СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Параллели и меридианы. Географические координаты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Параллели и меридианы. Географические координаты.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ














Урок географии в 5 классе

«Параллели и меридианы. Географические координаты»














Разработал учитель географии МБОУ Орловский УВК

Шеремет Р.М.













с. Орловское 2024


5 класс География Дата________________

Тема: Параллели и меридианы. Географические координаты.

Задачи урока:

повторение и систематизация полученных знаний и умений на предыдущем уроке, формирование у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой, в том числе с электронным картографическим материалом.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: развитие пространственного картографического мышления, внимания, памяти; научить учащихся определять направления, измерять расстояния.

Метапредметные: учащиеся учатся определять географические координаты географических объектов.

Личностные: формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения успешности.

Вид урока: урок повторения и закрепления изученного материала с элементами практикума.

Технологии, методы и приемы: ИКТ (демонстрация презентации, групповая, фронтальная, индивидуальная форма работы; использование приемов проблемного обучения, практические (выполнение практических заданий по карте), частично-поисковый, побуждающая беседа с целью проверки качества знаний и активизации опорных знаний.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент


Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку

2.Актуализация знаний


Мотивирует учащихся на изучение нового материала. Наш сегодняшний урок я начну следующим стихотворением:

На карте – огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»

- Такое понятие ввёл человек.

- Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы её отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – её долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик?

Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

Слайд №1

- Итак, ребята, кто мне скажет, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Таким образом, как называется тема нашего урока?

-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока «Географические координаты».

Слайд №2

Кто внимательно слушал стихотворение, тот, наверное, сможет сказать - из чего складывается адрес любой точки на карте? Сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить: что такое экватор, полюс, параллель, меридиан, долгота, широта. Научиться делать! Определять географические координаты. Слайд №3

Слушают стихотворение



















Высказывают свои предположения, формулируют тему урока

Записывают в тетради число и тему урока



Отвечают на вопросы учителя

3. Проверка домашнего задания

Давайте те же проверим знание основных терминов, которые нам необходимы на сегодняшнем уроке.

У вас на столах лежат тесты (Приложение 1). Возьмите каждый свой вариант и карандаш. Подпишите фамилию и имя. В каждом задании обведите правильный ответ.


Отложите карандаши. Отдайте свой тест соседу по парте. Карандашом напишите внизу свою фамилию. А теперь внимание на экран.

Слайд – 4.

Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте “+”, если нет – “-”. И поставьте оценку в соответствии со шкалой баллов и оценок:

0-2 плюса – «1»;

3-4 плюса – «2»;

5-6 плюсов – «3»;

7-8 плюсов – «4»;

9-10 плюсов – «5»

Тем, кто выполнял дополнительно тест на компьютере шкала следующая:

1 + – «1»

2 ++ – «2»

3 +++– «3»

4 ++++ – «4»

5 +++++ – «5»

Слайд №5-6

 



Работают с тестами.



Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки




4. Основной этап урока















Итак, мы с вами вспомнили составляющие, которые нам необходимо знать, чтобы определить «точный адрес» любой точки на глобусе.

Слайд 7

Географический адрес объекта на глобусе или карте – это географические координаты: географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная).

Внимание на экран!

Анимация «Географическая широта»

Анимация «Географическая долгота»


Давайте вспомним, как определять географическую широту и географическую долготу любой точки по карте.

Анимация «Определение географических координат»





Отвечают на вопрос учителя



Просматривают анимации «Географическая широта и долгота»


Просматривают анимацию «Определение географических координат»

5. Физминутка

Давайте все встанем из-за парт и немного отвлечемся.

Физминутка

Выполняют упражнения

6. Закрепление (практикум)



















А теперь закрепим наши знания на практике в игровой форме. Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Каждая команда получает задание. Победит та команда, которая ловко, а самое главное правильно справится со всеми заданиями. Приступаем! Слайд №8

  1. По физической карте полушарий определите географические координаты: г. Москва, острова Мадагаскар, г. Каир, г. Париж, вулкана Килиманджаро.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Слайды №9-13

  1. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг? Слайд №14

3. Какие меридианы в западном полушарии являются продолжением меридианов восточного полушария?

20-го 40-го 70-го Слайд №15

4. Какие острова расположены между:

12 – 260 ю.ш. и 43 – 510 в. д.

