СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт инновационного проекта "Экономическое воспитание дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике,в настоящее время актуально и востребовано

Просмотр содержимого документа
«Паспорт инновационного проекта "Экономическое воспитание дошкольников"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ детский сад №7

«______»__________»2018 год

___________ О.А.Маковецкая


ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»


1.

Название организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо

1.2.

Адрес организации

(индекс) 682910 Хабаровский край район имени Лазо рабочий поселок Переяславка улица Ленина,27

1.3

Электронный адрес организации

[email protected]

1.4

Сайт ДОУ

http://topolek.detsad.27.ru

1.5

Контактные телефоны

8(42154)21585

1.6.

Руководитель проекта

Маковецкая Ольга Александровна Заведующий МБДОУ детский сад №7 р.п. Переяславка

1.7.

Ответственные исполнители проекта

Старший воспитатель ДОУ - Т.В.Трегубенко,

педагогические работники ДОУ

2.

Тема проекта

Экономическое воспитание дошкольников

2.1.

Цель проекта

Определить влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.

2.2.

Задачи проекта

1.Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

2.Определить содержание и средства экономического воспитания.

3.Разработать технологию экономического воспитания детей дошкольного возраста.

4.Разработать систему экономического просвещения родителей

2.3.

Основная идея проекта

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Можно! Это доказывают специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Надо ли этому учить? Надо! И дошкольники, и школьники не понимают, что купить модное и дорогое платье семья не может. Им просто не понятно, почему у Маши есть, а у меня нет.

2.4

Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта

Решение педагогического Совета МБДОУ детский сад №7 Протокол № 1 от 30 августа 2018 года

2.5.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;

  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

  • Приказ от 23 июля 2013 года №611 « Об утверждении порядка формирования функциональной инновационной инфраструктуры в системе образования»

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ.

  • Проект «Компас самоопределения» Хабаровского краевого института развития образования по профориентации

3.

Программа реализации проекта

3.2.

Описание реализации проекта

(этапы, содержание и методы

деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу)

1 этап сентябрь- декабрь 2018 года Исследование проблемы и разработка практических материалов

Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта.

Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.

2 этап-январь- май 2019 года апробирование практических материалов

Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту

3 этап-июнь-август 2019 года – подведение итогов первого года работы над проектом

Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию.

Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проделанной деятельности над проектом.

3.4.

Средства контроля и диагностики инновационной деятельности

В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • анализ продуктов творческой деятельности;

  • анализ статистических данных;

  • экспертиза материалов;

  • мониторинг качества инновационной деятельности.

3.6.

Условия реализации проекта

Трудовые ресурсы (Мотивированность, теоретическая и практическая подготовленность педагогов. В образовательном учреждении работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности, они активно транслируют свой опыт работы и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах).

Материально-техническое обеспечение. В учреждении имеется современное цифровое оборудование:

  • Интерактивная доска -2 шт

  • Цифровой фотоаппарат- 1шт

  • Проекторы -2 шт

  • Ноутбуки- 3 шт

  • принтеры -2 шт

  • Телевизоры - во всех группах

  • Магнитофоны - во всех группах

Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада).

Все вышесказанное является показателем готовности коллектива к реализации проекта. Материально-техническая база МБДОУ Детский сад № 7 позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы обучения с педагогами ДОУ, практически совершенствуя их мастерство.

3.7

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации

Мы считаем, что данный проект актуален, т.к. позволит:

  • создать условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между педагогами района;

  • создать инновационную модель организации образовательного процесса по экономическому воспитанию дошкольников

  • сформировать команду педагогов-единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО по экономическому воспитанию





ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»


1.Актуальность

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Можно! Это доказывают специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Надо ли этому учить? Надо! И дошкольники, и школьники не понимают, что купить модное и дорогое платье семья не может. Им просто не понятно, почему у Маши есть, а у меня нет.

В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:

1.Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.

2.Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и молодежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.

3.Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.

Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

Цель проекта : Определить влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.

Данные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каково влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс усвоения детьми экономических представлений.

Предмет исследования — игры (сюжетно- ролевые), сказки (народные, авторские) как средство формирования начал экономического мышления у дошкольников.

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

2.Определить содержание и средства экономического воспитания.

3.Разработать технологию экономического воспитания детей дошкольного возраста.

4.Разработать систему экономического просвещения родителей

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры.

Новизна эксперимента в том, что будут созданы сценарии развития ролевых игр, которых нет ни в одном методическом пособии. Так, играя в профессии, дети смогут понять смысл труда, научатся воспроизводить трудовые процессы взрослых и одно­временно «обучатся» экономике.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

  • Будут разработаны сценарии современных сюжетно-ролевых игр

  • экономические проекты

  • проблемные ситуации.

