ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Дата проведения ____________
______________________________________________
Партизанское движение в годы
Великой Отечественной войны
Цели и задачи: Повысить общеобразовательный уровень обучающихся; определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.
образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о героизме советских партизан и подпольщиков на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны; создать условия для более глубокого ознакомления учащихся с событиями военных лет; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны;
развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, развивать память, внимание, воображение
воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, приобщать к историко-культурному наследию, воспитывать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: лекция
Методы и приёмы: слово учителя, рассказ учителя, беседа, составление кластера, работа с видеоматериалом
Термины и понятия: партизанское движение, партизаны, подпольное движение, подпольщики, «партизанские края», операции «Рельсовая война» и «Концерт».
Оборудование: видеоматериал, мультимедийные средства
__________________ Ход урока _______________
І. Организационный момент
II. Мотивационный этап. Оглашение темы и целей урока
Казалось бы, что уже все сказано о героизме советских людей в годы ВОВ, их мужестве и отваге. Но нет… Об одном мы еще не успели сказать…
Холодный снег не занесет
Той памяти, друзья.
Забыть на свете можно все,
Войну забыть нельзя.
Я говорю об этом вслух,
И эхо вторит мне.
В любой семье один из двух
Остался на войне.
Окрасил дым волнистые туманы,
Ночное небо стало розовей.
В такую ночь собрались партизаны
И дали клятву Родине своей:
«Родная мать!
Мы все полны стремлений
Громить врага как ночью, так и днем.
Скорей умрем, чем станем на колени,
Но победим скорее, чем умрем!»
Какое направление борьбы с немецко-фашистскими оккупантами требует нашего внимания?
Огромную роль в достижении Великой Победы над фашистской Германией сыграло партизанское движение советского народа, которое носило массовый характер и явилось стратегическим фактором, по сути с первых дней войны ставшее вторым фронтом на оккупированных территориях.
О партизанском движении в целом и о героях-подпольщиках в частности пойдет речь на сегодняшнем уроке, тема которого… - (запись темы в тетрадь)
ІII. Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков
Рассказ учителя, сопровождаемый беседой
Во время рассказа, который сопровождается беседой, учитель совместно с учащимися составляет схему «Зарождение партизанского движения»
Как мы уже знаем, в первый же месяц войны немецкие войска захватили значительную часть СССР - Белоруссию, Латвию, Литву, почти всю Эстонию, значительную часть Украины. Позднее были оккупированы Молдавия, Крым, Левобережная Украина, Карелия, более десяти областей России.
Какую политику проводили захватчики на оккупированных территориях?
Названные вами методы легли в основу одной из причины, по которой на оккупированной территории развернулось партизанское движение,
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
но она была не первичной, а как следствие другой причины
Какую же причину можно считать первичной?
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории
Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:
- экономическая эксплуатация
- массовая отправка на принудительные работы в Германию;
- еврейский геноцид;
- уничтожение военнопленных;
- массовый террор
Согласно плану «Ост» нацистская Германия предусматривала также уничтожение Советского государства, что также стало одной из причин зарождения партизанского движения
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории
Стремление Германии уничтожить Советское государство
Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:
- экономическая эксплуатация
- массовая отправка на принудительные работы в Германию;
- еврейский геноцид;
- уничтожение военнопленных;
- массовый террор
Таким образом, партизанское движение на оккупированной (занятой) немецкими войсками территории Советского Союза никто не готовил заранее – ни советское руководство, ни военные власти. Оно стало ответом советских людей на вторжение немецких захватчиков.
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории
Стремление Германии уничтожить Советское государство
Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:
- экономическая эксплуатация
- массовая отправка на принудительные работы в Германию;
- еврейский геноцид;
- уничтожение военнопленных;
- массовый террор
Партизанское движение в ВОВ
Попробуйте раскрыть значение этого понятия, опираясь на причины его зарождения?
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории
Стремление Германии уничтожить Советское государство
Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:
- экономическая эксплуатация
- массовая отправка на принудительные работы в Германию;
- еврейский геноцид;
- уничтожение военнопленных;
- массовый террор
Партизанское движение в ВОВ
вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях
Как называли участников партизанского движения?
Как вы думает, кто становился участником партизанского движения?
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории
Стремление Германии уничтожить Советское государство
Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:
- экономическая эксплуатация
- массовая отправка на принудительные работы в Германию;
- еврейский геноцид;
- уничтожение военнопленных;
- массовый террор
Партизанское движение в ВОВ
вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях
Партизан – участник партизанского движения
• солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в окружение и вынужденные скрываться от гитлеровцев на оккупированных территориях;
• бывшие военнопленные, бежавшие из концлагерей;
• жители оккупированных территорий, не желавшие подчиняться врагу;
• кадровые советские военные, отправленные на оккупированные территории для руководства партизанским движением и проведением диверсионных операций.
Итак, ребята, военнослужащие Красной Армии, сумевшие сбежать из немецкого плена, бойцы и командиры, которые попали в окружение, стали первыми партизанскими отрядами. Потом к ним стали К солдатам присоединяться жители оккупированных городов и поселков. Тыл врага стал для партизан полем битвы: они нарушали немецкие линии связи, разбирали рельсы, пускали под откос эшелоны с техникой и живой силой, убивали полицаев и старост, назначенных оккупантами, нападали на немецкие воинские подразделения в небольших городах.
Но диверсионная деятельность была не единственной формой борьбы с врагами
Предположите, какие формы борьбы с оккупантами использовались партизанами?
П
Р
И
Ч
И
Н
Ы
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории
Стремление Германии уничтожить Советское государство
Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:
- экономическая эксплуатация
- массовая отправка на принудительные работы в Германию;
- еврейский геноцид;
- уничтожение военнопленных;
- массовый террор
Партизанское движение в ВОВ
вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях
Партизан – участник партизанского движения
• солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в окружение и вынужденные скрываться от гитлеровцев на оккупированных территориях;
• бывшие военнопленные, бежавшие из концлагерей;
• жители оккупированных территорий, не желавшие подчиняться врагу;
• кадровые советские военные, отправленные на оккупированные территории для руководства партизанским движением и проведением диверсионных операций.
- диверсионная деятельность
- рейды по тылам врага
- набеги на небольшие немецкие гарнизоны.
- уничтожение фашистских чиновников и их прислужников.
- работа по разложению воинских формирований противника.
- создание партизанских краёв и зон — восстановление советской власти на территориях в тылу немецко-фашистских войск, полностью или частично освобождённых от оккупации.
- большевистская пропаганда.
- разведывательная деятельность.
Грандиозной по масштабам и результатам была партизанская операция, вошедшая в историю под названием «Рельсовая война» (август - сентябрь 1943 г.). Не менее значимой стала и операция, получившая условное название «Концерт».
Давайте вернемся на несколько десятков лет назад, в 1943 г. и посмотрим, как это было
Во время просмотра видеоисточника записать даты проведения операций и их цели
3 августа – 15 сентября 1943 г. – операция «Рельсовая война». Цель – оказание помощи Красной Армии на завершающем этапе Курской битвы
19 сентября – конец октября 1943 г. – операция «Концерн». Цель – сорвать военные перевозки противника
Официально о деятельности партизан заговорили в июле 1941, когда Советское правительство приняло постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». В Москве был создан Центральный штаб партизанского движения. Он занимался подготовкой командного состава, подрывников, радистов для партизанских отрядов, обеспечением партизан оружием, боеприпасами, средствами связи.
18 июля 1941 г. - принято постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск».
Но по-прежнему партизанское движение формировалось стихийно (в основном на оккупированных территориях Белоруссии и Украины). Только с мая месяца 1942 г. оно приобрело организованность, так как 30 мая 1942 г. был создан штаб партизанского движения при Ставке ВКГ, главнокомандующим которого стал маршал Клим Ворошилов. Цель – руководство партизанским движением, его координация, снабжение. С сентября 1943 г. основная часть партизанских соединений слилась с наступающей Красной Армией. Процесс воссоединения проходил до июня 1944 г.
Такой разный характер развития партизанского движения дал повод историкам говорить о его этапности.
Какой временной период охватывает первый этап партизанского движения? В чем его особенность?
Этапы развития партизанского движения:
I этап (июнь 1941 – май 1942 гг.) – носил стихийный характер
Какой временной период охватывает второй этап партизанского движения? В чем его особенность?
II этап (май 1942 – сентябрь 1943) - создание штаба партизанского движения при Ставке ВКГ, цель которого – координировать действия и снабжать всем необходимым партизанское движение; стало организованным
Так, на оккупированной нацистами территории создавались республиканские и областные (краевые) партизанские штабы. Известными партизанскими соединениями стали соединения под командованием Сидора Ковпака, Михаила Наумова, Алексея Федорова и других
Учащимся предлагается ознакомиться с командирами партизан по учебнику на стр. 148-149
Какой временной период охватывает третий этап партизанского движения? В чем его особенность?
III этап (сентябрь 1943 – июнь 1944 гг.) – слияние основной части партизанских соединений с наступающей Красной Армией
Партизанские отряды действовали практически на всей оккупированной территории СССР, где это позволяли природные условия (леса, болота, горы).
Одновременно с вооруженной партизанской борьбой разворачивалась подпольная антифашистская деятельность в городах и других населенных пунктах. Патриоты, которые там остались, несмотря на террор, не давали спуску врагу. Они саботировали хозяйственно - экономические, политические и военные мероприятия захватчиков, совершали многочисленные диверсии.
Чем партизанское движение отличается от подпольного? (партизанское движение – это открытое вооруженное сопротивление врагу, опиравшееся на силу оружия; деятельность подполья – это нелегальная борьба, опиравшаяся на умение конспирировать свою деятельность)
Подпольное движение - организованная деятельность против властей, протекающая в условиях тайны и конспирации.
Партизанское и подпольное движение – это не просто борьба, это судьбы людей, и вспомнить героев-партизан и героев-подпольщиков наш священный долг
IV. Закрепление материала
Не проводится, так как материал урока объемный и
каждый пункт закреплялся сразу после его рассмотрения
V. Итоги урока
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание Читать § 17