ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СНЕЖНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ІЕ0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000№4 г.СНЕЖНОЕ0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Лучший урок в рамках
спецкурса «Уроки Победы»»
Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории г.Снежного в годы Великой Отечественной войны
8-11 класс
Самойленко Татьяна Ивановна
Учитель уроков гражданственности и духовности Донбасса
2020 г.
Оглавление
Введение 3
Ход урока 5
Список использованной литературы 16
Приложение 17
Введение
Разработка урока посвящена 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Главной целью является воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников. В работе были проведены личные исследования учеников, связанные с поиском, изучением и систематизацией документальных материалов об участниках партизанского движения на оккупированной территории г.Снежного в годы Великой Отечественной войны.
Актуальность данного урока продиктована стремлением сохранить память о земляках - участниках Великой Отечественной войны, и необходимостью формирования в детях чувства гордости за свою малую Родину.
Основные задачи данной разработки
Тема. Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории г.Снежного в годы Великой Отечественной войны.
Цели. Ознакомление с героизмом советских партизан и подпольщиков на оккупированной территории г.Снежного в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные
1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.
2) Расширить знания младших школьников о событиях 1941-1945 гг.
3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
4) Познакомить с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.
Воспитательные
1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
4) Воспитание честности, благородства, сострадания.
5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие
Развивать интерес к изучению истории.
Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Оборудование: иллюстрации по теме , мультимедийная презентация ,стенд «Односельчане, павшие в годы Великой Отечественной войны», книжная выставка, посвящённая Великой Отечественной войне, плакаты, фотографии, выставка детских рисунков «Пусть всегда будет мир»
Подготовительная работа преподавателя:
1.Постановка целей и задач совместной работы.
2.Согласование материалов, изучаемых на уроках.
3.Разработка плана занятия и его методического обеспечения.
Подготовительная работа учащихся:
1.Повторение ранее изученного материала по данной теме.
2.Деление класса на три команды; каждая команда выбирает командира.
3.Подготовка каждой командой материала о партизанском движении г.Снежного в годы Великой Отечественной войны, подготовка сообщений, создание презентации.
План урока
I.Организационный момент
II.Изучение нового материала
1.Основные задачи партизанского движения и формы борьбы бойцов
сопротивления на оккупированных территориях.
2. Работа с персоналиями по теме.
III. Подведение итогов.
V.Выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
Ход урока
Мы в походе не спим недели,
Извелись от гнилой воды;
Наши волосы поседели
От своей и чужой беды.
А. Сурков
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Слово учителя.
- Давайте звспомним девиз наших Уроков Победы:
«Гордимся, помним!»
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
III.Сообщение темы урока.
Слово учителя. (слайд 1)
9 мая 2020года наша страна отметит 75 лет со дня великого празника – дня Победы. Подвиг героев всегда будет жить в сердцах благодарных потомков. Мы помним и чтим фронтовиков проливавших кровь на полях сражений, работников тыла, трудившихся на производстве, партизан и подпольщиков, добывавших ценные сведения и проводивших диверсии на оккупированной врагом территории.
К победе в Великой Отечественной войне нашим народом было сделано тысячи шагов, но важен был каждый из них. И, об одном таком, важном шаге, ковавшем Победу, мы будем говорить сегодня на уроке.
Итак, тема нашего урока: (слайд 2)
Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории г.Снежного в годы Великой Отечественной войны.
-Кто из вас знает, кто такие партизаны? А что вы знаете о подпольном движении в годы Великой Отечественной войны? Трудно ответить на мои вопросы? Именно об этом мы сегодня и поговорим.
-Сегодня мы поговорим о партизанском движении и борьбе подпольщиков на оккупированной территории г.Снежного в годы Великой Отечественной войны.
IV.Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя. (слайд 3)
Сове́тские партиза́ны (Советское движение Сопротивления) — составная часть антифашистского движения Сопротивления, которая боролась методами партизанских войн с Германией и её союзниками на оккупированных теми территориях СССР в период Великой Отечественной войны.
2.Выступление учащегося:
СЫРБАЙ МАУЛЕНОВ. «ПАРТИЗАНЫ».
Холодный снег не занесет
Той памяти, друзья.
Забыть на свете можно все,
Войну забыть нельзя.
Я говорю об этом вслух,
И эхо вторит мне.
В любой семье один из двух
Остался на войне.
Окрасил дым волнистые туманы,
Ночное небо стало розовей.
