СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папоротники. презентация

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует новым стандартам, КОЗ

Просмотр содержимого документа
«Папоротники. презентация»

На уроке необходимо иметь: - Учебник. -Дневник. -Тетрадь. Письменные принадлежности. Проверь наличие этих предметов у себя на парте!

На уроке необходимо иметь:

- Учебник.

-Дневник.

-Тетрадь.

  • Письменные

принадлежности.

Проверь наличие этих предметов у себя на парте!

Интеллектуальная разминка:  Что лишнее : спора, гамета, спорофит, спорангии.  Обобщить – что это кукушкин лен, мох сфагнум, печеночные мхи  Что пропущено : ламинария/ отдел водоросль= хвощ полевой/…  Морфологический ящик : в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали. Корень Этот орган хвоща выполняет фотосинтезирующую функцию В Стебель Этот орган есть у хвоща в отличии от мхов Р Этот орган есть в поколении спорофита Лист Д Ы О Этот орган членистый, наземный Спорангии П Е заросток Т Й Этот организм образуется в поколении гаметофита М З Ф Х Я У Э Л Ю Г Н Ж Б С И К

Интеллектуальная разминка: Что лишнее : спора, гамета, спорофит, спорангии. Обобщить – что это кукушкин лен, мох сфагнум, печеночные мхи Что пропущено : ламинария/ отдел водоросль= хвощ полевой/… Морфологический ящик : в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.

Корень

Этот орган хвоща выполняет фотосинтезирующую функцию

В

Стебель

Этот орган есть у хвоща в отличии от мхов

Р

Этот орган есть в поколении спорофита

Лист

Д

Ы

О

Этот орган членистый, наземный

Спорангии

П

Е

заросток

Т

Й

Этот организм образуется в поколении гаметофита

М

З

Ф

Х

Я

У

Э

Л

Ю

Г

Н

Ж

Б

С

И

К

Тема урока: О ТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. О СОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. П РОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ.

Тема урока:

О ТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. О СОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. П РОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ.

ЗАДАЧИ УРОКА: -расширить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении, -раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными           Проблемный вопрос урока:   Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

ЗАДАЧИ УРОКА:

-расширить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении,

-раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными

Проблемный вопрос урока: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

План достижения цели. Древние папоротникообразные. Среда обитания и жизненные формы. Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ. Особенности строения Особенности жизнедеятельности и размножение

План достижения цели.

  • Древние папоротникообразные.
  • Среда обитания и жизненные формы.
  • Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ.
  • Особенности строения
  • Особенности жизнедеятельности и размножение
Найдите папоротники . 2 1 3 4 5 6 7

Найдите папоротники .

2

1

3

4

5

6

7

Древние папоротникообразные  Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»

Древние папоротникообразные Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»

Многообразие папоротников

Многообразие папоротников

Папоротники ДВ

Папоротники ДВ

Физкультминутка.   Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот папоротник, василёк, Расцвел как огонек Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова присели!.

Физкультминутка.

  • Вместе по лесу идём,
  • Не спешим, не отстаём.
  • Вот выходим мы на луг.
  • (Ходьба на месте.)
  • Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
  • Вот папоротник, василёк,
  • Расцвел как огонек
  • Налево, направо, вокруг посмотрели,
  • Открыли глаза, и снова присели!.
Лабораторная работа “Строение папоротника”  Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнение папоротников по сравнению с хвощами.  1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по гербарию и ЦОР «Строение папоротника». Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют? 2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение. 3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника? 4.Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща». 5. Сделайте вывод об усложнении строения папоротника по сравнению с хвощами. Растение Корневище Папорот- ник Щитовник Лист Хвощ полевой Нахождение спорангиев

Лабораторная работа “Строение папоротника” Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнение папоротников по сравнению с хвощами.

  • 1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по гербарию и ЦОР «Строение папоротника». Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?
  • 2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение.
  • 3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?
  • 4.Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».
  • 5. Сделайте вывод об усложнении строения папоротника по сравнению с хвощами.

Растение

Корневище

Папорот-

ник Щитовник

Лист

Хвощ

полевой

Нахождение спорангиев

Размножение папоротников Сценарий.  Вы цветовод- любитель. Ваша подруга пришла к вам в гости и увидела красивый папоротник, который ей очень понравился. Она очень заинтересовалась в приобретении данного растения и попросила вас размножить этот папоротник. Ваша задача : просмотрите ЦОР «размножение папоротников», с помощью отдельных рисунков составьте схему размножения и жизнедеятельности папоротника, и выделите основные стадии и части растения с помощью которых можно размножить папоротник. Составьте план размножения папоротника (соблюдая последовательность этапов)

