СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт кабинета химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт кабинета химии в общеобразовательной школе

Просмотр содержимого документа
«Паспорт кабинета химии»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МОУ «СОШ №61»

города Магнитогорска

от «13» августа 2021 г. № 130-П



















ПАСПОРТ

УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

315

на 2021/2022 учебный год











  1. Фамилия, имя, отчество

заведующей кабинетом: Болотина Екатерина Евгеньевна

  1. Класс, для которых оборудован кабинет: 5-11

3. Площадь кабинета:

а) кабинета 65,1 м2

б) лаборатории 15,1 м2

4. Число посадочных мест: 30.





Содержание

1

Санитарно-гигиенические требования к кабинету химии

3

2

Обязанности работников кабинета химии

12

3

Основное назначение кабинета химии

15

4

Занятость кабинета химии на 2021-2022 учебный год

15

5

Материально-техническое оснащение кабинета

15

6

Виды инструктажа по технике безопасности

18

7

Группы хранения реактивов

18

8

Правила по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии

25

9

Библиотека

30

9.1

Учебная литература

30

9.2

Контрольные работы

30

9.3

Дидактический материал

30

9.4

Перспективный план развития кабинета химии на 2021-2022 учебный год

31


Приложение 1. Инструкции по охране труда




























  1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету химии

1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».

1.2. Ориентация окон учебного помещения должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х4С, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40~122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0.6 м в сторону класса перед доской.

1.6. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

1.7. Окраска помещения в зависимости от его ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.

1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.

1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

1.13. Для проведения работ, сопровождающихся выделением вредно действующих паров и газов, лаборантское помещение должно быть оборудовано вытяжным шкафом. Вытяжной шкаф должен иметь верхний и нижний отсосы. Включение отсосов должно регулироваться в зависимости от плотности выделяющихся газов и паров.

1.14. К вытяжному шкафу должны быть подведены вода со сливом, переменный электрический ток (220 В). Электрическое освещение шкафа должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. Электропроводку к светильникам подводят в соответствии с правилами устройства электропроводок во взрывобезопасных помещениях. Переключатели и электрические розетки должны быть установлены вне шкафа.

1.15. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

1.16. Установка электрооборудования в кабинетах должна производиться специалистами-электриками с соблюдением следующих основных требований:

а) рабочие места обучающихся должны быть оснащены одной специализированной электророзеткой с напряжением 42 В переменного тока;

б) демонстрационный стол учителя должен быть оснащен двумя розетками - на 42В и 220В переменного тока;

в) в нерабочем состоянии столы обучающихся должны быть обесточены, подача напряжения в розетки должна осуществляться учителем;

г) подводка электрического тока к рабочим столам должна быть стационарной и скрытой. Столы должны быть прикреплены к полу.

1.17. Электропитание рабочих мест может быть обеспечено комплектом электроснабжения кабинета химии КЭСХ1-1 или другими комплектами электроснабжения учебных кабинетов, обеспечивающими скрытую стационарную подводку электрического тока на рабочие места учителя и обучающихся требуемых номиналов напряжения.

1.18. В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении. Сливы канализации должны быть выполнены из материалов, стойких к химическим реактивам.

1.19. Вследствие опасности в пожарном отношении кабинет химии следует размещать на нижних этажах здания вблизи от дверей и лестниц, ведущих к выходу из школьного здания.

2. Требования к комплекту мебели

2.1. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Лаборатория должна иметь мебель для:

- организации рабочего места учителя;

- организации рабочих мест обучающихся;

- для рационального размещения и хранения средств обучения;

- для организации использования аппаратуры.

2.2. Лаборантские помещения должны иметь мебель:

- для организации работы лаборанта (подготовки демонстрационного и ученического эксперимента);

- для хранения средств обучения (главным образом, химических реактивов);

- для хранения аппаратуры.

2.3. Мебель для организации рабочего места учителя:

- стол демонстрационный химический по ГОСТ 18607-93, состоящий из двух сблокированных секций: демонстрационной и препараторской.

- Препараторская часть - с бортиком;

- стол для учителя (L=800 мм).

- стул для учителя.

2.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные химические столы разных ростовых групп (№ 4,5,6) по ГОСТ 18314-93 с цветовой маркировкой (кружок или полоса) в комплекте со стульями тех же ростовых групп ПО ГОСТ 11016-93.

2.5. Мебель для рационального размещения и хранения средств обучения.

Для размещения и хранения учебного оборудования по задней стене лаборатории устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций (по ГОСТ 18666-95):

- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 5 шт.;

- верхняя (устанавливается на нижнюю) с остекленными дверками - 5 шт.;

- верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками - 5 шт.

В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;

- нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;

- верхняя с глухими дверками - 8 шт.

2.6. Мебель для подготовки химического эксперимента размещается в лаборантском помещении:

- стол препараторский с полкой для реактивов;

- шкаф вытяжной лабораторный (пристенный).

3. Требования к оснащению кабинетов техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями

3.1. Использование экранных средств обучения (учебных диафильмов, диапозитивов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.

3.2. В кабинете должна быть размещена следующая проекционная аппаратура:

- диапроектор;

- эпипроектор;

- графопроектор;

- цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см с видеомагнитофоном;

- компьютер для работы учителя.

3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене, противоположной окнам.

3.4. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.

3.5. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяют следующие зоны ее размещения:

- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);

- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);

- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).

3.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м) расстояние от экрана до первых столов учащихся должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,9 м.

Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.

4. Требования к помещениям кабинета

4.1. Для кабинета необходимо иметь два смежных помещения: лабораторию площадью из расчета 2,5 кв. м. на одного обучающегося при фронтальных формах занятий и лаборантское помещение площадью 15-18 кв. м.

Лаборантское помещение должно иметь два выхода (запирающиеся двери): в лабораторию обязательный дополнительный выход в коридор (рекреацию).

4.2. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Лабораторные ученические столы должны быть установлены как правило, в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.

Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов - не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски -8,6м.

4.3. На передней стене лаборатории должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).

4.4. На расстоянии не менее 1 м от классной доски должен стоять демонстрационный химический стол. Для обеспечения лучшей видимости опытов и демонстрационных средств обучения стол рекомендуется устанавливать на подиум.

4.5. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади.

4.6. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиций.

4.7. В лаборатории должна быть предусмотрена тележка для проекционной аппаратуры.

4.8. Лаборантское помещение предназначено для подготовки демонстрационного и ученического эксперимента и других видов занятий, а также для хранения учебного оборудования.

