СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 кл. "Паронимы.Умное дерево"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Паронимы. Умное дерево" в 5 классе по русскому языку с элементами ФГОС имеет основную цель: вывести определение  «паронимы» и показать практическую значимость этого понятия; задача урока: установить сходство и различие в паре слов «абонент» и «абонемент», через метапредметный знак (дерево) формировать у учащихся  способность схематизации -  по графическому изображению учиться мыслительно видеть содержание.

Просмотр содержимого документа
«урок 5 кл.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Мало – Шелемишевская СОШ»

Скопинского района Рязанской области









«Умное дерево. Паронимы»



Урок русского языка в 5 классе

с элементами ФГОС.









Учитель русского языка и литературы

Турмышова Ольга Анатольевна

















2015г.

«Умное дерево. Паронимы» (слайд №1)

Метапредмет – знак: формирование способности схематизации - по графическому изображению учиться мыслительно видеть содержание.

Тип метапредметных развивающих заданий: установление сходства или различия языковых явлений.

Методическая цель: формирование у учащихся способностей схематизации.

Цель: вывести определение «паронимы» и показать практическую значимость этого понятия (слайд №2).

Задача: установить сходство и различие в паре слов «абонент» и «абонемент».

Параллельная задача: отработка навыка словообразовательного анализа, навыка работы со словарями.

Подготовительная работа: деление класса на 2 группы (мальчики и девочки).

Оборудование: компьютер, проектор, словари, фломастеры, карточки, 2 телефона, абонемент.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Древний философ Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (эпиграф на доске.)

Сегодня на уроке мы будем делать, действовать, применяя на практике свои знания. А поможет нам в этом умное дерево. На его листьях должны появиться плоды ваших знаний и умений. На ваших столах лежат необходимые принадлежности: словари, фломастеры, пустые (пока) листья для дерева. Начать занятие я хочу необычно: позвоните мне! На уроках запрещено пользоваться телефоном, но сегодня он нам поможет.



Дети звонят мне – мой телефон выключен. В трубке на громкой связи – абонент не доступен.



Кто такой абонент? Знакомая вам фраза? Теперь посмотрите на этот документ-пропуск.



Показываю абонемент в бассейн.



Зачем он нужен? Как называется? Правильно ли мы понимаем и применяем данные слова? Сегодня мы должны в этом разобраться. Выяснить сходства и различия слов «абонент» и «абонемент», прийти к их общему определению «паронимы». Кстати, повторим словообразовательный разбор и орфографический. Я разделила вас на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики, возможно, будут заниматься в тренажёрном зале фитнес клуба, поэтому им даю слово «абонемент», а девочки любят звонить по телефону, поэтому для них слово «абонент».

Ствол нашего дерева – это сходства слов, то общее, что их объединяет, кверху он сужается – сходств будет меньше. Ветви – это различия. Итак, приступаем.



  1. Любое дерево растёт из земли, имеет корни, значит, и наши слова произошли от чего-то. Открыли словообразовательные словари и ищем «абонент» и «абонемент». Какое слово их объединяет? Правильно, «абонировать». Как делится на части? Какие орфограммы там?

Абон / ирова / ть

Эту табличку прикрепляю на дерево сама.



Как делятся на части слова «абонемент» и «абонент»? Что у всех трёх общее? Значит, изначально эти слова были однокоренные, схожие по форме. Первое сходство мы установили на основе словообразования.



( Прикрепляю на ствол табличку)

Словообразование



На листах яруса №1, лежащих на столах, пишем свои слова, разделяя их строго по словарю, и прикрепляем на ветви нижнего яруса.



Абон/ ент Абон / емент



  1. Следующее сходство – морфологический признак.



(Прикрепляю табличку на ствол)

Морфологический признак



Эти слова какой части речи? Правильно, существительное. Слова разные, а часть речи одна. Пишем на листах №2 каждая группа своё слово, выделяем орфограммы, пишем часть речи, прикрепляем на 2-ой ярус.



Абонент Абонемент

Сущ. Сущ.





  1. Следующий ярус нашего умного дерева – сочетаемость с другими словами. Составляем с ними словосочетания или предложения.