Размножение папоротников

  • Сценарий. Вы цветовод- любитель. Ваша подруга пришла к вам в гости и увидела красивый папоротник, который ей очень понравился. Она очень заинтересовалась в приобретении данного растения и попросила вас размножить этот папоротник.
  • Ваша задача : просмотрите ЦОР «размножение папоротников», с помощью отдельных рисунков составьте схему размножения и жизнедеятельности папоротника, и выделите основные стадии и части растения с помощью которых можно размножить папоротник. Составьте план размножения папоротника (соблюдая последовательность этапов)
Схема жизненного цикла папоротника (из картинок составь схему) гаметофит Распространение спор заросток Развитие Спермии и яйцеклеток Спорофит (взрослое  растение) сорусы Новый папоротник спорангии

Схема жизненного цикла папоротника (из картинок составь схему)

гаметофит

Распространение

спор

заросток

Развитие

Спермии и

яйцеклеток

Спорофит (взрослое

растение)

сорусы

Новый

папоротник

спорангии

Модельный ответ:  план размножения: 1. вегетативно -деление корневища; 2. спорами Спорофит (взрослое  растение) гаметофит Новый папоротник Развитие Спермии и яйцеклеток сорусы Распространение спор заросток спорангии

Модельный ответ: план размножения: 1. вегетативно -деление корневища; 2. спорами

Спорофит (взрослое

растение)

гаметофит

Новый

папоротник

Развитие

Спермии и

яйцеклеток

сорусы

Распространение

спор

заросток

спорангии

Вывод:  Заполните пропуски в тексте:  Папоротники – высшие растения, потому что они имеют …………………………… Т. к. папоротники размножаются …………………………….. , то они относятся к ……………………… растениям. Спорофитом у папоротника является…………… ……………………………………………………………………………………………………. Гаметофитом -………………………………………………………….., образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции ……………………… .и ……………… Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы …………………………….. . Папоротник не цветет так как нет ………………. Папоротник отличается от хвоща…………………………………………………………………….., поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи .

Вывод: Заполните пропуски в тексте:

  • Папоротники – высшие растения, потому что они имеют …………………………… Т. к. папоротники размножаются …………………………….. , то они относятся к ……………………… растениям. Спорофитом у папоротника является…………… ……………………………………………………………………………………………………. Гаметофитом -………………………………………………………….., образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции ……………………… .и ……………… Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы …………………………….. .
  • Папоротник не цветет так как нет ………………. Папоротник отличается от хвоща…………………………………………………………………….., поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи .
Закрепление:  1. Подпишите, что обозначено цифрами 1 -5  2. Чем отличается внешнее строение папоротника от строения хвощей и плаунов?

Закрепление: 1. Подпишите, что обозначено цифрами 1 -5 2. Чем отличается внешнее строение папоротника от строения хвощей и плаунов?

Уровень В.   Карточка № 2  Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках  1. Что развивается из спор папоротника? (гаметофит; спорофит) 2. Что развивается из зиготы папоротника? (половое поколение с гаметангиями; бесполое со спорангиями) 3. Чем представлен гаметофит папоротника? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком) 4. Чем представлен спорофит папоротников? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком) 5. Какое поколение преобладает в жизненном папоротников? (бесполое – спорофит; половое – гаметофит) 6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (воздух, вода, температура)

Уровень В. Карточка № 2 Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках

  • 1. Что развивается из спор папоротника? (гаметофит; спорофит)
  • 2. Что развивается из зиготы папоротника? (половое поколение с гаметангиями; бесполое со спорангиями)
  • 3. Чем представлен гаметофит папоротника? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком)
  • 4. Чем представлен спорофит папоротников? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком)
  • 5. Какое поколение преобладает в жизненном папоротников? (бесполое – спорофит; половое – гаметофит)
  • 6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (воздух, вода, температура)
Чему мы научились Знания, умения по цели Хорошо поняли Рассмотрели многообразие и происхождение папоротников Недостаточно понял Разобрались в особенностях строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными

Чему мы научились

Знания, умения по цели

Хорошо поняли

Рассмотрели многообразие и происхождение папоротников

Недостаточно понял

Разобрались в особенностях строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными

Всем спасибо за работу! Домашнее задание: составить кроссворд “Особенности строения, многообразия папоротников, их роль в природе и жизни человека”, подготовить буклеты : Папоротники - комнатные растения, Лекарственные папоротники, папоротники - пищевые растения, удивительные папоротники.

Всем спасибо за работу!

  • Домашнее задание:
  • составить кроссворд “Особенности строения, многообразия папоротников, их роль в природе и жизни человека”, подготовить буклеты : Папоротники - комнатные растения, Лекарственные папоротники, папоротники - пищевые растения, удивительные папоротники.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя