СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паронимы и их виды

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект, рассматривающий один из трудных вопросов языкознания

Просмотр содержимого документа
«Паронимы и их виды»

Урок русского языка в 10 классе

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.-М.: Просвещение, 2010.

Тема урока «Паронимы и их виды»

Цели урока: закрепить понятие о паронимах, расширив и углубив знания по данной теме; видеть такие слова в тексте и правильно употреблять их в речи. Главной и конечной целью является умение учащихся выражать свои мысли, чувства в устной и письменной форме правильно, содержательно, логично, точно, ясно, экспрессивно, эффективно (и эффектно).

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления новых знаний.

Оборудование: проектор, карточки, сборник ЕГЭ.

Планируемые результаты.

1. Личностные: навык сотрудничества с одноклассниками.

2. Предметные: учащиеся научатся находить паронимы и видеть ошибки, связанные с их употреблением.

3. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Ход урока

1. Актуализация ранее полученных знаний. Мотивация учебной деятельности.

-С 5-го класса вы знаете такие пласты лексики, как синонимы, антонимы, омонимы.

Вспомним их определения.

-Если однокоренные слова имеют смысловое сходство (человечий-человеческий), то это синонимы; антонимы характеризуются противоположным лексическим значением (вдох-выдох); омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова.

-В этих же словах мы легко обнаруживаем некоторое сходство, а ищем различие: человечный-человечий, вдох-вздох.

Как называются эти слова?

-Паронимы.

-Паронимы как феномен лексической системы русского языка в качестве объекта специального, целенаправленного изучения и лексикографической интерпретации стали привлекать внимание лингвистов значительно позже, чем синонимы, антонимы, омонимы, категории и явления словообразования. 



-Работаем со словарем лингвистических терминов и записываем значение слова в справочник.

Паронимы (гр. para-возле + omnia – имя) – это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись-роспись, одеть-надеть, невежа-невежда.

-Лингвист Пешковский писал: «Работа над паронимами (словами, сходными по звучанию, но не тождественными), полезна в том случае, когда они являются одновременно и синонимами. Корову с короной или город с голодом никто не смешает, и фиксировать внимание на этих различиях нет нужды. А вот предвидеть и провидеть, интеллигентный и интеллигентский, смещение и смешение, затемнение и затенение – это особый вид затрудненных синонимов, причем затрудненность идет от звуковой близкости».

Вот здесь и кроется причина ошибок в их употреблении, которые мы должны подробнее раскрыть, чтобы избежать этих самых ошибок.

Еще более прагматичная причина обращения к этой теме – ЕГЭ, задание №5, которое никто не отменял. С трудностями решения его вы уже столкнулись.

2. Определение темы урока.

-Итак, определяемся с темой урока. Смотрим на экран.

Чем объединены попарно данные паронимы?

а) уплатить-оплатить (префиксальные)

б) командированный-командировочный (суффиксальные)

в) груз-нагрузка (характер основы)

г) невежа-невежда (корневые паронимы)

адресат-адресант

-К какому разделу языкознания мы обратились? (Словообразованию)

-Какие группы паронимов мы выделим, исходя из их строения?

-С учетом особенностей словообразования паронимов мы и выделяем эти группы: префиксальные, суффиксальные, корневые и имеющие разный характер основы – непроизводную и производную. Одним словом, структурные.

-Рассмотрим слова следующей группы. Попытайтесь определить основание объединения этих слов в одну группу. Какую?

а) длинный-длительный

абонентный-абонентский

живительный-живучий

б) эффектный-эффективный

дипломантский-дипломатический

-Основание для объединения слов в одну группу – семантическая разница.

1-я группа – паронимы различаются тонкими смысловыми оттенками. (Таких паронимов - большинство. Многие из них характеризуются особенностями лексической сочетаемости.)

-Приведите примеры словосочетаний, раскрывающих смысл паронимов.

-Длинный пиджак- длительный переход

живительная влага- живучий цветок

абонентный отдел- абонентская плата

-2-я группа объединяет слова, резко различающиеся по смыслу. (Таких единиц в языке немного.)

-Составьте словосочетания , используя данные паронимические пары.

-Эффектный выход – эффективный способ

дипломантский семинар, концерт – дипломатический прием, паспорт, иммунитет

-Ребята, особую группу составляют паронимы, отличающиеся функционально-стилевой окраской. Есть варианты? Ищите их среди слов общеупотребительной и официально-деловой и профессиональной лексики.

-жить – проживать

-дать – воздать

-Итак, тема урока?

- «Паронимы и их виды»

3. Закрепление темы. Первичная проверка полученных знаний.

Основная задача - проверить, умеют ли учащиеся определять различие между словами-паронимами и правильно употреблять из в контексте.

Обучающая цель – уметь определить, что порождает речевые ошибки.

-Создаем 5 групп исследователей. Каждая получает карточку с заданием (общим)

Задание – объяснить лексическое значение каждого слова из паронимической пары, составить словосочетания, указать причину возможной ошибки; классифицировать ее.