В такую ночь собрались партизаны
И дали клятву Родине своей:
«Родная мать!
Мы все полны стремлений
Громить врага как ночью, так и днем.
Скорей умрем, чем станем на колени,
Но победим скорее, чем умрем!»
3.Учитель:
Партизанская борьба в годы войны достигла небывалого размаха, оказала ощутимое влияние на общий ход вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и ее конечный итог. До сих пор в архивах Министерства обороны находятся документы под грифом секретно, которые по-прежнему остаются за семью печатями.
Партизанское движение на оккупированной (занятой) немецкими войсками территории Советского Союза никто не готовил заранее – ни советское руководство, ни военные власти. Оно стало ответом советских людей на вторжение немецких захватчико. В плен попали сотни тысяч красноармейцев.
Военнослужащие Красной Армии, сумевшие сбежать из немецкого плена, бойцы и командиры, которые попали в окружение, стали первыми партизанскими отрядами. Потом к ним стали присоединяться жители оккупированных городов и поселков. Тыл врага стал для партизан полем битвы: они нарушали немецкие линии связи, разбирали рельсы, пускали под откос эшелоны с техникой и живой силой, убивали полицаев и старост, назначенных оккупантами, нападали на немецкие воинские подразделения в небольших городах.
Уже в июле 1941 г. Советское правительство приняло постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск», в Москве был создан Центральный штаб партизанского движения. Он занимался подготовкой командного состава, подрывников, радистов для партизанских отрядов, обеспечением партизан оружием, боеприпасами, средствами связи.
К концу 1941 г. на оккупированной территории действовали около трех с половиной тысяч партизанских отрядов, затем их число выросло до 6 тысяч, а численность превышала миллион человек. Партизанская война стала поистине всенародной. В партизанских отрядах сражались не только солдаты и офицеры Красной Армии, но и местные жители: пожилые люди, женщины, подростки. Все, кто вступал в партизанские отряды, принимали партизанскую присягу, в отрядах устанавливалась жесткая воинская дисциплина.
4.Работа с презентацией (слайд 4)
Клятва партизана
Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды партизанского отряда для борьбы с немецко-фашистской сворой в тылу врага, торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять приказы командиров и комиссаров.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей советской Родине и рабоче-крестьянскому правительству.
Я клянусь бороться с врагом в его тылу мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную клятву, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.
5.Выступление учащегося
В темной роще глухой
Партизан молодой
Притаился в засаде с отрядом.
Под осенним дождем
Мы врага подождем
И растопчем фашистского гада!
Ни сестра, ни жена
Нас не ждет у окна,
Мать родная на стол не накроет.
Наши семьи ушли,
Наши хаты сожгли,
Только ветер в развалинах воет...
И летит над страной
Этот ветер родной, -
Он считает и слезы, и раны,
Чтоб могли по ночам
Отомстить палачам
За детей, за отцов партизаны.
В темной роще глухой
Не светила луна,
В небе ясном заря потухала.
Там фашистский обоз
Полетел под откос
И на собственных минах взорвался.
В темной роще глухой
Партизан молодой
Притаился в засаде с отрядом.
Под осенним дождем
Мы врага подождем
И растопчем фашистского гада!
6. Работа с персоналиями по теме.
Выступление исследовательской группы учащихся
1-й учащийся (слайд 5)
Для действий на территории Донецкой области было подготовлено 180 партизанских отрядов и групп общей численностью 4,2 тыс. чел.; ещё 836 чел. было подготовлено для действий в тылу противника на территории других областей
Специфика партизанской борьбы в Донбассе была следующей. Все партизанские отряды при подходе противника отступили вместе с войсками Красной армии и к началу ноября в той или иной форме были приданы или вошли в состав регулярных частей. Боевые действия отряды вели не в тылу противника, для чего они и предназначались, а на переднем крае, во взаимодействии с регулярными частями Красной армии.
2-й учащийся
31 октября 1941 года г. Снежное был оккупирован фашистскими солдатами. Оккупация длилась почти 2 года, а точнее 22 месяца. Войдя в город и оккупировав его, немецкие солдаты стали выгонять местных жителей из их квартир и домов. Людям приходилось жить в сараях, подвалах и строить себе землянки. Кроме того они заставляли людей работать на восстановлении разрушенных шахт и дорог. В мае 1942 года на строительстве одной из таких дорог произошел бунт. Всех, кто принимал участие в бунте, отправили в контрационный лагерь, что находился на территории поселка Первомайский. Где большую часть расстреляли, часть замучили и лишь не многим, удалось бежать, спрятаться и дождаться освобождения города.
