СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка помощница для 3-4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную папку печатаю на 2 сторонах, получается очень удобно и экономично. Эта папка подойдёт как для изучения новой темы, так и для повторения на урока и дома старого, уже пройденного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Папка помощница для 3-4 класса»

Звуки и буквы


Согласные звуки

Всегда мягкие - Й, Ч, Щ

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц

Согласный звук бывает парными или непарным, звонким или глухим, твёрдым или мягким


Гласных звуков – 6 (а, о, у, ы, э, и)

Гласные первого ряда указывают на твердость согласного звука

Гласные второго ряда указывают на мягкость согласного звука

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука когда находятся

  • в начале слова

  • после гласных

  • после Ь или Ъ знаков

Порядок фонетического разбора слова.1

1.Ударение, слоги.

2.Фонетическая транскрипция.

3.Гласные буквы и характеристика их звуков (ударный и безударные (может быть 2 звука)

4.Согласные буквы и характеристика их звуков: (парный или непарный, звонкий и глухой, твердый и мягкий)

5.Количество звуков и букв.



Образец письменного разбора:

морковь –[м а р к о ф ’] - 2 сл., 7 б., 6 зв.

 м - [м] - согл., зв., непарн.,  тв.

 о -  [а ] - гласн., безударн.

 р -  [р] - согл., зв.,  непарн., тв.

 к -  [к ] - согл., глух.,  парн., тв.

 о -  [о] – гласн., ударн.

 в -  [ф ’] – согл., глух., парн.,  мягк.

 ь –

7 б., 6 зв



















Разбор слова по составу

Образец устного разбора:

пригородный

1.Пригородный (какой?) – это прилагательное.

2.Имя   прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. Изменим его по родам: пригородный, пригородная, пригородное

Окончание – ый.

Основа слова -  пригородн-

3.Подберём несколько однокоренных слов и выделим корень (общую часть всех родственных слов): городской, городок, пригород. Корень  слова –  -город-

4.Суффикс  -н- . он встречается в словах водный, подлёдный и др.

5.Приставка под- .Она встречается в таких словах как: подводный, подвоз, подснежный и др.

Пригородный

Служебные части речи

Предлоги

Союзы

Частицы

о об до по под от перед с около за над из на без к в

и, да (и), или, а, но,

вот, даже, только, бы, ли,

не, ни


Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.


Характеристика предложений

Предложения могут быть простые и сложные. В простых предложениях одна основа, в сложных – две и более основ


Предложение


Знак


по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)


Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

(вопрос)


Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)


Невосклицательное

Восклицательное

!

По наличию второстепенных членов:

Нераспространённое (когда в предложении только главные члены предложения)

Распространённое (в предложении есть и главные и второстепенные члены предложения)

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?


Род Число Падеж


зависит от рода, числа и падежа имени существительного


Прилагательное во мн. числе по родам не изменяются.


ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

мужской род какой? – ой, - ий, - ый

женский род какая? – ая, -яя

средний род какое? – ое, -ее


МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

какие? - ие - ые




Морфологический разбор имени существительного

Образец разбора

1. Часть речи, вопрос, общее значение

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

3. Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение

4. Непостоянные признаки: число; падеж

5. Синтаксическая роль в предложении.


Образец письменного разбора

Чему научишься в молодости3, пригодится в старости.


1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие

2. Нач. форма – молодость

3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.

4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.

5. Дополнение






Падежи:

Именительный

-


кто?

что?

Родительный

От, до, из, без, у, для, около, подле, возле

(нет)

кого?

чего?

Дательный

К, по

(даю)

кому?

чему?

Винительный

В, на за, про, через

(вижу)

кого?

что?

Творительный

Под, над, за, перед, с , между

(горжусь)

кем?

чем?

Предложный

В, на, о, об, при

(говорю)

о ком?

о чем?


Морфологический разбор имени прилагательного

Образец разбора

1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.

2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)

3. Постоянный признак: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

4. Непостоянные признаки: число; род (в единственном числе); падеж.

5. Синтаксическая роль в предложении.


Образец письменного разбора

Он рощи полюбил густые3… (А. С. Пушкин.)

1. Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.

  1. Нач. форма – густой.

  2. Пост. признаки: качеств.

  3. Непост. признаки: мн. ч., В. п.

  4. Определение.

Морфологический разбор личных местоимений:

Образец разбора

1. Местоимение. Начальная форма.

2. Постоянные: личное, лицо, род, число,

3. Непостоянные: падеж.

4. Синтаксическая роль в предложении.



Образец разбора

Дедушка   рассказал тебе³ о войне.

  1. Тебе - мест. (кому?) Н.ф. - ты.

  2. Пост.признаки:  личное (разряд), 2 л. (только у личных).

  3. Непост.пр.:  Д.п., ед.ч.

  4. Рассказал (кому?) тебе – дополн.


Алгоритм определения спряжения:




Морфологический разбор глагола

Образец разбора

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма

3. Постоянные признаки: спряжение, вид.

