Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малиновский учебно-воспитательный комплекс «Школа-дошкольное образовательное учреждение» администрации Володарского района
«Откуда слово школьное пришло?»
Паспорт проекта, выполненного обучающимися 3 класса
Руководитель Шаповалова Татьяна Григорьевна
Февраль 2023-2024 учебного года
Актуальность проблемы :
Язык каждого народа очень подвижен, в нём постоянно происходят незначительные изменения, которые со временем накапливаются и образуют новые языковые феномены.
Очень интересна история развития языка, появления в нём слов различных лексических групп. Поэтому работа над реализацией проекта дала возможность проявить интерес к замечательной науке этимологии, чтобы подробнее узнать о судьбах слов школьной тематики и об особенностях языкового отражения окружающего нас мира.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Цель проекта :
выяснить пути происхождения и время появления слов в русском языке на определённую тематику
(«Школьные принадлежности»).
Задачи проекта :
1. Используя словари, научно-популярную и другие источники учиться собирать информацию об истории, значении и употреблении слов в русском языке на определённую тематику ( «Школа и школьные принадлежности»).
2. Учиться определять причины возникновения слов.
3. Составить небольшие статьи о словах определённой тематики.
4. Учиться презентовать свои страницы со статьями о словах определённой тематики.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Планируемые результаты : Личностные результаты:
В ходе работы над проектом у обучающихся продолжится формирование:
- готовности и способности к саморазвитию;
- мотивация к познанию, ценностно-смысловые установки;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над мини-проектами и во время исследовательской деятельности;
- мотивация к творческому труду, работе на результат.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Объект исследования: слова, обозначающие школьные принадлежности.
Предмет исследования: этимологический анализ слов, обозначающих школьные принадлежности.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова углубляет знания по истории, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы учителями и обучающимися на уроках и во внеклассной деятельности.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Планируемые результаты : Метапредметные результаты:
В ходе работы над проектом обучающиеся научатся :
- находить пути решения поднимаемой проблемы;
- находить полезную информацию в словарях и научно-познавательной литературе;
- совершенствовать умения находить информацию о происхождении заданных слов;
- сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- оформлять свои страницы для общего тематического альбома;
- презентовать личный мини-проект;
- оценивать результаты работы;
- пользоваться результатами собственной деятельности в дальнейшем.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Типология проекта:
- по характеру контактов – внутренний;
- по характеру координации – с непостредственной координацией;
- по предметно-содержательной направленности – монопредметний;
- по количеству участников – групповой;
- по форме презентации результатов – информационный час;
- по продолжительности – краткосрочный;
- по ведущей деятельности – ознакомительно-информационный.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Продукт проекта –
альбом.
Этапы работы над проектом :
- Сообщение цели и задач проекта.
- Планирование и организация деятельности.
- Практический.
- Презентационный.
- Рефлексивный (контрольно-оценочный).
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Личный вклад в решение проблемы:
- изучили теоретический материал по теме исследования;
- познакомились с этимологическими словарями разных авторов;
- определили список слов;
- проанализировали происхождение слов заданной тематики, определив их современное значение;
- написали объяснительные диктанты – словарные статьи изученных слов.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Задача этимологии – «найти значение слова в момент его создания». (В.Пизани )
- Этимоло́гия (др.-греч. ἐτυμολογία от ἔτυμον — истина, основное значение слова и λόγος — слово, учение, суждение).
- Этимология – это наука, которая объясняет происхождение слов. Она является одной из многочисленных наук о языке и одной из наиболее интересной.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Результаты исследования:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё происхождение.
Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Мы узнали:
- Выяснение происхождения слов помогает раскрывать многие тайны и загадки языка.
- Раскрывать эти тайны помогает наука этимология. Это – наука о происхождении слов.
- Изучение этимологии помогает узнать много нового об истории своего языка и народа, расширить словарный запас, усовершенствовать орфографические навыки.
Исследовав часть русской лексики с точки зрения происхождения слов, их употребления в речи, мы уверены, что обучающиеся нашей школы поймут и осознают всю прелесть русского языка, будут учиться более грамотно общаться.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса
Использованная литература :
1. Википедия ( http :// ru . wikipedia . org / wiki )
2. Большой этимологический словарь русского языка. Составитель Климова М.В., 2021 г.
Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель 3 класса