Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ямская средняя общеобразовательная школа
(МАОУ Ямская СОШ)
ЗА ЧИСТОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Автор: Груздкова Марина, ученица9 класса
Научный руководитель: Пасько Лидия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Ямская СОШ
г. о. Домодедово
2018г.
План:
1. Ведение. Актуальность выбранной темы.
2.Цель и задачи проекта.
3.История развития русского языка.
4. Сквернословие, молодежный сленг и жаргонизмы.
5. Кронгауз.
6. Сокращенный текст очерка жаровой.
7.Анкетирование учащихся 9 класса
8.Выводы.
Для нас с вами язык — это и метод общения, и сборник, в котором просвечивается все эпохи развития народа, весь его исторический путь, начиная от давних времен до сегодняшнего дня. В каждом слове отслеживается прошлое истории, которое неотступно сопровождает людей.; отображается настоящее и будущее поколений, которые сохраняют в памяти истинно русские старинные слова, наполненные любовью к близким и дорогим людям.
Актуальность выбранной темы:
Без всякого сомнения, тема сохранения языка является актуальной во все времена, так как в русский язык приходят новые изменения.
Задачи и цели проекта:
1. Привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;
2. Воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку;
3. Довести до молодежи о дурном влиянии ненормативной лексики;
Цель: Повысить культурный уровень общения среди молодежи.
Известны знаменитые строчки о бережном отношении к родному языку, писателя русской литературы, Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Эти слова имеют ценность и в настоящее время. В последние десятилетия в русском языке появилось изобилие иностранных слов (маркетинг,тинэйджер). Многие иностранные слова вошли в нашу речь и воспринимаются нами как свои родные, однако с особой остротой воспринимаются слова, которые даже режут слух (так например, необычно звучит слово дистрибьютор).
В русский язык ещё прежде входили иностранные слова. Во времена татаро-монгольского нашествия, 12-14 вв., русские переняли у ордынских племён элементы одежды, бытовые предметы, частично, манеру управления обществом и, как следствие, в русский язык вошли слова татарского происхождения(армяк, кафтан, колпак, сундук, сарай, кабак, кулак, кат, казна). Но русский язык не слился с иными(тюркскими) языками, не был ими поглощён. Некоторые иностранные слова не прижились, другие видоизменились и стали родными, нашими. Сейчас редко кто задумывается, что такие привычные слова, как кулак, кабак не являются исконно русскими.
Успешно пройдя испытание востоком, русский язык в 18-19 вв. снова подвергся значительному влиянию с европейской стороны. Всё началось с Петра I, который ввёл в моду на всё европейское и повелел учиться у Европы уму-разуму. Сразу вспоминается, что в дворянском сословии было принято общаться между собой на французском языке. Некоторые представители высшего света почти не знали русского. Гувернёры, приглашённые воспитывать дворянских детей, в основном, были французами, и разговаривали со своими подопечными исключительно по-французски. Это было уже не проникновением отдельных иностранных слов в русский язык, а настоящая экспансия. Если французский был в ходу в светских беседах, в разговорах о культурных явлениях, кулинарии, то немецкий был широко распространён в научных кругах. И что же? Это непростое для русского языка время дало нам гениев русской литературы Пушкина(кстати он широко использовал в своих произведениях иностранные слова- боливар, денди, антраша), Гоголя, Достоевского, Тургенева. 19-й век назовут Золотым веком русской культуры. Снова русский язык с честью выдержал испытание, став ещё сильнее и богаче.
Слова, пришедшие из других языков, проникают в различные пласты русского языка с исторических времен. Меня при исследовании очень заинтересовал тот факт, что ряд слов перешли из древнерусского языка, который в свою очередь получил их из старославянского языка. Например: сундук,кафтан(слова из старославянского языка).
Для меня как исследователя был интересен и тот факт, что древнейшими заимствованиями из германских языков являются, такие привычные родные русские слова: князь, король, карп, лук, хлев. Из скандинавских языков в древнерусский пришли такие слова как кнут, крюк, пуд, сельдь. Из греческого языка мы заимствовали кровать, тетрадь, корабль, парус, свёкла, кит, фонарь. Из финского - сёмга, пихта, пурга, тундра.Сейчас же кажется странным,лексически нормативные слова тетрадь,лошадь,князь не являются родными исконно русскими словами.
В настоящее время в русский язык потекли англоязычные слова, в целомслова американского происхождения.Например, свитер,джинсы,шорты,джем,инвестор все это англоязычные слова,которые вполне прижились в нашей жизни.
