Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ детский сад №7
«______»__________»2018 год
___________ О.А.Маковецкая
ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
1. | Название организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо |
1.2. | Адрес организации | (индекс) 682910 Хабаровский край район имени Лазо рабочий поселок Переяславка улица Ленина,27 |
1.3 | Электронный адрес организации | [email protected] |
1.4 | Сайт ДОУ | http://topolek.detsad.27.ru |
1.5 | Контактные телефоны | 8(42154)21585 |
1.6. | Руководитель проекта | Маковецкая Ольга Александровна Заведующий МБДОУ детский сад №7 р.п. Переяславка |
1.7. | Ответственные исполнители проекта | Старший воспитатель ДОУ - Т.В.Трегубенко, педагогические работники ДОУ |
2. | Тема проекта | Экономическое воспитание дошкольников |
2.1. | Цель проекта | Определить влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка. |
2.2. | Задачи проекта | 1.Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура». 2.Определить содержание и средства экономического воспитания. 3.Разработать технологию экономического воспитания детей дошкольного возраста. 4.Разработать систему экономического просвещения родителей |
2.3. | Основная идея проекта | Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Можно! Это доказывают специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Надо ли этому учить? Надо! И дошкольники, и школьники не понимают, что купить модное и дорогое платье семья не может. Им просто не понятно, почему у Маши есть, а у меня нет. |
2.4 | Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта | Решение педагогического Совета МБДОУ детский сад №7 Протокол № 1 от 30 августа 2018 года |
2.5. | Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта | Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155; Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приказ от 23 июля 2013 года №611 « Об утверждении порядка формирования функциональной инновационной инфраструктуры в системе образования» Конвенция ООН о правах ребенка Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ. Проект «Компас самоопределения» Хабаровского краевого института развития образования по профориентации |
3. | Программа реализации проекта |
3.2. | Описание реализации проекта (этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу) | 1 этап сентябрь- декабрь 2018 года Исследование проблемы и разработка практических материалов |
Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта. |
2 этап-январь- май 2019 года апробирование практических материалов |
Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту |
3 этап-июнь-август 2019 года – подведение итогов первого года работы над проектом |
Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию. Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проделанной деятельности над проектом. |
3.4. | Средства контроля и диагностики инновационной деятельности | В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов: наблюдение; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности; анализ статистических данных; экспертиза материалов; мониторинг качества инновационной деятельности. |
3.6. | Условия реализации проекта | Трудовые ресурсы (Мотивированность, теоретическая и практическая подготовленность педагогов. В образовательном учреждении работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности, они активно транслируют свой опыт работы и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах). Материально-техническое обеспечение. В учреждении имеется современное цифровое оборудование: Цифровой фотоаппарат- 1шт Проекторы -2 шт Ноутбуки- 3 шт принтеры -2 шт Телевизоры - во всех группах Магнитофоны - во всех группах Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада). Все вышесказанное является показателем готовности коллектива к реализации проекта. Материально-техническая база МБДОУ Детский сад № 7 позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы обучения с педагогами ДОУ, практически совершенствуя их мастерство. |
3.7 | Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации | Мы считаем, что данный проект актуален, т.к. позволит: создать условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между педагогами района; создать инновационную модель организации образовательного процесса по экономическому воспитанию дошкольников |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
1.Актуальность
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Можно! Это доказывают специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Надо ли этому учить? Надо! И дошкольники, и школьники не понимают, что купить модное и дорогое платье семья не может. Им просто не понятно, почему у Маши есть, а у меня нет.
В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:
1.Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.
2.Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и молодежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.
3.Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.
Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.
Цель проекта : Определить влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.
Данные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каково влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс усвоения детьми экономических представлений.
Предмет исследования — игры (сюжетно- ролевые), сказки (народные, авторские) как средство формирования начал экономического мышления у дошкольников.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».
2.Определить содержание и средства экономического воспитания.
3.Разработать технологию экономического воспитания детей дошкольного возраста.
4.Разработать систему экономического просвещения родителей
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры.
Новизна эксперимента в том, что будут созданы сценарии развития ролевых игр, которых нет ни в одном методическом пособии. Так, играя в профессии, дети смогут понять смысл труда, научатся воспроизводить трудовые процессы взрослых и одновременно «обучатся» экономике.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Будут разработаны сценарии современных сюжетно-ролевых игр
экономические проекты
проблемные ситуации.
Моделированы реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Но это будут игры нового содержания: «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», Такие игры создадут наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям.
