Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Парус»
г. Урень Нижегородской области
Паспорт мини-музея
«Матрешка»
Выполнили: воспитатель
высшей квалификационной
категории
Морозова И.С.
г. Урень 2023 г
Содержание
1 | Сведения об авторском коллективе | 3 |
2 | Паспортные данные мини-музея | 4 |
3 | Аспекты музейной деятельности | 5 |
4 | Характеристика мини-музея | 6 |
5 | План работы по созданию мини-музея | 8 |
6 | Перспективный план работы мини-музея | 8 |
7 | Перспектива развития мини-музея | 10 |
8 | Список литературы | 11 |
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
(Джулия Рум)
.
Введение
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, а что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому в нашей группе, был создан мини-музей «Русская матрёшка». Экспонатами стали разнообразные игрушки – матрешки, картинки с изображением матрешек. Учитывая возраст детей, подобрали игры, песенки, потешки, книги о матрешках. Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.
Сведения об авторском коллективе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Парус» г. Урень Нижегородской области |
Воспитатель | Образование | Стаж |
Морозова Ирина Сергеевна | высшее | 22 года |
Вершинина Екатерина Леонидовна | среднее-профессиональное | 4 года |
Руководители мини-музея:
воспитатели группы «Дельфиненок» - Морозова Ирина Сергеевна, Вершинина Екатерина Леонидовна
Структура управления мини- музеем:
Руководители мини – музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее
Паспортные данные мини-музея
Наименование мини – музея: «Матрешка».
Профиль мини – музея: художественно – эстетический, познавательный.
Цель создания музея: формирование у детей представления о русской народной игрушке – матрешке, ее разнообразии;
Задачи:
Дать элементарные знания об истории создания матрёшки как народного промысла;
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей;
Развивать творческие способности детей при передаче своих впечатлений в продуктивной деятельности
Обогащать предметно-развивающую среду группы предметами русского народного творчества.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип наглядности.
• Принцип учета возрастных особенностей детей.
• Принцип последовательности.
• Принцип опоры на интересы ребенка.
• Принцип сотрудничества.
Место расположения, условия: мини-музей занимает место в Центре книги в младшей группе «Дельфиненок» МАДОУ детский сад «Парус».
Аспекты музейной деятельности.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, художественно-эстетического развития детей.
Формы деятельности:
• Поисковая.
• Игровая.
• Экспозиционная.
• Познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборка дидактических игр, картинки, располагается картотека потешек, песенок, физкультминуток, раскраска для детей (матрешки).
Характеристика мини-музея «Матрешка»
Оснащение мини - музея « Матрешка»
№ | Название экспоната | Постоянное/ временное хранение | Ф. И. представившего экспоната |
Экспонаты мини-музея |
1. | Семеновская матрешка (большая) | временное | Цыплянская Ульяна |
2. | Семеновская матрёшка (средняя) | постоянное | Гусева Ника |
3. | Семеновская матрешка (маленькая) | временное | Косарев Иван |
4. | Деревянная ложка-матрешка | постоянное | Лебедева Анна |
5. | Матрешка-снеговик | постоянное | Кургузов Василий |
6. | Матрешка-солдат | временное | Ильина Елизавета |
7. | Матрешка-дедушка | временное | Ильина Елизавета |
8. | Заготовка для матрешки | постоянное | Смирнова Алина |
9. | Полхов-майданская матрешка | временное | Бархатов Тимофей |
«Сами своими руками» |
10. | Текстильная кукла | постоянное | Соловьев Артем |
11. | Фартук «Матрешка» | временное | Тигин Павел |
12. | Деревянная доска «Матрешка» | постоянное | Смирнова Алина |
13.. | Д/и «Построй по росту» | постоянное | Смирнов Алексей |
14. | Книжка-малышка «Потешки про матрешку» | постоянное | Ильина Лиза |
15. | Книжка-малышка «Веселые матрешки» | постоянное | Гусева Ника |
«Библиотека» |
16. | «Русская матрешка» | постоянное | Вершинина Е.Л, |
«Игротека» |
17. | Д\и «Найди домик для матрешки» | постоянное | Морозова И.С. |
18. | Д/и «Собери матрешку» | постоянное | Морозова И.С. |
19. | Д\и «Расставь матрешек по порядку» | постоянное | Морозова И.С. |
Особенности использования мини-музея
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей. Игрушки могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности. непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи, потешки, песенки о матрешках, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.
«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены родителями.
«Игротека» дидактические игры с использованием матрешек
План работы по созданию мини-музея
Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
Подготовительный этап | 1.Определение темы и названия музея. 2. Выбор места для размещения | Январь 2023 г. | В групповой комнате подобрано место для мини-музея |
Практический этап | 1. Сбор экспонатов. 2. Оформление выставки. 3.Индивидуальная работа с детьми и родителями. | Февраль 2023 г. | Создание мини-музея. |
Подведение итогов | Выставка экспонатов мини-музея | Май 2023 г. | Положительная оценка мини – музея |
Перспективный план работы мини-музея
Месяц | Содержание | Цель | Участники |
январь | Знакомство с матрешкой Беседа «Знакомство с русской матрешкой» Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешки» Чтение стихотворения С. Маршака «Восемь кукол деревянных» Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Матрешки» | Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла; дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; называть свойства и качество предметов. | Воспитатели, родители, дети |
февраль | Беседа «Какие бывают матрешки» Игровая ситуация «Напоим матрешку чаем» Рисование «Украсим сарафаны матрешкам» Чтение стихотворения В. Орлова «В матрешке - матрешка» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями. | Формировать представления детей о разнообразии матрешек. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами; закрепить умение работать с кистью и красками | Воспитатели, родители, дети |
март | Аппликация «Нарядная матрешка» Разучивание танца «Мы веселые матрешки» Создание «Библиотеки» ( загадки, стихи, потешки о матрешке). | Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас. Развивать умение украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, квадрат, треугольник; закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем. | Воспитатели, родители, дети |
апрель | Лепка «Сестричка Неваляшка» Изготовление и использование дидактических игр «Расставь матрешек по порядку», «Спрячь матрешку», «Одна и много», «Собери матрешку» Чтение стихотворения Э. Успенского «Матрешка» Консультация для родителей «Как играть с матрешкой» | Продолжать учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с цветом, величиной. | Воспитатели, родители, дети |
май | Мастер-класс с родителями «Красивый наряд для матрешки» Раскрашивание контурных картинок «Матрешки» Разучивание русских народных потешек Конструирование «Домик для матрешки» | Создать условия для совместного творчества родителей и детей; Способствовать развитию умения детей сооружать постройки из строительного материала, вызывать желание обыгрывать постройку | Воспитатели, родители, дети |
Перспектива развития мини-музея
Создание картотеки художественных произведений, загадок о матрешках
Проведение занятий по разным видам деятельности на базе мини-музея или с использованием его коллекций
Список литературы
Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008, 256 с.
Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50
Шайдурова Н.В. Весёлые матрёшки. Учебно-методическое пособие. Издательство: Детство-Пресс,2012, 64 с.