Урок русского языка в 10 классе
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.-М.: Просвещение, 2010.
Тема урока «Паронимы и их виды»
Цели урока: закрепить понятие о паронимах, расширив и углубив знания по данной теме; видеть такие слова в тексте и правильно употреблять их в речи. Главной и конечной целью является умение учащихся выражать свои мысли, чувства в устной и письменной форме правильно, содержательно, логично, точно, ясно, экспрессивно, эффективно (и эффектно).
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, карточки, сборник ЕГЭ.
Планируемые результаты.
1. Личностные: навык сотрудничества с одноклассниками.
2. Предметные: учащиеся научатся находить паронимы и видеть ошибки, связанные с их употреблением.
3. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Ход урока
1. Актуализация ранее полученных знаний. Мотивация учебной деятельности.
-С 5-го класса вы знаете такие пласты лексики, как синонимы, антонимы, омонимы.
Вспомним их определения.
-Если однокоренные слова имеют смысловое сходство (человечий-человеческий), то это синонимы; антонимы характеризуются противоположным лексическим значением (вдох-выдох); омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова.
-В этих же словах мы легко обнаруживаем некоторое сходство, а ищем различие: человечный-человечий, вдох-вздох.
Как называются эти слова?
-Паронимы.
-Паронимы как феномен лексической системы русского языка в качестве объекта специального, целенаправленного изучения и лексикографической интерпретации стали привлекать внимание лингвистов значительно позже, чем синонимы, антонимы, омонимы, категории и явления словообразования.
-Работаем со словарем лингвистических терминов и записываем значение слова в справочник.
Паронимы (гр. para-возле + omnia – имя) – это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись-роспись, одеть-надеть, невежа-невежда.
-Лингвист Пешковский писал: «Работа над паронимами (словами, сходными по звучанию, но не тождественными), полезна в том случае, когда они являются одновременно и синонимами. Корову с короной или город с голодом никто не смешает, и фиксировать внимание на этих различиях нет нужды. А вот предвидеть и провидеть, интеллигентный и интеллигентский, смещение и смешение, затемнение и затенение – это особый вид затрудненных синонимов, причем затрудненность идет от звуковой близкости».
Вот здесь и кроется причина ошибок в их употреблении, которые мы должны подробнее раскрыть, чтобы избежать этих самых ошибок.
Еще более прагматичная причина обращения к этой теме – ЕГЭ, задание №5, которое никто не отменял. С трудностями решения его вы уже столкнулись.
2. Определение темы урока.
-Итак, определяемся с темой урока. Смотрим на экран.
Чем объединены попарно данные паронимы?
а) уплатить-оплатить (префиксальные)
б) командированный-командировочный (суффиксальные)
в) груз-нагрузка (характер основы)
г) невежа-невежда (корневые паронимы)
адресат-адресант
-К какому разделу языкознания мы обратились? (Словообразованию)
-Какие группы паронимов мы выделим, исходя из их строения?
-С учетом особенностей словообразования паронимов мы и выделяем эти группы: префиксальные, суффиксальные, корневые и имеющие разный характер основы – непроизводную и производную. Одним словом, структурные.
-Рассмотрим слова следующей группы. Попытайтесь определить основание объединения этих слов в одну группу. Какую?
а) длинный-длительный
абонентный-абонентский
живительный-живучий
б) эффектный-эффективный
дипломантский-дипломатический
-Основание для объединения слов в одну группу – семантическая разница.
1-я группа – паронимы различаются тонкими смысловыми оттенками. (Таких паронимов - большинство. Многие из них характеризуются особенностями лексической сочетаемости.)
-Приведите примеры словосочетаний, раскрывающих смысл паронимов.
-Длинный пиджак- длительный переход
живительная влага- живучий цветок
абонентный отдел- абонентская плата
-2-я группа объединяет слова, резко различающиеся по смыслу. (Таких единиц в языке немного.)
-Составьте словосочетания , используя данные паронимические пары.
