Образовательный проект
«Волшебный мир сказки»
Автор проекта:
учитель начальных классов
Ушакова Валентина Игоревна
Участники проекта:
3 класс, родители.
Паспорт проекта
Актуальность. Книга совершенствует ум обучающегося, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Волшебный мир сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Ведь сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, он погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. С.Г Струмилин писал: «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают обучающемуся запомнить сказку.
Условия реализации проекта:
Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности.
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов, наглядного и дидактического материала.
Накопление, систематизация материалов, наличие методической и художественной литературы.
Сотрудничество со школьной и центральной библиотеками.
Активное сотрудничество с семьей.
Цель проекта:развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствование накоплению эстетического опыта, при чтении и обсуждении литературных произведений.
2. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок,формировать навыки сотрудничества
3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
4. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой; организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у обучающихсялюбви к книгам.
Участники проекта: обучающиеся 3 класса, учителя, библиотекари, родители.
Тип проекта: Информационно-творческий, групповой.
Методы проекта: Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Сроки реализации проекта: ноябрь - декабрь.
Основные формы реализации проекта:
Предполагаемый результат проекта:
1. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.
2. Привлечение к совместной работе родителей.
3. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.
4. Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей и содействие творческому развитию.
5. Оформление выставки детского творчества «Моя сказка».
6. Путешествие – викторина для обучающихся 3 классов «Литературная гостиная».
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение бесед по данной теме, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы.
• Индивидуальные и коллективные беседа о героях сказок.
• Обучить анализировать произведения художественной литературы, создавать творческие работы, наблюдать за природой, выражать в творчестве своего видения происходящие в них явления.
• Тематическое содержание книжного уголка.
2. Деятельность детей.
• Участие в общешкольной викторине «Литературная гостиная», беседах.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление сказочных предметов, выставка рисунков и мини – книжек.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение театральной постановки «Репка».
3. Деятельность родителей.
• Рисование с детьми сюжетов сказок.
•Изготовление детьми вместе с родителями масок для театральной постановки.
Предметно-развивающая среда:
Оформление книжного уголка.
Дидактические игры по содержаниям сказок.
Подборка наглядно – дидактического материала.
Подборка художественной литературы – сказок, пословиц и поговорок.
Подборка мультфильмов.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка атрибутов для театральной постановки «Репка».
План работы:
1 этап Подготовительный (ноябрь)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
2 этап Основной (реализация проекта) (декабрь)
Беседы, викторины, выставки рисунков, поделок и мини – книжек, чтение худ. литературы, разучивание пословиц и поговорок, просмотр презентаций и мультфильмов, подготовка к театральной постановке.
3 этап Заключительный (декабрь)
- проведение путешествия - викторины «Литературная гостиная»,
- презентация проекта,
- оформление выставки.
Комплексно – тематический план художественно-эстетической и познавательной направленности обучающихся 3 «Б» класса
№ п/п | Тема | Цель | Срок выполнения |
1 | Экскурсия в ЦБ | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности и активный познавательный процесс | Ноябрь |
2 | Беседа на тему: «Что такое сказка? Какие бывают сказки?» | Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний | Ноябрь |
4 | Экскурсия в школьную библиотеку | Использовать ресурсы социума в расширении кругозора; ознакомление с книгами выставочных залов | Ноябрь |
5 | «В гостях у сказки» (беседа и презентация) | Развитие познавательной активности, используя развивающие игры | Ноябрь |
6 | «По сказкам К. И. Чуковского» (чтение) | Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта | Ноябрь |
7 | «Любимый герой» (комплексное рисование) | Развитие самостоятельной познавательной деятельности, направленной на поиск, обработку, усвоение полученной информации | Ноябрь |
№ п/п | Познавательно – практическая деятельность | Срок выполнения |
1 | Работа над театрализованной постановкой «Репка», совместная работа по созданию тематических презентаций к проекту | Ноябрь-декабрь |
2 | Оформление мини-книжек «Моя сказка» | Ноябрь |
3 | Изготовление «волшебных» предметов | Ноябрь |
4 | Участие в путешествии - викторине «Литературная гостиная» | Декабрь |
№ п/п | Работа с родителями | Срок выполнения |
1 | Совместное изготовление с родителями масок для театральной постановки. | Декабрь |
2 | Беседа «как помочь ребенку в разучивании роли» | Ноябрь |
3 | Участие в экскурсии в центральную библиотеку | Ноябрь |