СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парциальная программа по художественно- эстетическому развитию «Разноцветная палитра» первая младшая группа «Звездочки» Возраст 2-3 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Парциальная программа по художественно- эстетическому развитию «Разноцветная палитра» первая младшая группа «Звездочки» Возраст 2-3 года»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования

г.Обь Новосибирской области







Принято Согласовано

на педагогическом совете старший воспитатель

МБДОУ д/с №4 «Солнышко» Дерябина Е.В.____________

Протокол от 07.09.2020г. №__1_









Парциальная программа

по художественно- эстетическому развитию

«Разноцветная палитра»

первая младшая группа «Звездочки»

Возраст 2-3 года

2020-2021 учебный год











Воспитатель: Майник Е.В.





г. Обь, 2020 г.



Содержание

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2 Цели и задачи парциальной образовательной программы 5

1.3 Дидактические принципы построения работы 5

1.4 Средства, необходимые для реализации программы 6

1.5 Закономерности психического развития детей дошкольного возраста 6

1.6 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 7

1.5 Ожидаемые результаты усвоения программы 8

1.6 Мониторинг образовательной деятельности 8

II Содержательный раздел

2.1. Особенности изобразительной деятельности дошкольника 10

2.2 Структура совместной организованной деятельности воспитателя с детьми 12

2.3 Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования 13

2.4 Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию 13

2.5 Факторы, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия 14

2.6 Нетрадиционные художественные техники 14

2.7 Календарно- тематическое планирование 15

2.8 Взаимодействие с семьями воспитанников 26

III Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса 28

3.2. Материально-техническое обеспечение 28

3.3 Распорядок и режим дня 30


Заключение 31

Литература 32

Приложение №1 33

Приложение №2 35




"В творчестве у ребенка нет правильного, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Мари Энн Ф.Колль


I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В программе «Разноцветные ладошки» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 2-3 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность.

Данная программа составлена на основе методических пособий: И. А. Лыкова «Цветные ладошки» ,Т. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). В ней достаточно широко раскрыто использование нетрадиционного рисование через принципы, формы и методы обучения; указаны способы и методы проверки результатов освоения образовательной деятельности (педагогический мониторинг); показана структура работы с детьми и родителями.

Главное на в совместной деятельности при работе над парциальной программой «Разноцветная палитра» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую Я представляю Я воображаю Я творю.

Актуальность программы «Разноцветная палитра» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы: предназначена для педагогов дошкольного образования и родителей. Представлена на педагогическом совете № 1 « 07 » сентября 2020 году в МБДОУ №4 д/с «Солнышко» г. Обь.

Возраст детей, участвующих в реализации программы с 2 до 3 лет.

Продолжительность реализации программы-  1 год





1.2 Цели и задачи парциальной образовательной программы


Цель:

Создание условий для развития у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать начальные представления детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

Развивающие:

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать   умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя  яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

-Способствовать возникновению ощущения , что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим( родителям, родным и близким) и необходим им самим( для игры и в качестве подарка).

1.3. Дидактические принципы построения работы:

  • принцип культуросообразности: пост­роение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

  • принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи­ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из­вестного к малоизвестному и незна­комому»;

  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса: предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

  • принцип развивающего характера ху­дожественного образования: проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности

(ребёнок развивается в деятельности и сама деятельность развивается). Приоритетными становятся задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных , половых и индивидуальных особенностей.

  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей;

  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа;

  • принцип естественной радости (ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

1.4 Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

- использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.


1.5. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоение сенсорных эталонов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета спектра.

Мышление дошкольника, также как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Ребенок среднего дошкольного возраста не умеет еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции.

Также заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

Интенсивное развитие в дошкольном возрасте познавательных процессов оказывает влияние и на эмоциональную сферу детей.


1.6 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье, нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработка у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка значительно меняются. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением констатировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.


1.7 Ожидаемые результаты усвоения программы

К концу воспитательно- образовательного года обучения должны знать:

- разные виды художественного творчества

- различные виды изобразительной деятельности: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск)., приемы работы с разными материалами


- различные способы создания изображения;


-значение терминов: краски, палитра, цвет, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая,).

Должны уметь:

-пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;


-создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;


-создавать индивидуальный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;


Будут способны:

-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;


-интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга




1.8 Мониторинг образовательной деятельности

В программе «Разноцветная палитра» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы

Уровни развития

Средний

Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.

Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение

Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.

Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.


Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Декоративная

деятельность


9

5

9

5

9

5















В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.


II Содержательный раздел

2.1 Особенности изобразительной деятельности дошкольника

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.

Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.

Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.

2.2 Структура совместной организованной деятельности может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

  • вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроя, объяснение нового материала, мотивация;

  • основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

  • заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

2.3 Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие.


Социально- коммуникативное развитие направлено на развитие общения

взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.

Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)

2.4 Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

  • Наглядные методы

- использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

- практический метод -показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

-показ жестом;

-показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

  • Словесные методы

-Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.

-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

  • Введение игрового персонажа.

  • Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.

  • Использование музыкального сопровождения. Этот прием предполагает использование в совместной деятельности музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. Музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Так же музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

  • Педагогическая драматургия. В совместной деятельности дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

  • Сюрпризный момент.


2.5. Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

  • Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;

  • Новизна обстановки;

  • Необычное начало работы;

  • Красивые и разнообразные материалы;

  • Интересные для детей неповторяющиеся задания;

  • Возможность выбора;

  • Рисования с помощью бросового материала.



    1. Нетрадиционные художественные техники

  • «Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.

  • «Ладоневая живопись» – рисование ладошками.

  • «Пяточки» – рисование ножками.

  • «Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.

  • Рисование листиками растений.

  • Рисование поролоном.

  • «Набрызг» – с помощью зубной щетки.

  • «Тонировка» – рисование солью, песком, крупой.

  • «Точнография» – рисование ватными палочками.

  • «Кляксография» – рисование кляксой.

  • «Монотипия» – двойная печать на бумаге.

  • «Выдувание» – рисование с помощью трубочки.

  • «Коллаж» – сочетание рисования и аппликации.

  • «Рисование бусинками, шариками, камешками».

  • «Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.

  • «Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона.

Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.


2.7 Календарно- тематическое планирование

Младшая группа ( 2-3 года)

Месяц

Тема

Программное содержание

Оборудование


сентя-брь

1.Горошины для петушка»

(Пальцеграфия)

Закреплять названия основных цветов; усилить их познавательную активность к фольклорным произведениями; воспитывать аккуратность при рисовании пальчиками; развивать моторику рук, речь, воображение.

Игрушка Петушок, изображение тарелки, иллюстрации с петушком, пальчиковые краски, тряпочки

2.«Мухомор — лекарство для животных».

Техника: рисование пальчиками.


-Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

-отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Иллюстрация мухомора, рисунок мухомора без белых пятнышек, белая краска, салфетки

3.«Мой любимый дождик»

(Пальцеграфия)

Закреплять навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Лист бумаги белый, большой и маленький гриб, гуашь, вода, салфетки, зонтик для игры

4. «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.

У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.


октябрь


5. «Падают, падают листья…»

Техника: рисование пальчиками.


учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги.


6.«Жёлтые листья летят».

(Рисование ладошками).


Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.


Лист ватмана с нарисованным деревом без листьев, краски гуашевые, влажные салфетки

7. «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.


-Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции.

-Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.

-Развивать графические навыки, моторику рук.


Банки с водой, листы  с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная);  салфетки.



8. Разноцветные мячи»

Техника: рисование пальчиками.




- Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;

- Формировать представление  о  геометрической  фигуре-круг;

- Упражнять в различии  основных цветов, в группировке  предметов по цветам;

- Упражнять в звукоподражании голосом котёнка;

  1. Развивать мелкую моторику, речь у детей;

  2. Воспитывать  желание помочь взрослым , заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.


игрушка- котёнок, мячи разноцветные, корзина с клубочками, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской.


ноябрь

9. « Разноцветный коврик»

(рисование от кляксы)




учить рисовать  пальцами любые линии от кляксы;

вызвать интерес  к рисованию  и чувство удовлетворения от работы с красками.

Учить развивать чувство цвета и ритма.


краски гуашевые, влажные салфетки


10. «Жили у бабуси».

Техника: рисование ладошками.



Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность;

Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках;

Формировать навыки здорового образа жизни.


поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, листы с изображением озера.


11. «Рыбки в аквариуме»

(рисование ладошкой)

Упражнять в технике работы с гуашью, в правильном держании кисти(не напрягая мышц, не сжимая пальцы; учить набирать краску на кисть аккуратно, снимать лишнюю краску о край баночки продолжать учить рисовать нестандартной техникой; воспитывать любовь к домашним животным .

Игрушка рыбка в аквариуме, нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточки.

