СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Параграф 25 _Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции_

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Параграф 25 _Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции_»

8 класс. история. № урока: 11 Дата:

Тема урока: Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции; изучить события, связанные с началом революции; совершенствовать навыки работы с историческими источниками; развивать умение анализировать материал, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Научатся определять термины: сословие, кризис, Национальное собрание, Учредительное собрание. Получат возможность научиться: характеризовать причины и предпосылки революции, определять причинно-следственные связи, систематизировать изученный материал

Метапредметные: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Учебно-методическое обеспечение: История Нового времени 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А..Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред.А.А.Искандерова – М.: Просвещение, 2015.


Ход урока


1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой этап

Сегодня мы поговорим о событии, узнав о котором Людовик 16 спросил, «Это бунт?», а ему ответили, «Нет государь, это революция»

3. Актуализация знаний

Посмотрите на карту, вспомните основные государства Европы и основные события, которые происходили в этих странах.

Испания, Португалия – первыми начали совершать Великие географические открытия, но не смогли ими воспользоваться. Всю прибыль испанцы потратили на роскошь и на поддержку религиозных войн.

Англия – лидер европейских государств, все средства, приносимые колониями тратили на развитие промышленности, мануфактур, производства, первые вступили в эпоху промышленного переворота, занимали первое место по развитию экономики в мире.

Франция- во время войны за независимость США получили поддержку со стороны Франции, т.к. именно Франция являлась главной соперницей Англии в борьбе за влияние в мире, идеи Просвещения зародились во Франции.

Когда Ленин готовил свой труд, он тоже не обошел стороной это событие: «Возьмите великую французскую революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии...»

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сегодня мы будем говорить о Великой французской революции.

Запись в тетрадь темы урока.

Разбирая любое событие мы должны разбить его на части, это причины, ход, итог.

Задачи на урок.

Как возникла революция случайно или в результате противоречий ?

Выяснить причины революции

Сформулировать задачи революции


  1. Работа по теме урока

4.1 Подъем в промышленности. Торговля

Давайте поговорим о причинах революции.

В последней трети 18 века во Франции во всех сферах жизни общества назрели острые противоречия.

В стране развивались капиталистические отношения. , в стране наблюдался подъем промышленного производства. Развивалась торговля. Франция владела колониями и обширными торговыми путями. Процветало производство предметов роскоши. Королевская власть поощряет строительство крупных мануфактур.

НО, в сельской местности сохранились феодальные отношения, большая часть земли не являлась собственностью ни крестьян, ни дворян.

Развитию внешней торговли мешало мешали таможенные пошлины между провинциями, отсутствие единой системы мер и весов.

Подумайте, в чем здесь противоречие?

- Противоречия в политической и экономической жизни состояли в том, что во Франции развивались капиталистические отношения, а жизнь целиком определяло сельское хозяйство, где господствовали феодальные отношения.

Фонвизин, посетивший Францию писал,

Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений.

Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».



4.2 Сословия во Франции

Теперь давайте с вами поговорим о сословиях, как и в Средневековье

во Франции сохранялись три сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третье – все остальные слои населения.

- Первое и второе сословие считались привилегированными и не платили налогов. Вместе они составляли около 4 % населения. На высшие церковные должности назначались исключительно дворяне. На офицерские должности также назначались дворяне.

- Развитие капитализма затронуло и дворян. Часто они размещали вклады в мануфактурах, участвовали в морской торговле.

3 сословие Пёстрый состав. Кроме малоимущих, к нему относились и банкиры, и предприниматели, и судовладельцы и др. Они были богаты, богаче короля, который часто брал деньги взаймы, естественно не отдавал.

Самой многочисленной группой третьего сословия было крестьянство.

4.3 Самые бедные и самые многочисленные

Учащимся предлагается прочитать текст с.239 и ответить на вопросы:

- Какими правами обладали крестьяне и сеньоры?

(Ответы учащихся)

- Что было причиной подъема в сельском хозяйстве?

(Ответы учащихся)

- Что мешало крестьянам обогащаться?

(Ответы учащихся)

- Чего хотели крестьяне и буржуазия?

(Ответы учащихся)

Здесь в чем противоречие – все налоги платит третье сословие, но прав при этом не имеет.