-Эффектный выход – эффективный способ
дипломантский семинар, концерт – дипломатический прием, паспорт, иммунитет
-Ребята, особую группу составляют паронимы, отличающиеся функционально-стилевой окраской. Есть варианты? Ищите их среди слов общеупотребительной и официально-деловой и профессиональной лексики.
-жить – проживать
-дать – воздать
-Итак, тема урока?
- «Паронимы и их виды»
3. Закрепление темы. Первичная проверка полученных знаний.
Основная задача - проверить, умеют ли учащиеся определять различие между словами-паронимами и правильно употреблять из в контексте.
Обучающая цель – уметь определить, что порождает речевые ошибки.
-Создаем 5 групп исследователей. Каждая получает карточку с заданием (общим)
Задание – объяснить лексическое значение каждого слова из паронимической пары, составить словосочетания, указать причину возможной ошибки; классифицировать ее.
1-я группа
Узорный –узорчатый
столб – столбец
Ответ: узорный (являющийся узором) - узорчатый (состоящий из множества узоров)
Узорный (ая, ое) контур, вал, плат(ок); линия; ткачество
Узорчатый(ая) – паркет, наличник, ковер, рисунок; ограда, фиоритура.
Причина ошибки – смешение возникает в результате сближения обозначаемых данным словом реалий.
2-я группа
Формовой – формовочный
элитный – элитарный
Причина неверного употребления подобозвучных слов закючается в общности сферы применения названных ими понятий, предметов, процессов, действий, качеств и т.д. или сходство возникающих ассоциативных связей.
3-я группа
Экологичный – экологический
драматичный – драматический
Неточность является следствием возможности синонимического соединения и близости или тождества границ лексической сочетаемости
4-я группа
Зубастый – зубатый
бессмысленность – бессмыслица
заржавленный – заржавелый
Причина речевой ошибки – неразличение стилевой принадлежности слов, сближение слов межстилевых, нейтральных с разговорными или просторечными.
5-я группа
Плодовитый – плодовый – плодный
предпринимательский – предприимчивый
Смешению паронимов способствуют тесные семантические связи словообразовательных суффиксов:
-н- и –ск-; -овит- и –ов-, -н-; -ство- и –ость-
Вывод из наблюдений: основной причиной ошибок являются частичное смысловое, морфемное и фонетическое сходство паронимов. Изучение паронимов, особенно уточнение различия между лексическими паронимами, очень важно для повышения культуры речи учащихся.
4. Один из этапов урока – анализ смысловых частей слова. Обращение к словообразовательному уровню необходимо в связи с тем, что значительная часть созвучных слов – производные. Для усвоения их сочетательных возможностей важно изучать лексические значения смешиваемых слов через значение их морфем.
-В чем особенность представленных здесь паронимов?
1 2 3
в а р и а н т ы
обезлесеть// обезземелеть// обессилеть//
обезлесить обезземелить обессилить
-Это группа суффиксальных паронимов. Каждая паронимическая пара различается суффиксом.
-Образуем причастия и деепричастия от данных глаголов.
Какое орфографическое правило здесь работает?
-Суффикс начальной формы сохраняется в образованных причастиях и деепричастиях.
-В основе правильного употребления и написания слов лежит следующий алгоритм:
инфинитив (кого? что?) – глагол переходный – производящая основа с –и-;
инфинитив (нельзя поставить кого? что?) – глагол непереходный – производящая основа с –е-.
5. Закрепление. Самостоятельная работа по сборнику ЕГЭ (по вариантам)
Задание – найти ошибку в употреблении паронимов и классифицировать ее.
Задание №5 с 1 по 5 (вар. 1), с 6 по 10 (вар.2).
Сообщение учащихся.
6. Подведение итогов.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
7. Рефлексия.
Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:
! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.
+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.
- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.
? – затрудняюсь в оценивании.
8. В «Методических рекомендациях ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых». В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Д.з. Сделаем еще один шаг в искоренении ошибок в употреблении паронимов, выполняя задания на сайте «Решу ЕГЭ».
Берите столько вариантов, чтобы сказать себе: «Я испытываю некоторые затруднения (постарайтесь сформулировать их для себя и меня – для консультации), но в целом мне понятна тема».