© 2024, Гозман Алина Владимировна 105 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОГЛАСОВАНО УО | УТВЕРЖДАЮ |
г. | Заведующий «Детский сад № _6____» |
____________ ______________ |
|
(подпись) (Ф.И.О.) | _____________ _________________ |
«____» __________________ 20 г. | (подпись) (Ф.И.О.) |
| «____» __________________ 20 г. |
Парциальная программа
«Тропинка здоровья»
для детей дошкольного возраста
рассчитана на 18 часов
Разработано: Тюгашкиной Алиной Владимироной
ФИО, должность:
Город Черняховск, год 2024
№п/п | Содержание | Стр. |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
|
1.1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации программы дошкольного образования | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к реализации программы | 4 |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. | 5 |
1.3 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 6 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. | 7 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Физическая культура». | 7
|
2.2 | Взаимодействие взрослых с детьми | 10 |
2.3. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников | 11 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. | 12 |
3.1 | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка | 12 |
3.2. | Особенности развивающей предметно- пространственной среды | 14 |
3.3 | Кадровые условия реализации программы | 14 |
3.4 | Материально-техническое обеспечение Программы | 14 |
3.5 | Режим дня и распорядок | 22 |
3.6. | Перечень литературных источников | 25-26 |
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. Применение нестандартного оборудования вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения.
Новые формы деятельности стимулируют активность детей, повышают интерес к двигательным упражнениям, снижают утомление и дают положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.
В связи с этим для нас актуальна проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности "как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека".
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Не менее важным фактором является недостаток двигательной активности. Регулярность и правильность организованных занятий с детьми повышают уровень двигательной активности и приносят хороший оздоровительный эффект.
Всегда есть шанс исправить положение, используя корригирующие приемы и движения, которые следует использовать при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Данная парциальная программа используется для:
укрепления мышц спины и конечностей,
развития координации движений,
развития тактильных ощущений,
для упражнений в равновесии,
умения ориентироваться в пространстве.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
Задачи:
Оздоровительные: содействие оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; гармонично развитие двигательных качеств; содействие развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости; содействие профилактике плоскостопия; укрепление мышц пальцев, кисти и развитие мелкой моторики рук.
Образовательные: формирование знаний, умений и навыков, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащение двигательным опытом; содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формирование двигательных навыков и развитие физических способностей.
Воспитательные: формирование навыков выразительности, пластичности танцевальных движений; развитие воображения, мышления, познавательной активности; содействие формированию коммуникативных навыков.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы
Принцип здоровьесбережения – целенаправленное использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и формирования физического психического, интеллектуального и социального здоровья;
Принцип природосообразности – определение содержания, выбор форм, средств образования дошкольников, стиля взаимодействия с каждым ребенком – на основе целостного педагогического знания о ребенке;
Принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апрбированными методиками и технологиями;
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов;
Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья дошкольников; Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение педагогической помощи и психолого-педагогической поддержки, гарантия положительного результата.
1.2. Планируемые результаты освоения программы Дети:
Ребенок правильно выполняет упражнения, способен следить за своей осанкой, дыханием.
Ребенок проявляет выдержку и сосредоточенность при выполнении упражнений.
Ребенок ориентируется на поставленную педагогом задачу и стремиться добиваться положительных результатов в ее реализации. В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому.
Ребенок использует приобретенные знания в свободной деятельности.
Ребенок проявляет творчество и фантазию, готов к индивидуальному самовыражению.
Педагоги:
Организовывают мониторинг здоровья дошкольников, разрабатывают рекомендации по оптимизации детского здоровья, физического развития дошкольников, закаливания, организации профилактических мероприятий в ДОУ.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Уровни освоения программы в старшей группе.
Высокий уровень (11-15 баллов) Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Сам оценивает себя и контролирует других детей.
Средний уровень (7-10 баллов) Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень (5-7 баллов) Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.
с хорошей амплитудой, выразительно.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Физическая культура».
Физическое развитие
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
становления у детей ценностей здорового образа жизни;
развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте. Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.
Содержание педагогической работыПрограмма состоит из трех разделов:
«Дорожки здоровья»
Основные задачи по разделам программы «Тропа здоровья»
1 раздел. С целью сохранения здоровья воспитанников проводится комплекс мероприятий на «Тропе здоровья», основной задачей которой является: закаливание детей, профилактика плоскостопия, улучшение эмоционально-психического состояния, координации движений и функций сердечно-сосудистой и дыхательных систем, осанки воспитанников, повышение сопротивляемости к функциональным заболеваниям, приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.
Комплекс закаливающих мероприятий на «Тропе здоровья» проводится с использованием природного материала «Тропы» с поэтапным внедрением закаливающих процедур, таких как: - хождение босиком по коврику,
хождение по искусственной траве,
хождение из тазика в тазик с теплой водой,
по бревенчатому мостику,
хождение по ребристой доске, - хождение по аппликатору Кузнецова.
Закаливающие мероприятия проводятся 2 раза в месяц во второй половине дня в младшей, средней и старшей группе, 4 раза в месяц (1раз в неделю во второй половине дня) в подготовительной группе, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
1. Средства двигательной направленности:
Элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
Физические упражнения;
Подвижные игры, самомассаж; 2. Гигиенические факторы:
Выполнение санитарно-гигиенических требований;
Личная и общественная гигиена;
Проветривание и влажная уборка помещений;
Соблюдение режима дня;
Формы занятий:
С использованием профилактических методик;
С применением функциональной музыки;
С чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
С использованием элементов здоровьесберегающей среды;
Методы:
Практический метод
Игровой метод
Соревновательный метод
Моделирующий метод
Приемы:
Защитно-профилактические (гигиена личная и гигиена обучения)
Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, массаж, самомассаж)
Стимулирующие (приемы закаливания)
Информационно-обучающие (взаимодействие с родителями)
Содержание психолого-педагогической работы. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основыва-ясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
Знакомить детей с возможностями здорового человека.
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми
Семья и ДОО – два важных института социализации детей. Ни одна программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно– образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.
Актуальность и важность установления взаимодействия ДОО-родители-дети обусловлены двумя факторами: уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослым носит личностно – развивающий характер, и неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка, но и некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни родителей и детей .
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольниковГлавным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели - вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей в настоящее время находится семья и дошкольное учреждение как две социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка. Совместную работу с семьей строим на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье. Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо) в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
информация для родителей на стенде «Пирамида здоровья», в папках-передвижках; - с целью просвещения родителей в дошкольном учреждении функционирует психолого-педагогический консультативный пункт «Семейная академия», выпускается газета «Журавушкины вести», имеется интернет – сайт http://juravushka31.ucoz.ru/.
- проводятся дни открытых дверей;
–физкультурные досуги, спортивные праздники с участием родителей.
Такая совместная физкультурно-оздоровительная работа позволяет не только на деле осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и привлечь родителей к совместным, системным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Участниками образовательного процесса являются дети 5-7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Включение нестандартного оборудования в организованную образовательную деятельность (ООД), осуществляемую в процессе организации различных областей детской деятельности – вот главная особенность осуществления данной программы.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, используется спортивно-игровое оборудование которое имеет различную тактильную поверхность, влияющую на рецепторы стопы, а отсюда соответственно и на развитие правильной осанки ребенка.
Всегда есть шанс исправить положение, используя корригирующие приемы и движения, которые следует использовать при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Помимо этого, раздражение рецепторов, расположенных на поверхности стоп, включает так называемый рефлекс защиты, благодаря чему в работу вступают все группы мышц, ответственные за формирование и укрепление сводов стопы. Если ходьба босиком по улице ввиду каких-то причин не является возможной, то «здоровые скамеечки» вполне могут способствовать раздражению определенных рецепторов. И надо понимать, что такой массаж при плоскостопии у детей не является основным методом терапии, но подобное воздействие на стопы способствует повышению тонуса мышц ступни и подошвенной поверхности, улучшает кровоснабжение и способствует нормализации работы суставно-связочного аппарата.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
создать условия для проявления максимума самостоятельности,
инициативы, волевых усилий;
приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного
оборудования в самостоятельной деятельности;
пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг • представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их
оздоровительном значении.
Данная рабочая программа используется для:
укрепления мышц спины и конечностей,
развития координации движений,
развития тактильных ощущений,
для упражнений в равновесии,
умения ориентироваться в пространстве.
Занятия на данном спортивно-игровом оборудовании обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Данные разделы («Тропа здоровья»; «Здоровые скамеечки»; «Фитбол-гимнастика») применяются в различных вариантах:
в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста.
как часть занятия, например, проведение игры.
в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
в показательных выступлениях детей на праздниках;
3.2. Особенности развивающей предметно- пространственной среды
Физическое развитие, направлено на формирование физических качеств, закаливание детского организма, приобщение к физической культуре и ЗОЖ. Реализуется через занятия, совместную со взрослыми игровую и досуговую деятельность. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для физического развития детей – это: физкультурный зал с многофункциональным спортивным оборудованием для развития различных групп мышц, спортивный инвентарь и атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений, подвижных и малоподвижных игр.
В спортивном зале имеется нетрадиционное оборудование для профилактики и проведения корригирующих упражнений с детьми.
Тренажёрный зал для индивидуальных занятий с детьми.
Организована физкультурно – оздоровительная работа, для детей с нарушениями осанки и плоскостопиями, где используется инновационная форма работы: искусственная тропа здоровья. В работе с детьми используются игровые, тренировочные упражнения с использованием тренажеров и спортивных комплексов, вводятся упражнения с элементами аэробики.
При организации физкультурных занятий и в подвижных играх используются современные методики и технологии физического совершенствования с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Стимулируется творческое самовыражение детей с использованием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования и инвентаря.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Работу с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Дорожки здоровья» проводит:
Тюгашкина Алина Владимировна
Должность: студент
Образование: среднее
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Условием обеспечения эффективной деятельности инструктора по физической культуре по данной программе является создание условий наибольшего благоприятствования для ребенка, этому способствует спортивный зал, оборудованный всем необходимым для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Для организации работы по программе созданы следующие условия:
физкультурный зал,
фитбол-мячи, скамеечки, спортивное оборудование, магнитофон, диски.
график занятий;
Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях;
15 скамеечек разделены на 5 групп. У каждой группы различная тактильная поверхность.
Такой ход придуман, чтобы каждая группа выполняла свои задачи:
группа – поверхность объемная резиновая - предназначена для профилактики здоровья, физического развития и сенсорного наслаждения. Способствует общей двигательной активности ребенка; развитию моторики и совершенствованию стопы.
группа – поверхность с объемным ворсом - предназначена способствовать формированию устойчивости тела и равновесия, а также, при необходимости, снятию мышечного напряжения, агрессивности.
группа – поверхность резиновая гладкая- является хорошим теплоизолятором. Используется: для укрепления мышц спины и конечностей, развития тактильных ощущений и памяти.
группа – поверхность с гладким ворсом – предназначена для развития тактильных ощущений,
группа – поверхность рифленая- способствует укреплению мышц стопы и голени, развитию костно-мышечного аппарата, формированию сводов стопы;
Спортивное оборудование:
волнистые тактильные дорожки с соединительными элементами. Которые можно соединять, придавая конструкции разнообразные формы;
цветные речные камешки с различной тактильной поверхностью;
легкие прочные коврики с противоскользящими резиновыми наклейками; - массажные мячи, кольца, палки различного размера и формы, предназначенные для снятия тонуса мышц, для самомассажа.
3.4 . Методические материалы, средства обучения и воспитания
№ п/п | Название | Автор |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
Методические пособия | ||
1. | Оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Мозаика-Синтез,2015.- 128с. | Пензулаева Л.И. |
2. | Физическая культура в детском саду (4-5 лет) М.: Мозаика-Синтез,2014.- 112с. | Пензулаева Л.И. |
3. | Физическая культура в детском саду (5-6 лет) М.: Мозаика-Синтез,2014.- 128с. | Пензулаева Л.И. |
4. | Физическая культура в детском саду (6-7 лет) М.: Мозаика-Синтез,2014.- 112с. | Пензулаева Л.И. |
5. | Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет М.: Мозаика – Синтез, 2015 – 144с. | Степаненкова Э.Я. |
6. | Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет М.: Мозаика – Синтез, 2015 – 48с. | Борисова М.М. |
7. | Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет Изд. «Учитель», Волгоград, 2015 – 135с. | Соломенникова Н.М. |
8. | Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Изд. «Учитель», Волгоград, 2016 – 169с. | Карепанова Т.Г. |
9. | Занимательная физкультура для детей 4 – 7 лет Изд. «Учитель», Волгоград, 2016 – 188с. | Гаврилова В.В. |
10. | Детские Олимпийские игры (2-7лет) Изд. «Учитель», Волгоград, 2015 – 78с. | Соколова Л.А. |
11. | Праздники в детском саду Изд. «Учитель», Волгоград, 2015 – 238с. | Лапшина Г.А. |
12. | Играйте на здоровье!Физическое воспитание детей 3-7 лет. М.: Вентана – Граф, 2015. – 224с. (Антология)
| Волошина Л.Н. |
3.6. Планирование образовательной деятельности
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Периоды обучения | Вид занятия | Упражнения на коррекцию |
сентябрь | Дорожка здоровья | Партерная гимнастика |
октябрь | Тропа здоровья | Сюжетное ОРУ |
ноябрь | Тропа здоровья
| Партерная гимнастика |
декабрь | Тропа здоровья | Сюжетное ОРУ |
январь | Тропа здоровья
| Партерная гимнастика |
февраль | Тропа здоровья | Партерная гимнастика |
март | Тропа здоровья | Сюжетное ОРУ |
апрель | Тропа здоровья | Сюжетное ОРУ |
май | Тропа здоровья | Сюжетное ОРУ |
Раздел 1 «Тропа здоровья»
Методическое обеспечение
Комплекс закаливающих мероприятий на «Тропе здоровья» проводится с использованием природного материала «Тропы» с поэтапным внедрением закаливающих процедур, таких как: - хождение босиком по коврику,
хождение по искусственной траве,
хождение из тазика в тазик с теплой водой,
по бревенчатому мостику,
хождение по ребристой доске,
хождение по аппликатору Кузнецова,
хождение по спортивно-игровому оборудованию с различной тактильной поверхностью;
Оборудование раскладывается по периметру спортивного зала.
Игры с фитболами для детей старшей группы.
«Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети прокатят мяч.
«Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в горизонтальную цель.
«Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками.
«Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя, стоя на коленях, стоя на четвереньках.
«Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.
«Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.
«Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах. Водящий-«Садовник» ловит детей – «Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети садятся на скамейку.
«Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе.
«Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.
«Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.
Сюжетные комплексы ОРУ для детей старшей группы «Хлопушки»
Ходьба и бег врассыпную.
И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. (4-5 раз).
И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, хлопнуть руками по коленям. (4-5 раз).
И.п. как в 1 упражнении. Присесть, хлопнуть в ладоши перед собой. (4-5 раз).
Игра «Пузырь». После слов «Лопнул пузырь!» бег врассыпную – полетели маленькие пузыри – 15 сек.
Ходьба, упражнение на дыхание.
«Пузырь»
Ходьба, бег, ходьба на носках, упражнение на дыхание.
«Надуем пузырь». И.п.: ноги слегка расставлены, руки поднесены к губам (вдох). Выдох – развести руки в стороны (4-5 раз).
«Проверим пузырь». И.п. то же, руки на поясе. Наклон вперед, постучать по коленям «туктук» (4 раза).
«Пузырь лопнул». И.п. то же, руки внизу. Присесть, руки на колени «хлоп» (4-5 раз).
«Полетели пузыри». Бег врассыпную 30 сек., ходьба на носках, упражнение на дыхание.
«Осенняя прогулка»
Ходьба друг за другом, бег, ходьба на носках, перестроение.
«Деревья качаются». И.п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки поднять вверх, немного отвести влево, потом вправо, произнести «Ш-Ш-Ш», опустить.(4-5 раз)
«Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны поочередно к правой и левой ноге.(4-5 раз)
«Травка». Присесть, руки вытянуть перед собой, затем встать, руки опустить.(5 раз)
«Журавли улетают на юг». И.п.: то же. Руки поднять через стороны вверх и плавно опустить вниз (5 раз)
«Сбор яблок». Поднять руки вверх, потянуться, приседая, вытянуть руки перед собой «положим в корзинку» (4 раза) 6. «Воробьишки прыгают». Прыжки на двух ногах вместе. Ходьба на месте.(2 раза).
Перестроение, ходьба друг за другом.
Комплексы ОРУ с предметами для старшей группы
Комплекс общеразвивающих упражнений С мячом.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены. 1 – поднять мяч вверх, отставить правую ногу; 2 – и.п.; 3 – то же отставляем левую ногу; 4 – и.п. Выполнять в умеренном темпе.
И.п.: ноги врозь, мяч в вытянутых руках перед собой. 1 – Поворот корпуса и рук вправо; 2 – и.п.; 3 – то же влево; 4 – и.п.
И.п.: руки на поясе, мяч на полу. Поставить правую ногу на мяч, покатать мяч. То же левой ногой.
И.п.: сидя, ноги врозь, руки с мячом в вытянутых руках над головой. 1, 3 – наклонится, ударить мячом перед собой у ступней; 2, 4 – и.п.
И.п.: о.с. Быстро приседать, одновременно ударять мяч об пол. 6. И.п.: мяч зажат между колен. Прыжки и ходьба. При ходьбе мяч в руках.
Комплекс общеразвивающих упражнений (со скакалкой)
И.п. о.с., скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1 – руки вверх, посмотреть на руки; 2 – скакалку на лопатки за спину; 3 – руки вверх; 4 – и.п.
И,п. ноги слегка расставлены, сложенная скакалка в прямых руках за спиной. 1-2 – наклоны вперед, прогибаясь в спине, руки назад –вверх; 3-4 – и.п.
И.п. стоя на коленях, руки со скакалкой вверху. 1 – сесть на пятки, одновременной руки опустить за плечи; 2 – И.п.
И.п. лежа на животе, скакалка сложенная вдвое в прямых руках. 1-3 – прогибаясь назад, поднять скакалку вверх; 4 – и.п.
И.п. сидя, ноги прямые вместе, скакалка сложенная вдвое за головой. 1 – наклон вперед, коснуться скакалкой носков ног; 2 – и.п. При наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох. 6. Прыжки через скакалку, чередуя с ходьбой.
Комплекс общеразвивающих упражнений (с обручами)
«Обруч вверх». 1. И.п. о.с. обруч в согнутых руках на уровне плеч. 1, 3 – поднять обруч вверх, подняться на носки, вдохнуть. 2,4 - и.п.
«Рули». И.п. обруч в двух руках перед грудью. 1,2,3 - поворачиваем обруч как руль. 4 – и.п.
«Поверни обруч». И.п. сидя в обруче, ноги скрестно, обруч у пояса. 1-2 – поворот вправо, повернуть обруч; 3-4 – и.п. То же влево. Смотреть в сторону поворота.
«Не задень». И.п. то же, ноги согнуть, обруч перед ногами, руки упор с боков. 1-2 – ноги прямые врозь, 3-4 – и.п.
«Не урони». И.п. ноги врозь, обруч на шее, руки на поясе. 1-2 – приподнять голову, наклон вперед выдох; 3-4 – и.п. вдох.
«Обруч вперед». И.п. о.с. обруч вниз, хват с боков. 1-2 присесть, коснуться обручем пола; 3-4 – и.п. Пятки поднимать, колени разводить, спину держать прямо.
«Подпрыгивание». И.п. ноги слегка расставить, руки за спину, обруч на полу. Подскоки (два круга) вокруг обруча. Чередуя с ходьбой на месте.
Комплекс общеразвивающих упражнений (парами)
И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, ладони касаются. 1-4 – попеременно сгибая то одну, то другую руку, с силой давить на ладони партнера. То же сидя скрестно.
И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, взявшись за руки. 1 – наклон в сторону с разведением рук в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же в другую сторону.
И.п.: стоя на коленях, держась за руки. 1-2 – сесть в одну сторону, держась за руки; 3 – 4 – и.п.. То же в другую сторону.
И.п.: один ребенок лежит на животе, руки у подбородка, второй стоит у ног лежащего, держит ноги за голеностопный сустав. 1-2 – стоящий поднимает ноги вверх; 3-4 – и.п. Затем меняются местами.
И.п.: сидя. 1-2 – скользя пятками по полу, упираясь ступнями, ноги врозь, как можно шире; 34 – и.п. Тоже приподнимая ноги от земли из положения лежа на спине. 6. И.п.: о.с. взявшись за руки. Прыжки: ноги скрестно, ноги врозь.
3.5. Режим дня и распорядок
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Прием пищи. Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность принимать пищу в своем темпе. Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема – это способствует утомлению.
Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях). Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня. Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации. Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания, умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание интересной прогулки - все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.
Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного, помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социальнонравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие - у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога - сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.
Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует спокойному и глубокому сну.
\
Пояснительная записка
Режим дня составлен на основе:
СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Основной образовательной программы дошкольного учреждения
Устава дошкольного учреждения
Режим дня холодный период года соответствует возрастным особенностям детей и
способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями. Режим дня подразделяется на два периода холодный и теплый т.к. дошкольное учреждение находится в умерено-континентальном климатическом поясе с умеренно холодной зимой и теплым летом. Холодный период года составляет 9 месяцев с сентября по май. В этот период общая продолжительность прогулки детей раннего возраста составляет - 3 ч 50 мин: в первой половине 1 ч 45 мин и во второй половине дня - 2 часа. У детей четвертого, пятого и шестого года жизни общая продолжительность прогулки составляет - 4 часа: в первой половине - 2 часа и во второй половине - 2 часа. У детей седьмого года жизни общая продолжительность прогулки составляет - 3 часа 30 мин. В первой половине дня - 1ч 30 мин, во второй половине дня - 2 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Продолжительность дневного сна у детей раннего возраста составляет - 3 часа, у детей четвертого и пятого года жизни 2 часа 10 минут, у детей шестого и седьмого года жизни 2 часа 05 минут. На самостоятельную деятельность детей дошкольного возраста отводится 3 часа 05 минут. Для детей раннего возраста продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 10 минут. В дошкольном возрасте продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Пояснительная записка
Режим дня составлен на основе:
СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Основной образовательной программы дошкольного учреждения
Устава дошкольного учреждения
Теплый период составляет 3 месяца и продолжается с июня по август, включительно. В теплый период в режиме дня происходят следующие изменения:
Прием детей происходит на улице, утренняя гимнастика проходит на воздухе.
Увеличивается время прогулки за счет времени отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
В летний период непрерывная образовательная деятельность организуется на прогулке. Общая длительность прогулки детей раннего возраста 3 часа 40 минут; четвертого года жизни составляет –5 часов 20 минут в первой половине дня - 3 часа 20 мин, утренний прием и утренняя гимнастика - 1 час, дневная прогулка - 2 часа 40 мин, во второй - 2 часа. Общая длительность прогулки детей пятого года жизни составляет - 5 часов 40 мин, в первой половине дня - 3 часа 30 мин, утренний прием и утренняя гимнастика - 1 час 10 мин, дневная прогулка - 2 часа 30мин, во второй - 2 часа. Общая длительность прогулки детей шестого года жизни составляет - 5 часов 50 мин, в первой половине дня - 4 часа 05 мин, утренний прием и утренняя гимнастика - 1 час 20 мин, дневная прогулка - 2 часа 45мин во второй - 2 часа. Общая длительность прогулки детей седьмого года жизни составляет - 5 часов 30 мин, в первой половине дня - 4 часа 15 мин, утренний прием и утренняя гимнастика - 1 час 10 мин, дневная прогулка - 3 часа 05мин во второй - 2 часа. Увеличено время на самостоятельную деятельность и подготовку к обеду т.к. необходимо выполнить гигиенические процедуры (мытье ног, ополаскивание). Увеличилось время, отведенное на дневной сон у детей дошкольного возраста. У детей четвертого, пятого, шестого года жизни сон составляет - 2 часа 20 мин, у детей седьмого года жизни составляет - 2 часа 15 мин.
3.6. Перечень литературных источников
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000
Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М. Гуманитарный изд. центр «Владос»
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительные технологии ХХI века/ Автор- составитель Ю.Е. Антонов и др.- М.: АРКТИ, 2000
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009
Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.- М.:
Академия, 2002
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошк. учреждений.- М.: АРКТИ, 1999
Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
Успенская Н.С. Познай себя. Занятия для дедтей старшего дош. возраста// Ребенок в детском саду, 2006.-№6.- с.77
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004
Шебеко В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: Обучение и творчество:
Ст. дошк. возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Мн. Университетское, 2001
Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3ч.- М.: Гуманитарно издательский центр ВЛАДОС, 2003.- ч. 1:
Программа «Старт». Методические рекомендации
20