СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт проекта "Тряпичная кукла" разработанный для детей средней группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из негосударственных символов России является - тряпичная кукла. Издревне на Руси такую куклу мастерили из подручных материал, начиная с младенческого возраста ребенка. В разном возрасте изготавливались разные куколки. Самую первую мастерила мать из своего платка, бережно укладывая ее в колыбельку малыша, для того, что бы он мог впитывать родной запах и быть спокоен пока мама нет рядом. Подрастая дети сами делали себе куколок. С каждым годом улучшая свое мастерство, делая более искусные наряды.

 

Тряпичная кукла помогала ребенку социализироваться, понять как устроен быт и какие есть особенности культуры его края.

 

В наше время, возрождая традиции русского народа, мы даем детям возможность более глубоко проникнуться семейными ценностями. Ведь взяв в руки тряпичную куклу, ребенку так и хочется играть в "дом", "семью", "свадьбу"...

Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта "Тряпичная кукла" разработанный для детей средней группы.»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Сертоловский сад комбинированного вида №3 Всеволожского района Ленинградской области   Паспорт проекта  «Тряпичная кукла.»  Воспитатель: Заярко Светлана Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Сертоловский сад комбинированного вида №3

Всеволожского района Ленинградской области

Паспорт проекта «Тряпичная кукла.» Воспитатель: Заярко Светлана Александровна

Позиция паспорта Содержание Название проекта «Тряпичная кукла» Авторы проекта Воспитатели: Заярко С.А. Направленность (соотнесение с предметной областью) Народное творчество Участники проекта Сроки реализации (дата начала – дата окончания) Дети средней группы и их родители, воспитатели 01.11 – 30.11.2024г. Цель проекта Повышение уровня нравственного и познавательного воспитания детей Краткое описание Продукты проекта - ознакомительная консультация для родителей о проекте,  рисование, аппликация, создание тряпичной куклы,  русские народные игры,  - этнографический мини – музей «Народная кукла и предметы быта»,  провести занятия познавательного цикла,  - организовать творческую деятельность детей - проведение мастер класса.

Позиция паспорта

Содержание

Название проекта

«Тряпичная кукла»

Авторы проекта

Воспитатели: Заярко С.А.

Направленность (соотнесение с предметной областью)

Народное творчество

Участники проекта

Сроки реализации (дата начала – дата окончания)

Дети средней группы и их родители, воспитатели

01.11 – 30.11.2024г.

Цель проекта

Повышение уровня нравственного и познавательного воспитания детей

Краткое описание

Продукты проекта

- ознакомительная консультация для родителей о проекте,

  • рисование, аппликация, создание тряпичной куклы,
  • русские народные игры, - этнографический мини – музей «Народная кукла и предметы быта»,
  • провести занятия познавательного цикла, - организовать творческую деятельность детей

- проведение мастер класса.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Актуальность проекта 1.2 Цели и задачи 1.3 Ожидаемые результаты и форма предъявления 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Учебно-тематический план 2.2 Содержание 2.3 Модель трех вопросов для детей 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Календарно-тематическое планирование 3.2 Выводы по проекту 3.3 Использованные источники

СТРУКТУРА ПРОЕКТА:

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Актуальность проекта

1.2 Цели и задачи

1.3 Ожидаемые результаты и форма предъявления

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно-тематический план

2.2 Содержание

2.3 Модель трех вопросов для детей

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Календарно-тематическое планирование

3.2 Выводы по проекту

3.3 Использованные источники

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Актуальность проекта: связана с формированием основ общей культуры дошкольника, развитием познавательного интереса к нетрадиционным символам России, а именно, тряпичкой кукле для повышения уровня нравственного и патриотического воспитания в рамках требований Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 64, п.1).

1.2 Цели и задачи

Цель проекта:  создать условия для формирования культурных ценностей, знаний детей о нетрадиционных, негосударственных символах России ( «Тряпичной кукле »).          

Задачи проекта: 

- образовательные :

  • обобщить знания детей о негосударственных символах России в лице тряпичной куклы,
  • систематизировать представления детей о старинных традициях изготовления тряпичной куклы на Руси,
  • сформировать представление о значении тряпичной куклы на Руси,
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.

- развивающие:

  • развить познавательную способность детей активно включая в познавательно поисковую деятельность,
  • развивать чувство семейного сплочения.

- воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение детей к предметам декоративно прикладного искусства,
  • Воспитывать умение проявлять интерес и заботу к историческому прошлому нашего народа.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.3 Ожидаемые результаты и форма предъявления:

  • уточнение и дополнение знаний о представленных негосударственных символах России (тряпичной кукле) и историческом прошлом нашего народа;
  • формирование познавательного интереса отношениям, поведению людей, стремлению их осмыслить, оценить в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
  • умение слушать и уважать мнение других людей;
  • проявление любознательности и интереса к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и приобретению своего места в семье и обществе;
  • обогащение активного словаря;
  • формирование творческих способностей;
  • воспитание чувств любви и гордости за свою родину;
  • интерес к теме проекта в последующие дни;
  • Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО в вопросах духовно нравственного воспитания детей;
  • проявление активности в пополнении предметно-познавательной среды родителями;
  • развитие чувства сплоченности между воспитателем, родителями и детьми;
  • продуктивное сотрудничество между участниками проекта;
  • Повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях внедрения ФОП;
  • Нахождение эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Содержательный раздел 2.1 Учебно-тематический план проекта № 1 Дата 2 04.11.2024 Этап проекта Деятельность педагога проблематика проекта 06.11.2024 3 Деятельность детей 08.11.2024 беседа с детьми 4 знакомство с негосударственными символами России 11.11.2024 13.11.2024 чтение сказок про тряпичную куклу ответы на вопросы беседа на основе методической разработки (проекта) 5 высказывания детей выразительное и эмоциональное прочтение высказывания Рисование 20.11.2024 6 15.11.2024 слушание стимуляция развитие воображения 7 Аппликация 22.11.2024 работа с карандашами, создание индивидуального образа куклы Итого 25.11.2024 объяснение важности порядка действия в работе Вышивание крестиком объяснение хода работы с вышивкой Мастер класс «Тряпичная кукла», создание куклы «Пеленашки», выучивание русской народной колыбельной, игры работа с материалами работа с пяльцами, иголкой и ниткой организация творческой атмосферы Общее количество часов по проекту – 5 часов Дети создают куколку своими руками из лоскутков ткани, поют, играют в русские народные игры.

2. Содержательный раздел

2.1 Учебно-тематический план проекта

1

Дата

2

04.11.2024

Этап проекта

Деятельность педагога

проблематика проекта

06.11.2024

3

Деятельность детей

08.11.2024

беседа с детьми

4

знакомство с негосударственными символами России

11.11.2024

13.11.2024

чтение сказок про тряпичную куклу

ответы на вопросы

беседа на основе методической разработки (проекта)

5

высказывания детей

выразительное и эмоциональное прочтение

высказывания

Рисование

20.11.2024

6

15.11.2024

слушание

стимуляция развитие воображения

7

Аппликация

22.11.2024

работа с карандашами, создание индивидуального образа куклы

Итого

25.11.2024

объяснение важности порядка действия в работе

Вышивание крестиком

объяснение хода работы с вышивкой

Мастер класс «Тряпичная кукла», создание куклы «Пеленашки», выучивание русской народной колыбельной, игры

работа с материалами

работа с пяльцами, иголкой и ниткой

организация творческой атмосферы

Общее количество часов по проекту – 5 часов

Дети создают куколку своими руками из лоскутков ткани, поют, играют в русские народные игры.

2.2 Содержание

Содержание образовательного процесса:

-физическое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие.

Содержание проекта:

  • провести занятия познавательного цикла,
  • организовать творческую деятельность детей рисование,
  • вместе с детьми изготовить индивидуальные работы: аппликация (понятие многослойности) «Одень куколку»,
  • привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления создание в группе мини – музея «Народная кукла и предметы быта»,

- ознакомительная консультация для родителей о проекте,

  • чтение авторских произведений, заучивание русских народных колыбельных

- проведение мастер класса по созданию тряпичной куклы;

- дидактические игры: «Народные промыслы», «Собери русскую тряпичную куклу»,  «Продолжи пословицу», «Четвертый лишний»;

  • подвижные игры: «Ручеек», «Заинька серенький, да заинька беленький», «Утка шла по бережку»;

- сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дом»;

- настольные игры: «Лабиринт», пазлы «Тряпичная кукла», «Разрезные картинки», «Мемо Матрешка»;

2.3 Модель трех вопросов для детей Что я знаю? Соня – кукла хранительница, держит в руках золото и добро; Что я хочу узнать? Соня – где она живет? Вика – с ней можно купаться на море; Как я могу узнать? Соня, Мира – я не знаю; Агата – куклы бывают разные; Вика – как ей играть? Агата – можно прочитать в книге; Мира –все хочу узнать; Тимофей –ее можно сделать самому; Мирон – где их можно купить? Артем – у куклы руки умеют двигаться, их можно подкидывать и ловить; Вика – спросить у мамы; Мира, Даня, Алиса – ничего не знаем; Тимоша –какие куклы бывают? Мирон – спросить у продавца; Мирон – их нельзя продавать. Артем – из чего их делают? Артем – посмотреть в телефоне.

2.3 Модель трех вопросов для детей

Что я знаю?

Соня – кукла хранительница, держит в руках золото и добро;

Что я хочу узнать?

Соня – где она живет?

Вика – с ней можно купаться на море;

Как я могу узнать?

Соня, Мира – я не знаю;

Агата – куклы бывают разные;

Вика – как ей играть?

Агата – можно прочитать в книге;

Мира –все хочу узнать;

Тимофей –ее можно сделать самому;

Мирон – где их можно купить?

Артем – у куклы руки умеют двигаться, их можно подкидывать и ловить;

Вика – спросить у мамы;

Мира, Даня, Алиса – ничего не знаем;

Тимоша –какие куклы бывают?

Мирон – спросить у продавца;

Мирон – их нельзя продавать.

Артем – из чего их делают?

Артем – посмотреть в телефоне.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Календарно-тематическое планирование Дата календаря Что может быть  04.11.24г. Время Беседа с детьми - мотивация к активности (действию) 06.11.24г. 08.11.24г. Беседа-знакомство с тряпичной куклой (внесение в группу музейных экспонатов кукол) как негосударственных символов России, игра  20 мин  60 мин. Чтение авторских произведений. 11.11.24г. 30 мин. Рисование = обсуждение 13.11.24г. 15.11.24г. Чтение авторских произведений. 20 мин. 30 мин Аппликация – деятельность + обсуждение с детьми. 20.11.24г. 20 мин 22.11.24г. Чтение авторских произведений. 30 мин Вышивка крестиком = обсуждение. 25.11.24г. 20 мин Мастер класс «Тряпичная кукла». 90 мин. Итого: 320 мин.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Календарно-тематическое планирование

Дата календаря

Что может быть

04.11.24г.

Время

Беседа с детьми - мотивация к активности (действию)

06.11.24г.

08.11.24г.

Беседа-знакомство с тряпичной куклой (внесение в группу музейных экспонатов кукол) как негосударственных символов России, игра

20 мин

60 мин.

Чтение авторских произведений.

11.11.24г.

30 мин.

Рисование = обсуждение

13.11.24г.

15.11.24г.

Чтение авторских произведений.

20 мин.

30 мин

Аппликация – деятельность + обсуждение с детьми.

20.11.24г.

20 мин

22.11.24г.

Чтение авторских произведений.

30 мин

Вышивка крестиком = обсуждение.

25.11.24г.

20 мин

Мастер класс «Тряпичная кукла».

90 мин.

Итого:

320 мин.

3.2 Выводы по проекту :

В результате проведенной работы было отмечено:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, художественную, музыкально-игровую). у детей сформировались устойчивые представления о негосударственном символе России – тряпичной кукле; дети проявляли живой интерес и желание играть, пополнили свои знания о материалах из которых создавались куклы, разнообразили словарный запас, научились придумывать разные сюжетные игры с использованием кукол, смогли самостоятельно создать свою куклу и элементы одежды, а так же изучили традиции создания народной куклы и проявили высокий интерес к историческому прошлому нашего народа. отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, художественную, музыкально-игровую).
  • у детей сформировались устойчивые представления о негосударственном символе России – тряпичной кукле;
  • дети проявляли живой интерес и желание играть, пополнили свои знания о материалах из которых создавались куклы, разнообразили словарный запас, научились придумывать разные сюжетные игры с использованием кукол, смогли самостоятельно создать свою куклу и элементы одежды, а так же изучили традиции создания народной куклы и проявили высокий интерес к историческому прошлому нашего народа.
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
3.2 Используемые источники: Личные консультации с узконаправленными специалистами: Гурвиц Людмила Витальевна – кукольница; Маркова Лариса Федоровна Чернышова Юлия Анатольевна 3.3 Литература для родителей и детей: 1. Дайн Галина «Игрушка в культуре России» коллекция книг:  2 книга « Сергиев Пасад – столица русской игрушки»;  4 книга «Тряпичная кукла. Лоскутные мячики»; 2. Мишина М.А. «Ляльки. Куклы. Куклаки.»; 3. Кирюшатова Татьяна цикл сказок о народных куклах:  Куколка-стригушка https://todar.ru/proizvedeniya/item/8323-kukolka-strigushka-skazki-o-narodnykh-kuklakh  Филипповка https://todar.ru/proizvedeniya/item/8321-kukla-filippovka-skazki-o-narodnykh-kuklakh  Неразлучники https://todar.ru/proizvedeniya/item/8322-nerazluchniki-skazki-o-narodnykh-kuklakh 4. Ченышева Юлия Анетольевна народные колыбельные: https://vk.com/audio?performer=1&q= юлия%20Чернышова%20настоящие%20колыбельные

3.2 Используемые источники:

  • Личные консультации с узконаправленными специалистами:
  • Гурвиц Людмила Витальевна – кукольница;
  • Маркова Лариса Федоровна
  • Чернышова Юлия Анатольевна

3.3 Литература для родителей и детей:

1. Дайн Галина «Игрушка в культуре России» коллекция книг:

2 книга « Сергиев Пасад – столица русской игрушки»;

4 книга «Тряпичная кукла. Лоскутные мячики»;

2. Мишина М.А. «Ляльки. Куклы. Куклаки.»;

3. Кирюшатова Татьяна цикл сказок о народных куклах:

Куколка-стригушка https://todar.ru/proizvedeniya/item/8323-kukolka-strigushka-skazki-o-narodnykh-kuklakh

Филипповка https://todar.ru/proizvedeniya/item/8321-kukla-filippovka-skazki-o-narodnykh-kuklakh

Неразлучники https://todar.ru/proizvedeniya/item/8322-nerazluchniki-skazki-o-narodnykh-kuklakh

4. Ченышева Юлия Анетольевна народные колыбельные: https://vk.com/audio?performer=1&q= юлия%20Чернышова%20настоящие%20колыбельные

Продукты проекта  МИНИ-МУЗЕЙ

Продукты проекта МИНИ-МУЗЕЙ

Продукты проекта  Знакомство

Продукты проекта

Знакомство

Продукты проекта Рисование

Продукты проекта

Рисование

Продукты проекта Аппликация

Продукты проекта

Аппликация

Продукты проекта Вышивка крестиком

Продукты проекта

Вышивка крестиком

Продукт проекта Дидактические  игры

Продукт проекта

Дидактические

игры

Продукты проекта Мастер-класс по созданию  куколки «Пеленашки»

Продукты проекта

Мастер-класс по созданию

куколки «Пеленашки»