СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Параллельные прямые

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение и признаки параллеьных прямых , алгоритм решения задач и задачи для закрепления

Просмотр содержимого документа
«Параллельные прямые»

Определение. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

Определение.

Две прямые на плоскости

называются параллельными,

если они не пересекаются.

Признаки параллельности прямых c а 1  Если при пересечении двух прямых  секущей накрест лежащие углы равны ,  то прямые параллельны. 2 b c а 1  Если при пересечении двух прямых  секущей соответственные углы  равны ,  то прямые параллельны. b 2 c а  Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180 0 , то прямые параллельны. 1 2 b

Признаки параллельности прямых

c

а

1

Если при пересечении двух прямых

секущей накрест лежащие углы равны ,

то прямые параллельны.

2

b

c

а

1

Если при пересечении двух прямых

секущей соответственные углы равны ,

то прямые параллельны.

b

2

c

а

Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180 0 , то прямые параллельны.

1

2

b

Аксиома параллельности и следствия из неё.   Через точку, не лежащую на данной  прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. b А c  Следствие 1. Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.  a II b , c  b ⇒ c  a а  Следствие 2.  Если две прямые параллельны  третьей прямой, то они параллельны.  a  II с , b II  с  ⇒ a  II b с а b

Аксиома параллельности и следствия из неё.

Через точку, не лежащую на данной

прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.

b

А

c

Следствие 1. Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.

a II b , c b c a

а

Следствие 2. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.

a II с , b II с ⇒ a II b

с

а

b

 Если две параллельные прямые пересечены  секущей, то накрест лежащие углы равны. Дано:  a II b , MN - секущая. Доказать:  1= 2 (НЛУ) Доказательство: способ от противного. Допустим, что  1  2. Р M а 1 b 2 N Отложим от луча М N угол N МР, равный углу 2. По построению накрест лежащие углы N МР=  2    РМ  II b . Получили, что через точку М проходит две прямые (а и МР), параллельные прямой b  !!! Это противоречит аксиоме параллельных прямых. Значит наше допущение неверно!!!  1= 2. Теорема доказана.

Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.

Дано: a II b , MN - секущая.

Доказать: 1= 2 (НЛУ)

Доказательство:

способ от противного.

Допустим, что 1 2.

Р

M

а

1

b

2

N

Отложим от луча М N угол N МР, равный углу 2.

По построению накрест лежащие углы N МР= 2

РМ II b .

Получили, что через точку М проходит две прямые (а и МР), параллельные прямой b !!! Это противоречит аксиоме параллельных прямых. Значит наше допущение неверно!!!

1= 2. Теорема доказана.

Теорема об односторонних углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.    две параллельные прямые пересечены секущей,  сумма односторонних углов равна 180 0 . Если условие то заключение теоремы c а 3 Дано:  а  II b, c- секущая.  Доказать:  O У 1 + 2=180 0 . 2 1 b Доказательство:   3+ 2 =180 0 , т. к. они смежные.   1= 3, т. к. это НЛУ при а  II b  3 + 2 =180 0 1 Теорема доказана.

Теорема об односторонних углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.

две параллельные прямые пересечены секущей,

сумма односторонних углов равна 180 0 .

Если

условие

то

заключение теоремы

c

а

3

Дано: а II b, c- секущая.

Доказать: O У 1 + 2=180 0 .

2

1

b

Доказательство:

3+ 2 =180 0 , т. к. они смежные.

1= 3, т. к. это НЛУ при а II b

3 + 2 =180 0

1

Теорема доказана.

х+30 0 х х Если MN II AB, а угол 2 больше угла 1 на 30 0 , то угол 2 равен… Задача Решение:  1= х,  2= х+30   1=  ВОС, они вертикальные. В N М  2= х+30  180 0 , т.к. ОУ при а  II b  ВОА=х,  Составь уравнение… Найди сам угол. 2 О B A 1 B С

х+30 0

х

х

Если MN II AB, а угол 2 больше угла 1 на 30 0 , то угол 2 равен…

Задача

Решение:

1= х,

2= х+30

1= ВОС,

они вертикальные.

В

N

М

2= х+30

180 0 , т.к. ОУ при а II b

ВОА=х,

Составь уравнение…

Найди сам угол.

2

О

B

A

1

B

С

Теорема о соответственных углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.  Если  две параллельные прямые пересечены секущей,   соответственные углы равны. условие то заключение теоремы c 2 а Дано:  а II b, c- секущая.  Доказать: СУ 1 = 2. 3 b 1 Доказательство:   2 =  3, т. к. они вертикальные.   3 =  1, т. к. это НЛУ при а II b  1  2    1 =  3 =  2 Теорема доказана.