3-й учащийся
Всего на территории г. Снежного существовало 5 контрационных лагерей: в поселке Первомайском, на шахтах №10, №15(основная), №18, №27. Контрационные лагеря существовали на всех оккупированных территориях, а также в Германии. На каторжные работы в Германию было угнано более 10 000 девушек и юношей. Из 15 000 жителей шахты №18 осталось 2 700, казнили 2 173 из них 800 женщин и 600 детей. Город был оккупирован гитлеровцами, а вместе с ними появились и потомки шахтовладельцев. Прибыл сын капиталиста Кальберга, представлявший созданный на оккупированных территориях филиал германской «Патерфирмер». На других шахтах гитлеровцы поставили управляющими представителей, тех монополий, которые входили в специально созданные в Германии Товарищества по эксплуатации Востока
4-й учащийся
За 2 года оккупации городу был принесен огромный ущерб. Газета «Правда» в номере от 3 сентября 1943 года писала: «В городе Снежное фашисты в ночь перед освобождением города устраивали завалы в шахтах, взрывы, пожары …, пылали станционные пакгаузы, бункера шахт, городские строения. В городе было уничтожено 18 шахт, 6 больниц, 8 школ, 10 клубов».
В ответ на массовые репрессии на оккупированной территории развернулось широкое партизанское и подпольное движение. Население города усиливало борьбу против оккупантов. Райкомом партии были оставлены для подпольной работы А.М. Шалашин и М.П. Изотов. В 1942 году они решили наладить связь с нашими частями, находившимися в обороне по Миусу, и передать им собранные сведения о расположении фашистских частей в городе. При попытке перейти линию фронта они были задержаны и расстреляны.
5-й учащийся
Жительница города Нина Серебрянская распространяла листовки с сообщениями Совинформбюро, переписывая их от руки. Помогал её учитель поселка Ремовка Долока. Составляли листовки из собственным текстом, в котором призывали население саботировать все мероприятия фашистов, направленные на восстановление шахт. В селе Колпаково по инициативе девушки был взорван военный склад фашистов. Она два раза переходила линию фронта, передавала Красной Армии собранные среди жителей данные о дислокации фашистских частей в Снежнянском районе. По доносу предателя Нину арестовали. На допросах били железными прутьями, но она никого не выдала.
1-й учащийся
В январе 1942 года на оккупированной территории Снежнянского района была создана подпольная группа «Партизан Железняк». В Украинском штабе партизанского движения она числилась под №97. Ее командиром был утвержден Кочетов Ефим Иванович, до войны работавший учителем и оставленный по заданию на оккупированной территории. Комиссаром группы был Игнат Иванович Лебедев, работавший до войны преподавателем военно-физической подготовки в техникуме и средней школе №5 г.Чистяково.
2 учащийся
До апреля 1942 года эта подпольная группа не проводила боевой деятельности, а добывала оружие и готовила людей для вступления в свой состав. Так было положено начало. Потом к Е.И. Кочетову, И.И. Лебедеву, Н.С. Мирошнеченко, Л.И. Кочетовой, А.И. Ивлеву, И.А. Лебеденко присоединились П.А.Златкевич, В.Т.Дадыко,Н.В. Лебединцев и другие.Подпольщики имели основную явку в разрушенной штольне шахты № 8. Там был тайный склад оружия, боеприпасов и горючего, хранились два радиоприемника, по которым принимались сводки Совинформбюро. К 1943 году группа выросла до 30 человек и была разделена на несколько боевых подгрупп, которые совершали диверсии на шахтах. Также снежнянскими подпольщиками была налажена связь с чистяковским партизанским отрядом «Кармалюк», командиром которого был Борис Исидорович Руденко, а комиссаром Дмитрий Илларионович Шарыгин.
3-й учащийся
Подпольщики распространяли листовки, выводили из строя электромоторы, трансформаторы, резали кабель, мешали фашистам отстраивать шахты, устраивали диверсии на ж/д транспорте. Многие жители города помогали подпольщикам и красноармейцам, которые попали в плен. Кадровый горняк Иван Прокофьев Покидченко спас от смерти 50 военнопленных. Фельдшер Крахмалев и его сын, врач К.А.Крахмалев, выдавали фальшивые справки о заболевании, благодаря которым люди освобождались от угона в Германию. В1942 году жительница поселка Горняцкий, медсестра Т.П. Игнатенко поддерживала связь с частями Красной Армии, передавала данные через разведчиков, переходивших реку Миус. Она работала в столовой. При попытке отравить офицеров, была схвачена и расстреляна.