12. «Маленькие птички»


Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой принт, развивать творческие способности; воспитывать интерес к сотворчеству с педагогами.


Листы бумаги, гуашь, клеёнки , салфетки бумажные и матерчатые.

декабрь


13. «Я слепил снеговика».

Техника: рисование методом тычка.


познакомить детей с техникой рисования методом тычка ( жёсткой полусухой кистью и ватными палочками) развивать чувство композиции.

плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.


14. «Как у нашего кота шубка очень хороша»


Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал.

Учить передавать выразительный образ котёнка, его пушистую шёрстку, используя приём рисования тычком, углублять представления о цвете и геометрических формах, совершенствовать навыки работы с гуашью, вызвать у детей эмоциональный отклик.

Альбомный лист с карандашным контуром кошки, гуашь, кисть тычок, фломастеры, салфетки.

15. «Елочка пушистая, нарядная» (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

Упражнять в технике тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

16. «Ёлочка зимой» 

( рисование манкой)

- Научить новому приему оформления изображения: присыпание крупой промазанных клеем участков рисунка.
- Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем – промазывать участки рисунка, не выходя за контур.
- Развивать мелкую моторику рук (присыпать небольшими щепотками крупой те участки рисунка, что промазаны клеем).
- Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении

манная крупа.
- контурный рисунок на картоне серого, синего или голубого цвета, формат - А4,
- клей ПВА,
- кисточка клеевая.

январь

17. «Лесной домик»

Рисование манкой


Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал.


Альбомный лист с карандашным контуром кошки, гуашь, кисть тычок, фломастеры, салфетки.

18. «Снежинка»

(манная крупа)



Образовательные: Формировать художественные умения и навыки познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования: клей + манная крупа

Развивающие: развивать творческие способности, внимание, речь, эстетическое и образное восприятие, воображение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение;

самостоятельность, наблюдательность, аккуратность.

Листы бумаги с изображением снежинок по количеству детей, клей ПВА в блюдце с  немного разведенной голубой гуашью , манная крупа в тарелке, клеенки по количеству детей , снежинка

19. «Снежная баба» (рисование манкой)


- Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику.
- Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки.

- Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.
- Закреплять умение проводить округлые формы пальцем руки.
- Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.

Синий тонированный лист бумаги (1/2) с силуэтом снеговика, блюдца с белой гуашью, слегка разведённой водой, клей, кисточки для клея, манная крупа, салфетки для вытирания рук.

20. «Мои рукавички» (оттиск)

- Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета, выставка рукавичек , салфетки.

февраль

21. «Снежинки». (свеча + акварель)

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти, картинка с изображением снежинки

22. «Птички клюют ягоды на рябиновой веточке» (Скатывание бумаги)

Воспитывать эстетически нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике, упражнять в скатывании бумаги, развивать чувство цвета, объёмности композиции.

Салфетки красного цвета, клейстер, голубой лист бумаги с изображением веточек рябины, птички вырезанные, заготовки листьев рябины, картины рябины в разное время года.

23. «Щенок»

( тычок)

- Продолжать учить детей рисовать методом тычка.

- Закреплять умение правильно держать кисточку.

- Развивать мелкие мышцы руки.

- Расширять знания детей о домашних животных, обогащать словарь.

- Закреплять умение подбирать цвета.

- Воспитывать аккуратность при рисовании красками.


1/2 альбомного листа с нарисованным контуром щенка, гуашь черного и красного цветов, две кисточки (одна жесткая, другая беличья) и все остальные принадлежности для рисования (подставка для кисточек, салфетки, тряпочки и др.). Два демонстрационных образца: на одном контур щенка, нарисованный простым карандашом, на другом – щенок, закрашенный способом тычка. Игрушка – щенок.


24. «Плюшевый медвежонок»

( рисование поролоном)

- Помочь детям освоить новый способ- рисование поролоновой губкой, побуждать детей передавать образ знакомой игрушки;

- Закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Альбомный лист, простой карандаш, 2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть, салфетка, медальоны на ленточках с изображением игрушек для игры

март

25.«Бусы для мамы»(пальчиковое рисование)


-Развивать интерес к изобразительной деятельности.

-Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению;

-Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

-Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества;

-Прививать любовь к самому родному человеку

Альбомный лист с изображением ниточки, гуашь , ватные палочки, салфетки для рук.