Теорема о соответственных углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.

Если

две параллельные прямые пересечены секущей,

соответственные углы равны.

условие

то

заключение теоремы

c

2

а

Дано: а II b, c- секущая.

Доказать: СУ 1 = 2.

3

b

1

Доказательство:

2 = 3, т. к. они вертикальные.

3 = 1, т. к. это НЛУ при а II b

1

2

1 = 3 = 2

Теорема доказана.

Свойства углов при параллельных прямых.  Дано: a II b .  136 a a a II b a II b  1= 1 34 0  1= 34 0  2 =  2 = b b  2  2  1  1 Сумма углов 1 и 2 равна 76 0 . a a II b  1= 1: 2 = 4 : 5.  2 a a II b  3 =  2 b   1 3 b  1  1= a  2 =  2  44 0  1= b  1  2 =  44 0

Свойства углов при параллельных прямых. Дано: a II b .

136

a

a

a II b

a II b

1=

1 34 0

1=

34 0

2 =

2 =

b

b

2

2

1

1

Сумма углов 1 и 2 равна 76 0 .

a

a II b

1=

1: 2 = 4 : 5.

2

a

a II b

3 =

2

b

1

3

b

1

1=

a

2 =

2

44 0

1=

b

1

2 =

44 0

Дано:  а II b, c  – секущая. Один из односторонних углов на 20% меньше другого.   Найти: все углы. Задача c 6 7 а 8 Решение:  2=х,  1 на 20% меньше, т.е. 80%  1=0,8х   2=х  180 0 , т.к. ОУ при  1=0,8х а  II b  Составь уравнение… Найди сам все углы… 2 3 1 b 4 5 5  5=  1=  6=  2=  3=  7=  4=  8=

Дано: а II b, c секущая.

Один из односторонних углов на

20% меньше другого.

Найти: все углы.

Задача

c

6

7

а

8

Решение:

2=х,

1 на 20% меньше, т.е. 80%

1=0,8х

2=х

180 0 , т.к. ОУ при 1=0,8х а II b

Составь уравнение…

Найди сам все углы…

2

3

1

b

4

5

5

5=

1=

6=

2=

3=

7=

4=

8=

Тренировочные упражнения Дано: а II b , с – секущая  1 = 4 2 Найдите: 1 и 2 c а 4х 1 Угол 1 в 4 раза больше угла 2 х b 2 С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения

Дано: а II b , с – секущая

1 = 4 2

Найдите: 1 и 2

c

а

1

Угол 1 в 4 раза больше угла 2

х

b

2

С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения Дано: а II b , с – секущая  1 – 2 = 30 0 Найдите: 1 и 2 Угол 1 на 30 0 больше угла 2 c а х+30 1 х b 2 С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения

Дано: а II b , с – секущая

1 2 = 30 0

Найдите: 1 и 2

Угол 1 на 30 0 больше угла 2

c

а

х+30

1

х

b

2

С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения Дано: а II b , с – секущая  2 = 0,8 1 Найдите: 1 и 2 c а х 1 0,8х b 2 С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах». Как еще можно «расшифровать» условие? Угол 2 составляет 80% угла 1. Угол 2 на 20% меньше угла 1. Угол 2 составляет 0,8 части угла 1

Тренировочные упражнения

Дано: а II b , с – секущая

2 = 0,8 1

Найдите: 1 и 2

c

а

х

1

0,8х

b

2

С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах». Как еще можно «расшифровать» условие? Угол 2 составляет 80% угла 1. Угол 2 на 20% меньше угла 1.

Угол 2 составляет 0,8 части угла 1

Тренировочные упражнения Дано: а II b , с – секущая  1 : 2 = 5 : 4 Найдите: 1 и 2 Пусть х – 1 часть c а 5х 1 4х b 2 С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения

Дано: а II b , с – секущая

1 : 2 = 5 : 4

Найдите: 1 и 2

Пусть х – 1 часть

c

а

1

b

2

С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения Дано: а II b , с – секущая  2 составляет 80% от 1 Найдите: 1 и 2 c а х 1 0,8х b 2 С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

Тренировочные упражнения

Дано: а II b , с – секущая

2 составляет 80% от 1

Найдите: 1 и 2

c

а

х

1

0,8х

b

2

С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

биссектриса AB = BC, A=60 0 , CD  – биссектриса угла ВСЕ. Докажите, что АВ II CD . Дано: а II b , с – секущая  1 : 2 = 5 : 4 Найдите: 1 и 2 c Пусть х – 1 часть B D а 5х 1 4х b 2 120 0  60 0 С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» 60 0 60 0 60 0 E С A

биссектриса

AB = BC, A=60 0 ,

CD – биссектриса угла ВСЕ.