Но все это не так страшно, ведь пока жив народ, есть национальное самосознание будет жить и язык.
Сквернословие
Острый язык-единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. Вашингтон Ирвинг.
Сквернословие постепенно становится болезнью не только отдельных людей, но и общества в целом.
В современном мире общество использует брань, авторы газетных колонок уже не стыдятся использовать мат в своих художественныхпроизведениях, такие не все,но они есть. Если представить чтобы было бы со сквернословцами в 17 веке, которые используют брань впубличном месте, то им бы назначили смертную казнь. Общество в прошлых веках, да и язык сильно отличается от нашего современного, для некоторых мат уже привычное дело для других это язык общения. Но не стоит забывать что умный, добрый,высокообразованный никогда нестанет употреблять в своей речи мат, а тем более проклинать и говорить гадости другим людям.
Сквернословие – это молитва, призывающая бесов, это - анти молитва. Как все мы знаем бесы не могут оказать нам ни какой положительнойпомощи, но почему-то в экстремальных ситуациях люди призывают не имя Божие, а находят только матерные слова? А ведь русский язык одиниз трёх мировых духовных языков, которые способны во всей полноте отображать духовные понятия.
В словах человека есть определенная энергия, которая связывает его с духовными силами, как говорили в старину:
«От тех, кто сквернословит, Божья Матерь отворачивается».
«От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься», - говорил своим ученикам Иисус Христос.
И ещё говорят: «Кто бранится – Бога не боится».
Если в старину люди меньше использовали брань, то сейчас же современное общество использует эти слова как часть своего лексикона. И еслитакие слова - это анти молитва , значит мы сами призываем к себе неприятности. Неприятности могут настигнуть нас не только в духовномсмысле, но и в генетическом. В шестидесятых годах прошлого века доктором биологических наук Петром Петровичем Горяевым было совершено
важное открытие, описанное им под названием «Волновой генетический код».Его эксперимент доказал, что бранные слова не просто вылетаютиз наших уст, а наносят нам огромнейший вред: разрушаются цепочки ДНК, распадаются хромосомы.
Действительно, это кажется невероятным, что простые слова могут производить такое воздействие! Но как в очередной раз ученыедоказывают, что брань и мат имеют плохую ауру, как говорят "Брань на вороту не виснет". Сквернословие очень быстро разрушает интеллект!!!
Разрушение себя изнутри такими словами происходит не за день, не за два, а за целые года.Поэтому мы и не замечаем изменений в себе.
Сленг молодежи
"Сленг" этот термин объединяет в себе явления разного рода: разговорные слова, жаргонные слова они свойственны людям не обладающим высокой культурой и достаточным уровнем образования. Многие слова-сленги, к сожалению,очень активны в употреблении "шпаргалка", "шумиха", "провалиться" (в значении "потерпеть неудачу")
Подростковые сленговые слова приходит к нам ниоткуда. В них можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, искаженные английские слова.
Дети часто употребляют молодежный сленг чтобы подчеркнуть свое "я" , не быть как все, возможно дети используют такие слова, чтобы почувствовать свободу, свободу от всяких запретов родителей. У людей с маленьким словарным запасов, есть простое решение - говорить, использую сленговые слова. Но при бедности лексикона наоборот нужно учить все новые и новые слова, так как в культурном обществе люди не говорят, используя сленг, они общаются грамотно и образовано. Нецензурная речь - это своего рода слова, которые помогают выражать мысли, но разве нельзя выразить свою мысль как то иначе. Конечно можно, согласитесь общение идет интереснее, с тем человеком, который четко и слажено выражает свои мысли, который может ярко и красочно описать свои чувства,действия не используя неприятные на слух слова.
Воздействие на речь подростков молодежного сленга:
Явление сленг нельзя считать временным, так как молодежь общается и придумывает все новые слова. Начав употреблять сленговые речевыеобороты, подросток и думать начинает так же. У человека, как известно, не образное мышление, как у животных. Мысль тесно связана сословом. Так как подросток общается и пишет, используя сленговые слова, это приводит к тому, что эти слова начинают просачиваться всочинения и в разговоры с учителями. В скором времени такому ребенку потребуется переводчик. Все же сленг – это язык ограниченный, только для определенных людей в кругу общения. Принимать его вместо литературного – значит обеднять не только свою жизнь, но и самимысли о жизни. Налицо зеркальный эффект слова: после введения его в лексикон мысли используют его для своего выражения. Затем, попринципу «от избытка сердца говорят уста», язык выносит мысль уже в сленговой форме. Избавиться нелегко, потребуются сознательныеусилия. Если оставить подпитку, то есть общение на сленге, избавиться от него станет невозможно.