Реализованы краткосрочные проекты по экономическому воспитанию дошкольников
Предполагается разработка авторских сказок экономического содержания- Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. До настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника. Предполагается использование сказок на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.)
Сказка будет служить эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание позволит развить у дошкольников системный взгляд на мир, сформировать новую социо – культурную позицию ребенка.
разработаны деловые игры для родителей, сценарии заседания «Экономической гостиной», выпуск мини-газеты «Экономические знания детям», в которой в доступной, иногда даже в шуточной форме дети и родители будут знакомиться с экономическими понятиями и явлениями.
Работу планируется проводить в течение 2-х лет. Результатом станет проект работы с детьми, конспекты занятий, планы развития современных сюжетно-ролевых игр, проблемно-поисковые ситуации, экономические проекты, разработанные педагогами и детьми, деловые игры для родителей, авторские сказки.
План мероприятий
по реализации инновационного проекта «Экономическое образование дошкольников» на 2018-2019 год
| Содержание работы | Время проведения | Ответственный |
1 | Изучить Письмо Минобразования РФ от 10.04.2000 N 106/23-16 «О Программе развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях | Сентябрь 2018 год | старший воспитатель |
2. | Теоретический семинар «Экономическое образование дошкольников. Педагоги и психологи об экономическом образовании дошкольников» | октябрь.2018 | Старший воспитатель |
3. | Семинар «Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста». | Октябрь 2018 | старший воспитатель |
4. | Консультация для педагогов «Трудовое воспитание в системе экономического образования». | Ноябрь 2018 | старший воспитатель |
5. | Консультация для педагогов и родителей «Экономическое воспитание в семье» | Ноябрь 2018 | старший воспитатель |
6. | Анкетирование родителей | ноябрь | старший воспитатель |
7. | Разработать и апробировать с детьми старшего дошкольного возраста конспекты НОД по темам: Тема: «Поможем Буратино открыть супермаркет» « Экономика для всех» «Мы юные экономисты» «Труд — продукт» | Декабрь 2018 | Воспитатели старшей и подготовительной группы, творческая группа |
9. | Разработать рекомендации для родителей Рассказывайте детям о своей работе | декабрь | Творческая группа |
10. | Создать предметную среду, позволяющую реализовать поставленные в ходе экспериментальной работы задачи | В течении года | Воспитатели |
11. | В беседах с детьми, при чтении произведений дать детям понятия о банке, рассмотреть фотографии банков, организовать экскурсии в банк | В течении года | Воспитатели групп |
12. | Создать сценарии ролевых игр Ателье для маленьких красавиц», «Фермерское хозяйство» и др. | В течении года | Творческая группа |
13. | Выпустить методическое пособие, в котором представить материалы по проведению мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию: конспекты занятий, дидактические игры, пословицы, поговорки экономического содержания. | Апрель май | старший воспитатель, творческая группа |
14. | Подобрать пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, купле-продаже, о товаре и бережливости. | февраль | Творческая группа |
| 2019-2020 год | | |
1. | Семинар «Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников» | Сентябрь 2019 | старший воспитатель |
2. | Провести НОД с детьми в форме бесед: историческое — происхождение денег в обществе людей, теоретические — куда можно потратить деньги, практические — откуда появляются деньги и как их тратят в семье. Комплексное занятие «Полезное путешествие по стране – экономика | Октябрь-декабрь 2019 | Воспитатели |
3. | Разработать и провести с детьми обучающие игры
Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», (дидактические игры: «Все работы хороши», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» | В течении года | Воспитатели, творческая группа |
5. | Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях. Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон». 2.Чтение и обсуждение сказок о труде.Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др. Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе». 3.Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». 4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво». 5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.Народных: «Лиса и козел».Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал» 6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже. Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка». Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | В течении года | воспитатели |
6. | Создать картотеку дидактических игр с экономическим содержание | В течении года | Творческая группа |
8. | Создать собственные сказки о потребностях и возможностях, например «Жадный котенок» или «Сказка о том, как я нашел клад» или «Сказка о деньгах». | В течении года | Творческая группа |
9. | По сюжетам сказок подобрать проблемные ситуации | В течении года | Воспитатели, творческая группа |
10. | Создать мини-проект «Деньги» с использованием элементов ТРИЗ | В течении года | Творческая группа |
11. | Провести цикл НОД по реализации мини-проекта «Деньги» | Март-апрель 2020г. | Воспитатели групп |
13. | Разработать и апробировать несколько видов диагностик уровня знаний детей по теме. | Май 2020 | Творческая группа |
14. | В беседах с детьми закрепить 12 золотых правил экономики | Май 2020 | Воспитатели групп |