4.9. Для подготовки химического эксперимента предназначен стол препараторский с полкой для реактивов, который обычно размещают в лаборантском помещении у стены, смежной с лабораторией. У противоположной стены - шкаф из набора секций (из 8-ми или 18-ти секций в зависимости от площади помещения). Кроме того, в лаборантском помещении должны быть размещены: пристенный вытяжной шкаф, стол для учителя со стулом, стенд с комплектом противопожарного инвентаря, углекислотным огнетушителем и аптечкой скорой помощи, стол для нагревательных приборов.

4.10. В лаборантском помещении обязательна мойка. Над мойкой должна быть расположена доска для сушки химической посуды, рядом с мойкой (на стене) - аппарат для дистилляции воды. Для подключения дистиллятора в месте его установки (около раковины в лаборантской) должна быть электророзетка.

4.11. Устройства отопления должны быть ограждены съемными деревянными решетками.

5. Оснащение кабинета учебным оборудованием

5.1. Организация кабинета химии предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

5.2. Учебное оборудование по химии включает следующие виды:

- натуральные объекты (коллекции, химические реактивы и материалы) ;

- модели кристаллических решеток, модели для составления структуры различных веществ, модели химических производств;

- приборы (демонстрационные и лабораторные - для самостоятельной работы обучающихся);

- лабораторные принадлежности (демонстрационные и для самостоятельной работы обучающихся);

- химическая посуда (для демонстрационных и ученических опытов);

- пособия на печатной основе (таблицы, карты, портреты ученых, дидактические материалы, альбомы и т.д.);

- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) (диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроектора, кинофильмы и кинофрагменты, учебные видеофильмы);

- аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;

- средства новых информационных технологий (СНИТ): персональные ЭВМ, пакеты прикладных программ, комплект датчиков и устройств для получения информации с компьютера о регулируемом параметре или процессе;

- методическая литература для учителя и обучающихся.

5.3. В кабинете химии должен быть полный комплект учебных книг для курса химии по программе данного типа учебного заведения.

5.4. В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для учителя, включающий методический журнал "Химия в школе", специальную методическую литературу, программы обучения химии в данном учебном заведении, справочную литературу, образовательный стандарт по химии.

5.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

5.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся

6.1. В состав рабочего места учителя входят специализированный демонстрационный химический стол (основное рабочее место), стол и стул для учителя*, классная доска, экран, щит управления электроснабжением. (Стол и стул для учителя необходимы в случае отсутствия откидной консоли у демонстрационного химического стола).

6.2. Конструкция демонстрационного стола, состоящего из 2-х секций: высокой (демонстрационной) и низкой (вспомогательной), наиболее приспособлена к особенностям труда учителя в кабинете химии.

6.3. Демонстрационная часть стола снабжена подводкой воды и слива, а также переменного электрического тока напряжением 42 В и 220 В. На этой части стола размещают только те предметы, которые демонстрируют в данный момент урока. Остальное оборудование, необходимое на уроке, остается на низкой (вспомогательной) части стола, чтобы не отвлекать внимание обучающихся. Кроме того, здесь же должен постоянно находиться набор наиболее часто используемых растворов реактивов.

6.4. Ящики стола комплектуют различными видами демонстрационной химической посуды (в специальных укладках).

6.5. Подстолье используют для хранения металлических штативов, подъемных столиков и другого оборудования, необходимого для постановки эксперимента, выполняемого учителем на уроке.

6.6. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500х1000 мм, откидных щитов: 750х1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

6.7. Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления таблиц.

6.8. Пульт подачи электроэнергии на рабочие места учителя и обучающихся представляет собой блок питания (щит) комплекта электроснабжения кабинета химии типа КЭСХ1-1. Со щита подается напряжение на рабочие места обучающихся - переменный ток 42 В и на рабочее место учителя - переменный ток 42 В и 220 В.

6.9. Для подготовки к занятиям учитель и лаборант используют препараторский стол. На крышке стола устанавливается полка для реактивов, на которой размещают тубулентные склянки объемом 1,5-2 л с запасом реактивов для демонстрационного и ученического экспериментов. В подстолье препараторского стола имеются две тумбы с ящиками, в которых размещают инструменты, различные принадлежности. Обязательным компонентом лаборантского помещения является шкаф вытяжной лабораторный.

6.10. Для рациональной организации рабочих мест обучающихся должны быть соблюдены следующие условия:

- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других видов самостоятельных работ;

- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

6.11. Для организации рабочих мест обучающихся предназначены специализированные двухместные лабораторные химические столы разных ростовых групп по ГОСТ 18314-93 с цветовой индикацией в комплекте со стульями по ГОСТ 11016-93.

Группа мебели

Высота переднего края сиденья стула, мм

Группа роста, мм

Цвет маркировки

Высота стола, мм

4

380

1460 до 1600

Красный

640

5

420

1600 до 1750

Зеленый

700

6

460

1750 до 1800

Голубой

760

6.12. Рабочая поверхность стола должна иметь размер 1200x600 мм и быть отделана декоративным пластиком, стойким к воздействию химических реактивов.

6.13. Столы должны иметь подводку воды, слив (оборудуются раковиной и водоразборной колонкой). Столы выпускаются двух видов: для напольных сантехнических подводок (с коробом) и для подпольных (без короба), на деревянном или металлическом основании.

6.14. Каждый ученический стол должен быть оснащен набором реактивов, посуды и принадлежностей для лабораторных опытов и практических занятий, которые постоянно размещают на столе в укладке или доставляют в лотках непосредственно перед уроком.

7. Требования к размещению и хранению оборудования

7.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время учителя на подготовку уроков.

7.2. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

- сохранность материальных средств обучения;

- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

7.3. Учебное оборудование должно размещаться так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений была максимально использована при соблюдении перечисленных выше требований.

7.4. Реактивы, поступающие в школу, можно условно разделить на группы:

1) реактивы, требующие соблюдения особых правил при размещении и хранении:

- горючие вещества (бензин, керосин, бензол, ацетон, спирты, эфиры и др.);

- самовозгорающиеся при контакте с воздухом и водой (натрий, кальций, кальция карбид, а также цинк, алюминий, сера, железо, железа сульфид в пылящих формах);

- вещества, способные вызывать воспламенение при смешивании с другими веществами (бром, концентрированные азотная и серная кислоты, перманганат калия);

- ядовитые (натрия фторид, железа гексацианиды, бром);

2) реактивы, не требующие особых правил при размещении и хранении (большая часть неорганических и органических реактивов);

3) реактивы, составляющие особую группу (нитраты).