( Прикрепляю табличку на ствол)

Сочетаемость

Учащиеся пишут на листах №3 словосочетания и предложения и прикрепляют на 3-ий ярус дерева. Выделяем и объясняем орфограммы. Делаем вывод о различной сочетаемости слов.

Абонент вне зоны действия Абонемент в фитнес клуб

Абонент не доступен Абонемент просрочен

  1. Вот наконец добрались мы до последней ступеньки, где выясним значения слов «абонент» и «абонемент».



(Прикрепляю табличку на ствол)



Лексическое значение

Открыли толковые словари и ищем их. Каковы лексические значения ваших слов? Записываем их на листах №4 и прикрепляем на дерево. Делаем вывод о разном лексическом значении.

Абонент – тот, кто пользуется абонементом, Абонемент – документ, предоставляющий право

лицо или учреждение, имеющее телефон. на обслуживание, пользование чем-нибудь, а так-

же само право на это.

(Слайд №3 и №4)

  1. Давайте вернёмся к слову «абонировать», замкнём круг. Посмотрите в словаре, что оно обозначает. Учащиеся зачитывают.

(Прикрепляю табличку на корни дерева)

Получить, приобрести

Это слово имеет отношение к «абоненту», который что-то приобретает, и к «абонементу», который получает кто-то. Согласитесь, «абонент» и «абонемент» близки по звучанию. Однако они имеют разные значения. Такие слова называются ПАРОНИМЫ.

( Прикрепляю табличку на верхушку дерева)

Паронимы.

Давайте внимательно посмотрим на слово «паронимы». «Оним» означает «имя», а пара – 2. Значит, это 2 слова с разным «именем». Такое наблюдение мы сделали сами, а теперь посмотрим точно по словарю лингвистических терминов. Учащиеся ищут значения и зачитывают.

(Прикрепляю табличку на верхушку дерева)

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично

совпадающие в своём значении.

  1. Итак, ребята, посмотрите, какое дерево у нас получилось! С вашей помощью – знаниями – оно действительно стало умным. Путём установления сходства и различия слов «абонент» и «абонемент» мы вывели определение понятия «паронимы». Кроме теоретических сведений, наше занятие имеет практическую значимость: из-за внешнего сходства паронимы часто смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам. Чтобы их избежать, нужно чётко разграничивать значения слов.

  2. Практические упражнения: нахождение ошибок в речи.

Исправьте лексические ошибки, объясните: (слайд №5).



Оружие труда, человечный мозг, огнестрельное орудие, человеческий поступок.

(Слайд №5)



Ответ: орудие труда, человечный поступок, человеческий мозг, огнестрельное оружие.

(Слайд №6)

  1. Практическая работа: составление словосочетаний и предложений с паронимами.

Невежа – невежда.

Героический – геройский (обязательно сказать про 70-летие Победы!)

Синтаксический разбор предложений, орфографический разбор.



  1. Вывод: Это дерево как некий схематический знак можно использовать при морфемном разборе, нахождении однокоренных слов и т.д. Какое ещё умное растение мы рисовали на занятиях? Правильно, ромашку. В центре у нас был корень, от которого на лепестках мы записывали однокоренные слова, и у некоторых ромашки получались большие, т.к. находили много слов. (Слайд №7).



  1. Рефлексия: что понравилось, что узнали новое, что не понято.



  1. Дом. задание: составить предложения с паронимами: глиняный – глинистый, надеть – одеть, поступок – проступок (6 предложений).



  1. Выставление оценок.



  1. Ребята, вы молодцы! Урок окончен. До свидания.



Просмотр содержимого презентации
«паронимы»

Умное дерево Урок русского языка в 5 классе. Учитель – Турмышова Ольга Анатольевна corowina.ucoz.com

Умное дерево

Урок

русского языка

в 5 классе.

Учитель – Турмышова Ольга Анатольевна

corowina.ucoz.com

Паронимы  абонент   ?  ? абонемент corowina.ucoz.com

Паронимы

абонент

?

?

абонемент

corowina.ucoz.com

Исправьте лексические ошибки:

Исправьте лексические ошибки:

  • Оружие труда.
  • Человечный мозг.
  • Огнестрельное орудие.
  • Человеческий поступок.
Огнестрельное оружие
  • Огнестрельное оружие

2) Человечный поступок

3) Орудие труда

4) Человеческий мозг

.

corowina.ucoz.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!