СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт экологической тропы “Наедине с природой”

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Паспорт экологической тропы “Наедине с природой”»

Государственное учреждение образования

«Ремезовская средняя школа  Ельского района»










Экологическая тропа

Наедине с природой”






Составитель:

Каленчук Егор Викторович, учитель биологии и химии















2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования «Ремезовская средняя школа Ельского района»

В. В. Шецко

2022 г.


Пояснительная записка


Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает: Мы всё равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.


История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Учебная экологическая тропа - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Экологическая тропа – это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов и т. д.

Учащиеся на данной тропе овладевают частью учебно-программного содержания, а именно: изучение объектов и явлений природы, приобретают опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями.

Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов. По сути, экологическая тропа – это учебно- просветительский кабинет в природных условиях. При выборе маршрута учитывалась доступность и эмоциональная насыщенность, и информационная емкость. Продолжительность экскурсии от 2 до 2,5 часа в зависимости от возраста учащихся, посещающих экологическую тропу. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были не только уникальными, но и типичные для местной природы и информационно содержательными.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Актуальность

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем учреждении образования детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия, практикуются не первый год. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Исходя из этого, целью создания экологической тропы является: создание условий для формирования экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи учебной экологической тропы:
  • формировать у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • формировать универсальные учебные действия: исследовательские, информационные, коммуникативные;

  • развивать творческую и общественную активность обучающихся через возможность личного участия в конкурсах и природоохранных акциях.


Экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков «Человек и мир», первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

Необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.

Дополнительно тропа может использоваться учителями – не биологами, например: преподавателями физической подготовки – для проведения кроссов по пересеченной местности, ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии

– для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов.

Паспорт на учебную экологическую тропу Вид тропы: экологичекая.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 3– 4 км.

Местонахождение: окрестности аг. Ремезы Ельского района Гомельской области. Маршрут осуществляется пешком или на велосипедах.

Назначение экологической тропы: просвещение, обучение и воспитание по вопросам окружающей среды и эстетической культуры.

Состояние экологической тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Режим использования: Во время весенних экскурсий по предметам человек и мир, география, экология, биология. В летний период во время работы пришкольного оздоровительного лагеря. В осенний период используется для рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Свободное посещение.

Маршрут разработан учителем биологии и химии Каленчуком Е.В.

Тропа создана: в 2022 году

Приложение 1: карта-схема маршрута

Отличительные особенности данной экологической тропы

Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.

Маршрут учебной экологической тропы

Маршрут учебной экологической тропы проходит по окрестностям аг. Ремезы Ельского района, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов растений. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Аг. Ремезы находится недалеко от г. Ельска, около 15 км., поэтому планируется подвоз детей автобусом до начала тропы или организация велосипедных туристических поездок (для старших классов).

Общая протяженность тропы составляет 3-4 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся 5-6 классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 2-2,5 часа; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях).

Станции маршрута экологической тропы

На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 7 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.


Маршрут тропы включает 7 станций:

  1. Школа (техника безопасности, правила поведения в природе);

  2. Школьный учебно-опытный участок;

  3. Дендрологический отдел Ремезовского лесничества;

  4. Ремезовский парк;

  5. Чёрное озеро;

  6. р. Чертень;

  7. Дубовая роща – муравейник (около д. Александровка).


Далее приводятся описания станций с биологической и экологической точек зрения, а также пути подхода и время, затрачиваемое на посещение каждой станции (приблизительно).

Описание станций экологической тропы на маршруте:
  1. станция. Начало тропы. Здесь проводится вводная беседа. Экскурсанты знакомятся с целями и задачами экскурсии. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

  2. станция. Школьный учебно-опытный участок. Речь пойдёт о выращивании культурных растений.

  3. станция. Здесь речь пойдет о разновидностях хвойных насаждений в наших широтах.

  4. станция. Ремезовский парк. Выполнение заданий:

  1. Определить видовой состав деревьев;

  2. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить повреждения: растрескавшаяся, поврежденная кора; засохшие, сломанные, срубленные ветки; формирование и наличие дупел;

  3. Выявить болезни: неинфекционные (механические повреждения); вирусные (изменение цвета, пожелтение хвоинок); бактериальные (гниль, пятна); грибковые (налеты, трутовые грибы).

  1. станция. Здесь речь пойдет о Чёрном озере. Ребята узнают об удивительных растениях, среди которых бересклет бородавчатый, ковыль узколистный.

6. станция. На р. Чертень речь пойдёт о флоре и фауне населяющую эту

реку.