7.5. Для хранения реактивов предназначены секции с глухими дверками комбинированных шкафов, которые устанавливают в лаборантском помещении. Запрещается хранить в классном помещении реактивы в Формах, выпускаемых промышленностью!

7.6. Неорганические и органические реактивы хранят в разных секциях по классам соединений.

7.7. Соли размещают согласно принятой в данном кабинете схеме (по катионам или анионам).

7.8. Концентрированные кислоты и концентрированный раствор аммиака (25%) хранят в нижних секциях вытяжных шкафов раздельно.

7.9. Растворы кислот, оснований, солей хранят в склянках с тубусом объемом 1-2 л на полке для реактивов препараторского стола.

7.10. Огнеопасные (горючие, самовоспламеняющиеся, вызывающие воспламенение) и токсичные вещества хранят в сейфе и секциях, обшитых металлическим листом (жестью). Изготовить такие секции можно силами школьных мастерских. Для хранения этой группы реактивов достаточно двух секций. Одну из них разделяют вертикальной перегородкой на две части: в правую часть помещают металлический сейф, а в левой делают 2-3 съемные полки.

7.11. В сейф помещают ядовитые вещества (бром, йод кристаллический, калия ферро(II)гексацианид, калия ферро(III)гексацианид, углерод четыреххлористый, хлороформ, хлористый метилен, анилин) и другие вещества, на этикетке промышленной упаковки которых есть надпись "яд".

7.12. Бром хранят в склянке с притертой пробкой, залитой гипсом и помещенной в металлическую банку с песком, или под притертой пробкой - колпаком.

7.13. Все огнеопасные реактивы размещают по группам на разных полках левой части и в обшитой металлическим листом второй секции.

7.14. Металлические натрий, калий, кальций хранят в банках с керосином, помещенных в металлические коробки. Литий хранят в вазелиновом масле. Удобны для хранения и одноразового использования щелочные металлы в специальных запаянных ампулах, изготовленных промышленностью. Ампулы хранят в коробке по 20 штук.

7.15. Нитраты хранят все вместе на отдельной полке, обязательно раздельно с органическими реактивами, с которыми они могут образовывать взрывчатые смеси.

7.16. К размещению и хранению химической посуды предъявляют следующие требования:

- для каждого вида посуды отводят отдельное и постоянное место;

- размещают посуду по размерам и таким образом, чтобы ее было удобно брать и возвращать на место.

7.17. Для хранения химической посуды и принадлежностей из стекла предназначены лоточные секции комбинированных шкафов.

В больших (средних) лотках хранят демонстрационную посуду в положении "лежа", желательно в специальных укладках из поролона или пенопласта, которые можно изготовить силами обучающихся. При отсутствии укладок необходимо сделать в лотках продольные и поперечные перегородки, образующие гнезда. В этом случае посуда не будет биться при выдвигании лотка.

Демонстрационные принадлежности - трубки газоотводные, хлоркальциевые с шаром и дугообразные, готовые узлы, краны одноходовые и т. п. - также хранят в больших лотках-укладках.

Химическую посуду малого объема (не более 100 мл), лабораторные принадлежности небольших размеров (воронки, трубки, пробирки, зажимы, тройники и т.д.) хранят в малых лотках лоточных секций, которые располагаются в секции в два ряда.

Посуду малого объема удобнее размещать в малых лотках в положении "стоя".

7.18. Приборы и установки подразделяются на:

- стационарные приборы, аппараты, наборы промышленного изготовления (аппарат для получения газов (Киппа), газометр, набор для опытов по химии с электрическим током);

- приборы и установки различной сложности, монтируемые из готовых узлов и деталей, входящих в состав наборов промышленного изготовления (Комплект для демонстрационных опытов по химии ОХУ, набор деталей для установок, иллюстрирующих химические производства - НДХП).

В состав этих наборов входят различные виды химико-лабораторной посуды, принадлежностей (трубки газообразные, хлоркальциевые, краны, зажимы, ложки для сжигания веществ), а также резиновые трубки и готовые узлы, и детали. Хранят их так же, как и посуду, в лоточных секциях комбинированных шкафов.

Аппараты для получения газов (Киппа), заряженные на получение водорода, углекислого газа, сероводорода, должны размещаться в верхней секции вытяжного шкафа. На каждом аппарате должна быть этикетка, указывающая для получения какого газа, он приготовлен.

Незаряженные или полузаряженные аппараты, заполненные лишь твердой фазой: цинком, мрамором и т.д., а также газометры должны храниться на препараторском столе или специально предназначенном для них столике в лаборантском помещении.

7.19. Хранение раздаточного материала. Для проведения лабораторных опытов и практических работ используют выпускаемые промышленностью наборы посуды и принадлежностей (НПМ) и посуды для реактивов (НПР) для работ с малыми количествами реактивов. Их постоянно размещают на рабочих местах обучающихся. Кроме таких настольных комплектов требуются дополнительные наборы реактивов, материалов эпизодического использования (например, по курсу органической химии и др.). Эти наборы комплектует учитель или лаборант и размещают их в малых лотках лоточных секций в лаборантском помещении.

Наряду с использованием выпускаемых промышленностью наборов НПР и НПМ допускается выдача необходимых реактивов, посуды и принадлежностей непосредственно перед работой - в лотках. В этом случае химическая посуда малого объема, лабораторные принадлежности, склянки и банки с реактивами определенной номенклатуры также хранят в малых лотках лоточных секций по видам изделий и по наименованию реактивов. Наборы комплектует лаборант или учитель и размещает их в специальные раздаточные лотки перед выполнением работы заранее.

7.20. Коллекции, модели (например, "Наборы моделей атомов со стержнями"." Наборы трафаретов моделей атомов") хранят в секциях с глухими дверками.

Модели кристаллических решеток, заводских химических установок целесообразно собрать и разместить в остекленных секциях шкафов.

7.21. Серии таблиц по выбору учителя можно наклеить на картон. В таком виде их хранят в ящиках-табличниках, размещенных под классной доской или установленных отдельно.

Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам и темам с указанием списка и номера таблиц для облегчения поиска нужных таблиц.

7.22. Из экранных пособий в химическом кабинете должны находиться диафильмы, диапозитивы, транспаранты. Их хранят в промышленных упаковках: диапозитивы - в картонных коробках, желательно в одном ящике; диафильмы - в пластмассовых коробках, в специально изготовленных гнездах-укладках из дерева или пенопласта; транспаранты - в полиэтиленовых пакетах.

