СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Парламентаризм в России"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок систематизирует знания учащихся о законодательной власти в России. Форма урока позволяет учащимся  самостоятельно подготовить материал урока, проявить свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«"Парламентаризм в России"»

Урок – семинар в 10 классе по теме:

«Парламентаризм в России».

Разработала и провела учитель МКОУ Землянская СОШ с УИОП Смирнова Л.В.

ЦУУ: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм, какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого гражданина.

продолжить формирование у учащихся принципов гражданственности и активной  жизненной позиции.

продолжить развитие способностей к анализу и логическому мышлению, способность к взаимодействию на уроке, в том числе и работу  по формированию умения анализировать информацию, развить и поощрить творческие способности учащихся.



Ход урока:

I Оргмомент.


II Вступительное слово учителя:

Я хотела бы начать наш урок с исторической загадки. Назовите имя человека по нескольким его характеристикам:

1. С этим политическим деятелем начала XX века вы познакомились на уроках истории в 9 классе;

2. Он стал самым молодым губернатором для своего времени;

3.Возглавив правительство, он провел «Аграрную» реформу в России;

4.В результате очередного покушения будет убит в Киевском театре в 1911 году.

Кто он?

Правильно этот политический деятель П.А.Столыпин.

Возьмите лист с цитатами Столыпина, давайте обсудим некоторые из них.

На одном из заседаний Государственной думы 10 мая 1907 года, Петр Аркадьевич Столыпин сказал своим оппонентам: «Вам господа нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Прошло 111 лет, но эти слова являются знаковыми на века для многих поколений россиян. Необходимо каждому четко осознавать, что без Величия государства, без его благополучия и процветания не возможно величие граждан, не возможно их благополучие и процветание.

Одним из основных признаков правового государства является разделение властей: законодательной, исполнительной, судебной. Это означает, что каждая ветвь власти должна быть независима и сильна.

Тема нашего урока «Парламентаризм в России». Запишите в тетради число, тему урока, определения к терминам парламентаризм. Обращаю ваше внимание на ЛЗ урока: «Что может сделать образ депутата социально привлекательным для народа?» На этот вопрос я жду от вас ответ в конце урока.


-1-

III Мотивация.

История Российского государства насчитывает более 1000 лет. За это время мы прошли путь от родоплеменного строя, через монархию, затем социализм, до демократической республики.

Государственное устройство нашей страны определяет Конституция РФ. Она является основным законом, по которому мы с вами живем. Согласно Конституции сегодня Россия – это демократическое, федеративное, правовое. социальное, светское государство с республиканской формой правления, но так было не всегда. И сегодня мы об этом обязательно поговорим.

К сегодняшнему уроку класс был поделен на три группы: теоретики, практики и творческая группа. Каждая из групп получила задание, которое выполняло втайне от остальных одноклассников. Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. Первым я предоставляю слово теоретикам.


IV Теоретики:

Задание для теоретической группы:


1.Нам было дано задание в доступной форме, подготовить и представить аудитории сообщения по истории российского парламентаризма, дать характеристику Парламенту современной России.


1

В IX веке произошло образование Древнерусского государства. Его центром стал город Киев. Киевские князья правили, опираясь на дружину. Дружина делилась на старшую – бояр и младшую гридей (отроков). Первые являлись советниками, вторые – воинами.

Формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было вече. В переводе со старословянского означает совет. Вече играло большую роль и просуществовало вплоть до конца XV века.

Тем временем Боярская дума стала первым опытом сословного представительства. Она не имела постоянного состава и созывалась по мере необходимости. С конца XV века она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти.

Первый Земский собор был созван в 1549г. Создание первого сословно-представительского учреждения связано с ростом политического значения дворянства. В 1653г был созван последний Земский собор.

На смену Боярской думы, в 1711г указом Петра I, пришел Сенат. Петр I наделил Сенат огромными правами. Его указам велено повиноваться как самому царю. Сенат состоял из 9 человек. Им разрешено было «чинить суд и расправу».

-2-


В 1810 был учрежден Государственный совет. Он стал высшим законодательным учреждением Российской империи. А Сенат стал высшей судебной инстанцией.

Еще при Александре I был разработан проект Государственной думы.

В 1810г было даже запланировано ее открытие. Но проект так и не был реализован. Лишь спустя почти 100 лет, 6 августа 1905г. Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Всего при Николае II будет созвано IV Государственные думы.


