Министерство образования и науки Республики Дагестана
Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»
«Папье – маше в современном интерьере»
исследовательский проект
Прикладное творчество секции
«Природа – источник творчества»
Выполнил: Ахмедов Иззет,
ученик 4 класса
МКОУ ЦО «Юлдаш» с. Хучни
Табасаранский район РД.
Руководитель: Ханахмедова Севиле Мугутдиновна,
учитель ИЗО
МКОУ ЦО «Юлдаш»
с. Хучни
2017г
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………..1
2. Основная часть…………………………………………..…………………2
2.1. Научный метод……………………………………..……………………..2
2.2. Практическая часть. …………………………………………………….3
Заключение……………………………………………………………………..5
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В век цифровых технологий многие современные дети не представляют своей жизни без компьютеров, планшетов, телефонов. Конечно, компьютеры решают сегодня много проблем. Но сами того не осознавая мы так много теряем из-за них. Время уходит неизвестно куда, мы теряем его увлекаясь ненужной информацией и рекламой, а ведь могли бы потратить с гораздо большей пользой. Например – сделать своими руками поделку из бумаги и подарить ее своим близким, друзьям. Подарок, выполненный своими руками, всегда очень трогателен и приятен.
Их изготовление начинается с детских развлечений и заканчивается настоящими произведениями искусства.
Я – Ахмедов Иззет учусь в 4 «А» классе МКОУ ЦО «Юлдаш». Учусь хорошо, занимаюсь танцами, рисую и люблю мастерить разные вещи своими руками. На этой планете «Юлдаш» есть кружок «Удивительный мир». Так его называют взрослые, а на самом деле это школа волшебников, хозяйка в ней наша учительница Севиле Мугутдиновна. Она не устает повторят: «Пока бумага лежит на полке, она просто бумага, может никому не нужная, и ничего больше, но стоит попасть в наши руки, познакомиться с яркими красками, как она оживает, превращается в сказку».
Тема моего исследования « Папье - маше в современном интерьере».
Моя цель - изучение техники папье-маше, изготовление интерьерной игрушки и рельефной картины «Петушок».
Задачи исследования:
- Исследовать различные технологии папье – маше и выбрать наиболее подходящую для осуществления задуманного.
- Узнать где в современном мире используется папье –маше и в чем ее преимущество .
Моя гипотеза состоит в том, что, применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков.
Методы и приемы исследования:
Исследовательский метод (было прочитано много литературы по технике папье-маше; были изучены статьи и различные материалы по истории возникновения папье-маше).
II. Основная часть.
Человек всегда стремился собирать вокруг себя что-то красивое: статуэтки, картины, фотографии, игрушки. Игрушки интерьерные – это особая категория вещей, предназначенная для того, чтобы жизнь человека становился ярче и интереснее. Они делают дом уютней, строгую обстановку более комфортной. Современная промышленность шагнула далеко вперед. Все можно купить в магазине. Но в наш в век, когда все есть, современному человеку хочется чего – то необычного, оригинального и экологически чистого. В помощь приходит техника папье – маше. И красивые «вещи » своими руками можно создавать без лишних затрат и от бросового материала можно избавиться.
Мне стало очень интересно узнать о появлении папье-маше, кто придумал такую технику работы с бумагой, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем, какое место занимает папье –маше в жизни современного человека . Интерьерные игрушки чаще всего делают своими руками, такие игрушки более ценны, чем изготовленные на фабрике. Ведь изделия, выполненные человеком, а не бездушной машиной всегда несут в себе тепло наших рук.
Я очень люблю делать подарки своими руками и дарить их своим родным и близким. Скоро у меня появиться братик. Ко дню рождения малыша я решил сделать маме подарок . 2017 год –год петуха. Вот мне и пришло в голову изготовить интерьерную игрушку «Петушок» для мамы и объемную картинку для детской комнаты в технике папье – маше. Я надеюсь, что мой сюрприз маму очень обрадует. Такая простая, но определенно очень красивая поделка созданная с помощью фантазии, непременно станет уникальной, и сделать окружающий интерьер немного праздничнее.
2.1. Научный метод (познакомился с инструментами и приспособлениями для изготовления папье-маше; познакомился с технологией изготовления папье-маше; изучил основные приемы выполнения папье-маше).
Папье-маше –французское слово, которое переводится как «рванная» или «жеванная» бумага легко поддающаяся формовке масса ,получаемая из волокнистых материалов . Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины 16 века.
Родина папье-маше - Китай. Этот материал изобрели в Китае в первой половине 2 –го века. Китайцы обнаружили , что из папье – маше можно из готавливать множество вещей ,в том числе числе горшки и боевые шлемы ,которые покрывали лаком ,чтобы придать изделиям прочность и износостойкость . Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих».
