Государственное учреждение образования «Ясли – сад №6 г.Новогрудка»
Создание паспорта экологической тропы в учреждении дошкольного образования
Воспитатель дошкольного
образования без категории
Е.В.Амелько
Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей-сада
Задачи:
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- развивать воображение, мышление, внимание, речь;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.
Название видовых точек
- Деревенское подворье
- Наш чудесный огород
- Зелёная аптека
- Кустарники и ягодники
- Метеостанция
- Тропа здоровья
- У царевны лягушки
- Жужжащий и ползающий мир
- Деревья нашего двора
- Птичий городок
- Поляна сказок
- Удивительные пеньки
- Привал «Место встреч»
Паспорт – схема экологической тропы
11.Поляна сказок
10.Птичий городок
9.Деревья нашего двора
13.Привал «Место встреч»
7. У царевны лягушки
12.Удиветельные пеньки
8.Жужжащий и ползающий мир
6. Тропа здоровья
1. Деревенское подворье
4. Кустарники и ягодники
2.Наш чудесный огород
5.Метеостанция
3.Зелёная аптека
Маршрут экологической тропы
Поляна сказок
Деревья нашего двора
Птичий городок
Удивительные пеньки
Жужжащий и ползающий мир
Привал «Место встреч»
У царевны лягушки
ГУО «Ясли – сад №6 г.Новогрудка»
Деревенское подворье
Тропа здоровья
Наш чудесный огород
Метеостанция
Зелёная аптека
Кустарники и ягодники
Точка 1. Деревенское подворье
Игровая площадка, организованная в деревенском стиле и может включать:
– русскую избу (макет);
- изгородь;
– колодец;
- будку
– ферму с домашними животными.
Цель : знакомство дошкольников с деревенским бытом.
Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.
Точка 2. Наш чудесный огород
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.
Точка 3. Зелёная аптека
Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
На этой видовой точке могут быть лекарственные растения : календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.
Точка 4. Кустарники и ягодники
Цель: обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека; закрепить название кустов, их строение, внешние признаки; учить детей различать кусты по внешним признакам.
Точка 5. Метеостанция
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Оборудование: на высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах: он представляет собой мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Для измерения осадков из пластиковых бутылок можно сделать простые дождемеры. Эти дождемеры можно размещать в разных точках тропинки, сравнивая, где выпадает больше осадков, и, анализируя, почему это происходит (на открытом месте и под деревьями), а так же можно использовать солнечные часы для определения времени.
Точка 6. Тропа здоровья
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
«Тропа здоровья» может иметь сектора наполненные песком, морскими камешками, каштанами, мелкими опилками, еловыми шишками, камешками из меловых пород. Природные материалы экологически чистые и безопасные для здоровья и жизни детей. Здесь используется принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.
Точка 7. У царевны лягушки
Цель: познакомить с жизнью, питанием и размножением животных. Показать значимость лягушки для других животных.
Оборудование: искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
Около водоема может сидеть сказочная царевна лягушка со стрелой в лапе.
Здесь дети могут полюбоваться на уток, посидеть на пеньке, понаблюдать за растущими около водоёма растениями.
Точка 8. Жужжащий и ползающий мир.
Цель: формировать представления о насекомых;
-дать детям знания о разновидности насекомых населяющих нашу местность.
-улитка
-майский жук;
-божья коровка;
-муравей;
-пчела.
Точка 9. Деревья нашего двора
Цель: рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, сравнение их между собой, забота человека о деревьях
«Сосна». Обращается внимание ребят на то, что сосна – хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна – пример светолюбивого дерева.
«Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
Точка 10. Птичий городок
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.
Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
Точка 11. Поляна сказок
Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.
Оборудование. В уголке леса расположились различные сказочные персонажи , выносные скамейки для зрителей.
В летнее время воспитатели рассказывают сказки, обыгрывание различных сценок из знакомых сказок, чтение экологических стихов и многое другое.
Точка 12.Удивительные пеньки
Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.
Оборудование. Пеньки, превращенные в сказочных персонажей, необычные предметы Во время экскурсии дети рассматривают пеньки, заглядывают под них находя там различных насекомых.
Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.
Точка 13. Привал «Место встреч»
Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами, покататься на качелях. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала.
Спасибо за внимание