Как я уже говорила, речь тесно связана с разумом, поэтому мат и грязные слова, иногда употребляемые нами в разговорной речи, не тольковредят здоровью, но и культурно обедняют человека. Если убрать из языка этого сквернослова все матерные слова, которые чаще всегоупотребляются им для «связки», и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Русский классик Константин Георгиевич Паустовский как бы предвидя,то что произойдет с речью в будущем сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучийи поистине волшебный русский язык» , поэтому давайте не засорять наш родной и разнообразный язык!!!Эти слова актуальны и по сей день видоизменения русских слов, заимствования иностранных слов, использование сленга - все это уменьшает могущество нашего родного языка!
Жаргонизмы
Наше общество делится на разные социальные группы ( например: группа студентов, группа музыкантов). И в каждом таком обществе возникаетсвоя особенная речь, такая речь называется жаргоном.Жаргонизмы — это слова, которые используются в определённой социальной иливозрастной среде. Жаргонизмы также называются жаргонными словами.
Жаргонные слова используют не только школьники, студенты, но и люди разных профессий . Например жаргонные слова из речи врачей.
Значит так! У нас клиент. Возможно, телепузик , так что едем с цветомузыкой. Если что – будем закалывать. И шарманку там не забудьте!
Что же это все значит:
1) КЛИЕНТ – пациент;
2) ТЕЛЕПУЗИК – пациент с желтухой;
3) ЦВЕТОМУЗЫКА – мигалка;
4) ЗАКАЛЫВАНИЕ – проводить обезболивание;
5) ШАРМАНКА – электрокардиограф.
Выводы по жаргонизмам:
1) Жаргоны очень разнообразны. Есть профессиональные жаргоны, жаргон студентов, жаргон школьников и так далее.
2) Жаргоны быстро меняются. Многие жаргонизмы быстро устаревают, и в моду входят другие.
3) Жаргонизмы очень выразительны. Часто они переходят в просторечие и даже в литературный язык ( например: АМБАЛ – сильныйчеловек). Но не стоит забывать, что жаргонизмы не входят в состав русского литературного языка.
4) В появлении жаргонизмов отображается стремление человека творить новые слова.
5) Чрезмерное увлечение жаргонизмами может привести к обеднению словарного запаса.
Я познакомилась с отрывком статьи, члена союза журналистов,Таисии Васильевы Жаровой. В своем очерке автор с горечью говорит о состоянии современного русского языка. Т.В. Жарова пишет о том, что "не стоит закрывать глаза на то, что кроме иноязычных слов нас захлестывает и уголовная лексика". Журналист отмечает так же тот факт, что наш язык до сих пор является "великим, могучим, правдивым и свободным", но его будущее зависит от каждого из нас, поэтому, по ее мнению, недопустимо портить "его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной". Чтобы привлечь внимание читателя, Жарова повествует нам о том, что "язык это зеркало души", то есть именно он показывает, каким человек является на самом деле. Автор особо подчеркивает факт,что в современном мире обычные слова приобретают пренебрежительное звучание и что тюремная лексика начинает становиться обыденной в нашем обществе.
Таисия Васильевна Жарова призывает нас сохранять чистоту русского языка, ведь он "поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым". Я полностью согласна с точкой зрения автора, потому что в наше время очень часто можно услышать ненормативную лексику, "клево" вместо замечательно и другие подобные вещи. Если мы будем продолжать оскуднять наш словарный запас, то это приведет к деградации общества.
Для доказательства моей мысли хочу привести пример стихотворения в прозе " Русский язык"Ивана Сергеевича Тургенева. Он считает русский язык поддержкой и опорой. Он говорит о нем как о великом, могучем, правдивым и свободным языке. Тургенев утверждает, что русский язык - язык великого народа.
Также я хочу привести в пример стихотворение Ахматовой "Мужество". Этим произведением поэтесса призывает сохранять красоту русского языка:
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим
И от плена спасём
Навеки.
Таким образов, сохранение чистоты русского языка - это дело каждого из нас. И только от нашего желания и стремления зависит то, каким будет наш язык в будущем: могучим и богатым или скудным и бедным.Я согласна с позицией автора в том, что необходимо сохранять чистоту и самобытность родного языка.