Экранные пособия хранят в секциях с глухими дверками.

7.23. Аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте.

Для использования на уроке аппаратуру размещают на специальной передвижной тележке.

Графопроектор также устанавливают на передвижной тележке.

8. Требования к оформлению интерьера кабинета

8.1. Интерьер химических кабинетов должен отвечать особенностям преподавания предмета. Оформление экспонируемых материалов должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели.

8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.

8.3. Постоянную экспозицию составляют таблицы и другие материалы, которые применяются почти на каждом уроке, а также портреты ученых-химиков. К числу таких пособий относятся прежде всего справочные таблицы: "Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева"; "Растворимость кислот, оснований, солей в воде"; "Электрохимический ряд напряжений металлов"; "Распространение химических элементов в земной коре".

8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные химические операции, серии промышленных таблиц по изучаемым темам.

8.5. Для экспонирования таких материалов как химическая газета, схемы химических производств, образцы сырья, полупродуктов и продуктов химической промышленности, сведения по профориентации обучающихся, следует использовать примыкающие к кабинету рекреации.

8.6. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты пробковые, лесочные или другой конструкции, которые закрепляют на боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.

8.7. Экспозиция может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях комбинированных шкафов (модели производств, кристаллических решеток, специализированные приборы, например, с замкнутой на поглотитель системой и др.).











  1. Обязанности работников кабинета химии

Заведующий кабинетом химии и лаборант назначаются приказом директора школы. Заведующий кабинетом химии как лицо, ответственное за состояние кабинета, обязан иметь:

  1. Должностные обязанности учителя химии (заведующего кабинетом химии) и лаборанта кабинета химии.

  2. Выписку из приказов о назначении зав. кабинетом и лаборанта, ответственных лиц за организацию безопасной работы, об открытии учебного кабинета и его функционировании.

  3. Акт приёмки учебного кабинета на предмет подготовки кабинета к функционированию.

  4. Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

  5. Инвентарную и дефектную ведомости на имеющееся оборудование.

  6. Правила ТБ работы в кабинете.

  7. Документацию по прекурсорам (Постановления Правительства РФ, правила ведения журнала регистрации операций с прекурсорами, приказ о назначении ответственного за учёт прекурсоров и ведение журнала)

  8. Журнал регистрации операций с прекурсорами.

  9. Правила пользования учебным кабинетом обучающимися.

  10. План работы учебного кабинета на учебный год (и на перспективу).

  11. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативам, программам дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, консультациям.

  12. Комплект дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения.

Обязанности учителя химии

(заведующего кабинетом химии)

Как заведующий кабинетом учитель химии несёт полную ответственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и соблюдение правил школьной санитарии и гигиены труда.

Как специалист он несёт ответственность за правильное хранение и использование вредных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.

Учитель обязан проверять комплектность и справное состояние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств оказания первой помощи. Он должен систематически контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.

Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с противопожарными средствами и электроприборами.

В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться ежегодно, в начале учебного года.

О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нарушению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.

Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а также возможности несчастных случаев представляют практические работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случаях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть особенно требовательным к учащимся. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисциплинированных учащихся.

По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т.д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы.

Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, защитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химически стойкого материала.

Обязанности лаборанта кабинета химии

Лаборант кабинета химии обязан:

  1. Проводить подготовку оборудования для проведения урока.

  2. Оказывать помощь учителю в проведении уроков, внеклассных занятий. Лаборант ежедневно до начала занятий проверяет состояние рабочих мест учащихся, газовых и водных коммуникаций, электросети и электрооборудования. Недостатки, которые могут быть устранены сразу, лаборант устраняет, а об остальном делает пометки в журнале учёта состояния охраны труда в кабинете и докладывает о них учителю.

  3. Вести лабораторное хозяйство кабинета.

  4. Следить за чистотой, порядком и размещением предметов оборудования в классе-лаборатории и в лаборантском помещении.

  5. Содержать в определённом, наиболее удобном для работы порядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогательные материалы.

  6. Знать и соблюдать технику безопасности при работе с горючими, ядовитыми, агрессивными веществами и оказывать первую помощь пострадавшим.

  7. Уметь обращаться со всеми видами проекционной аппаратуры, используемой в кабинете.

  8. Знать свойства веществ и уметь грамотно обращаться с ними.

  9. Следить за расходованием и пополнением кабинета реактивами и материалами.

  10. Приобретать по указанию учителя учебное оборудование, реактивы, материалы, необходимые для учебно-воспитательного процесса.

  11. Предупреждать ситуации, приводящие к возникновению пожаров, проводить противопожарную работу: следить за стендом с противопожарными средствами, инвентарём.

  12. Совместно с электриком, слесарем осуществлять систематический осмотр электрооборудования, водоснабжения и канализационной системы.

  13. Следить за рабочим состоянием вентиляционной системы, газоснабжением, противопожарным оборудованием. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и следить за выполнением их учащимися на уроках.

  14. Повседневно следить за содержимым медицинской аптечки, наличием в кабинете нейтрализующих растворов (гидрокарбонат натрия, борная кислоа), сливных сосудов для кислот и щелочей (они в последствии обрабатываются и сливаются в канализацию), сосудов для сбора содержащих серебро отходов после опытов с нитратом серебра, которые затем сдают.

  15. В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех газовых и водопроводных кранов и выключать все электроприборы.

  16. Каждый год проходить проверку знаний основных правил техники безопасности (у учителя) и результаты проверки отмечать в специальном журнале.










  1. Основное назначение кабинета химии


Кабинет – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.

Учебный кабинет – учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися.

Цель паспортизации учебного кабинета:

Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.


  1. Занятость кабинета химии на 2021-2022 учебный год


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1.







2.





3.



4.


5.






6.








  1. Материально-техническое оснащение кабинета:


№ п/п

Наименование

Тема

Количество

1.

Таблица

Электронная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

1

2.

Таблица

Растворимость кислот, солей, оснований (135х95) ламинированная

1

3.

Таблица

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

1

4.

Коллекция

«Минералы и горные породы»

1

5.

ПК учителя

Ноутбук Lenovo

1

6.

Экран настенный

-

1

7.

Принтер

HP LaserJet Professional

1

8.

Проектор

Epson

1









Мебель

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Стол ученический 2-х местный

17

2.

Стол учителя

3

3.

Стул ученический

30

4.

Шкаф

6

5.

Шкаф вытяжной

1

6.