4-й учащийся
Также «железняковцам» помогала молодежная подпольная группа «Снежнянские соколята» во главе с Володей Латой. Членами группы были Всеволод Гайдук, Леонид Кармаев, Александр Перегудов, Виктор Петькин, Георгий Фещенко. Перед вступлением в группу они давали клятву:
«Я, гражданин СССР… выполняю свой долг перед матерью-Родиной, вступаю в антифашисткое подполье. Вступая, торжественно клянусь: строго хранить тайны подполья, срывать всякие мероприятия немецких властей. Уничтожать на каждом шагу без жалости и пощады, не щадя крови своей и даже жизни, немцев и их прихвостней, предавших честь и свободу родины и народ. А если по злому умыслу своему я предам эту клятву, то пусть меня постигнет участь изменника и предателя Родины и всеобщие презрение народа.»
5-й учащийся
Зимой 1943 года, во время панического отступления гитлеровцев от Сталинграда, подпольщики нарушали связь и уничтожали дорожные знаки, заставая фашистские воинские части терять направление.Чистяковская группа партизан произвела крупный взрыв эшелонов на станции Дебальцево. Около суток горели вагоны и склады, подожжённые партизанами.
Подпольщики Е.И.Кочетов Н.Р. Нищеряков и Н.С.Мирошниченко пустили под откос поезд на Штэровской ветке. Разбившись на группы, подпольщики устраивали налеты на фашистских солдат и полицейских, убивали их и забирали оружие.
«С января по 25 августа 1943 года партизаны этого отряда истребили 25 немецких солдат, офицеров и предателей Родины, пустили под Откос 3 эшелона противника разбили 14 железнодорожных вагонов, уничтожили 2 моста, 3 склада, пулеметов, 70 винтовок, 7 автоматов, 3 автомашины, 2 узла связи. Захватил трофеи: 2 пулемета, 37 винтовок, 4 автомата, 1250 патронов».
1-й учащийся
3 апреля 1943 года "соколята" на станции Софьино-Бродская сожгли большой воинский склад, где находилось много оружия, продовольствия и обмундирования. После поджога "соколята" ушли в Леонтьевский лес. Группу выследили. В завязавшейся перестрелке А. Перегудов, В. Петькин, В. Гайдук были убиты. Спасся один Г. Фещенко.
Раненых В. Лату и Л. Кармаева доставили в комендатуру и подвергли пыткам.
В апреле 1943 года фашистская жандармерия и полиция напали на след подпольных групп "Партизан Железняк" и "Кармалюк". 8 апреля фашисты начали аресты в Болдырево, а после в Чистяковском и Снежнянском районах.
2-й учащийся
Дом, в котором находился командир Снежнянской подпольной группы № 97 " Партизан Железняк" Е. И. Кочетов, был окружен. Не желая сдаваться врагу живым, бесстрашный командир принял бой. Он убил двух фашистов и одного ранил. Разъяренные каратели забросали дом гранатами, и лишь тогда тяжело раненого командира схватили и повели на допрос. Не смотря на страшные пытки, Ефим Иванович молчал. Перед расстрелом на стене камеры он написал: "Придёт возмездие и на вас, палачей. Родина не забудет своих сыновей! Да здравствует великий советский народ!". Не добились признания враги От Марии Ковалевой, разведчицы, направленной командованием нашей армии в г. Чистяков для подпольной работы, подпольщицы чистяковского отряда "Кармалюк". Когда ее, избитую, приносили в камеру она, превозмогая боль, подбадривала товарищей и пела назло палачам. Мужественно, с достоинством, держались на допросах братья Павел и Михаил Рухадзе, П. Д. Семак, А. Г. Благун, С. С. Аракелов, M. T. Козлова.
