СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт проекта "Откуда слово школьное пришло?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа  над проектом помогает младшим  школьникам расширить круг знаний, совершенствовать навыки с информационными ресурсами.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта "Откуда слово школьное пришло?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малиновский учебно-воспитательный комплекс «Школа-дошкольное образовательное учреждение» администрации Володарского района «Откуда слово школьное пришло?» Паспорт проекта, выполненного обучающимися 3 класса Руководитель Шаповалова Татьяна Григорьевна  Февраль 2023-2024 учебного года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малиновский учебно-воспитательный комплекс «Школа-дошкольное образовательное учреждение» администрации Володарского района

«Откуда слово школьное пришло?»

Паспорт проекта, выполненного обучающимися 3 класса

Руководитель Шаповалова Татьяна Григорьевна

Февраль 2023-2024 учебного года

Актуальность проблемы :  Язык каждого народа очень подвижен, в нём постоянно происходят незначительные изменения, которые со временем накапливаются и образуют новые языковые феномены.  Очень интересна история развития языка, появления в нём слов различных лексических групп. Поэтому работа над реализацией проекта дала возможность проявить интерес к замечательной науке этимологии, чтобы подробнее узнать о судьбах слов школьной тематики и об особенностях языкового отражения окружающего нас мира. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Актуальность проблемы :

Язык каждого народа очень подвижен, в нём постоянно происходят незначительные изменения, которые со временем накапливаются и образуют новые языковые феномены.

Очень интересна история развития языка, появления в нём слов различных лексических групп. Поэтому работа над реализацией проекта дала возможность проявить интерес к замечательной науке этимологии, чтобы подробнее узнать о судьбах слов школьной тематики и об особенностях языкового отражения окружающего нас мира.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Цель проекта :  выяснить пути происхождения и время появления слов в русском языке на определённую тематику («Школьные принадлежности»). Задачи проекта : 1. Используя словари, научно-популярную и другие источники учиться собирать информацию об истории, значении и употреблении слов в русском языке на определённую тематику ( «Школа и школьные принадлежности»). 2. Учиться определять причины возникновения слов. 3. Составить небольшие статьи о словах определённой тематики. 4. Учиться презентовать свои страницы со статьями о словах определённой тематики. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Цель проекта :

выяснить пути происхождения и время появления слов в русском языке на определённую тематику

(«Школьные принадлежности»).

Задачи проекта :

1. Используя словари, научно-популярную и другие источники учиться собирать информацию об истории, значении и употреблении слов в русском языке на определённую тематику ( «Школа и школьные принадлежности»).

2. Учиться определять причины возникновения слов.

3. Составить небольшие статьи о словах определённой тематики.

4. Учиться презентовать свои страницы со статьями о словах определённой тематики.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Планируемые результаты :  Личностные результаты: В ходе работы над проектом у обучающихся продолжится формирование: готовности и способности к саморазвитию;  мотивация к познанию, ценностно-смысловые установки;  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над мини-проектами и во время исследовательской деятельности; мотивация к творческому труду, работе на результат. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Планируемые результаты : Личностные результаты:

В ходе работы над проектом у обучающихся продолжится формирование:

  • готовности и способности к саморазвитию;
  • мотивация к познанию, ценностно-смысловые установки;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над мини-проектами и во время исследовательской деятельности;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Объект исследования:  слова, обозначающие школьные принадлежности. Предмет исследования:  этимологический анализ слов, обозначающих школьные принадлежности. Гипотеза:  применение этимологического анализа слова углубляет знания по истории, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов. Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы учителями и обучающимися на уроках и во внеклассной деятельности. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Объект исследования: слова, обозначающие школьные принадлежности.

Предмет исследования: этимологический анализ слов, обозначающих школьные принадлежности.