Примеров, подтверждающих эту точку зрения, можно привести немало, вспомним статью Лидии Корнеевны Чуковской " Моя грач прилетела", в которой автор пишет о том, что " наш язык оскудевает и мертвеет на наших глазах". Чуковская приводит массу примеров, связанных с плачевным состоянием современного русского языка: неправильной постановкой ударения в словах, потоком заимствованных слов, жаргонизмов, канцеляризмов. Она справедливо задаётся вопросом: " ... жив ли ты - живой как жизнь" русский язык?
Не менее ярким примером является статья Николая Георгиевича Комлева "Компоненты содержательной структуры слова".В которой он пишет, что современная речевая структура "упала до самой низкой черты" и современная русская речь отстает " от высоких канонов российской словесности".
У Михаила Зощенко есть замечательный рассказ "Обезьяний язык", в котором писатель-сатирик высмеивает людей, употребляющих иностранные слова, значение которых остается туманным даже для них самих. Но страдает наша речь только от того, что некоторые горе-интеллектуалы не к месту и слишком часто употребляют иностранные и заимствованные слова. Я считаю, что больше всего наша речь страдает от нецензурных жаргонных слов. Такие слова используются часто и в любом контексте, особенно молодежи. Зачем? Это просто способ доказать подросткам, что ты такой же, как они взрослые и независимые.
Данную проблему поднимает российский лингвист Максим Анисимович Кронгауз, который в своей книге "Русский язык на грани нервного срыва" отмечает, что использование бранных слов свидетельствует о низкой культуре и необразованности человека.В книге представлены рассуждения о том, что люди часто преувеличивают проблему чистоты русского языка. Стоит задуматься о том, то ли русский язык находится на грани нервного срыва, то ли мы сами. Чаще всего обсуждения лингвистов о том на самом ли деле испорчен русский язык скорее всего ведется на эмоциональном уровне.В наш язык входят разные слова, жаргонизмы и с ними,по мнению Кронгауза ,бороться бессмысленно, тем более что они представлены единичными явлениями. Большинство же слов уйдут, как только уйдет потребность в них и схлынет мода.
Прочитав, несколько мнений лингвистов и писателей, вы можете сами решить искоренять загрязнение родного русского языка или же оставить все так как есть.Лично я принимаю позицию лингвистов, ведь так оно и есть, русскую речь загрязняем мы сами и эта та проблема, с которой нужно бороться!
Чтобы узнать задумываются ли обучающиеся 9 класса о проблеме русского языка, мною было сделано анкетирование.
Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова?
Никогда-1;
Редко-12;
Часто-5.
Волнует ли тебя проблема чистоты языка?
Волнует-5;
Не волнует-7;
Никогда не задумывался об этом-5.
Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?
Свободой слова-4;
Низким уровнем культуры-8;
Безнаказанностью за ругань-6.
Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…
Не хватает других хороших слов-1;
Это способ самоутверждения в глазах других людей-6;
Невоспитанность-3;
Свой вариант-8(малый словарный запас; нет своего мнения; привычка; хочется; способ расслабиться; ругается, чтобы влиться в коллектив)
Стоит ли бороться со сквернословием?
Это бесполезно-3;
Можно попробовать, но не думаю, что изменится что либо-10;
Борьба необходима в любом случае-3.
Как бороться со сквернословием?
Системой штрафов -2;
Воспитанием-6;
Самовоспитанием-8;
Бесполезно-4.
Проведя его могу сделать выводы, что:
1.Большинство молодёжи не задумывается о проблеме чистоты русского языка.
2. Часто нецензурные слова среди молодёжи употребляются, чтобы самоутвердиться в глазах других людей.
3.Борьба со сквернословием, по мнению молодёжи, считается бесполезной или бессмысленной .
4.Чтобы бороться со сквернословием, нужно начать с себя (самовоспитание).
А по мнению преподавателей и ученых, подобный язык калечит неустойчивую психику детей и подростков, которые говорить без мата уже немогут.
Вывод:
Язык-это самая большая ценность народа, на котором он говорит и думает, поэтому мы не должны забывать,что сквернословие угроза русскомуязыку. Ведь через него проходит вся история народа, если язык будет загрязняться, то станет угроза не только языку, но и самому народу.
Как же уберечь себя от негативного влияния брани? Как освободиться от всего, что грязнит наш язык?
Существует несколько советов:
Во-первых, сами прекратите произносить худые слова.
Во-вторых - избегайте общения с неприятными людьми.
Наконец, в третьих, - пресекайте сквернословие внутри семьи, класса, группы.
6