26. «Ветка мимозы»

(Скатывание салфеток)









- учить технике пальчикового рисования, со­здавая изображение путем использования точки как средства выразительности;

- закрепить знания и пред­ставления о цвете (желтый), форме (круглый), величи­не (маленький), количестве (много), качестве (пушис­тый) предмета; формировать навыки аппликационной техники;

-развивать ассоциативное мышление, воспри­ятие цвета, формы, величины предмета;

-воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности

Гуашь желто­го цвета, разлитая в баночки, клей, шарики из бумаж­ных салфеток, листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребенка, изображения сол­нышка, пушистых цыплят и воздушных шариков круг­лой формы; музыкальный материал: П. Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года

27. «Земное солнце»

(Пальцеграфия)


- Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности;

- развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой;

- Закреплять технику пальчикового рисования


Альбомные листы, гуашь, кисти, стаканы с водой, палитра, салфетки, фартуки, иллюстрации с изображением подсолнуха


28. Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

(Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками)

- Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

Иллюстрации с изображением ежей, корзинка, нефритовый шарик, ёмкости с краской, листы А-4, ватные палочки,



Апрель

29.«Лесной гость».

(припечатывание)


- Продолжать способствовать развитию навыков детей по использованию нетрадиционных способов рисования методом припечатывания, развивать мелкую моторику рук, внимание, память, умение составлять описательный рассказ.


плюшевый медведь, (ребенок в костюме медведя), разведенная гуашь коричневого и черного цвета, скомканные салфетки (маленькая и большая), салфетки для вытирания рук, ванночки для мытья рук, ватные палочки, 2 подноса, альбомные листы, баночки для разведения красок по количеству детей.


30. «Все сосульки плакали»






- Воспитывать эмоциональное восприятие  природных явлений,  вызывая интерес к рисованию капели.

- Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка.

- Учить ритмично, наносить мазки, располагая  их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек

- Закрепить умения в  рисовании  солнышка .


½ А4 альбомного листа с изображением сосулек;

стаканчик с водой ;кисть;

2-3 ватные палочки;

гуашевые краски голубого цвета и желтого;

салфетка.


31 «Мячики»






Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.

Показать прием получения отпечатка.

Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Пробки, печать из картофеля

32 « Весенние листочки»


Продолжать знакомить детей с техникой печать, учить наносить краску на листья дерева, и делать отпечатки на листе

Листы А-4 с нарисованным силуэтом берёзы

Май

33 Носит одуванчик жёлтый сарафанчик




Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью, закреплять названия основных цветов, развивать эстетические представления.

Картинки с изображением одуванчика, жёлтая гуашь, тонированная зелёным цветом бумага, жёсткие кисти.

34 «Нарядные матрешки»

Оттиск печатками



Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

35 «Вкусный компот»

оттиск пробкой

Упражнять в технике печатания, воспитывать аккуратность

силуэт банки, красная гуашь, жёлтая, салфетки, яблоки натуральные и муляжи.

36 «Мы рисуем, что хотим».

Разные техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющееся в наличии.






2.8. Взаимодействие с семьями воспитанников

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями.

Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до

сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

● Сформировать у родителей представление о важности развития творческих способностей.

● Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.

● Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.

● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

Для реализации поставленных целей и задач, разработан годовой план работы с родителями (Приложение №2)

Применяемые формы работы с родителями

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

  • Педагогические беседы с родителями;

  • Тематические консультации;

  • Организация ―уголков для родителей ;

  • Мастер-классы.

  • Оформление выставок.

Предварительная работа:

Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.( Приложение №1)

Принципы взаимодействия с родителями.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности, воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

























III Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Общее количество занятий в год -36.

Дети в возрасте 2-3 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа)


Название темы

Количество часов

1

« Пальцеграфия»

8

2

« Рисование ладошкой»

5

3

« Кляксография»

1

4

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

5

5

«Рисование манкой»

4

6

«Оттиск»

7

7

« Свеча+ акварель»

1

8

« Скатывание бумаги»

2

9

« Оттиск поролоном»

1

10

« Рисование ватной палочкой»

1

11

« Коллаж»

1

Всего


36


3.2. Материально-техническое обеспечение

1.Бумага разного формата и фактуры (А5, А4).

2.Краски: гуашь, акварель, пальчиковые

3.Мелки восковые, свеча.

4.Кисти № 1,2,3,4,6.+ жёсткие кисти

5.Тушь.

6.Подручный материал: листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал, коктейльные трубочки, ватные палочки.

