имя папы Буратино. (Папа Карло)
2. Какими словами обычно начинаются народные сказки? (Жили-были)
3. Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)
4. Кто из героев сказок Пушкина жил ровно тридцать лет и три года? (Старик и старуха)
1. Кто герой русской народной сказки, путешествовавший на печи? (Емеля)
2. Кто автор строк: "Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!" (Крылов)
3. Кому принадлежат строки: "По амбару я метен, по сусечкам скребен" (Колобок)
4. Друзья дяди Фёдора /Матроскин,Шарик/
1. Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
2. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (хвостом)
3. Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
4. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
Кто автор строк?
1.Белая берёза под моим окном… (С.Есенин «Берёза»)
2.Буря мглою небо кроет… (А.Пушкин «Зимний вечер»)
3.Дама сдавала в багаж… (С.Маршак «Багаж»)
4.Кто на лавочке сидел… (С.Михалков «А что у вас?»)
Исправь ошибки: задание на листочке
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)
Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой)
Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны)
Во время работы команд с болельщиками проводится викторина:
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3года)
2) Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности
возле его царства - государства нет? ("Кири - ку-ку, Царствуй, лежа на боку")
3) Какими словами бранила старуха своего старика в "Сказке о рыбаке и рыбке?
(дурачина ты, простофиля)
4)Кто автор произведения "У Лукоморья дуб зеленый" (А.Пушкин)
3 конкурс «Собери пословицы»
Учитель:
В русском языке много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц о книге. Давайте их вспомним.
Каждая команда получает конверт, в котором слова для пословицы. Собрать из этих слов пословицу и прочитать.
«Не красна книга письмом, красна умом»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием»
«Книги не говорят, а правду сказывают»
Всем семейным командам на листке за 1 минуту дописать пословицы:
Корень учения горек, да плод его сладок.
С книгой поведешься - ума наберешься.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Кто много читает, тот много знает.
Во время написания пословиц проводится с болельщиками аукцион пословиц.
4 конкурс «Конкурс капитанов» Реклама любимой книги.
Учитель:
Сколько звезд в небесах,
И деревьев в лесах,
Сколько капель в реке –
Столько книг на Земле!
И у каждого есть своя любимая книга. Реклама книги.
После выступления участников учитель обращает внимание на выставку книг,
подготовленных учащимися класса.
5 конкурс «Соедини правильно»
Каждой команде подобрать писателя к его произведению: задание дано на листке
1. В.Осеева 3. «Живая шляпа»
2. С.Маршак 4. «Путаница»
3. Н.Носов 5. «Мой щенок»
4. К. Чуковский 2. «Кот и лодыри»
5. С.Михалков 1. «Волшебное слово»
6. А. Барто. 6. «Веревочка»
Задание болельщикам: отгадать, откуда взяты строки
Рады, рады, рады светлые березы («Радость», К.Чуковский)
И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга» («Федорино горе», К.Чуковский)
Я откровенно признаюсь, что в темноте я спать боюсь («Сила воли», С.Михалков)
Почему сегодня Петя просыпался десять раз («В школу», А.Барто)
6 конкурс «Музыкальный конкурс» угадать песню, из какой она сказки
7 конкурс «Конкурс рисунков к любимому произведению»
Учитель:
И в 10 лет, и в 7, и в 5.
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, краски и, конечно, сказки…
Все нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Дома участники конкурса подготовили свои рисунки к любимым произведениям.
Некоторые ученики тоже рисовали иллюстрации к прочитанным книгам. Давайте посмотрим их.
8 конкурс «Инсценировка любого произведения»
Учитель:
Книга – верный друг детей с ней живется веселей!
Дома команды готовили инсценировку произведений.
Книга ждет тебя везде:
В школе, дома и в труде.
Она верный старый друг
Без нее ты как без рук!
Учитель:
Подошёл к концу наш конкурс. Вы все очень старались, были дружными, помогали друг другу. А теперь посмотрим, каковы итоги нашего сегодняшнего конкурса. Их нам и объявит наше уважаемое жюри. Награждение победителей и участников конкурса (вручаются медали и книги). Звучит песня «В мире много сказок».
Учитель:
Спасибо всем, кто принял участие в нашем конкурсе – командам, болельщикам, зрителям. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы вы всегда дружили с книгой. Пусть они вам дарят тепло, пусть добро навеки побеждает зло!