Цель исследования: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода. Гипотезы исследования (у каждой группы своя): предположим, что бутилированная вода самая чистая; предположим, что вода из фонтанчика самая чистая; предположим, что вода из бутылки самая чистая. Методы исследования: 1)теоретические: анализ, обобщение. 2)эмпирические: опрос, опыт. Оборудование для проведения исследования: прозрачные пластиковые стаканчики, вода из-под крана, вода из бутылки, вода из фонтанчика, марганцовка, мыло, лакмусовая бумажка, палочки для размешивания, тарелки. Ход исследования: Учитель выводит на доску результаты опроса о том, какая вода самая чистая и на основе этих результатов учащиеся совместно с учителем ставят гипотезу: предположим, что бутилированная вода самая чистая. Учитель говорит о том, что сейчас группы будут подтверждать или опровергать эту гипотезу с помощью тех способов, которые они нашли. Также группы будут заполнять листы наблюдения. На каждый опыт свой лист. Учитель совместно с учениками обсуждают технику безопасности: нельзя ничего пробовать на вкус, внимательно слушать учителя. Учитель демонстрирует учащимся листы наблюдений и объясняет, как заполнять их: нужно закрасить те колонки, в которых записаны результаты опыта, которые получили обучающиеся и показывает на примере. Учащиеся в группах осуществляют следующие опыты по плану действий: Определение прозрачности. Под прозрачный пластиковый стаканчик с водой учащиеся подкладывают небольшую карточку с текстом. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений: получилось ли у них прочитать текст или нет. Если получилось, они фиксируют, что вода прозрачная. Определение запаха. Учащиеся подносят воду в пластиковом стаканчике к носу и нюхают ее. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений есть ли у воды запах. Определение мягкости воды. Учащиеся мочат руки водой и начинают их мылить. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений, хорошо ли мылится мыло. Если мылится хорошо, учащиеся фиксируют, что вода мягкая. Если мылится плохо, ученики делают вывод, что вода жесткая. Определение кислотности. Учащиеся берут лакмусовую бумажку и опускают ее в стаканчик с водой. Держат в ней 5 секунд, затем достают и ждут еще 15 секунд. После этого ученики сравнивают цвет со шкалой на упаковке. Если от 5 до 8, ученики фиксируют, что вода нормальной кислотности. Определение наличия/отсутствия посторонних веществ. Учащиеся берут тарелочку с 3 кристаллами марганцовки и высыпают их в воду. Затем с помощью палочки перемешивают воду с марганцовкой. После этого ученики смотрят на цвет и фиксируют, есть ли в воде посторонние вещества. Если он желтый, значит в воде есть посторонние вещества. Каждая группа делает вывод о чистоте их воды. |