3-й учащийся
Перед расстрелом они пели "Интернационал"... Павла Рухадзе зарыли в могилу живым. Впоследствии один из арестованных убийц на суде сказал: "Когда немцы и полицаи уходили с места расправы, то земля над убитыми шевелилась и сползала, a из могилы был слышен стон...". В акте Чрезвычайной комиссии от 7 сентября 1943 года эти несколько строк нельзя читать без боли в сердце: "... Жарков Иван Васильевич, 1924 г рожд., слесарь шахты №8. Ковалева Мария Никифоровна, 1916 г. рожд., старшая пионервожатая, Кочетов Ефим Иванович, 1907 г. рожд., учитель".
Или: " Лата Владимир,1924 г. рожд., учащийся, проживал на станции Бродская, замучен, зверски разорван живот, выкручены руки и ноги. А его сосед по улице Леонид Кармаев, двадцатилетний слесарь с шахты №15 был заживо зарыт в могилу".
4-й учащийся
Так, в ночь с 21 на 22 апреля 1943 г. были расстреляны и замучены 34 патриота чистяковского отряда "Кармалюк" и снежнянских подпольных групп "Партизан Железняк" и "Снежнянских соколят".
Комиссар отряда "Кармалюк" Д. И. Шарыгин и его сын Павел были схвачены гитлеровцами и расстреляны в г. Снежном.
1сентября 1943 г. войска 5 Ударной Армии Южного фронта освободили Снежное. Двухгодичная оккупация принесла городу огромный ущерб. Газета "Правда" в номере от 3 сентября 1943 г. писала: "В городе Снежном фашисты в ночь перед освобождением города устраивали завалы в шахтах, взрывы, пожары..., пылали бункера шахт, городские строения. Материальный ущерб, нанесенный городу, составил больше чем 86,6 млн. рублей".
5-й учащийся ( слайд 6)
Указом Президиума Верховного Совета УССР от 8 мая 1968 г. за мужество и отвагу, проявленные в борьбе против фашистских оккупантов в период Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 г. г., награждены медалью "За отвагу" посмертно:
1. Кочетов Ефим Иванович.
2. Лата Владимир Иванович.
3. Гайдук Всеволод Александрович.
4. Кармаев Леонид Петрович.
5. Перегудов Александр Степанович.
6. Петькин Виктор Петрович.
Лебедев Игнат Иванович, вначале работавший преподавателем, а затем директором Ореховской восьмилетней школы № 6, награжден медалью "Партизану Отечественной Войны" 1-й степени и другими наградами.
В 1963 г. на станции Софьино-Бродская был установлен памятник погибшим в Леонтьевском лесу Гайдуку В. А., Перегудову А. С., Петькину В. П., и другим.
Минута молчания.
Учитель:
Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с полей сражений. Тех, кто не щадя своей жизни отдал ее за счастье нашей Родины.
Прошу всех встать.
(Минута молчания. Метроном.)
Учащийся (слайд 7)
Чтите тех, кто умер за наше счастье,
пролил кровь за ясное небо над головой!!!
Помните, никогда не забывайте,
какой ценой досталась нам Победа!!!!!
Vl. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Кому мы должны быть благодарны за то, что живём в вольной стране?
-Кто такие ветераны?
-Как мы к ним должны относиться?
Vll. Заключительное слово преподавателя. (слайд 8)
Героическая борьба советского народа в тылу врага является одной из самых ярких и незабываемых страниц истории Великой Отечественной войны.
Именно партизанская борьба, являясь наиболее активной формой противодействия оккупaнтaм.
Главное в войне - это, конечно же, люди, героизму которых мы обязаны своей жизнью. Во главе многих партизанских соединений стояли подлинные самородки, действовавшие активно, избирательно, умевшие объединить и повести за собой народ.
И пока живы люди, память о подвигах наших земляков не угаснет. Будет передаваться из поколения в поколение.
Vlll. Выставление оценок.
lX.Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ о партизанском движении г.Снежное.
Список использованной литературы
1.Бычков Л. Н., Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. – М., 1965.
2.Залесский А. И., В партизанских краях и зонах. – М., 1962.
3.Калинин П. З., Партизанская республика. – М., 1964.
4.Материал городского музея боевой славы г.Снежное.
5.Партийное подполье на Украине (1941–1944 гг.). – М., 1969.
6.Пономаренко П. К. Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков, 1941–1944 гг. – М., 1982.
7. Прудников, Ф. И. Снежное: Путеводитель / Ф. И. Прудников . — Донецк : Донбасс, 1992 — 64 с.
8.Снежное / Годы и люди Донетчины /, 2004 - 500 с. Партизанское и подпольное движение в годы Великой Отечественной войны.
17