СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт исследования на тему "Что такое почва?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Паспорт исследования на тему "Что такое почва?"»

Паспорт исследования

Паспорт разработала:

Филина А. Р.


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Что такое почва?»

2

Актуальность исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. ……

3

Проблема исследования

Что такое почва? Какой состав почвы?

4

Объект исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Исходя из этого у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит?

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 3 класса по формированию базовых исследовательских умений посредством исследовательской работы «Что такое почва?».

Для ученика: узнать, что такое почва и какой ее состав.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу по теме исследования;

  2. провести опыты по изучению состава почвы (из учебника окружающего мира);

  3. проанализировать и обобщить результаты исследования.

  4. Лист …

7

Гипотеза исследования

Предположим, что почва состоит из воздуха, воды, глины и песка.

8

Методы исследования

Теоретические:

  1. анализ и обобщение

  2. анализ литературы

Практические:

  1. опыт

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

-постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть ряд картинок и подумать из скольких слоев состоит почва, что она в себе содержит, и почему она имеет такую структуру.

У учащихся возникнут противоречия - это и будет проблемой исследования).

- Подбор необходимой научной литературы вместе с учащимися.

Предлагаемый результат: У учащихся будет сформирована мотивация к изучению строения и особенностей почвы.

2. Теоретический:

Ученики: чтение и анализ информации по теме исследования в учебнике

– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва и какими особенностями обладает);

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта.

Предполагаемый результат: понимание последовательности выполнения действий, предъявляемых к проведению подготовленных опытов.

3. Практический:

Учитель: оказывает помощь в проведении опытов

Ученики: выдвигают гипотезу; проводят опыты по выявлению состава почвы

4. Аналитический

После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о составе почвы. Оформляют плакат «Состав почвы».

5. Презентационный

Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии.

6. Рефлексивный

Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и хорошие стороны выполненной работы.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать почву и ее состав.

Ход исследования:

3. Практический

Формулируют гипотезу. Проводят опыты по выявлению состава почвы.

Опыт №1. Почва содержит воздух.

Цель опыта: доказать, что почва содержит воздух.

Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.

Ход опыта:

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

Вывод: в ходе работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.

Опыт №2. Почва содержит воду.

Цель опыта: узнать, содержит ли почва воду.

Материалы и оборудование: почва, бумажная салфетка.

Ход опыта:

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? (Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.

Опыт № 3. Почва содержит песок и глину.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва песок и глину.

Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

Ход опыта:

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная). 
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых) 
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок   хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

Вывод: в результате опыта мы убедились, что в почве содержится песок, глина и различный природный мусор.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, стаканы, салфетки, почва.

12

Продукт исследования

Лист исследования.


13

Перспектива исследования

Выступление в классе

14

Используемые источники

https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html - учебник по окружающему миру

https://go.11klasov.net/5500-okruzhajuschij-mir-3-klass-rabochaja-tetrad-v-2-chastjah-pleshakov-aa.html - рабочая тетрадь по окружающему миру




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!