СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка-передвижка "Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка-передвижка "Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе"

Просмотр содержимого документа
«Папка-передвижка "Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе"»





Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе



Психологическая готовность детей к обучению в школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики, которая предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Кроме того, психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивизации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы.

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основными видами деятельности детского психолога являются:

• психологическое просвещение,

• психологическая профилактика,

• психологическое консультирование,

• психологическая диагностика,

• психологическая коррекция.







Диагностика

готовности к школьному обучению



Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

  • Исследование произвольной сферы и саморегуляции

    • Методика «Домик»

    • Методика «Да и нет»

    • Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух)

  • Исследование интеллектуальной сферы

    • Методика исследования обучаемости А. Ивановой

    • Методика «Сюжетные картинки»

    • Методика «Рисунок человека»

    • Тест кратковременной памяти и умозаключений

    • Методика «4-ый лишний»

  • Исследование речевой сферы

    • Методика «Звуковые прятки»

    • Тест фонематического слуха

    • Тест словаря

    • Методика «Повтори за мной»

    • Тест фонематического слуха Ю. Гильбух

  • Исследование мелкой моторики

    • Методика «Дорисуй»

    • Методика «Езда по дорожкам»

  • Исследование пространственных предствалений

    • Методика «Графический диктант»

    • Методика «Муха»

  • Исследование мотивации обучения

    • Тест «Веселый-Грустный»

    • Рисуночная методика «Как я себя вижу в школе»

На базе МБОУ «Никитская средняя школа», структурное подразделение – детский сад используются следующие методики:

1. Тест Керна-Иерасека. Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для обследования детей: может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для проведения. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

2. Методика «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

3. Тест «Веселый-Грустный». Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале; исследует представления детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.









Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе



При подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе особуро роль играю занятия дошкольников с психологом (как индивидуальные, так и групповые). Цели и задачи таких занятий:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

  • Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.

  • Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.

  • Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.

  • Развитие мелкой моторики.

Занятия проводятся с детьми подготовительной к школе группы. Продолжительность занятий - 25-30 минут. Периодичность - один раз в неделю.

Занятия состоят из трёх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и заключительная, строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения. Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера. Велика роль загадок в обучении детей. Поэтому в занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире. В заключительной части дети делятся своими впечатлениями.







Критерии готовности ребенка к школьному обучению



  • Нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

  • Желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

  • Управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

  • Владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

  • Проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

  • Отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

  • Отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;

  • Умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.











СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!