Цель исследования: узнать какими свойствами обладают «Тела. Вещества. Частицы» Гипотеза исследования: любой предмет можно назвать телом, а тело состоит из частиц. Методы исследования: наблюдение, опыты, сравнение, обобщение, анализ, синтез. Оборудование для проведения исследования: кусочек сахара, марганцовка, карандаш, щепотка соли (в ложке или пакете), предметные стёкла с частицами кварца и активированного угля, микроскоп, стаканы. Перчатки, фартуки, клеенки и защитные очки для обучающихся. Ход исследования: 1. Обращение к теоретическому материалу: энциклопедии, учебник по окружающему миру, интернет ресурсы. 2. Определение гипотезы, проблемы, цели, плана действий, обоснование актуальности. 3. Проведение опытов: Опыт № 1. «Сахар состоит из мельчайших частиц». Учитель просит взять кусочек сахара и опустить его в стакан с водой. Обучающиеся наблюдают за процессом растворения сахара в воде. Приходят к выводу, что сахар состоит из мельчайших частиц, которые дают сладкий вкус. Также делают вывод, что теперь эта жидкость состоит из двух частиц, а именно воды и сахара. Затем эту жидкость размещают на специальном стёклышке, чтобы посмотреть её под микроскопом. Вывод: после растворения в жидкости сахар не перестал быть сахаром, потому что вода осталась сладкой. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу. Вещества могут растворяться в воде. Опыт № 2. «Частицы марганцовки» Учитель просит взять кристалл марганцовки и также опустить в стакан с водой. Обучающиеся наблюдают за процессом окрашивания воды. Приходят к выводу, что мельчайшие частицы марганцовки могут окрасить воду в характерный фиолетовый цвет. Затем эту жидкость размещают на специальном стёклышке, чтобы посмотреть её под микроскопом. Вывод: вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц. Опыт № 3. «Частицы в твердых телах» Учитель просит взять простой карандаш, положить в стакан с водой, но понимают, что ничего не происходит и рекомендует сразу посмотреть его под микроскопом. Обучающиеся приходят к выводу, что этот предмет состоит из двух частиц: дерево и грифель, а грифель сделан из графита. Также приходят к такому выводу, что в твёрдых телах частицы плотно прижаты друг к другу, поэтому они сохраняют форму. Вывыд Вывод: в твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. пппппппппппппп Опыт № 4. «Частицы кварца и активированного угля» Учитель просит разместить под микроскопом стёклышко с частицами кварца. Затем обучающиеся зарисовывают себе как выглядят его частицы. Учитель просит самостоятельно провести опыт под микроскопом используя стеклышко с частицами активированного угля и также это зафиксировать. После того как учащиеся зафиксировали себе строение частиц кварца и активированного угля, учитель просит опустить эти частицы в стаканы с водой. Приходят к выводу, что они не растворяются в воде Вывод: кварц и уголь в воде не растворяются. 4. Фиксирование результатов опыта, формулирование вывода. 5. Изготовление продукта проекта: модель круговорота воды в природе. 6. Подтверждение или опровержение гипотезы (гипотеза подтверждается в результате проведения опытов, учащиеся выяснили что все предметы это тела, а каждое тело состоит из вещества, а вещество состоит из частиц.); сопоставление полученных результатов с поставленной целью. |