Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубовская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза М.Ф.Потапова
Методическая разработка на конкурс «Словарный урок»
Тема внеурочного занятия по русскому языку в 3 классе
«Парад словарей русского языка»
Андриянова Галина Борисовна
Учитель начальных классов
с.Дубовское
2021 г.
Содержание
Введение
Основная часть
Методическая разработка внеклассного занятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке. Это книга книг»
Анатоль Франс французский писатель и литературный критик
1844 - 1924
Словник, азбуковник, словарь – русской речи государь! Словарь – это издание, содержащее собрание слов (иногда словосочетаний) систематизированных в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку, с пояснениями, толкованиями или переводами на другой язык.
В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.
Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас. И первыми помощниками нам будут словари.
Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Учителя-словесники, писатели, языковеды, дикторы, журналисты, современный школьник, не могут обойтись без словарей.
В мире существует тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Принимая подсказку словаря мы радуемся, что удалось избежать ошибки и получить новые знания.
Основная часть
Ход внеклассного занятия
Учитель: - Есть хорошее слово «почему». С него начинается любое открытие. Быть «почемучкой» похвально. Вы, ребята, пока ещё школьники и слово «Почему?» помогает вам развиваться и познавать мир. Давайте поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую же пользу они приносят. Для начала познакомимся со словарями из нашей школьной библиотеки, представленные на выставке. Начнем с толкового словаря.
- Как вы думает, почему он так называется? (ответы детей)
Словарь называется толковым, потому что он объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных.
Самые знаменитые толковые словари В. Даля и Д. Ожегова. 47 лет посвятил В. И. Даль своему главному труду – собиранию слов и составлению словаря, который носит название «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь был впервые издан в 1863–1866 годах. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу слова, приводил примеры.
По образованию Даль был хирургом. Он также известен как писатель (под псевдонимом Казак Луганский). Даль имел способности и к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря.
Вот что написал о словаре В. Даля С. Я. Маршак. Послушайте отрывок из стихотворения.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
В 1949 году вышло в свет первое издание «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь быстро завоевал признание. При жизни автора словарь переиздавался 6 раз. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений.
- А как вы думаете, как среди такого большого количества слов, найти нужное? (ответы детей)
- Самый надежный путеводитель в этом мире слов – это алфавит. Словари С.И.Ожегова называют универсальными, так как в них можно найти любую информацию.
- Проведём игру «Загляни в словарь». Иллюстрации к стихотворению Б.Заходера «Если мне подарят лодку».
- Ещё один очень важный словарь, как для взрослых, так и для детей – орфографический. Такой словарь необходим для уточнения правильности написания слова, чтобы не допускать ошибок, особенно в тех случаях, когда слово не подчиняется правилам. Вы уже знакомы с понятием «словарные слова». А сможете ли вы их записать без ошибки? (Несколько учеников выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах «багряный», «облако», «трамвай», «алмаз»). Давайте проверим по словарю
Учитель: - На уроках литературного чтения вы познакомились с басней И.А.Крылова «Свинья под дубом». Вспомним строки:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта…
- Обычно мы говорим досыта, одни говорят – свёкла, другие – свекла. Как быть? В таких случаях мы обращаемся к орфоэпическому словарю. (Дети у доски расставляют ударение в словах «каталог», «алфавит», «километр», «творог», «кулинария»). Проверка по словарю.
Учитель: - Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать более точные слова. И к вам на помощь приходит словарь синонимов.
- Что такое синонимы ? (ответы детей)
Игра «Хитрая подмена».
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
- А чем могут нам помочь антонимы? (ответы детей). Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.
Близко ли, далеко ли,
Низко ли, высоко ли.
А еще антонимы часто используются в поговорках и загадках.
Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.
Я – антоним к слову «зной».
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня… (Прохлада.)
Я – антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я… (Зима.)
На уроках русского языка вам часто дают задание разобрать слово по составу. Не всегда с этим легко справиться. На помощь к вам придет «Словообразовательный словарь». Найдите однокоренные слова к словам город, игра, свет, земля, мороз. А теперь давайте заглянем в словарь и попробуем продолжить этот ряд. Посмотрите, как много слов мы нашли.
- Молодцы! А теперь прочитайте предложение, записанное на доске.
Редкие фолианты библиотаф хранил на дальних стеллажах.
– Как вы думаете, что означают эти слова?
Для этого нужно заглянуть в словарь иностранных слов. Знаете ли вы, например, что слово библиотека – греческое, диктант – немецкое, лупа – французское? В нашей библиотеке есть словарь иностранных слов. Обратимся к нему и попытаемся понять смысл предложения, которое мы с вами прочитали.
Фолиант – (нем. от лат. Folium – лист) – 1) книга форматом в половину бумажного листа (обычно старинная); 2) толстая книга большого формата.
Библиотаф – (греч. библион книга + taphos могила) – «хоронящий книги», шутливое название обладателя библиотеки, не позволяющего другим пользоваться ее книгами.
Стеллаж – (нем.) – многоярусное устройство, состоящее из вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками для хранения различных предметов.
Что же у нас получилось: редкие толстые книги большого формата некто, не позволяющий пользоваться другим своей библиотекой, хранил на дальних полках, крепленных на стойках.
Учитель: – Ребята, а как вы думаете, каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение устойчивых словосочетаний? (ответы детей)
- Верно. Это фразеологический словарь. Давайте попробуем выполнить задания.
Игровые задания с фразеологизмами.
1.Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать б) перекусить в) мешать г) победить, превзойти | 1) заткнуть за пояс 2) заморить червячка 3) волочить ноги 4) вставлять палки в колёса |
2.Найдите фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
3.Найдите фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
4. «Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
Бить баклуши
- Молодцы!
- Мы сегодня с вами познакомились с важными книгами, которые могут пригодиться в жизни каждому. И есть одна дата, 22 ноября, это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя Толкового словаря. И в этот же день отмечается День словарей.
Заключение.
(подготовленные ученики читают стихи)
В жизни важны словари,
Знания дают они:
Как писать и как читать,
Как ошибок избежать!
Словарь поможет подобрать
Синонимы, антонимы,
Смысл разных слов истолковать,
Найти средь них омонимы.
Со словарём дружи всегда –
Умнее друга нет!
Поможет русский знать на пять,
Найти на всё ответ!
Учитель: - Ребята! Вас впереди ждёт знакомство с другими справочниками, энциклопедиями. Привыкайте заглядывать в эти полезные книги. Они для вас большие помощники.
Список литературы:
https://infourok.ru/didakticheskie-igri-svyazannie-s-sinonimami-antonimami-i-omonimami-3262632.html
https://yandex.ru/images/search
https://www.uchportal.ru/roditelyam/kakuyu-polzu-prinosyat-slovari-6456