№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1 | Тема исследования | «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?» |
2 | Актуальность исследования | Многие ученики рассказали, что на летних каникулах часто ездят отдыхать на озера и реки. В ходе обсуждения, выяснилось, что на некоторых озёрах, на которых они были была какая-то особая вода. Что они даже думали, что научились плавать, ведь так хорошо держались на поверхности воды. Но на других водоемах не было такой «волшебной» воды. Какой же секрет скрывает вода? Проблема в том, что ребята так и не смогли прийти к общему мнению, почему пресная и соленая вода по-разному держит объекты наплаву. |
3 | Объект исследования | Вода (пресная, сильно и слабо соленая). |
4 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий, по определению какая вода удерживает объекты на поверхности. Для ученика: исследовать почему объекты ведут себя по-разному в соленой и пресной воде. Задачи: Провести опрос среди всех учеников второго класса: в каких водоемах они плавали, и в каких из них было легче плавать. Найти теоретический материал, обосновывающий свойства соленой и пресной воды держать объекты на плаву. Провести опыты, позволяющие определить, какая вода лучше удерживает объекты на поверхности воды. Подвести итоги исследования по теме «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?» |
5 | Тип исследования | По содержанию: монопроект (окружающий мир). По организационной форме: групповой. По продолжительности: краткосрочный (4-5 занятий). |
6 | Этапы реализации исследования (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный: Проведение опроса среди учеников вторых классов, с целью выявления в каких водоемах плавают учащиеся, в каких из них это делается проще всего. Совместное с учителем и обучающимися формулирование темы, цели и задач исследования. Теоретический: ученики анализируют дополнительные источники информации (techinsider.ru; vchemraznica.ru) с учетом результатов опроса, чтобы узнать какая вода преобладает в водоемах, выделенных учениками, а также уточняют свойства пресной и соленой воды держать объекты на плаву. Узнают, как в домашних условиях создать соленую воду как в природных водоемах. Исследовательский: учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности при проведении опытов с водой. Учащиеся в группах проводят опыты, проверяя в какой воде, соленой или пресной одинаковые объекты лучше остаются на поверхности воды. Аналитический: учащиеся совместно с учителем формулируют выводы основываясь на результаты опытов, о том какая вода лучше держит объекты на поверхности, тем самым определяя в какой воде легче плавать. Презентационный: учащиеся создают короткий видеоролик, в котором наглядно демонстрируют в какой воде объектам легче оставаться на поверхности. |
7 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: определить в какой воде соленой (сильно и слабо соленой) или пресной объекты лучше остаются на поверхности. Гипотеза исследования: предположим, что объект держится лучше на плаву в сильно соленой воде. Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение; эмпирические: опыт. Оборудование для проведения исследования: тазики, пресная вода, соль, чайник, сырые яйца, листы наблюдения. Объект наблюдения | Пресная вода | Слабо соленая вода | Сильно соленая вода | Яйцо | | | | | | | | | | Условные обозначения: - погрузился на дно + остался на поверхности воды ^ погрузился под воду, но не касается дна | Ход исследования: Учитель совместно с обучающимся обсуждает результаты, полученные учениками в ходе теоретического исследования, и ставят гипотезу: предположим, что один и тот же объект ведет себя по-разному в соленой и пресной воде. Обсуждение и фиксация правил техники безопасности при работе с водой: не пробовать воду на вкус, не брызгаться. Организация рабочего пространства: каждая группа получает два тазика с разной водой и объекты на которых будет проводиться опыт. Учащиеся в группах осуществляют опыты и заполняют листы наблюдений: Каждая группа сначала погружает один объект в пресную воду и фиксирует в карточки, утонул или остался ли он на поверхности воды. После этот же объект погружают в соленую воду и фиксируют погрузился ли он в воду или остался на поверхности. Учащиеся проводят подобный опыт с оставшимися объектами, погружая их поочередно в пресную, а после в соленую воду. Каждая группа делает выводы о том, в какой воде объекты лучше всего остаются на поверхности, основываясь на результатах опытов, зафиксированных в лист наблюдения. |
8 | Продукт исследования | Короткий видеоролик, в котором наглядно демонстрируется в какой воде объекты лучше оставаться на поверхности. |
9 | Перспектива исследования | Определение в воде с какой концентрацией соли человек лучше остается на поверхности. |