1-я группа

Узорный –узорчатый

столб – столбец

Ответ: узорный (являющийся узором) - узорчатый (состоящий из множества узоров)

Узорный (ая, ое) контур, вал, плат(ок); линия; ткачество

Узорчатый(ая) – паркет, наличник, ковер, рисунок; ограда, фиоритура.

Причина ошибки – смешение возникает в результате сближения обозначаемых данным словом реалий.

2-я группа

Формовой – формовочный

элитный – элитарный

Причина неверного употребления подобозвучных слов закючается в общности сферы применения названных ими понятий, предметов, процессов, действий, качеств и т.д. или сходство возникающих ассоциативных связей.

3-я группа

Экологичный – экологический

драматичный – драматический

Неточность является следствием возможности синонимического соединения и близости или тождества границ лексической сочетаемости

4-я группа

Зубастый – зубатый

бессмысленность – бессмыслица

заржавленный – заржавелый

Причина речевой ошибки – неразличение стилевой принадлежности слов, сближение слов межстилевых, нейтральных с разговорными или просторечными.

5-я группа

Плодовитый – плодовый – плодный

предпринимательский – предприимчивый

Смешению паронимов способствуют тесные семантические связи словообразовательных суффиксов:

-н- и –ск-; -овит- и –ов-, -н-; -ство- и –ость-

Вывод из наблюдений: основной причиной ошибок являются частичное смысловое, морфемное и фонетическое сходство паронимов. Изучение паронимов, особенно уточнение различия между лексическими паронимами, очень важно для повышения культуры речи учащихся.

4. Один из этапов урока – анализ смысловых частей слова. Обращение к словообразовательному уровню необходимо в связи с тем, что значительная часть созвучных слов – производные. Для усвоения их сочетательных возможностей важно изучать лексические значения смешиваемых слов через значение их морфем.

-В чем особенность представленных здесь паронимов?

1 2 3

в а р и а н т ы

обезлесеть// обезземелеть// обессилеть//

обезлесить обезземелить обессилить

-Это группа суффиксальных паронимов. Каждая паронимическая пара различается суффиксом.

-Образуем причастия и деепричастия от данных глаголов.

Какое орфографическое правило здесь работает?

-Суффикс начальной формы сохраняется в образованных причастиях и деепричастиях.

-В основе правильного употребления и написания слов лежит следующий алгоритм:

инфинитив (кого? что?) – глагол переходный – производящая основа с –и-;

инфинитив (нельзя поставить кого? что?) – глагол непереходный – производящая основа с –е-.

5. Закрепление. Самостоятельная работа по сборнику ЕГЭ (по вариантам)

Задание – найти ошибку в употреблении паронимов и классифицировать ее.

Задание №5 с 1 по 5 (вар. 1), с 6 по 10 (вар.2).

Сообщение учащихся.

6. Подведение итогов.

Па­ро­ни­ма­ми можно на­звать как од­но­ко­рен­ные, так и близ­кие по зву­ча­нию слова, ко­то­рые при всей своей по­хо­же­сти всё же раз­ли­ча­ют­ся от­тен­ка­ми зна­че­ния или обо­зна­ча­ют раз­ные ре­а­лии дей­стви­тель­но­сти.

7. Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:

! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.

+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.

- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.

? – затрудняюсь в оценивании.

8. В «Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­циях ФИПИ» от­ме­ча­ет­ся:

«Ана­лиз вы­пол­не­ния за­да­ния 5 по­ка­зал, что слож­ность для 40% ис­пы­ту­е­мых со­став­ля­ет не толь­ко рас­по­зна­ва­ние ошиб­ки, до­пу­щен­ной при упо­треб­ле­нии па­ро­ни­мов, но и под­бор со­от­вет­ству­ю­ще­го кон­тек­сту па­ро­ни­ма для ре­дак­ти­ро­ва­ния при­ме­ра с ошиб­кой, что об­на­ру­жи­ва­ет узость сло­вар­но­го за­па­са эк­за­ме­ну­е­мых».  В по­мощь уча­щим­ся в под­бо­ре слов-па­ро­ни­мов еже­год­но издаётся «Сло­ва­рик па­ро­ни­мов». Он не зря на­зы­ва­ет­ся имен­но «сло­ва­ри­ком», так как «Сло­ва­ри» со­дер­жат ты­ся­чи слов-па­ро­ни­мов. Включённый в со­став сло­ва­ри­ка ми­ни­мум будет ис­поль­зо­вать­ся в КИМах, но ведь вы­учить па­ро­ни­мы для за­да­ния 5 — это не са­мо­цель. Эти зна­ния поз­во­лят из­бе­жать мно­го­чис­лен­ных ре­че­вых оши­бок в пись­мен­ных ра­бо­тах.

Д.з. Сделаем еще один шаг в искоренении ошибок в употреблении паронимов, выполняя задания на сайте «Решу ЕГЭ».

Берите столько вариантов, чтобы сказать себе: «Я испытываю некоторые затруднения (постарайтесь сформулировать их для себя и меня – для консультации), но в целом мне понятна тема».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!