Все начало 20 века в России проходило в желании народа созвать Учредительное собрание. Когда же Учредительное собрание созвали, то просуществовало оно всего два дня с 5 января по 7 января 1917 года.

Новую власть молодой советской республики образовали советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В годы существования СССР Советы были на всех уровнях власти. В главном органе представительной власти страны – Верховном Совете СССР – было две палаты: 1 Совет Союза и 2 Совет Национальностей.

После распада СССР в РФ парламент именуют – Федеральное Собрание. Он имеет две паты: Верхняя – Совет Федерации и Нижняя – Государственная дума. Первая Государственная дума была избрана в 1994 году.


2

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России деятельность Государственной Думы начинается в начале XX столетия.

Первая Дума работала с 27 апреля до 8 июля 1906 года - всего одну сессию. Народ назвал ее «Дума народных надежд», так как верили, что она станет настоящим представительным органом народной власти. Наибольшего успеха при выборах получили кадеты (КДП) - 161 место. Председателем стал так же кадет Муромцев. Депутаты вступили в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, потребовав отставки Правительства. Царь предпочёл распустить неугодную Думу.

С 20 февраля по 2 июня 1907 года работала II Государственная Дума. Из двухсот с лишним сотен законопроектов, внесённых ведомствами, она сумела рассмотреть 31. Центральным вопросом для противоречий с властью оставался аграрный (земельный). Народ назвал эту Думу « Дума обречённая» из-за партийного состава, так как здесь большой процент занимали левые партии (эсеры 37, социал-демократы 65, кадеты 98) Председателем был кадет Головин. 2 Дума так же была распущена.

III Государственная Дума единственная отработала весь созыв с 1 ноября 1907 г. до 9 июня 1912 г. Её назвали « Дума недостаточной достаточности». Большинство мест получили октябристы – 136, монархисты – 51. Она стала


-3-


« послушной» царю. Возглавили ее поочередно октябристы Хомяков, Гучков и Родзянко. Всего рассмотрела 2,5 тысячи законопроектов.

Деятельность IV Государственной Думы - с 15 ноября 1912г. по 25 февраля 1917г. – проходила в условиях 1 Мировой войны и внутреннего кризиса, завершившегося Февральской революцией. Октябристы имели больше мест. . Возглавлял октябрист Родзянко. « Парадокс истории», такое название ей дано народом, так как после свержения самодержавия она была распущена Временным правительством.




3

Впервые парламент возник как орган представительной власти в Англии во 2 половине 13 века в Лондоне(1265 г).

Парламент-это орган представительной власти, являющийся высшим законодательным органом государства, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

Федеральное собрание-парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом власти.

Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является верхней палатой парламента РФ. В него входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти.

Таким образом в его составе 170 человек (2*85 = 170). От Воронежской области в Совете Федерации состоят Лукин Сергей Николаевич и Карелова Галина Николаевна.

Председателем Совета Федерации является Матвиенко Валентина Ивановна.
Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ. Совет федерации:

  1. утверждает изменение границ субъектов РФ

  2. назначает выборы президента РФ

  3. назначает Генерального прокурора

  4. назначает председателя счетной палаты

  5. утверждает Указ Президента о введении чрезвычайного положения в стране

  6. даёт согласие на введение ограниченного контингента российских войск на территорию другой страны.






-4-

4

«Нижняя» палата российского парламента – Государственная дума. Первая Дума РФ начала работать в 1994 году. Избиралась на 4 года по пропорциональной избирательной системе. Переизбиралась в 1996, 2000, 2003, 2007, 2011. Всего в истории современной России состоялось семь созывов Государственной Думы. Последний раз выборы в Государственную Думу состоялись в сентябре 2016 года по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Сегодня дума представляет собой:»Единая Россия» - 75,3%, «КПРФ – 9,3, ЛДПР – 8,8%, Справедливая Россия - 5,1 %.

В ее состав входит 450 депутатов. Председатель Госдумы – Вячеслав Викторович Володин.
К ведению Государственной Думы относится:

1. дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства

2. объявление амнистии

3. назначение на должность уполномоченного по правам человека

А главное: 4) разрабатывает и принимает федеральные законы.

Обе палаты парламента заседают раздельно.

Вместе они собираются для заслушивания посланий Президента РФ и выступлений руководителей иностранных государств.