53 – 550 ю.ш. и 65 – 710 з.д. Слайд №16



Делятся на две команды.



Выполняют в команде задания по картам атласа


По очереди называют координаты объектов, сверяя с правильными ответами из презентации учителя


Отвечают на вопрос учителя,

проверяют ответы.


7. Объявление и объяснение домашнего задания, и подведение итогов урока





















Обязательным домашним заданием будет составление карточек с вашими заданиями по определению географических координат, объектов. Образцы представлены на слайдах. Слайд №17-18

Дополнительное домашнее задание – выполнить задание № 9-15, Итак, давайте подведем итоги урока. Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:


  1. Понравился ли Вам сегодняшний урок?

  2. Чем могут вам пригодиться в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

  3. Возникали у Вас затруднения при работе с заданиями?

  4. Вы справились со всеми заданиями?

  5. Какое настроение у Вас сейчас, укажи соответственное состоянию мордашки на слайде наше настроение?


Итак, оценки за тест и за работу в командах получают все учащиеся.

Выставление отметок в журнал и дневники.


Спасибо за урок! До свидания!




Записывают домашнее задание в тетрадь и в дневник








Высказываются об уроке




Выставляют оценки в дневники.


Прощаются с учителем.


Приложение №1

Тест. Проверка знаний по теме «Географические координаты».

1 вариант


1.Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места это-

А) меридиан;

Б) географическая долгота;

В) географическая широта;

Г) экватор;

2. Какой бывает географическая широта (по направлению сторон горизонта)?

А) северная и южная;

Б) западная и северная;

В) западная и восточная.

Г) южная и западная.

3. Что является началом отсчета географической долготы?

А) экватор;

Б) нулевой меридиан;

В) северный полюс;

Г) южный полюс.

4. Точки земной поверхности находящиеся в северном полушарии имеют широту –

А) южную;

Б) западную;

В) восточную.

Г) северную.

5. Какую широту имеет экватор?

А) 900 с. ш.;

Б) 0 0с.ш.

6. Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.

А) полярный круг;

Б) тропики;

В) северный полюс;

Г) экватор;

7. Может ли быть географическая долгота 1860?

А) Да;

Б) Нет?

8. Какое кругосветное путешествие короче?

А) по экватору;

Б) 50 0 с.ш.;

В) 10 0 с.ш.;

Г) 70 0 с.ш.

9. Географическая широта изменяется…

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.

10. Градусная сеть – это
А. Все параллели.

Б. Все меридианы.

В. Все параллели и меридианы.


Тест. Проверка знаний по теме «Географические координаты».

  1. вариант


1.Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места – это:

А) географическая широта;

Б) меридиан;

В) географическая долгота;

Г) азимут;

Д) параллель.

2. Какой бывает географическая долгота (по направлению сторон горизонта)?

А) северная и южная;

Б) восточная и северная;

В) западная и восточная;

Г) южная и восточная.

3.Что является началом отсчета географической широты?

А) нулевой меридиан;

Б) северный тропик;

В) экватор;

Г) южный полюс

4. Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.

А) полярный круг;

Б) тропики;

В) северный полюс;

Г) экватор.

5.Точки земной поверхности находящиеся в западном полушарии имеют долготу –

А) южную;

Б) восточную;

В) западную;

Г) северную.

6. Какую широту имеет северный полюс?

А) 900 с. ш.;

Б) 0 0 с. ш.

7. Укажите, как можно совершить кругосветное путешествие? Двигаясь только:

А) все время на северо-восток;

Б) все время на северо-запад;

В) с севера на юг;

Г) с запада на восток;

Д) с северо-запада на юго-восток.

8. Может ли быть географическая широта 95 0 ?

А) Да;

Б) Нет?

9. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 600 меридиану, чем по 30 меридиану?

А) да;

Б) нет?

10. Географическая долгота изменяется

А. От 0 до 90 градусов

Б. От 0 до 180 градусов.

В. От 0 до 360 градусов.



Ключи к учебному элементу № 1


1 вариант

2 Вариант

1.-Б

1-А

2-А

2-В

3-Б

3-В

4-Г

4-Г

5-Б

5-В

6-Г

6-А

7-Б

7-Г

8-Г

8-Б

9-А

9-Б

10-В

10-Б