Сейф

1



Приборы, наборы посуды и принадлежностей для химического эксперимента

Общего назначения

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Баня комбинированная лабораторная

1

2.

Сушильный шкаф

1

3.

Термостат

1



Комплект для лабораторных и практических работ по химии

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Воронка

2

2.

Колба мерная

1

3.

Мензурка

2

4.

Пробирка

171

5.

Микролаборатория для химического эксперимента (с нагревателем пробирок)

8

6.

Плоскодонная колба

15

7.

Круглодонная колба

5

8.

Коническая колба

15

9.

Мерный цилиндр

4

10.

Штатив лабораторный химический

15

11.

Фарфоровая ступка с пестом

15

12.

Делительная воронка

2

13.

Капельницы

10

14.

Бюксы

3

15.

Стеклянные палочки

20

16.

Холодильники

1

17.

Кристаллизаторы

1

18.

Выпарительные чашки

10

19.

Тигли

4

20.

Фарфоровые ложки-шпатели

2

21.

Мерные колбы

5

22.

Мерные цилиндры

5

23.

Пипетки

4

24.

Бюретки

2

25.

Держатель для пробирок

20

26.

Пинцет

2

27.

Тигельные щипцы

3

28.

Спиртовки

15



Химические реактивы и материалы

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Набор №2 ОС «Кислоты»

1

2.

Набор №3 ВС «Щелочи»

1

3.

Набор №5 С «Органические вещества»

1

4.

Набор №6 С «Органические вещества»

1

5.

Набор №7 С «Минеральные удобрения»

1

6.

Набор №8 ОС «Галогены»

1

7.

Набор №9 ВС «Образцы неорганических веществ»

2

8.

Набор №11 С «Соли для демонстрационных опытов»

1

9.

Набор №13 ВС «Галогениды»

1

10.

Набор №14 ВС «Сульфаты, сульфиды»

2

11.

Набор №16 ВС «Металлы, оксиды»

2

12.

Набор №17 С «Нитраты»

1

13.

Набор №19 С «Соединения марганца»

1

14.

Набор №20 ВС «Кислоты»

1

15.

Набор №21 ВС «Неорганические вещества»

1

16.

Набор №22 ВС «Индикаторы»

1





























  1. Виды инструктажа по технике безопасности (в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

 

п/п

Вид инструктажа

Время или причины

проведения

Ответственный за проведение

Документ для регистрации

1

Вводный

На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся

Зав. кабинетом, учитель

Журнал инструктажа

2

Первичный на рабочем месте

Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником

Зав. кабинетом, учитель

Журнал инструктажа

3

Повторный

На первом уроке в каждом полугодии (триместре)

Зав. кабинетом, учитель

Журнал инструктажа

4

Текущий

Перед проведением лабораторных и практических работ

Учитель

Фиксируется только для практических работ в Журнале инструктажа (учителем) и в тетрадях (учащимися)

5

Внеплановый

В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности

Зав. кабинетом, учитель

Журнал инструктажа

6

Целевой

В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории

Учитель

Специальный журнал



7. Группы хранения реактивов

№ группы

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ

Условия хранения в школе

I

Взрывчатые вещества.


В «Типовых перечнях» не значатся

Вносить в здание школы запрещено

II

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

Литий, натрий, кальций, магний металлические; карбид кальция

В лаборантской, в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ

III

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

В «Типовых перечнях» не значатся


IV

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

Диэтиловый эфир, ацетон,

бензол,этиловый спирт,

толуол, циклогексан,

изобутиловый спирт,

бензол,кислота аминоуксусная, нефть сырая,

формалин 40%-ныйт.д.

В лаборантской в металлическом ящике или в специальной заводской укладке

V

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

Сера черенковая, фосфор красный, кислота бензойная,

кислота пальмитиновая, кислота олеиновая, кислота стеариновая, активированный уголь, графит, парафин,

сухое горючее

В лаборантской, в шкафу под замком

VI

Воспламеняющие (окисляющие) реактивы

Перманганат калия, азотная кислота, нитраты калия, натрия, оксид марганца (IV), пероксид водорода, нитрат алюминия, нитрат аммония

В лаборантской, в шкафу, отдельно от

IV и Vгрупп

VII

Повышенной физиологической активности

Бром, аммиак, бария оксид,

гидроксид калия, гидроксид натрия, оксид кальция,

гидроксид кальция, оксид свинца (II ), дихромат аммония, нитрат бария,

анилин

В лаборантской в сейфе

VIII

Малоопасные вещества и практически безопасные

Хлорид натрия,

сахароза,

мел,

борная кислота,

сульфат магния…

В классе в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах



Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ

Для всех веществ ниже даются следующие характеристики:

  1. Особая отметка (графа 2). Если здесь стоит знак *, то в формах, предусмотренных «Типовыми перечнями» вещество используется только учителем. Учащимся можно выдавать вещества в виде разбавленных растворов.Если в этой графе поставлен знак **, то вещество требует особого обращения из-за того, что у него высока физиологическая активность в относительно малых дозах, повышенная пожароопасность или возможны тяжелые отдаленные последствия воздействия на организм. Учащимся в исходных формах не выдается.

  2. Если особой отметки нет, то вещество при соблюдении правил техники безопасности используется всеми без ограничения.

  3. Группы хранения веществ определяются в первую очередь их химической совместимостью: при случайном смещении веществ одной и той же группы между ними не должно быть взаимодействия или, если таковое произойдет, продукты реакции и тепловой эффект не должны представлять опасности (графа 3).

  4. Действие на организм указывается в графе 4. Если вещество не представляет опасности ни при кратковременном, ни при длительном воздействии, в графе ставится прочерк. Знаком «+» возле названия обозначены вещества, проникающие в организм в капельножидком состоянии через кожу.



Название вещества

Особая отметка

Группа хранения

Действие веществ на организм


Простые вещества


Алюминий металлический (гранулы)


VIII

-

Бром в ампулах по 5 г

**

VII

Химический ожог

Железо восстановленное (порошок)


VIII

-

Йод кристаллический

**

VII

Химический ожог

Кальций металлический

*

II

Химический ожог

Кремний металлический


VIII

-

Литий металлический

*

II

Химический ожог

Магний металлический

*

II

-

Натрий металлический

*

II

Химический ожог

Сера


V

Экзема у особо чувствительных людей

Фосфор красный

*

V

Заболевания кожи различного характера

Цинк металлический (гранулы)


VIII

-

Цинк (пыль)

*

VIII

-


Оксиды, гидроксиды


Алюминия гидроксид


VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Алюминия оксид безвредный


VIII

Аммиак 25%-ный


VII

катар верхних дыхательных путей

Бария оксид

**

VII

Отравление при попадании вовнутрь

Бария гидроксид

**

VII

Железа (III) гидроксид


VIII

-

Железа (III) оксид


VIII

-

Калия гидроксид (гранулы)

**

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза.