V Практики:


Задание для практической группы:


1.Практикам поручено провести разминку на знание терминологии, подготовить по теме урока викторину. Провести социальный опрос респондентов и проанализировать его, охарактеризовать Конституцию РФ с обзором статей, имеющих отношение к теме нашего урока – семинара.



2. Начнем мы с разминки, слово я предоставлю Амоян Амо


3. Ребята перед вами лежит Конституция откройте с.40


4.С результатами социального опроса выступят Савенкова Светлана и Скрыльникова Юлия



-5-

12 декабря 1993 года, на всенародном референдуме, состоялось принятие Конституции Российской Федерации как основного закона страны, наделенного высшей юридической силой.

Наша Конституция состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.

Именно в Конституции, впервые за историю российского государства было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие «парламент».

Статья 94 Конституции определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации. Двоякая функция парламента России означает во – первых то, что Федеральное собрание выступает в качестве представителя всего многонационального народа страны, формируясь в ходе всеобщих выборов, во – вторых, исключительной прерогативой (особым правом) является его законотворчество общегосударственного масщтаба.

Глава 5, статьи 94 по 109 Конституции полностью посвящены Федеральному Собранию.

В данных статьях четко определены деятельность и полномочия, количественный состав обоих палат российского парламента. Срок функционирования Государственной Думы, возраст народных депутатов, их неприкосновенность. Порядок принятия федеральных законов. Обозначены случаи возможного роспуска Государственной думы Президентом РФ,

Следует сказать, что представительная власть существует в РФ не только на федеральном уровне, но и на областном и местном уровнях.


Разминка

(термины):


1.Высший выборный орган представительной власти…

(парламент)


2.Форма государственно – политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти…

(демократия)


3. Лицо, избранное народом в органы государственной власти и местного самоуправления.

(депутат)


4. мероприятие, основная цель которого, формирование политической элиты..

(выборы)




-6-

5. Гражданин государства. обладающий активным избирательным правом..

(избиратель)


6.Название парламента России…

(Федеральное Собрание)


  1. Наличие в обществе двух или более политических партий, политическое многообразие…

(плюрализм)


  1. Вступление к Конституции называется…

(преамбула)


9.Какую ветвь власти представляет парламент России?

(законодательную)



Викторина:


1 Назовите республику, которая находилась на территории русских княжеств в период феодально – политической раздробленности Руси.


2. В анкете он писал: «Хозяин земли русской». Кто этот человек?


3. Этот политик родился в Ленинграде в 1952 году. Много лет работал в силовых структурах, возглавлял КГБ. Стел вторым Президентом России.Кто он?


4. Кто стал первым и последним Президентом СССР?


5. Кто руководит избирательной компанией в масштабе всей страны?


6. С какого возраста гражданин РФ обладает активным избирательным правом?


7. С какого возраста вы можете стать депутатом Государственной Думы?


8. Какой тип избирательной системы используется при избрании депутатов Государственной Думы?


  1. Кто из октябристов становился председателем Государственной думы дважды? -7-



VI Творческая группа: читают стих, показывают рисунки, исполняют частушки.


Задание для творческой группы:


1.Творческой группе было поручено, используя различные жанры, творчески представить тему урока.



Когда мы отбирали материал для семинара, то столкнулись с тем, что мало хвалебных слов, Интернет наполнен критическими словами в адрес народных избранников.

Мы выбрали более лояльные тексты и представим вашему вниманию.


Начнем мы со стихотворения. Прочитают Вахтин Антон и Цой Вячеслав.


2.Русская народная частушка – это маленькая песня, колкая с юмором. Наш народ любит частушки. Они придуманы на многие бытовые и исторические темы. Мы нашли даже частушки про Государственную думу при царе. Но сегодня мы исполним современные политические частушки.


VII ответьте мне на вопрос ЛЗ.


VIII Итог урока:

Парламентаризм современной России еще не совершенен. На сегодняшний день мы смело можем сказать лишь одно: парламент – один из главных политических институтов нашего общества.

Будущее России, нашего народа в ваших руках. Именно поколениям умных, активных, талантливых людей предстоит окончательно развить демократические основы нашего государства. Россия – великая страны. Станьте достойными ее гражданами. Всем спасибо.

За активное участие и подготовку урока «5».

IX Домашнее задание

-8-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!