История папье-маше в России
С первой половины 2-го века в Китае пользовались техникой папье –маше для изготовления разных изделий .Во Франции в 16 веке папье – маше использовали для изготовления кукол .
В России папье – маше стало популярно в эпоху Петра 1 , но промышленное производство изделий из папье –маше возникло в 19 веке .Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.
В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину , затем к сыну Александру. Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки от более древних – японских и китайских лаков с основой на дереве. Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100˚С. Потом приделывают крышку и приделывают донышко.
После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер. По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса. В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
2.2.Практическая часть
В своих работах я буду использовать метод «маширование» - послойное склеивание кусочков бумаги и метод лепки из жидкой массы.
1 – метод. Надуваем воздушный шар, нужного размера, смазываем ее поверхность вазелином. Затем берем старую газету, разрываем или разрезаем на кусочки, смачиваем их в воде, наносим первый слой на поверхность всего шара, второй слой газет смачиваем в растворе клейстера и наклеиваем их на поверхность шара (повторяем несколько раз слой за слоем). Слоев у меня будет 8. После этого сушим всю конструкцию, спускаем и достаем шар. В итоге получится объемная заготовка для тела петушка, у которой осталось круглое отверстие в узкой части шара. Из газеты формируем шею и голову петуха, закрепляем скотчем. Вырезаем из картона разноцветные перья и приклеиваем их, образуя хвост. После того, как каркас петуха из папье-маше будет готов, еще раз обклеим его поверхность бумагой и покрасим в белый цвет эмульсионной краской. По сути, поделка готова. Теперь нам остается украсить ее, а это дело вкуса и наличия материалов. В нашем случае я буду красить петуха акриловыми красками, но возможны и другие варианты. Просто немного поэкспериментируйте. Да и стиль будет напрямую зависеть от окружающего интерьера. (Приложение №1)
2 - метод «Лепка из бумажной массы». На картоне – основе рисуем петушка. Берем рулон туалетной бумаги режем ее на тоненькие полосочки. После этого бумагу помещаем в банку заливаем кипятком даем настояться до утра, затем отжимаем бумагу разрыхляем. В бумажную массу добавляем немного жидкого мыла для эластичности и клей ПВА, тщательно перемешиваем до получения пластичного теста. Из подготовленной массы по контуру рисунка начинаем лепить, создавая небольшой рельеф. После этого сушим изделие в течении двух дней. Можно первый слой покрасить в белый цвет, я сразу покрасил акриловыми красками. Акриловые краски в отличие от гуаши и акварели не боятся воды, не размазываются и придают работе блеск. (Приложение № 2)
Заключение.
Техника папье-маше очень интересна и разнообразна. Она относится к одному из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства
И я, автор этой исследовательской, творческой работы, изучив историю возникновения папье-маше, решил попробовать создать несколько поделок в этой технике.
Полученные данные:
Познакомился с историей возникновения техники папье-маше.
Изучил технологию изготовления поделок в технике папье-маше.
Сравнил возможности разных технологий изготовления изделий в технике папье - маше .
Папье-маше изготавливают из дешевых материалов: используют газеты, салфетки, оберточную бумагу, бумагу второго сорта.
Моя гипотеза подтвердилась. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие, что при помощи обычной бумаги, можно сделать свой досуг увлекательным, разнообразным, творческим и ошибается тот, кто считает его бессмысленной тратой времени. В ходе работы я убедился, что декоративно-прикладное творчество, способствует развитию памяти, внимания, усидчивости, и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому можно сказать, что папье-маше способствует гармоничному развитию личности и имеет большое психологическое значение.
Если вас заинтересовала данная техника, то можно отпустить фантазию на волю и приступить к выполнению любой поделки.
Очень красиво и органично смотрится на поделках из папье-маше декупаж и кракелюр. Не менее интересными получаются поделки из папье-маше, точечно расписанные контурами. Полезна и доступна всем техника папье-маше при подготовке к новогодним праздникам, утренникам, карнавальным вечеринкам, костюмированным представлениям и т.д. Разная бутафория, а также карнавальные маски удобно, дешево и легко делаются из бумаги в технике папье-маше.
И в современном интерьере изделия из папье – маше смотрятся гармонично, стильно и современно.
Вторичному, бросовому сырью можно и нужно дать вторую жизнь.
Я выполнил поставленную перед собой задачу: изучить, рассказать и сделать работы в технике папье-маше. Даже провел мастер- класс. Эта работа меня очень увлекла. Я буду и дальше делать что-нибудь интересное.
4