Кальция оксид

**

VII

Кальция гидроксид

**

VII

Магния оксид


VIII

-

Марганца (IV) оксид (порошок)


VI

-

Меди гидроксид

*

VIII

Сильное раздражение, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме.

Меди (II) оксид (порошок)

*

VIII

Меди (II) оксид (гранулы)

*

VIII

Натр едкий (гранулы)

**

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза.

Пероксид водорода

*

VI

Ожог слизистых при попадании вовнутрь

Фосфора (V) оксид

*

VII

Раздражение при попадании на влажную кожу

Цинка оксид


VIII

-


Соли

Алюминия хлорид


VIII

Раздражение слизистых оболочек пылью

Алюминия сульфат


VIII

Алюмокалиевые квасцы


VIII

Алюминия нитрат

**

VI

Канцероген, как и все нитраты

Аммония карбонат


VIII

-

Аммония нитрат

**

VI

Канцероген

Аммония хлорид


VIII

-

Аммония дихромат

**

VII

Изъязвление кожи, отравление при попадании вовнутрь (смертельная доза – 1 г и более)

Аммония роданид

*

VIII

-

Аммония сульфат


VIII

-

Бария нитрат

**

VII

Отравление при попадании вовнутрь

Бария хлорид

**

VII

Железа (III) хлорид

*

VIII

-

Железа (III) сульфат


VIII

-

Железа (III) сульфат семиводный


VIII

-

Калия ацетат


VIII

-

Калия бромид

**

VIII

-

Калия гидрокарбонат


VIII

-

Калия гидросульфат


VIII

-

Калия дихромат

**

VII

Изъязвление кожи, отравление при попадании вовнутрь (смертельная доза – 1 г и более)

Калия иодид

**

VIII

-

Калия карбонат


VIII

-

Калия моногидрофосфат


VIII

-

Калия нитрат

**

VI

Канцероген

Калия перманганат

**

VI

Отравление при попадании вовнутрь (смертельная доза – 1 г и более)

Калия роданид

*

VII

Наркотическое действие при приеме вовнутрь (острый психоз, доза-30г)

Калия сульфат


VIII

-

Калия ферро (II) гексацианид

**

VII

Отравление цианидами, которые могут образоваться при разложении под действием желудочного сока

Калия ферро (III)гексацианид

**

VII

Калия хлорид


VIII

-

Калия хромат

**

VII

Изъязвление кожи, отравление при попадании вовнутрь (смертельная доза – 1 г и более)

Кальция дигидрофосфат


VIII

-

Кальция сульфат


VIII

-

Кальция фосфат


VIII

-

Кальция гидрофосфат


VIII

-

Кальция хлорид двуводный


VIII

-

Кобальта сульфат

*

VII

Острый дерматит от пылевидного вещества, острое отравление (от 1 г и выше)

Лития хлорид


VIII

Раздражение кожи

Магния сульфат


VIII

-

Магния хлорид


VIII

-

Марганца (II) сульфат

*

VIII

Раздражение поврежденных участков кожи, ухудшение заживления микротравм

Марганца (II) хлорид

*

VIII

Меди (II) гидроксокарбонат


VIII


Сильное раздражение, особенно в местах микротравм. Аллергия в легкой форме.

Меди (II) сульфат безводный


VIII

Меди (II) сульфат пятиводный


VIII

Меди (II)хлорид


VIII

Натрия ацетат


VIII

-

Натрия бромид


VIII

-

Натрия гидрокарбонат


VIII

-

Натрия гидросульфат


VIII

-

Натрия карбонат


VIII

-

Натрия карбонат десятиводный


VIII

-

Натрия метасиликат


VIII

Повреждения слизистых оболочек глаз пылью

Натрия нитрат

**

VI

Канцероген

Натрия ортофосфат водный


VIII

-

Натрия гидроортофосфат


VIII

-

Натрия дигидроортофосфат


VIII

-

Натрия сульфид девятиводный


VII

Отравление при попадании вовнутрь (смертельная доза – 3-5 г и более)

Натрия сульфат безводный


VIII

-

Натрия сульфат десятиводный


VIII

-

Натрия сульфит


VIII

-

Натрия тиосульфат


VIII

-

Натрия фторид

**

VII

Отравление при попадании вовнутрь (смертельная доза – 0,2 г и более)

Натрия хлорид


VIII

-

Никеля сульфат

*

VIII

Канцероген

Свинца ацетат

**

VII

Сильное отравление при попадании вовнутрь (доза 0,5 г для взрослого; 01 г – ля ребенка)

Серебра нитрат

**

VII

Канцероген

Хрома (III) хлорид

**

VII

Канцероген

Цинка сульфат

**

VIII

Раздражение кожи, желудочно - кишечные расстройства

Цинка хлорид

**

VII


Кислоты


Азотная кислота (плотность 1,42)


VII

Химический ожог

Борная кислота


VIII

Химический ожог

Муравьиная кислота (85%)


VII

Химический ожог

Ортофосфорная кислота


VIII

Химический ожог

Серная кислота (плотность 1,84)


VII

Химический ожог

Соляная кислота (плотность 1,19)


VII

Химический ожог

Уксусная кислота (техн.)


VII

Химический ожог, сильное раздражение верхних дыхательных путей


Органические вещества


Анилин +

**

VII

Отравление при вдыхании паров и через кожу. Сильное отравление от 2-3 капель

Анилин сернокислый

**

VII

Менее ядовит, чем анилин

Ацетон


IV

Наркотическое действие (при вдыхании больших доз)

Бензальдегид

*

IV

Сильное раздражение глаз

Бензол +

**

IV

Разрушение печени, крови, иссушение кожи

Гексан


IV

-

Гексахлорбензол

**

VII

Раздражение глаз (даже от малых доз), вызывает повышенную утомляемость

Глицерин


IV

-

Глюкоза


VIII

-

Дихлорэтан

**

VII

Общеядовитое действие (смертельная доза для взрослого -10-15 мл)