В 1789 году вышла в свет брошюра аббата Сийеса «Что такое третье сословие?» На вопрос «Что такое третье сословие?» он отвечал «Всё», на вопрос «Чем оно было до сих пор в политической жизни?» следовал ответ «Ничем». «Что оно требует?» — «Стать хоть чем-нибудь». Автор доказывал, что третье сословие — «вся нация, но находящаяся в оковах и под гнетом».

Брошюра становится самой популярной в народе, в ней они могли прочитать о том, что их давно волнует.

4.4 Кризис системы абсолютизма


- В XVIII веке монархия во Франции была абсолютной.

Что население страны ждет от государственной власти, от лидера, короля.

Защиты, его задача заботится о населении страны, о ее процветании. Вспомните из истории Древней Руси, когда Владимир Великий пришел к власти, и увидел вместо централизованного государства разрозненное, он ввел единую религию, объединил людей и сделал государство сильным и процветающим.

Что мы видим во Франции

Несмотря на тяжелое экономическое положение Людовик XV продолжал жить по принципу «После нас хоть потоп». Богатели приближенные короля в то время, как большая часть населения, платившая налоги, беднела. Людовик 15 утратил столь необходимую для короля репутацию высшего беспристрастного судьи, и стал объектом всеобщих нападок.

Время его правления- время кризиса абсолютизма.

- После смерти Людовика XV королем становится Людовик XVI. Он мало интересуется делами государства, его жена организует придворные развлечения.

Людовик 16 также не стал ни лидером нации , ни верховным судьей, монархия быстро теряла популярность.

Вывод: Авторитет короля падал, Двор утопал в роскоши, а страна в нищете, при дворе процветали взятничество и казнокрадство.

Теперь давайте попробуем объединить все трудности и противоречия и сформулировать причины революции:

  1. Кризис в экономике

  2. Кризис абсолютной монархии

  3. Обнищание народных масс

  4. Сословный строй и сословные привилегии

  5. Влияние просветителей и войны за независимость

Основная причина революции- столкновение старых феодальных порядков с новыми капиталистическими.


- Старый порядок не устраивал крестьяне, буржуазию, полуголодные низы. Крестьяне хотели землю в собственность, буржуазия прав на управление государством.

Среди них распространялась идеология Просвещения. Монархия утратила свой авторитет.

- Для решения всех проблем необходимы были реформы. Их начал проводить министр финансов Жак Тюрго.

Далее учащиеся делают запись (Жак Тюрго был сторонником свободной конкуренции, главную проблему видел в ограничении хозяйственной деятельности).

- В 1774 году был неурожай. Это привело к голодным бунтам. Тюрго был отправлен в отставку. Попытка реформ провалилась. Неурожайный год, засуха привели к еще большему голоду и недовольству.


4.6 От Генеральных штатов к Учредительному собранию

В стране наступил кризис. Чтобы избежать большего недовольства король созывает Генеральные штаты для того чтобы ввести новые налоги.

Запись в тетрадь

5 мая 1789 г. – заседание Генеральных штатов в Версальском дворце


Король надеялся, что его поддержат первые два сословия, что и произошло, третье сословие выходит из состава Ген.штатов,

17 июня депутаты от третьего сословия объявили себя Национальным собранием, постановления которого не может отменить даже сам король.

запись в тетради 9 июля 1789 г. – Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, т.е. утверждающий новый государственный строй.

- Большинство людей надеялись, что революция возможна без кровопролития. Ведь век Просвещения верил в силу человеческого разума.

Но король понимает, что должен воздействовать на 3 сословие силой(стихотворение), и в ответ на это поднимается Париж.


4.7 Падение Бастилии – начало революции


- Королевский двор начал стягивать войска к Парижу, все министры, сочувствующие Учредительному собранию, были отправлены в отставку. Ораторы призывали граждан взяться за оружие. Ночью по городу ходили вооруженные люди. По городу ходил слух, что войска сосредоточились в Бастилии.

Далее учащиеся делают запись в тетради 14 июля 1789 г. – захват Бастилии


Итог урока

Возвращаемся к началу урока.

Как вы думаете случайно или не случайно произошла революция?

Назовите причины революции.

Назовите задачи революции.


Рефлексия


Домашнее задание параграф 25 с.247 вопр.7 письменно