7.Поролоновые тампоны,

8.Расческа

9.Трафареты

10.Крупа

11.Штемпельная подушка

12.Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши

13.Шаблоны геометрических фигур

14. Пластиковые ложечки

15.Муляжи грибов и яблок

16. Мисочки для клея и красок

17. Подставки для кистей

18. Баночки для воды

19.Палитра

20.Фартуки

21.Музыкальный центр

22. Ноутбук

23. Магнитная доска

Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.
































3.3. Распорядок и режим дня

Расписание НОД в первой младшей группе «Звездочки»

п/п

День недели

НОД

1

Понедельник

Познавательное развитие (ФЭМП)

1 подгруппа 9.00-9.10

2 подгруппа 9.20-9.30

Физическое развитие

1 подгруппа 15.45-15.55

2 подгруппа 16.05-16.15

2

Вторник

Речевое развитие

1 подгруппа 9.00-9.10

2 подгруппа 9.20-9.30

Художественно- эстетическое развитие (музыка)

16.10-16.20

3

Среда

Художественно- эстетическое развитие (лепка)

1 подгруппа 9.00-9.10

2 подгруппа 9.20-9.30

Физическое развитие

1 подгруппа 15.45-15.55

2 подгруппа 16.05-16.15

4

Четверг

Речевое развитие

1 подгруппа 9.00-9.10

2 подгруппа 9.20-9.30

Физическое развитие (на прогулке)

16.25-16.35

5

Пятница

Художественно- эстетическое развитие (рисование)

1 подгруппа 9.00-9.10

2 подгруппа 9.20-9.30

Художественно- эстетическое развитие (музыка)

16.10-16.20



Совместная дополнительная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе проводится 1 раз в неделю в четверг 15.45-15.55




Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.




Литература

1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.

4.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

5.Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013.

6. Шаляпина И. А. , Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий, «ТЦ Сфера» 2016.







Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?".

Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному

творчеству?

1.да

2. очень умеренные способности

3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной

изобразительной деятельностью?

1.бумага (белая, цветная)

2.краски

3.глина

4.пластилин

5.сангина

6.уголь

7.цветные мелки

8.наборы цветных карандашей

9.фломастеры

10.кисти

Дополните свой ответ:

_____________________________________________________________.

3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной

деятельностью ИКТ технологии?

1.компьютерные программы

2.электронные пособия по изобразительной деятельности

3.слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи,

графики, декоративно-прикладного искусства

Дополните свой ответ:

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________.

3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

1.берет, когда сам пожелает

2.по разрешению взрослых

Дополните свой ответ: _____________________________________.

4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

1.часто

2.иногда

3.никогда

Кого в основном просит ребенок?

__________________________________________________________.

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

1.предлагаете самому порисовать

2.обещаете порисовать в другой раз

3.включаетесь в творческий процесс по его просьбе

Дополните свой ответ:

_________________________________________________________________.

6. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для

знакомства с произведениями изобразительного искусства?

1.картины (пейзаж, натюрморт и др.)

2.декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)

3.не использую

Дополните свой ответ:

______________________________________________________________.

7. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?

_____________________________________________________________.

8. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

1.да

2.нет

Благодарим за сотрудничество!



















Приложение №2


Младшая группа 2020 -2021 уч.год

Сентябрь

Анкетирование "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

Октябрь

Организация ―уголков для родителей

Тема : «Нетрадиционные техники

рисования как средство развития мелкой моторики»

Групповое родительское собрание

« Виды нетрадиционных техник рисования »

Ноябрь

Консультация «Рисуем дома пальчиками»

( папка передвижка)

Раздача буклетов « Порисуем вместе с мамой»

Мастер-классы.

Тема: Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики

Декабрь

Акция «Рисуем всей семьёй»

Консультация « Как научить ребёнка рисовать , используя нетрадиционные техники рисования»

Выставка детских рисунков

Январь

Тематические консультации

Тема: Папка-передвижка «Волшебный пластилин»

Индивидуальные консультации

Февраль

Круглый стол: «Возможности использования нетрадиционных способов рисования и их преимущества».

Мастер-классы.

Тема: «Рисование мятой бумагой »

Выставка детских рисунков

Март

Продолжение акции «Рисуем всей семьёй» ( выставка)

Оформление альбома детских работ беседы с родителями;

Индивидуальные консультации

Апрель

Творческое объединение ( родители ,дети)- рисование на свободную тему любыми видами нетрадиционных техник

«Мир, в котором мы живем»

Май

Выставка детских рисунков( дальнейшее оформление альбома)

Круглый стол « Наши достижения»


32