На уроке необходимо иметь:
- Учебник.
-Дневник.
-Тетрадь.
принадлежности.
Проверь наличие этих предметов у себя на парте!
Интеллектуальная разминка: Что лишнее : спора, гамета, спорофит, спорангии. Обобщить – что это кукушкин лен, мох сфагнум, печеночные мхи Что пропущено : ламинария/ отдел водоросль= хвощ полевой/… Морфологический ящик : в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.
Корень
Этот орган хвоща выполняет фотосинтезирующую функцию
В
Стебель
Этот орган есть у хвоща в отличии от мхов
Р
Этот орган есть в поколении спорофита
Лист
Д
Ы
О
Этот орган членистый, наземный
Спорангии
П
Е
заросток
Т
Й
Этот организм образуется в поколении гаметофита
М
З
Ф
Х
Я
У
Э
Л
Ю
Г
Н
Ж
Б
С
И
К
Тема урока:
О ТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. О СОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. П РОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-расширить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении,
-раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными
Проблемный вопрос урока: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?
План достижения цели.
- Древние папоротникообразные.
- Среда обитания и жизненные формы.
- Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ.
- Особенности строения
- Особенности жизнедеятельности и размножение
Найдите папоротники .
2
1
3
4
5
6
7
Древние папоротникообразные Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»
Многообразие папоротников
Папоротники ДВ
Физкультминутка.
- Вместе по лесу идём,
- Не спешим, не отстаём.
- Вот выходим мы на луг.
- (Ходьба на месте.)
- Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
- Вот папоротник, василёк,
- Расцвел как огонек
- Налево, направо, вокруг посмотрели,
- Открыли глаза, и снова присели!.
Лабораторная работа “Строение папоротника” Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнение папоротников по сравнению с хвощами.
- 1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по гербарию и ЦОР «Строение папоротника». Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?
- 2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение.
- 3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?
- 4.Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».
- 5. Сделайте вывод об усложнении строения папоротника по сравнению с хвощами.
Растение
Корневище
Папорот-
ник Щитовник
Лист
Хвощ
полевой
Нахождение спорангиев
Размножение папоротников
- Сценарий. Вы цветовод- любитель. Ваша подруга пришла к вам в гости и увидела красивый папоротник, который ей очень понравился. Она очень заинтересовалась в приобретении данного растения и попросила вас размножить этот папоротник.
- Ваша задача : просмотрите ЦОР «размножение папоротников», с помощью отдельных рисунков составьте схему размножения и жизнедеятельности папоротника, и выделите основные стадии и части растения с помощью которых можно размножить папоротник. Составьте план размножения папоротника (соблюдая последовательность этапов)
Схема жизненного цикла папоротника (из картинок составь схему)
гаметофит
Распространение
спор
заросток
Развитие
Спермии и
яйцеклеток
Спорофит (взрослое
растение)
сорусы
Новый
папоротник
спорангии
Модельный ответ: план размножения: 1. вегетативно -деление корневища; 2. спорами
Спорофит (взрослое
растение)
гаметофит
Новый
папоротник
Развитие
Спермии и
яйцеклеток
сорусы
Распространение
спор
заросток
спорангии
Вывод: Заполните пропуски в тексте:
- Папоротники – высшие растения, потому что они имеют …………………………… Т. к. папоротники размножаются …………………………….. , то они относятся к ……………………… растениям. Спорофитом у папоротника является…………… ……………………………………………………………………………………………………. Гаметофитом -………………………………………………………….., образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции ……………………… .и ……………… Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы …………………………….. .
- Папоротник не цветет так как нет ………………. Папоротник отличается от хвоща…………………………………………………………………….., поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи .
Закрепление: 1. Подпишите, что обозначено цифрами 1 -5 2. Чем отличается внешнее строение папоротника от строения хвощей и плаунов?
Уровень В. Карточка № 2 Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках
- 1. Что развивается из спор папоротника? (гаметофит; спорофит)
- 2. Что развивается из зиготы папоротника? (половое поколение с гаметангиями; бесполое со спорангиями)
- 3. Чем представлен гаметофит папоротника? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком)
- 4. Чем представлен спорофит папоротников? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком)
- 5. Какое поколение преобладает в жизненном папоротников? (бесполое – спорофит; половое – гаметофит)
- 6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (воздух, вода, температура)
Чему мы научились
Знания, умения по цели
Хорошо поняли
Рассмотрели многообразие и происхождение папоротников
Недостаточно понял
Разобрались в особенностях строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными
Всем спасибо за работу!
- Домашнее задание:
- составить кроссворд “Особенности строения, многообразия папоротников, их роль в природе и жизни человека”, подготовить буклеты : Папоротники - комнатные растения, Лекарственные папоротники, папоротники - пищевые растения, удивительные папоротники.