Диэтиловый эфир


IV

Наркотическое действие

Кислота аминоуксусная


IV

-

Кислота бензойная

*

V

Раздражение кожи

Кислота масляная +

**

IV

Очень сильное раздражение кожи и верхних дыхательных путей

Кислота олеиновая


V

-

Кислота пальмитиновая


V

-

Кислота стеариновая


V

-

Ксилол +

*

IV

Разрушение печени, крови, иссушение кожи

Метиламин

*

VIII

Раздражение верхних дыхательных путей

Нефть сырая



Легкое раздражение кожи

Сахароза


VIII

-

Спирт бутиловый

*

IV

Раздражение кожи

Спирт изоамиловый

**

VII

Ядовит. Вызывает психические расстройства. Наркотическое действие

Спирт изобутиловый

*

IV

Раздражение кожи

Спирт этиловый

*

IV

Наркотическое действие

Толуол +

*

IV

Несколько менее ядовит, чем бензол

Углерод четыреххлористый

**

VII

Наркотическое действие (вызывает буйное состояние). При хроническом отравлении страдает печень

Уксусноэтиловый эфир +

*

IV

Дерматиты и экзема

Уксусноизоамиловый эфир

**

VII

Наркотическое действие. Раздражение верхних дыхательных путей

Фенол +

**

VII

Тяжелое отравление при попадании на кожу в виде концентрированного раствора

Формалин 40%-ный

*

IV

Вызывает острые отравления. Легко проникает в организм в любом виде

Хлороформ

**

VII

Пары вызывают наркоз, после него_ острое расстройство всего организма

Хлористый метилен

**

VII

Острое отравление при вдыхании паров. У детей возможен смертельный исход от 1-2 вдохов

Циклогексан

*

IV

Легкое раздражение кожи

Этиленгликоль


IV

-


Материалы


Алюминий металлический


VIII

-

Активированный уголь


V

-

Графит


V

-

Медь металлическая


VIII

-

Железа (III) сульфид (пирит)


VIII

-

Кальция карбонат


VIII

-

Кальция карбид

**

II

Дерматит, долго не заживающие язвы. При попадании в глаза- потеря зрения

Парафин


V

-

Известь натронная

**

VII

Изъязвление кожи пальцев рук, разрушение ногтей. Особо опасны при попадании в глаза.

Сухое горючее


V

-


8. Правила по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии

Действие на организм вредных газов, признаки поражения и меры первой помощи при отравлении ими

Оксиды азота. Все оксиды азота оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки и проникают непосредственно в легкие, мало задерживаясь в верхних дыхательных путях. Образование в альвеолах азотной и азотистой кислот ведет к отеку легких. Оксид азота (II) превращает гемоглобин в мета-
гемоглобин и действует на центральную нервную систему. При тяжелых отравлениях после небольшого кашля наступает период относительного благополучия, но через 3—4 часа происходит обострение — появляются головная боль, тошнота, расстройство сердечной деятельности. Наименее ядовит ок­сид N20, наиболее токсичен N205- ПДК по оксиду азота (V) 5 мг/м3.

Первая помощь — свежий воздух и полный покой. Пострадав­шего необходимо переносить, — даже при самом удовлетвори­тельном состоянии нельзя допускать, чтобы он шел самостоя­тельно. Обязательно применять кислород. После оказания пер­вой помощи нужно вызвать скорую помощь для госпитализации пострадавшего.

Опыты, сопровождающиеся выделением оксидов азота, про­водятся только в вытяжном шкафу или с применением аспи­рации.

Оксиды серы. Сернистый газ S02 раздражает верхние дыха­тельные пути, образуя при растворении в слизистых, оболоч­ках сернистую кислоту. При глубоком поражении проявляет общеядовитое действие, нарушая деятельность ферментов и угнетая окислительные процессы. ПДК составляет 10 мг/м3.
Концентрации до 50 мг/м3 вызывают раздражение глаз, ка­шель, чихание. При длительной экспозиции могут возник­нуть рвота, носовые кровотечения. Острые отравления редки. Оксид серы (VI) S03 обладает более выраженным физиологи­
ческим действием, чем сернистый газ, вследствие высокой гигроскопичности. ПДК составляет 1 мг/м3.

Первая помощь в обоих случаях — свежий воздух, при нару­шении дыхания — кислород. Слизистые оболочки ополаски­вают 2%-м раствором гидрокарбоната натрия.

Опыты, сопровождающиеся выделением оксидов серы, про­водятся только в вытяжном-шкафу или с применением аспи­рации.

Хлор. В малых концентрациях хлор раздражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей, а при очень больших концентрациях может наступить мгновенная смерть вследствие рефлекторного торможения дыхательного центра. При легкой форме отравления наступает слабость, довольно долго держатся
небольшой кашель, головная боль и боль в груди вследствие отека легких. Через несколько дней последствия отравления исчезают. ПДК хлора составляет 1 мг/м3.

Первая помощь — чистый воздух, немедленная подача кисло­рода, полный покой. Глаза, нос и рот промывают 2%-м ра­створом гидрокарбоната натрия. После оказания первой помо­щи необходима срочная госпитализация.

Работать с хлором можно только в исправном вытяжном шкафу. Демонстрационные опыты разрешается проводить с использо­ванием аспирации или адсорбции выделяющегося хлора.

Сероводород оказывает на организм как местное, так и обще­токсическое действие. Мгновенное отравление наступает при содержании в воздухе 1200 мг/м3 вследствие появления сероводорода в крови в свободном виде. Это вещество угнетает клеточные процессы, блокирует тканевое дыхание, и развива­
ется острая кислородная недостаточность. При концентраци­ях от 20 до 200 мг/м3 поражаются нервная система, органы дыхания, пищеварения. Опасность усугубляется тем, что сероводород блокирует в первую очередь обонятельные рецепторы, и человек, полагая, что опасность миновала, не выходит из отравленной атмосферы.

Характерные признаки поражения сероводородом — покрас­нение век, светобоязнь. Кумулятивным действием сероводород не обладает, поэтому, когда пострадавшему обеспечивают при­ток свежего воздуха— болезненные явления довольно быстро исчезают. В тяжелых случаях отравления пострадавшему де­лают искусственное дыхание и дают кислород.

Проводить опыты, сопровождающиеся образованием серово­дорода, можно только в надежно работающих вытяжных шка­фах или используя аспирационные системы.

Оказание первой медицинской помощи

Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение!

Сроки ревизии аптечки:

  1. К началу учебного года провести общую ревизию аптечки на предмет полно­го ее укомплектования.

  2. В течение года систематически проводить текущую ревизию аптечки, по мере расходования и истечения срока годности препаратов осуществлять замену.

  1. Отравление газами: чистый воздух, покой.