  • Моделированы реальные жизненные ситуации: опера­ции купли-продажи, производства и сбыта готовой продук­ции и др. Но это будут игры нового содержания: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,   Такие игры создадут наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.

  • Реализованы краткосрочные проекты по экономическому воспитанию дошкольников

  • Предполагается разработка авторских сказок экономического содержания- Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный по­тенциал. До настоящего времени отсутствуют научно обосно­ванные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомле­ния дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника. Предполагается использование сказок на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятель­ности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскур­сии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.)

Сказка будет служить эффективным средством формирования у старших до­школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок эконо­мического мышления, воспитания личностных качеств, эмоцио­нального развития детей. Экономическое содержание позволит развить у дошкольников системный взгляд на мир, сформировать новую социо – культурную позицию ребенка.

  • разработаны деловые игры для родителей, сценарии заседания «Экономической гостиной», выпуск мини-газеты «Экономические знания детям», в которой в доступной, иногда даже в шуточной форме дети и родители будут знакомиться с экономическими понятиями и явлениями.

Работу планируется проводить в течение 2-х лет. Результатом станет проект работы с детьми, конспекты занятий, планы развития современных сюжетно-ролевых игр, проблемно-поисковые ситуации, экономические проекты, разработанные педагогами и детьми, деловые игры для родителей, авторские сказки.

План мероприятий

по реализации инновационного проекта «Экономическое образование дошкольников» на 2018-2019 год



Содержание работы

Время проведения

Ответственный

1

Изучить Письмо Минобразования РФ от 10.04.2000 N 106/23-16

«О Программе развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях

Сентябрь 2018 год

старший воспитатель

2.

Теоретический семинар «Экономическое образование дошкольников. Педагоги и психологи об экономическом образовании дошкольников»

октябрь.2018

Старший воспитатель

3.

Семинар «Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста».

Октябрь 2018

старший воспитатель

4.

Консультация для педагогов «Трудовое воспитание в системе экономического образования».

Ноябрь 2018

старший воспитатель

5.

Консультация для педагогов и родителей «Экономическое воспитание в семье»

Ноябрь 2018

старший воспитатель

6.

Анкетирование родителей

ноябрь

старший воспитатель

7.

Разработать и апробировать с детьми старшего дошкольного возраста конспекты НОД по темам: Тема:  «Поможем Буратино открыть супермаркет» « Экономика для всех» «Мы юные экономисты»
«Труд — продукт»

Декабрь 2018

Воспитатели старшей и подготовительной группы, творческая группа

9.

Разработать рекомендации для родителей Рассказывайте детям о своей работе

декабрь

Творческая группа

10.

Создать предметную среду, позволяющую реализовать поставленные в ходе экспериментальной работы задачи

В течении года

Воспитатели

11.

В беседах с детьми, при чтении произведений дать детям понятия о банке, рассмотреть фотографии банков, организовать экскурсии в банк

В течении года

Воспитатели групп

12.

Создать сценарии ролевых игр Ателье для маленьких красавиц», «Фермерское хозяйство» и др.

В течении года

Творческая группа

13.

Выпустить методическое пособие, в котором представить материалы по проведению мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию: конспекты занятий, дидактические игры, пословицы, поговорки экономического содержания.

Апрель май

старший воспитатель, творческая группа

14.

Подобрать пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, купле-продаже, о товаре и бережливости.

февраль

Творческая группа


2019-2020 год



1.

Семинар «Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников»

Сентябрь 2019

старший воспитатель

2.

Провести НОД с детьми в форме бесед: историческое — происхожде­ние денег в обществе людей, теорети­ческие — куда можно потратить день­ги, практические — откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

Комплексное занятие «Полезное путешествие по стране – экономика

Октябрь-декабрь 2019










Воспитатели









3.

Разработать и провести с детьми обучающие игры
Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», (дидактические игры: «Все работы хороши», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?»

В течении года

Воспитатели, творческая группа


5.

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др. Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.Народных: «Лиса и козел».Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

В течении года

воспитатели

6.

Создать картотеку дидактических игр  с экономическим содержание

В течении года

Творческая группа

8.

Создать собственные сказки о потребностях и возможностях, например «Жадный котенок» или «Сказка о том, как я нашел клад» или «Сказка о деньгах».

В течении года

Творческая группа

9.

По сюжетам сказок подобрать проблемные ситуации

В течении года

Воспитатели, творческая группа

10.

Создать мини-проект «Деньги» с использованием элементов ТРИЗ

В течении года

Творческая группа

11.

Провести цикл НОД по реализации мини-проекта «Деньги»

Март-апрель 2020г.

Воспитатели групп

13.

Разработать и апробировать

несколько видов диагностик уровня знаний детей по теме.

Май 2020

Творческая группа

14.

В беседах с детьми закрепить 12 золотых правил экономики

Май 2020

Воспитатели групп