Слово «нет», как и частичка «не», очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.
Просмотр содержимого документа
«Папка передвижка для родителей "Обратный эффект частицы НЕ"»
ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ ЧАСТИЦЫ «НЕ»
Слово «нет», как и частичка «не», очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.
Например, посылаете своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: «Не забудь купить ещё сметаны».
Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: «Купи ещё сметаны».
Часто взрослые дают много наставлений: «не ходи на кухню», «не трогай вазу»,« не бери ножницы» и т. д., не объясняя, почему нельзя.
Дети же часто нарушают запреты, родители расстраиваются, ругают, снова запрещают и все возвращается на круги своя.
Известный анекдот отлично иллюстрирует эту ситуацию.
Посетитель пообедал в кафе, а так как на столе не оказалось салфеток, он раздумывает, чем бы вытереть рот.
Случайно его взгляд натыкается на надпись: «Просьба занавесками рот не вытирать». «А это идея!», – радостно подумал посетитель.
Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду, когда говорим.
И в первую очередь это относится к негативным высказываниям.
Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно просто изменить построение своих фраз – и исчезает масса недоразумений и неприятных моментов, связанных с забыванием и непослушанием.
Ну а для наглядности здесь приведена таблица.
В ней мы расположили высказывания по мере роста детей
(и возникающих проблем)
– от обращения к малышам до обращения к подросткам.
Как не надо говорить | Что думает в это время ребёнок | Как сказать правильно |
-Не прыгай на краю, упадёшь! | -Проверим! | Стои! Осторожно, край! Посмотри! |
-Нельзя рисовать на обоях- | -Буду! | Вот большой лист, рисуй здесь. |
-Не дёргай кошку за хвост! | -А за что можно? | Кошке больно, она тебя оцарапает. |
-Не лазь в эту лужу! | -Я не лезу, только попробую… | Лужа глубокая, обойди её с краю. |
-Не шуми! | -Буду! | Давай послушаем тишину. |
-Ты опять не выучил уроков…. | -Ну и что? -Па-а-думаешь! | Через час я проверю. Как ты выполнил домашнее задание по…. |
-Нет, я тебе не разрешаю идти в парк, нечего тебе там делать.. (ты ещё слишком мал, чтобы…. | -Я большой! -Но я же не маленький! | Одному в парке опасно… пойдём вместе. В воскресенье возьми меня с собой в парк… |
Сколько раз тебе говорить! | Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание. | Сделай то-то и то-то… (конкретно скажите, что вы хотите от ребёнка получить в результате) |
-Не трогай мороженного, пока не съешь кашу. | -Вам что, мороженного жалко?! | Сегодня у нас десерт мороженное! |
-Сколько можно висеть на телефоне! | -Сколько надо; -А сама-то… | Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить… |
-Сними этот безобразный плакат | -А мне нравиться! (Много ты понимаешь!) | Повесь пожалуйста, что- нибудь другое: А тоя боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры) |
-До каких пор можно сидеть за компьютером! | Он подумает, но не скажет. «Да сколько угодно» | Ты играешь уже около часа. Через 10 заканчивай, хорошо? |