СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка предназначена для проведения урока истории России в рамках раздела Великая Отечественная война. Цель урока - повысить   общеобразовательный уровень обучающихся; определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Дата проведения ____________

______________________________________________


Партизанское движение в годы

Великой Отечественной войны


Цели и задачи: Повысить общеобразовательный уровень обучающихся; определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о героизме советских партизан и подпольщиков на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны; создать условия для более глубокого ознакомления учащихся с событиями военных лет; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны;

развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, развивать память, внимание, воображение

воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, приобщать к историко-культурному наследию, воспитывать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: лекция

Методы и приёмы: слово учителя, рассказ учителя, беседа, составление кластера, работа с видеоматериалом

Термины и понятия: партизанское движение, партизаны, подпольное движение, подпольщики, «партизанские края», операции «Рельсовая война» и «Концерт».

Оборудование: видеоматериал, мультимедийные средства


__________________ Ход урока _______________


І. Организационный момент

  • Проверка готовности класса к уроку

II. Мотивационный этап. Оглашение темы и целей урока

  • Слово учителя

Казалось бы, что уже все сказано о героизме советских людей в годы ВОВ, их мужестве и отваге. Но нет… Об одном мы еще не успели сказать…

Холодный снег не занесет

Той памяти, друзья.

Забыть на свете можно все,

Войну забыть нельзя.

Я говорю об этом вслух,

И эхо вторит мне.

В любой семье один из двух

Остался на войне.

Окрасил дым волнистые туманы,

Ночное небо стало розовей.

В такую ночь собрались партизаны

И дали клятву Родине своей:

«Родная мать!

Мы все полны стремлений

Громить врага как ночью, так и днем.

Скорей умрем, чем станем на колени,

Но победим скорее, чем умрем!»

  • Какое направление борьбы с немецко-фашистскими оккупантами требует нашего внимания?

    Огромную роль в достижении Великой Победы над фашистской Германией сыграло партизанское движение советского народа, которое носило массовый характер и явилось стратегическим фактором, по сути с первых дней войны ставшее вторым фронтом на оккупированных территориях.

    О партизанском движении в целом и о героях-подпольщиках в частности пойдет речь на сегодняшнем уроке, тема которого… - (запись темы в тетрадь)

    ІII. Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков

    • Рассказ учителя, сопровождаемый беседой

  • Во время рассказа, который сопровождается беседой, учитель совместно с учащимися составляет схему «Зарождение партизанского движения»

    Как мы уже знаем, в первый же месяц войны немецкие войска захватили значительную часть СССР - Белоруссию, Латвию, Литву, почти всю Эстонию, значительную часть Украины. Позднее были оккупированы Молдавия, Крым, Левобережная Украина, Карелия, более десяти областей России.

  • Какую политику проводили захватчики на оккупированных территориях?

    Названные вами методы легли в основу одной из причины, по которой на оккупированной территории развернулось партизанское движение,

    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы










    но она была не первичной, а как следствие другой причины

  • Какую же причину можно считать первичной?

    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы



    Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории







    Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:

    - экономическая эксплуатация

    - массовая отправка на принудительные работы в Германию;

    - еврейский геноцид;

    - уничтожение военнопленных;

    - массовый террор











    Согласно плану «Ост» нацистская Германия предусматривала также уничтожение Советского государства, что также стало одной из причин зарождения партизанского движения









    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы



    Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории

    Стремление Германии уничтожить Советское государство







    Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:

    - экономическая эксплуатация

    - массовая отправка на принудительные работы в Германию;

    - еврейский геноцид;

    - уничтожение военнопленных;

    - массовый террор











    Таким образом, партизанское движение на оккупированной (занятой) немецкими войсками территории Советского Союза никто не готовил заранее – ни советское руководство, ни военные власти. Оно стало ответом советских людей на вторжение немецких захватчиков.


    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы



    Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории

    Стремление Германии уничтожить Советское государство







    Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:

    - экономическая эксплуатация

    - массовая отправка на принудительные работы в Германию;

    - еврейский геноцид;

    - уничтожение военнопленных;

    - массовый террор













    Партизанское движение в ВОВ




  • Попробуйте раскрыть значение этого понятия, опираясь на причины его зарождения?











    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы



    Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории

    Стремление Германии уничтожить Советское государство







    Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:

    - экономическая эксплуатация

    - массовая отправка на принудительные работы в Германию;

    - еврейский геноцид;

    - уничтожение военнопленных;

    - массовый террор












    Партизанское движение в ВОВ

    вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях





  • Как называли участников партизанского движения?

  • Как вы думает, кто становился участником партизанского движения?


    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы



    Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории

    Стремление Германии уничтожить Советское государство







    Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:

    - экономическая эксплуатация

    - массовая отправка на принудительные работы в Германию;

    - еврейский геноцид;

    - уничтожение военнопленных;

    - массовый террор












    Партизанское движение в ВОВ

    вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях





    Партизан – участник партизанского движения

    • солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в окружение и вынужденные скрываться от гитлеровцев на оккупированных территориях;

    • бывшие военнопленные, бежавшие из концлагерей;

    • жители оккупированных территорий, не желавшие подчиняться врагу;

    • кадровые советские военные, отправленные на оккупированные территории для руководства партизанским движением и проведением диверсионных операций.







    Итак, ребята, военнослужащие Красной Армии, сумевшие сбежать из немецкого плена, бойцы и командиры, которые попали в окружение, стали первыми партизанскими отрядами. Потом к ним стали К солдатам присоединяться жители оккупированных городов и поселков. Тыл врага стал для партизан полем битвы: они нарушали немецкие линии связи, разбирали рельсы, пускали под откос эшелоны с техникой и живой силой, убивали полицаев и старост, назначенных оккупантами, нападали на немецкие воинские подразделения в небольших городах.

    Но диверсионная деятельность была не единственной формой борьбы с врагами

  • Предположите, какие формы борьбы с оккупантами использовались партизанами?


    П

    Р

    И

    Ч

    И

    Н

    Ы



    Оккупация немецко-фашистскими захватчиками советской территории

    Стремление Германии уничтожить Советское государство







    Оккупационная политика нацистов на захваченных территориях:

    - экономическая эксплуатация

    - массовая отправка на принудительные работы в Германию;

    - еврейский геноцид;

    - уничтожение военнопленных;

    - массовый террор













    Партизанское движение в ВОВ

    вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях





    Партизан – участник партизанского движения

    • солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в окружение и вынужденные скрываться от гитлеровцев на оккупированных территориях;

    • бывшие военнопленные, бежавшие из концлагерей;

    • жители оккупированных территорий, не желавшие подчиняться врагу;

    • кадровые советские военные, отправленные на оккупированные территории для руководства партизанским движением и проведением диверсионных операций.










    - диверсионная деятельность

    - рейды по тылам врага

    - набеги на небольшие немецкие гарнизоны.

    - уничтожение фашистских чиновников и их прислужников.

    - работа по разложению воинских формирований противника.

    - создание партизанских краёв и зон — восстановление советской власти на территориях в тылу немецко-фашистских войск, полностью или частично освобождённых от оккупации.

    - большевистская пропаганда.

    - разведывательная деятельность.













    Грандиозной по масштабам и результатам была партизанская операция, вошедшая в историю под названием «Рельсовая война» (август - сентябрь 1943 г.). Не менее значимой стала и операция, получившая условное название «Концерт».

    Давайте вернемся на несколько десятков лет назад, в 1943 г. и посмотрим, как это было



    • Просмотр видео «Операции «Рельсовая война» и «Концерт»»

  • Во время просмотра видеоисточника записать даты проведения операций и их цели

    3 августа – 15 сентября 1943 г. – операция «Рельсовая война». Цель – оказание помощи Красной Армии на завершающем этапе Курской битвы

    19 сентября – конец октября 1943 г. – операция «Концерн». Цель – сорвать военные перевозки противника

    Официально о деятельности партизан заговорили в июле 1941, когда Советское правительство приняло постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». В Москве был создан Центральный штаб партизанского движения. Он занимался подготовкой командного состава, подрывников, радистов для партизанских отрядов, обеспечением партизан оружием, боеприпасами, средствами связи.

    18 июля 1941 г. - принято постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск».

    Но по-прежнему партизанское движение формировалось стихийно (в основном на оккупированных территориях Белоруссии и Украины). Только с мая месяца 1942 г. оно приобрело организованность, так как 30 мая 1942 г. был создан штаб партизанского движения при Ставке ВКГ, главнокомандующим которого стал маршал Клим Ворошилов. Цель – руководство партизанским движением, его координация, снабжение. С сентября 1943 г. основная часть партизанских соединений слилась с наступающей Красной Армией. Процесс воссоединения проходил до июня 1944 г.

    Такой разный характер развития партизанского движения дал повод историкам говорить о его этапности.

  • Какой временной период охватывает первый этап партизанского движения? В чем его особенность?

    Этапы развития партизанского движения:

    I этап (июнь 1941 – май 1942 гг.) – носил стихийный характер

  • Какой временной период охватывает второй этап партизанского движения? В чем его особенность?

    II этап (май 1942 – сентябрь 1943) - создание штаба партизанского движения при Ставке ВКГ, цель которого – координировать действия и снабжать всем необходимым партизанское движение; стало организованным

    Так, на оккупированной нацистами территории создавались республиканские и областные (краевые) партизанские штабы. Известными партизанскими соединениями стали соединения под командованием Сидора Ковпака, Михаила Наумова, Алексея Федорова и других

    Учащимся предлагается ознакомиться с командирами партизан по учебнику на стр. 148-149

  • Какой временной период охватывает третий этап партизанского движения? В чем его особенность?

    III этап (сентябрь 1943 – июнь 1944 гг.) – слияние основной части партизанских соединений с наступающей Красной Армией


    Партизанские отряды действовали практически на всей оккупированной территории СССР, где это позволяли природные условия (леса, болота, горы).

    Одновременно с вооруженной партизанской борьбой разворачивалась подпольная антифашистская деятельность в городах и других населенных пунктах. Патриоты, которые там остались, несмотря на террор, не давали спуску врагу. Они саботировали хозяйственно - экономические, политические и военные мероприятия захватчиков, совершали многочисленные диверсии.

  • Чем партизанское движение отличается от подпольного? (партизанское движение – это открытое вооруженное сопротивление врагу, опиравшееся на силу оружия; деятельность подполья – это нелегальная борьба, опиравшаяся на умение конспирировать свою деятельность)

    Подпольное движение - организованная деятельность против властей, протекающая в условиях тайны и конспирации.

    Партизанское и подпольное движение – это не просто борьба, это судьбы людей, и вспомнить героев-партизан и героев-подпольщиков наш священный долг

    • Выступление учеников в форме сообщения

    IV. Закрепление материала

    Не проводится, так как материал урока объемный и

    каждый пункт закреплялся сразу после его рассмотрения


    V. Итоги урока

    VI. Рефлексия

    VII. Домашнее задание Читать § 17


  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!