4. Непостоянные признаки: время, число, род (для глаголов в прошедшем времени ед. числа), лицо (для глаголов в настоящем или будущем времени).

5. Роль в предложении.


Образец письменного разбора

Дул3 лёгкий ветерок.

1. Дул – гл., (что делал?), обозначает действие.

2. Н. ф. – дуть.

3. Пост. признаки: I спр., несов. вид.

4. Непост. признаки: в форме пр. вр., ед. ч., м. р.

5. Гл. член (сказуемое).



НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА


Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.



сердечный – сердце

радость – радостный

солнышко – солнце







8. Предлоги со словами.

Запомни: предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.

Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.


9. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Делай так: алфави´т, а´збука, портфе´ль, щаве´ль.


10. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.


11. Слово из словаря.

Напиши слово три раза.

Делай так: морко´вь, морко´вь, морко´вь.


12.Гласные в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.

Делай так: чижи, жизнь, машина; туча, чай, чайка.


13. Ь на конце и в середине слова.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило, подчеркни Ь и согласную перед ним.

Делай так: ель, день, пень; пальто, мальчик, коньки.



14. Разделительный Ь знак.

Запомни: разделительный Ь знак пишется после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни три буквы-согласную, Ь и гласную.

Делай так: платье, деревья, семья;


15. Разделительный Ъ знак.

Запомни: разделительный Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Покажи приставку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.

Делай так:подъезд, объяснил, съёмка.


16. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Делай так: дочь, ночь, речь (ж. р., 3 скл.); луч ,шалаш , врач (м.р., 2 скл.).


17.Сочетания –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели её.

Делай так: дочка, речка, мощный


18.Суффиксы – ЕК-, -ИК-.

Запомни: чтобы правильно писать суффиксы –ЕК- и –ИК-, надо изменить (просклонять) слово. Если гласная выпадает (является беглой), то в суффиксе пишется буква Е; если гласная не выпадает – то И.


Выпиши слово правильно, измени слово, выдели орфограмму.

Делай так: кусочек– кусочка, мостик – мостика.


19. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.

Делай так: волна´- во´лны.


20. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка.

Делай так: зуб-зубы, зубной.


35. Морфологический разбор имени прилагательного

Выпиши предложение. Разбери слово


36. Морфологический разбор глагола

Выпиши предложение. Разбери слово


37. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.

Делай так: С высоких гор побежали звонкие ручейки.


38. Разбор по членам предложения

Выпиши предложение.

Делай так: С высоких гор побежали звонкие ручейки.


39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

Выпиши предложение.

С высоких гор побежали звонкие ручейки. (Повеств., невоскл., распр.)


III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений( .?! )

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Слава нашей Родине ! Слава труду !


41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения

Грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)








ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА


Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.


трава – травка

медведи – медведь









I. Правила правописания


1. Заглавная буква, точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.

Подчеркни заглавную букву и точку.

Делай так: Птицы улетели.


2. Заглавная буква в имени собственном.

Составь и запиши предложение со словом, в котором допущена ошибка.


3. Гласные и согласные звуки и буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём гласные и согласные буквы.

Делай так: ученик, звонок.


4. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так :уиель – 3 слога


5. Перенос слов.

Раздели слово чёрточками для переноса.

Запиши ещё два слова и правильно перенеси их, напиши два слова, которые переносить нельзя.

Делай так: оси´-на, учи´-тель, ма – ши – на, Оля, Юля

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.


6. Приставки в словах.

Запомни: приставка - часть слова. Она пишется слитно.

Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.

Делай так: приехал, заехал, уехал.


7. Гласные и согласные в приставках.

 Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули.







гл. гл.

Делай так: не_пришел, не_выучил.


28.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так: пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)


29.Правописание Ы-И после Ц.

Выпиши слово правильно. Определи часть слова, в которой допущена ошибка, выдели орфограмму, запиши ещё два слова.

Делай так: птицы, куницы, улицы.


30. Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

Выпиши слово правильно. Определи часть речи и часть слова, в которой допущена ошибка, поставь ударение. Запиши два слова с этой орфограммой.

Делай так: врачо´м(сущ.), ключо´м(сущ.),мячо´м(сущ.).


31.Двойная (удвоенная) согласная.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему два однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.

Делай так: аппетит, аппетитный, аппетитно


II. Виды разборов

32 морфемный разбор слова.


33. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.


34. Морфологический разбор имени существительного

Выпиши предложение. Разбери слово.



21. Непроизносимые согласные.

Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

Делай так: грустный - грусть.


22. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Выдели окончание. Докажи окончание имени прилагательного.

Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему (м.р., Д. п.).


23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Запомни: для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж


24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах I спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах II спряжения – И

Делай так: пишет – писать (I спр.) - е; смотрит - смотреть (II спр) - и (искл.).


25. Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Делай так: пытаться (что делать?), у´чится (что делает?), беречь, стеречь.


26.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолет.


27.НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни

орфограмму.