Муниципальное образовательное учреждение
«Мало – Шелемишевская СОШ»
Скопинского района Рязанской области
«Умное дерево. Паронимы»
Урок русского языка в 5 классе
с элементами ФГОС.
Учитель русского языка и литературы
Турмышова Ольга Анатольевна
2015г.
«Умное дерево. Паронимы» (слайд №1)
Метапредмет – знак: формирование способности схематизации - по графическому изображению учиться мыслительно видеть содержание.
Тип метапредметных развивающих заданий: установление сходства или различия языковых явлений.
Методическая цель: формирование у учащихся способностей схематизации.
Цель: вывести определение «паронимы» и показать практическую значимость этого понятия (слайд №2).
Задача: установить сходство и различие в паре слов «абонент» и «абонемент».
Параллельная задача: отработка навыка словообразовательного анализа, навыка работы со словарями.
Подготовительная работа: деление класса на 2 группы (мальчики и девочки).
Оборудование: компьютер, проектор, словари, фломастеры, карточки, 2 телефона, абонемент.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Древний философ Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (эпиграф на доске.)
Сегодня на уроке мы будем делать, действовать, применяя на практике свои знания. А поможет нам в этом умное дерево. На его листьях должны появиться плоды ваших знаний и умений. На ваших столах лежат необходимые принадлежности: словари, фломастеры, пустые (пока) листья для дерева. Начать занятие я хочу необычно: позвоните мне! На уроках запрещено пользоваться телефоном, но сегодня он нам поможет.
Дети звонят мне – мой телефон выключен. В трубке на громкой связи – абонент не доступен.
Кто такой абонент? Знакомая вам фраза? Теперь посмотрите на этот документ-пропуск.
Показываю абонемент в бассейн.
Зачем он нужен? Как называется? Правильно ли мы понимаем и применяем данные слова? Сегодня мы должны в этом разобраться. Выяснить сходства и различия слов «абонент» и «абонемент», прийти к их общему определению «паронимы». Кстати, повторим словообразовательный разбор и орфографический. Я разделила вас на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики, возможно, будут заниматься в тренажёрном зале фитнес клуба, поэтому им даю слово «абонемент», а девочки любят звонить по телефону, поэтому для них слово «абонент».
Ствол нашего дерева – это сходства слов, то общее, что их объединяет, кверху он сужается – сходств будет меньше. Ветви – это различия. Итак, приступаем.
Любое дерево растёт из земли, имеет корни, значит, и наши слова произошли от чего-то. Открыли словообразовательные словари и ищем «абонент» и «абонемент». Какое слово их объединяет? Правильно, «абонировать». Как делится на части? Какие орфограммы там?
Абон / ирова / ть
Эту табличку прикрепляю на дерево сама.
Как делятся на части слова «абонемент» и «абонент»? Что у всех трёх общее? Значит, изначально эти слова были однокоренные, схожие по форме. Первое сходство мы установили на основе словообразования.
( Прикрепляю на ствол табличку)
Словообразование
На листах яруса №1, лежащих на столах, пишем свои слова, разделяя их строго по словарю, и прикрепляем на ветви нижнего яруса.
Абон/ ент Абон / емент
Следующее сходство – морфологический признак.
(Прикрепляю табличку на ствол)
Морфологический признак
Эти слова какой части речи? Правильно, существительное. Слова разные, а часть речи одна. Пишем на листах №2 каждая группа своё слово, выделяем орфограммы, пишем часть речи, прикрепляем на 2-ой ярус.
Абонент Абонемент
Сущ. Сущ.
Следующий ярус нашего умного дерева – сочетаемость с другими словами. Составляем с ними словосочетания или предложения.
( Прикрепляю табличку на ствол)
Сочетаемость
Учащиеся пишут на листах №3 словосочетания и предложения и прикрепляют на 3-ий ярус дерева. Выделяем и объясняем орфограммы. Делаем вывод о различной сочетаемости слов.
Абонент вне зоны действия Абонемент в фитнес клуб
Абонент не доступен Абонемент просрочен
Вот наконец добрались мы до последней ступеньки, где выясним значения слов «абонент» и «абонемент».
(Прикрепляю табличку на ствол)
Лексическое значение
Открыли толковые словари и ищем их. Каковы лексические значения ваших слов? Записываем их на листах №4 и прикрепляем на дерево. Делаем вывод о разном лексическом значении.
Абонент – тот, кто пользуется абонементом, Абонемент – документ, предоставляющий право
лицо или учреждение, имеющее телефон. на обслуживание, пользование чем-нибудь, а так-
же само право на это.
(Слайд №3 и №4)
Давайте вернёмся к слову «абонировать», замкнём круг. Посмотрите в словаре, что оно обозначает. Учащиеся зачитывают.
(Прикрепляю табличку на корни дерева)
Получить, приобрести
Это слово имеет отношение к «абоненту», который что-то приобретает, и к «абонементу», который получает кто-то. Согласитесь, «абонент» и «абонемент» близки по звучанию. Однако они имеют разные значения. Такие слова называются ПАРОНИМЫ.
( Прикрепляю табличку на верхушку дерева)
Паронимы.
Давайте внимательно посмотрим на слово «паронимы». «Оним» означает «имя», а пара – 2. Значит, это 2 слова с разным «именем». Такое наблюдение мы сделали сами, а теперь посмотрим точно по словарю лингвистических терминов. Учащиеся ищут значения и зачитывают.
(Прикрепляю табличку на верхушку дерева)
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично
совпадающие в своём значении.
Итак, ребята, посмотрите, какое дерево у нас получилось! С вашей помощью – знаниями – оно действительно стало умным. Путём установления сходства и различия слов «абонент» и «абонемент» мы вывели определение понятия «паронимы». Кроме теоретических сведений, наше занятие имеет практическую значимость: из-за внешнего сходства паронимы часто смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам. Чтобы их избежать, нужно чётко разграничивать значения слов.
Практические упражнения: нахождение ошибок в речи.
Исправьте лексические ошибки, объясните: (слайд №5).
Оружие труда, человечный мозг, огнестрельное орудие, человеческий поступок.
(Слайд №5)
Ответ: орудие труда, человечный поступок, человеческий мозг, огнестрельное оружие.
(Слайд №6)
Практическая работа: составление словосочетаний и предложений с паронимами.
Невежа – невежда.
Героический – геройский (обязательно сказать про 70-летие Победы!)
Синтаксический разбор предложений, орфографический разбор.
Вывод: Это дерево как некий схематический знак можно использовать при морфемном разборе, нахождении однокоренных слов и т.д. Какое ещё умное растение мы рисовали на занятиях? Правильно, ромашку. В центре у нас был корень, от которого на лепестках мы записывали однокоренные слова, и у некоторых ромашки получались большие, т.к. находили много слов. (Слайд №7).
Рефлексия: что понравилось, что узнали новое, что не понято.
Дом. задание: составить предложения с паронимами: глиняный – глинистый, надеть – одеть, поступок – проступок (6 предложений).
Выставление оценок.
Ребята, вы молодцы! Урок окончен. До свидания.