Гипотеза: применение этимологического анализа слова углубляет знания по истории, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы учителями и обучающимися на уроках и во внеклассной деятельности.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Планируемые результаты :  Метапредметные результаты:  В ходе работы над проектом обучающиеся научатся : находить пути решения поднимаемой проблемы; находить полезную информацию в словарях и научно-познавательной литературе; совершенствовать умения находить информацию о происхождении заданных слов; сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; оформлять свои страницы для общего тематического альбома; презентовать личный мини-проект; оценивать результаты работы; пользоваться результатами собственной деятельности в дальнейшем. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Планируемые результаты : Метапредметные результаты:

В ходе работы над проектом обучающиеся научатся :

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;
  • находить полезную информацию в словарях и научно-познавательной литературе;
  • совершенствовать умения находить информацию о происхождении заданных слов;
  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • оформлять свои страницы для общего тематического альбома;
  • презентовать личный мини-проект;
  • оценивать результаты работы;
  • пользоваться результатами собственной деятельности в дальнейшем.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Типология проекта:    по характеру контактов – внутренний; по характеру координации – с непостредственной координацией; по предметно-содержательной направленности – монопредметний;  по количеству участников – групповой; по форме презентации результатов – информационный час; по продолжительности – краткосрочный;  по ведущей деятельности – ознакомительно-информационный. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Типология проекта:

  • по характеру контактов – внутренний;
  • по характеру координации – с непостредственной координацией;
  • по предметно-содержательной направленности – монопредметний;
  • по количеству участников – групповой;
  • по форме презентации результатов – информационный час;
  • по продолжительности – краткосрочный;
  • по ведущей деятельности – ознакомительно-информационный.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Продукт проекта – альбом.   Этапы работы над проектом :   Сообщение цели и задач проекта. Планирование и организация деятельности. Практический. Презентационный. Рефлексивный (контрольно-оценочный). Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Продукт проекта –

альбом.

Этапы работы над проектом :

  • Сообщение цели и задач проекта.
  • Планирование и организация деятельности.
  • Практический.
  • Презентационный.
  • Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Личный вклад в решение проблемы:   изучили теоретический материал по теме исследования; познакомились с этимологическими словарями разных авторов; определили список слов; проанализировали происхождение слов заданной тематики, определив их современное значение; написали объяснительные диктанты – словарные статьи изученных слов. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Личный вклад в решение проблемы:

  •   изучили теоретический материал по теме исследования;
  • познакомились с этимологическими словарями разных авторов;
  • определили список слов;
  • проанализировали происхождение слов заданной тематики, определив их современное значение;
  • написали объяснительные диктанты – словарные статьи изученных слов.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Задача этимологии – «найти значение слова в момент его создания». (В.Пизани ) Этимоло́гия  (др.-греч. ἐτυμολογία от ἔτυμον — истина, основное значение слова и  λόγος   — слово, учение, суждение). Этимология – это наука, которая объясняет происхождение слов. Она является одной из многочисленных наук о языке и одной из наиболее интересной. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Задача этимологии – «найти значение слова в момент его создания». (В.Пизани )

  • Этимоло́гия  (др.-греч. ἐτυμολογία от ἔτυμον — истина, основное значение слова и  λόγος   — слово, учение, суждение).
  • Этимология – это наука, которая объясняет происхождение слов. Она является одной из многочисленных наук о языке и одной из наиболее интересной.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Результаты исследования:  В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё происхождение.   Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Результаты исследования:

В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё происхождение.

Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Мы узнали: Выяснение происхождения слов помогает раскрывать многие тайны и загадки языка. Раскрывать эти тайны помогает наука этимология. Это – наука о происхождении слов. Изучение этимологии помогает узнать много нового об истории своего языка и народа, расширить словарный запас, усовершенствовать орфографические навыки.  Исследовав часть русской лексики с точки зрения происхождения слов, их употребления в речи, мы уверены, что обучающиеся нашей школы поймут и осознают всю прелесть русского языка, будут учиться более грамотно общаться. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Мы узнали:

  • Выяснение происхождения слов помогает раскрывать многие тайны и загадки языка.
  • Раскрывать эти тайны помогает наука этимология. Это – наука о происхождении слов.
  • Изучение этимологии помогает узнать много нового об истории своего языка и народа, расширить словарный запас, усовершенствовать орфографические навыки.

Исследовав часть русской лексики с точки зрения происхождения слов, их употребления в речи, мы уверены, что обучающиеся нашей школы поймут и осознают всю прелесть русского языка, будут учиться более грамотно общаться.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Использованная литература : 1. Википедия ( http :// ru . wikipedia . org / wiki ) 2. Большой этимологический словарь русского языка. Составитель Климова М.В., 2021 г. Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса

Использованная литература :

1. Википедия ( http :// ru . wikipedia . org / wiki )

2. Большой этимологический словарь русского языка. Составитель Климова М.В., 2021 г.

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса