СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пасха: Светлая неделя

Нажмите, чтобы узнать подробности

познавательный материал о традициях в Светлую Пасхальную неделю

Просмотр содержимого документа
«Пасха: Светлая неделя»



Русский народный праздник

СВЕТЛАЯ ПАСХА












Подготовила:

Гук Елена Ильинична, воспитатель ВКК




2017 г


История праздника

В первые  века нашей эры Славянские племена отмечали особый праздник под названием  «Пасхет», что приблизительно означало «Путь избавления» в честь спасения от Великого Потопа на 16 Лето. Предки наши славили Род Небесный за спасение от Потопа Великого.

Славяне праздновали Пасхет ранней весной, а в канун красили яйца  охрой и били их друг об друга. Этот Праздник напоминает нам о победе Даждьбога Тарха Перуновича над Кощеями. Разбитое яйцо называют Яйцом Кощеев, которое напоминает о разрушенной луне Леле, а целое яйцо называют Силой Тарха Даждьбога.

В праздновании Пасхета легко можно  увидеть корни празднования более поздней христианской Пасхи.

С появлением христианства праздник Пасхи обрел еще одно значение - чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего. Смерть и воскресение Христа совпали с праздником Пасхи.

Дата празднования Пасхи в христианской традиции Пасха отмечается по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Празднованию Пасхи предшествует Великий Пост, который заканчивается в утро Светлого воскресения.

Светлое воскресенье

Иисус дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мертвых. Ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса.

Подойдя, они увидели, камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет.

Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал».

Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. Навстречу им вышел Воскресший Иисус.

«И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня».

Это случилось в седьмой день недели, который с тех пор называется воскресением. Поэтому каждое воскресение (выходной) люди не работают в память о воскрешении Христа.


Празднование Пасхи в Светлое Воскресение

Н ачинается утро с разговенья. Семья становится перед иконами и молится, потом все садятся за стол, а старший в семье мужчина отламывает от кулича «шишку» и отдает хозяйке. Затем хозяин разрезает кулич на кусочки и раздает всем членам семьи, приглашая разговеться. Садятся за праздничный стол. Сначала едят все святое. В старину иногда начинали с разрезания святой пасхи на столько частей, сколько было членов семьи. Каждый молча съедал свою часть. Сначала едят освященные кулич, яйца, ветчину, потом очередь доходит и до других блюд.

Разговевшись, выходили на улицу гадать: «Что первое увидишь, то и будет для тебя наилучшим занятием в жизни, приносящим удачу».

Во всех церквях звонили колокола. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

На Пасху вам нужно обязательно навестить ваших родителей и крестных, если вы их долго не видели или живете отдельно от них.

На русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер. Основное празднование, начало молодежных гуляний — игрищ приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями.

Светлая Седмица, традиции

  • В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

  • Детские, иногда молодежные, обходы домов в первый день Пасхи. Утром, после пасхальной заутрени, деревенские ребятишки собирались по 10 — 20 человек и шли «христосоваться». Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: «Христос воскресе!», те отвечали: «Во истину воскресе!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, конфетами, давали по куску кулича. Не одарить ребятишек считалось зазорным, хозяева специально готовились к их приходу, приберегая угощения.

  • На второй — третий день Пасхи были обходы деревни ее жителями, преимущественно женщинами и девушками с пением «Христос воскрес из мертвых», в дома не заходили, в завершение обхода иконы мыли водой из колодца, после чего вода считалась святой, ее хранили дома и использовали в качестве профилактического и лекарственного средства при болезни.

  • В некоторых деревнях к этому дню также приурочивались ярмарки. Не редко с этого дня начинались девичьи хороводы.

  • Обрученные жених с невестой после обеда в обнимку катались на лошади по деревне. Молодожены в этот день гостили у родителей молодой.

  • О бязательным подарком от молодого мужа отцу жены был кулич, для угощения которым («молить пасху») тесть созывал к себе в гости родственников и знакомых.

  • Еще одна традиция - на Светлой седмице пускать народ на колокольни.

Список литературы:

  1. Женский журнал / Рецепт кулича и пасхи. Покраска яиц [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.newwoman.ru/xoz2.html

  2. Народный календарь / Пасха - Источник радости. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.paskha.net/narodniy-kalendar-paskha.htm

  3. ПАСХА - Светлое Христово Воскресение / Подробно о празднике Пасхи возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zavet.ru/k/px/

  4. Русские обычаи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zemljaki.mybb.ru/viewtopic.php?id=452&p=2

  5. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб: Искусство-СПб, 2001. – С. 325-333.