7 станция. Последняя станция нашего путешествия.Уникальный

ботанический памятник природы - дубовая роща.

План работы экологической тропы (по месяцам)

Сентябрь

  1. Знакомство с объектами экологической тропы

  2. Формировать умение пользоваться картой-схемой.

  3. Экспериментально-опытная деятельность.

  4. Обследование объектов природы.

Октябрь
  1. Продолжать знакомство с объектами тропинки: деревьями, кустарниками.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  3. Целевая прогулка.

  4. Исследовательская деятельность

Ноябрь
  1. Продолжить знакомство с признаками осени.

  2. Закрепить названия деревьев.

  3. Формировать знания о птицах: синицах, воронах, поползнях, сойках.

  4. Воспитывать желание помогать зимующим птицам.

  5. Экскурсия по экологической тропе.

  6. Наблюдения за птицами.

  7. Труд в природе.

  8. Экспериментально–опытная деятельность «Свойства воды».

  9. Кормушки для птиц, корм. 10.Исследовательские действия со снегом.

Декабрь
  1. Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду.

  2. Формировать общее представление о зимних явлениях природы.

  3. Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры.

  4. Целевая прогулка «Деревья зимой».

  5. Наблюдения за зимними явлениями природы.

  6. Труд в природе.

  7. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села.


Январь
  1. Упражнять в различении деревьев по окраске ствола.

  2. Продолжать формировать наблюдательность.

  3. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам1

  4. Кормление птиц.

Февраль
  1. Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев.

  2. Закрепить знания о свойствах снега.

  3. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Март
  1. Закреплять умение различать деревья по стволу и называть их.

  2. Продолжать формировать умение замечать изменения в природе (длиннее стал день, теплее греет солнце).

  3. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

  4. Целевая прогулка в дубовую рощу.

  5. Наблюдения и исследовательская деятельность со снегом, солнечными лучами.

  6. Труд в природе: подкормка птиц, уборка снега.

Апрель
  1. Формировать умение проводить длительные наблюдения за живыми организмами.

  2. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Экскурсия по экологической тропе.

Май
  1. Закреплять знания о признаках весны.

  2. Формировать представления о природе, о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

  3. Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений родного края.

  4. Целевая прогулка «Весна».

  5. Наблюдения за весенними изменениями в природе.

Июнь Июль Август
  1. Закреплять знания, полученные в течение учебного года.

  2. Закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность.

  3. Формировать навыки и желание трудиться в природе.

  4. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

  5. Экскурсии по экологической тропе.

  6. Целевые прогулки на учебно-опытный участок.

  7. Экспериментально – опытная деятельность.

Методические материалы
  1. Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

  • не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

  • ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

  1. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших - посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”.

Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.

Примеры пар по сложности:

белка-шишка; лишайник-воздух;

нефтяная авария-гибель птиц;

тепловая электростанция - аллергические заболевания; чистка зубов - энергия (экономия воды);

гамбургеры - тропические леса (животноводство, скотоводство). Примечание:

  • в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;

  • каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи.

  1. Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
  1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

  2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

  3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

  4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

  5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

  6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

  7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

  8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

  9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

  10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

Викторина о зимующих птицах. Вопросы:

  1. Какая птица наших мест живет дольше всех?

  2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

  3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

  4. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему?

  5. Воробей – это вредная или полезная птица?

  6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

  7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

Ответы.

  1. Ворон живет 100 лет.

  2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

  3. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

  4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

  5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

  6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

  7. Самый длинный хвост у сороки.

  1. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

    • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

    • Металлическая консервная банка.

    • Стеклянная бутылка.

    • Пластиковая бутылка.

    • Бумажные фантики от конфет.

    • Гвозди.

    • Кожура банана, огрызки яблок.

    • Метла из веток.

    • Старая футболка.

    • Газеты.

    • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

Просвещение посетителей по вопросам бережного отношения к природе

Обращение к посетителям экологической тропы “Как себя вести наедине с природой”

Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

П.Гвездослав


Дорогие друзья!

Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.

Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И как сказал поэт,

Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце умным будет.

Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.

Пожалуйста:
    • Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.

    • Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.

    • Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.

    • Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.

    • Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.

    • Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.

    • Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.

    • Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.

    • С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.

    • По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.

    • Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.

Приложение 1

Карта-схема экологической тропы














5






6


3 1


2






4
















  1. Школа (техника безопасности, правила поведения в природе);

  2. Школьный учебно-опытный участок;

  3. Дендрологический отдел Ремезовского лесничества;

  4. Ремезовский парк;

  5. Чёрное озеро;

  6. р. Чертень;

  7. Дубовая роща - муравейник.