Докажите, что АВ II CD .

Дано: а II b , с – секущая

1 : 2 = 5 : 4

Найдите: 1 и 2

c

Пусть х – 1 часть

B

D

а

1

b

2

120 0

60 0

С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах»

60 0

60 0

60 0

E

С

A

Используя данные рисунка, найдите углы 1, 2 и 3. с d а 120 0  20 0 1 2  160 0 b 3 Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

Используя данные рисунка, найдите углы 1, 2 и 3.

с

d

а

120 0

20 0

1

2

160 0

b

3

Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

Может ли еще один из семи остальных углов, образованных при пересечении прямых a и  b  с прямой d ,  быть равен 110 0 ? 60 0 ? Почему? d m а  11 0 0  11 0 0  11 0 0 4 0 0 b  11 0 0 Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса» 4 0 0 4 0 0

Может ли еще один из семи остальных углов, образованных при пересечении прямых a и b с прямой d , быть равен 110 0 ? 60 0 ? Почему?

d

m

а

11 0 0

11 0 0

11 0 0

4 0 0

b

11 0 0

Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

4 0 0

4 0 0

На рисунке АС II В D и АС = АВ, МАС = 40 0 . Найдите СВ D.  M  40 0 A С 2 3 1 B D Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

На рисунке АС II В D и АС = АВ, МАС = 40 0 .

Найдите СВ D.

M

40 0

A

С

2

3

1

B

D

Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

На рисунке АВ II Е D . Докажите, что  ВС D = B + D  Подсказка A B 1 N C Построим CN II AB 2 3 Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса» 4 D E

На рисунке АВ II Е D .

Докажите, что ВС D = B + D

Подсказка

A

B

1

N

C

Построим CN II AB

2

3

Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

4

D

E

На рисунке АВ II Е D . C ВА = 140 0 , С DE = 130 0 Докажите, что ВС С D Подсказка B A 40 0 140 0 N C Построим CN II AB Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса» 130 0 50 0 D E

На рисунке АВ II Е D . C ВА = 140 0 , С DE = 130 0

Докажите, что ВС С D

Подсказка

B

A

40 0

140 0

N

C

Построим CN II AB

Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»

130 0

50 0

D

E

5 ,8 см На рисунке a II b , c  –  секущая, DM и DN – биссектрисы смежных углов, образованных прямыми a и c . DE = 5 ,8 см   Найдите MN.  с  40 0 а D 2 4 3 6 5 1 b П. И. Алтынов «Геометрия. Тесты. 7-9 кл.» E N M ?

5 ,8 см

На рисунке a II b , c – секущая, DM и DN – биссектрисы смежных углов, образованных прямыми a и c . DE = 5 ,8 см

Найдите MN.

с

40 0

а

D

2

4

3

6

5

1

b

П. И. Алтынов «Геометрия. Тесты. 7-9 кл.»

E

N

M

?

На рисунке АВ ED и KM ED, ABE = 34 0   MN – биссектриса КМС  Найдите EMN.  D K N A 146 0 П. И. Алтынов «Геометрия. Тесты. 7-9 кл.» 73 0 ? 73 0 C E  3 4 0  3 4 0 M B

На рисунке АВ ED и KM ED, ABE = 34 0

MN – биссектриса КМС

Найдите EMN.

D

K

N

A

146 0

П. И. Алтынов «Геометрия. Тесты. 7-9 кл.»

73 0

?

73 0

C

E

3 4 0

3 4 0

M

B

На рисунке АС II  BD и KC II MD, ACK = 48 0   CDK в 3 раза больше EDM  Найдите К DE.  A B K  48 0  48 0  48 0 C M 3x П. И. Алтынов «Геометрия. Тесты. 7-9 кл.» x D E

На рисунке АС II BD и KC II MD, ACK = 48 0

CDK в 3 раза больше EDM

Найдите К DE.

A

B

K

48 0

48 0

48 0

C

M

3x

П. И. Алтынов «Геометрия. Тесты. 7-9 кл.»

x

D

E


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя