МБОУ «Криволесская ОШ»
Ступеньки творчества.
Проект учащихся 1-9 классов.
Руководитель проекта: Афонина Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Криволес
2017
Паспорт проектной работы
Тема: Ступеньки творчества
Данный проект реализован в рамках учебных тем творческого объединения «Вдохновение».
Тип проекта: коллективный, долгосрочный, творческий.
Состав проектной группы: коллектив учащихся 1- 9 классов.
Руководитель проекта: Афонина Елена Леонидовна, руководитель ТО, учитель русского языка и литературы.
Цель проекта: коллективное создание иллюстрированного сборника кроссвордов, викторин, заданий по программным произведениям; создание сборника стихотворений собственного сочинения.
Задачи проекта:
Показать красоту природы родного края.
Подобрать стихотворения русских поэтов по теме и выполнить к ним иллюстрации.
Осваивать первоначальные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, подбирать и оформлять материал, проводить самооценку.
Создавать условия для проявления творческих способностей учащихся.
Развивать чувства патриотизма, любви и уважения к природе родного края, к литературе и ценностям отечественной культуры.
Формировать навык работы в коллективе, умение выступать перед аудиторией, вызывать у слушателей зрительных образов при прослушивании стихотворений.
Планируемы результаты:
Базовый уровень
Составление тестовых заданий, кроссвордов, викторин по литературным произведениям.
Повышенный уровень
Написание литературных произведений собственного сочинения.
План работы
Проект реализовывается в 4этапа (ступени), отсюда и название проекта «Ступеньки творчества»
1 этап - подготовительный:
- разработка группового литературного проекта: объявление темы, формирование цели и задач проекта, объяснение требований к сбору материала.
2 этап - основной:
- составление заданий, викторин, кроссвордов, сочинение произведений разных жанров, набор текстов, иллюстрирование, оформление, издание.
3 этап – заключительный:
выступление, защита проекта
Аннотация
Одним из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности обучающихся является проектный метод.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет обучающимся выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем
К созданию проектов ученики могут приступить уже в начальных классах. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создание оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация, иллюстрирование, создание тематических поделок и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
Цель: создание условий, способствующих повышению уровня филологической культуры школьников, развитию их интеллектуального потенциала, формированию языковой и коммуникативной культуры, развитию товарищеских деловых отношений.
Задачи:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
развитие личностных и метапредметных результатов;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
формирование интереса школьника к познанию мира, к углубленному изучению художественной литературы, интереса к языковым средствам, которые используются авторами, чтобы усилить действенность высказывания, помочь ученикам овладеть ими на практике, создавая собственные словесные произведения;
формирование ответственного отношения к сказанному слову в собственных высказываниях;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
постижение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы, основанное на понимании образной природы искусства слова;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; развитие речевой культуры обучающихся; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы
Форма организация деятельности обучающихся – творческая лаборатория, которая строится на основе интереса её участников. Занятия в творческой лаборатории носят занимательный характер, что способствует расширению и углублению сведений, полученных на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких-то новых деталей, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливаются интересные аналогии. Важной является работа по культуре речи, которая расширяет и углубляет материал, развивает творческую инициативу ученика, и способствует познавательной деятельности.
Также при создании своих произведений дети понимают, что необходимы конфликт, развитие действия, кульминация, следовательно, происходит практическое осмысление этих литературоведческих понятий. Очень важно показать ученикам, что отличает писателя, сочинителя от ученого, почему люди смотрят на одни и те же предметы, явления по-разному, как влияет на видение мира личность человека, его жизненный опыт. Поэтому темой первого занятия будут размышления об авторстве, авторском миропонимании. В проекте особое внимание уделяется расширению активного словаря детей, правильной русской речи. Языковые игры и другие формы работы помогают научить школьников рассказывать и дают возможность самим проявить свои таланты и творчество.
Проект «Ступеньки творчества» интегрировано включает в себя не только творческую, но и проектную деятельность, актуальность которой сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального и основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Мониторинг сформированности УУД
Проект находится в стадии реализации, включает входящую и итоговую диагностики, результаты которые будут представлены по окончанию проекта.
Планируемые результаты
1) формирование (от общего к частному) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач при помощи игровых и проблемных ситуаций;
2) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
3) осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения при работе с различным литературным материалом, художественными текстами;
4) умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
5) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения, умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, умение работать в группе — владение навыками самопрезентации;
7) формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
7) формирование и развитие информационной компетентности в области
Продукт проекта
Общим результатом по освоению проекта станет иллюстрированный печатный сборник литературных работ «Ступеньки творчества», в который войдут все творческие работы, выполненные учащимися.
Учебные пособия и методическая литература проекта
1. Бегак Б. Правда сказки. – М.: Детская литература., 1989 г. – 128 с.
2. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль, Академия развития, 1997г. – 240 с.
3. Матюшкин А.М. , Шумакова Н.Б. , Юркевич В.С. , Яковлева Е.Л. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика , 1991 г. - 160 с.
4. Стрелкова Л. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989г. – 128 с.
5. Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных сказочных викторин, кроссвордов, чайнвордов для детей. - М.: Издательство фирмы АСТ, 1992. – 80 с.
6. Шаров А. Волшебники приходят к людям: книга о сказках и сказочниках. – М.: Детская литература, 1979 г. – 326 с.
7.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.
8. Компьютер
9. Принтер
10. Интернет ресурсы
www. standart.edu.ru
www.garant.ru