  2. Отравление парами брома: дать понюхать с ватки нашатыр­ный спирт (10%), затем промыть слизистые оболочки носа и горла 2%-м раствором питьевой соды.

  3. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка, а также приме­нять красящие вещества (растворы перманганата калия, брил­лиантовой зелени, йодной настойки).

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и на­кладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных слу­чаях накладывают стерильную повязку после охлаждения ме­ста ожога и обращаются в медпункт.

  1. Попадание на кожу разбавленных растворов кислот и щело­чей: стряхнуть видимые капли раствора и смыть остальное широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным там­поном.

  2. Отравление кислотами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида маг­ния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жид­кости не менее 6 литров.

  3. Отравление щелочами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же 2%-го раствора ук­сусной кислоты. После этого сделать два промывания чистой теплой водой.

  4. Помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг нее, но ни в коем случае — из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором брил­лиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой медицинской помощи обращаются в медпункт

8. Обработка микротравм:

Небольшие раны после остановки кровотечения обрабатывают пленкообразующими препаратами — клеем БФ-б, жидкостью Новикова. Возможно использование бактерицидного пластыря.

  1. Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному орга­ну придают приподнятое положение. Если ушиб сильный, после оказания первой помощи необходимо отправить пострадавше­го к врачу.

  2. Ушиб головы: пострадавшему обеспечивают полный покой, на место ушиба кладут холодный компресс и вызывают скорую помощь.

  3. Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить ино­родное тело влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7-10 минут. Для подачи воды допускается пользование чайником или ла­бораторной промывалкой.

  4. Попадание в глаза едких жидкостей: глаз промывают водой, как указано в п. 11, 2%-м раствором борной кислоты или питьевой соды (в зависимости от характера попавшего веще­ства). После ополаскивания глаз чистой водой под веки необ­ходимо ввести 2-3 капли 30% -го раствора альбуцида и на­править пострадавшего в медпункт.

Инструкция о мерах первой помощи

При ожогах:

термических: 12 — 13 — 3 — 1

кислотами: 14 — 13 — 3 — 1

щелочами: 15 — 12 — 3 — 1

жидким бромом: 7 — 8 — 3 — 1

При значительных порезах: 7 — 8 — 3 — 1

При микротравмах: 6 или 17

При носовом кровотечении: 8 + 4

При ушибах: холод, давящая повязка

При попадании в глаза:

инородных тел: 4 — вода (обильно)

растворов кислот вода: — 14 — вода — 11

растворов щелочей вода: -15 — вода — 11

При отравлении газами: чистый воздух, покой

При отравлении парами брома: 10 (нюхать) — 14 (промыть нос, горло)

Указанные цифры, соответствуют порядковым номерам перечня вложений в аптечку кабинета химии.

Перечень вложений в аптечку кабинета химии

1. Бинт стерильный - одна упаковка.

2. Бинт не стерильный - одна упаковка.

3. Салфетки стерильные - одна упаковка.

4. Вата гигроскопическая - 50г.

5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

6. Клей БФ-б для обработки микротравм - 25мл.

7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны - 25мл.

8. Пероксид водорода - 3% раствор как кровоостанавливающее средство.

9. Активированный уголь /"Карболен"/. Давать внутрь при отравлениях по 4-б таблеток /до и после промывания желудка/.

10. Водный раствор аммиака – 10% раствор. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.

11. Альбуцид /сульфацил натрия/ с массовой долей 20%. Капать в глаза после промывания по 2-3 капли.

12. Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи - 30мл. 13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожогов – 30 мл.

14. Водный раствор гидрокарбоната натрия – 2 % для обработки кожи после ожога кислотой, 200мл.

15. Водный раствор борной кислоты с массовой долей 3% для обработки глаз или кожи после попадания щелочи.

16. Пипетки для закапывания в глаза альбуцида 3шт.

17. Лейкопластырь для закрепления повязок.

18. Жгут кровоостанавливающий.

19. Валидол.















9. Библиотека

9.1. Учебная литература

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1.

Химия 8 класс

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков

Просвещение

2021

1

2.

Химия 8 класс.

О.С.Габриелян

Дрофа

2018

1

3.

Химия 9 класс.

О.С.Габриелян

Дрофа

2018

1


9.2. Контрольные работы

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1.

Репозиторий модельной региональной основной общеобразовательной программы основного общего образования раздел 1.3.3.11 Химия. Габриелян О.С.







9.3. Дидактический материал

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1.

Химия в расчетных задачах: элективный курс

О.Ю.Косова

Взгляд

2012

15

2.

Единый государственный экзамен. Химия: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, расчетные задачи

О.Ю. Косова,

Л.Л. Егорова

Взгляд

2004

15

  1. Занятость кабинета № ____ на _____________четверть.









10. Перспективный план развития кабинета химии на 2021-2022 уч. год.

Цели:

1. Обеспечить необходимые условия для эффективного проведения занятий по химии, положив в их основу эксперимент.

2. Обеспечить учебно-методическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

п/п

Содержание деятельности по оснащению кабинета

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

1.

Провести полную инвентаризацию лабораторного оборудования кабинета химии.

Сентябрь

Болотина Е.Е.


2

Провести полную инвентаризацию химических реактивов имеющихся в кабинете химии


Октябрь

Болотина Е.Е.


3

Провести полную инвентаризацию учебников, учебных пособий и дидактического материала, обеспечивающих выполнение инвариантной и вариативной части учебного плана.


Ноябрь

Болотина Е.Е.



4

Собрать все данные инвентаризации в единую папку

Декабрь

Болотина Е.Е.



5

Составить список недостающего оборудования и химических реактивов.


Сентябрь

Болотина Е.Е.



6

Приобрести методическую и учебную литературу для проведения элективных курсов по химии.

Сентябрь

Болотина Е.Е.



7

Приобрести дидактические материалы.

Октябрь

Болотина Е.Е.



8

Постоянно вести каталог на приобретаемую литературу и журнальные статьи.


В течение года

Болотина Е.Е.



9

Начать работу по составлению инструкций для проведения лабораторных и практических работ в химико-биологических классах


Январь

Болотина Е.Е.



10

Оформить стенд «Государственный стандарт по химии».

Октябрь

Болотина Е.Е.



11

Приобретение шкафов, для хранения учебной литературы

В течение года

Болотина Е.Е.


12

Приобретение и оформление стендов по технике безопасности

В течение года

Болотина Е.Е.




Зав. кабинетом __________/Болотина Е.Е./












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!