МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок географии в 5 классе
«Параллели и меридианы. Географические координаты»
| Разработал учитель географии МБОУ Орловский УВК Шеремет Р.М. |
с. Орловское 2024
5 класс География Дата________________
Тема: Параллели и меридианы. Географические координаты.
Задачи урока:
повторение и систематизация полученных знаний и умений на предыдущем уроке, формирование у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой, в том числе с электронным картографическим материалом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: развитие пространственного картографического мышления, внимания, памяти; научить учащихся определять направления, измерять расстояния.
Метапредметные: учащиеся учатся определять географические координаты географических объектов.
Личностные: формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения успешности.
Вид урока: урок повторения и закрепления изученного материала с элементами практикума.
Технологии, методы и приемы: ИКТ (демонстрация презентации, групповая, фронтальная, индивидуальная форма работы; использование приемов проблемного обучения, практические (выполнение практических заданий по карте), частично-поисковый, побуждающая беседа с целью проверки качества знаний и активизации опорных знаний.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку |
2.Актуализация знаний | Мотивирует учащихся на изучение нового материала. Наш сегодняшний урок я начну следующим стихотворением: На карте – огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввёл человек. - Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам Этаж называется широтой, Номер квартиры – её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся. Слайд №1 - Итак, ребята, кто мне скажет, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Таким образом, как называется тема нашего урока? -Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока «Географические координаты». Слайд №2 Кто внимательно слушал стихотворение, тот, наверное, сможет сказать - из чего складывается адрес любой точки на карте? Сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить: что такое экватор, полюс, параллель, меридиан, долгота, широта. Научиться делать! Определять географические координаты. Слайд №3 | Слушают стихотворение Высказывают свои предположения, формулируют тему урока Записывают в тетради число и тему урока Отвечают на вопросы учителя |
3. Проверка домашнего задания | Давайте те же проверим знание основных терминов, которые нам необходимы на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат тесты (Приложение 1). Возьмите каждый свой вариант и карандаш. Подпишите фамилию и имя. В каждом задании обведите правильный ответ. Отложите карандаши. Отдайте свой тест соседу по парте. Карандашом напишите внизу свою фамилию. А теперь внимание на экран. Слайд – 4. Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте “+”, если нет – “-”. И поставьте оценку в соответствии со шкалой баллов и оценок: 0-2 плюса – «1»; 3-4 плюса – «2»; 5-6 плюсов – «3»; 7-8 плюсов – «4»; 9-10 плюсов – «5» Тем, кто выполнял дополнительно тест на компьютере шкала следующая: 1 + – «1» 2 ++ – «2» 3 +++– «3» 4 ++++ – «4» 5 +++++ – «5» Слайд №5-6 | Работают с тестами. Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки |
4. Основной этап урока | Итак, мы с вами вспомнили составляющие, которые нам необходимо знать, чтобы определить «точный адрес» любой точки на глобусе. Слайд 7 Географический адрес объекта на глобусе или карте – это географические координаты: географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная). Внимание на экран! Анимация «Географическая широта» Анимация «Географическая долгота» Давайте вспомним, как определять географическую широту и географическую долготу любой точки по карте. Анимация «Определение географических координат» | Отвечают на вопрос учителя Просматривают анимации «Географическая широта и долгота» Просматривают анимацию «Определение географических координат» |
5. Физминутка | Давайте все встанем из-за парт и немного отвлечемся. Физминутка | Выполняют упражнения |
6. Закрепление (практикум) | А теперь закрепим наши знания на практике в игровой форме. Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Каждая команда получает задание. Победит та команда, которая ловко, а самое главное правильно справится со всеми заданиями. Приступаем! Слайд №8 По физической карте полушарий определите географические координаты: г. Москва, острова Мадагаскар, г. Каир, г. Париж, вулкана Килиманджаро. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Слайды №9-13 Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг? Слайд №14 3. Какие меридианы в западном полушарии являются продолжением меридианов восточного полушария? 20-го 40-го 70-го Слайд №15 4. Какие острова расположены между: 12 – 260 ю.ш. и 43 – 510 в. д. 53 – 550 ю.ш. и 65 – 710 з.д. Слайд №16 | Делятся на две команды. Выполняют в команде задания по картам атласа По очереди называют координаты объектов, сверяя с правильными ответами из презентации учителя Отвечают на вопрос учителя, проверяют ответы. |
7. Объявление и объяснение домашнего задания, и подведение итогов урока | Обязательным домашним заданием будет составление карточек с вашими заданиями по определению географических координат, объектов. Образцы представлены на слайдах. Слайд №17-18 Дополнительное домашнее задание – выполнить задание № 9-15, Итак, давайте подведем итоги урока. Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Понравился ли Вам сегодняшний урок? Чем могут вам пригодиться в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке? Возникали у Вас затруднения при работе с заданиями? Вы справились со всеми заданиями? Какое настроение у Вас сейчас, укажи соответственное состоянию мордашки на слайде наше настроение? Итак, оценки за тест и за работу в командах получают все учащиеся. Выставление отметок в журнал и дневники. Спасибо за урок! До свидания! | Записывают домашнее задание в тетрадь и в дневник Высказываются об уроке Выставляют оценки в дневники. Прощаются с учителем. |
Приложение №1
Тест. Проверка знаний по теме «Географические координаты».
1 вариант
1.Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места это-
А) меридиан;
Б) географическая долгота;
В) географическая широта;
Г) экватор;
2. Какой бывает географическая широта (по направлению сторон горизонта)?
А) северная и южная;
Б) западная и северная;
В) западная и восточная.
Г) южная и западная.
3. Что является началом отсчета географической долготы?
А) экватор;
Б) нулевой меридиан;
В) северный полюс;
Г) южный полюс.
4. Точки земной поверхности находящиеся в северном полушарии имеют широту –
А) южную;
Б) западную;
В) восточную.
Г) северную.
5. Какую широту имеет экватор?
А) 900 с. ш.;
Б) 0 0с.ш.
6. Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.
А) полярный круг;
Б) тропики;
В) северный полюс;
Г) экватор;
7. Может ли быть географическая долгота 1860?
А) Да;
Б) Нет?
8. Какое кругосветное путешествие короче?
А) по экватору;
Б) 50 0 с.ш.;
В) 10 0 с.ш.;
Г) 70 0 с.ш.
9. Географическая широта изменяется…
А. От 0 до 90 градусов
Б. От 0 до 180 градусов.
В. От 0 до 360 градусов.
10. Градусная сеть – это…
А. Все параллели.
Б. Все меридианы.
В. Все параллели и меридианы.
Тест. Проверка знаний по теме «Географические координаты».
вариант
1.Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места – это:
А) географическая широта;
Б) меридиан;
В) географическая долгота;
Г) азимут;
Д) параллель.
2. Какой бывает географическая долгота (по направлению сторон горизонта)?
А) северная и южная;
Б) восточная и северная;
В) западная и восточная;
Г) южная и восточная.
3.Что является началом отсчета географической широты?
А) нулевой меридиан;
Б) северный тропик;
В) экватор;
Г) южный полюс
4. Укажите места на Земле, для определения, положения которых достаточно узнать только широту.
А) полярный круг;
Б) тропики;
В) северный полюс;
Г) экватор.
5.Точки земной поверхности находящиеся в западном полушарии имеют долготу –
А) южную;
Б) восточную;
В) западную;
Г) северную.
6. Какую широту имеет северный полюс?
А) 900 с. ш.;
Б) 0 0 с. ш.
7. Укажите, как можно совершить кругосветное путешествие? Двигаясь только:
А) все время на северо-восток;
Б) все время на северо-запад;
В) с севера на юг;
Г) с запада на восток;
Д) с северо-запада на юго-восток.
8. Может ли быть географическая широта 95 0 ?
А) Да;
Б) Нет?
9. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 600 меридиану, чем по 30 меридиану?
А) да;
Б) нет?
10. Географическая долгота изменяется
А. От 0 до 90 градусов
Б. От 0 до 180 градусов.
В. От 0 до 360 градусов.
Ключи к учебному элементу № 1
1 вариант | 2 Вариант |
1.-Б | 1-А |
2-А | 2-В |
3-Б | 3-В |
4-Г | 4-Г |
5-Б | 5-В |
6-Г | 6-А |
7-Б | 7-Г |
8-Г | 8-Б |
9-А | 9-Б |
10-В | 10-Б |