Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий колледж индустрии сервиса»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
В рамках проекта по ранней профессиональной
ориентации
учащихся 6-9 классов общеобразовательных
организаций
«Билет в будущее»
г. Липецк 2023
«ШВЕЯ»
1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: индустриальная
Наименование профессионального направления: швея
Автор программы: Попова З.А., преподаватель.
Контакты автора: ГОБ ПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса».
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомительный | очный | 30 минут | 6-9 классы | Общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.) |
2. Содержание программы
Введение (10 мин)
1. Краткое описание профессионального направления. Швея - это специалист рабочей профессии, который занимается пошивом и ремонтом разных изделий из тканей, кожи, меха и других материалов. Швея может работать вручную или с помощью специальных швейных машин и оборудования. Швея может создавать одежду, белье, головные уборы, шторы, сумки, чехлы и другие аксессуары - все зависит от ее специализации и интересов.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. В современном мире многие профессии уходят в прошлое и уступают место более новым специальностям. Может показаться, что профессия швеи является устаревшей, но это не так. Она не менее актуальна, как и в былые времена. Прежде всего, это связано с тем, что люди в любые времена хотели выглядеть привлекательно. С помощью швеи и совершается пошив одежды.
Профессия швея предполагает работу на фабриках легкой промышленности, в ателье и салонах, ремонтных мастерских, отделах тканей в магазинах и других заведениях, где шьются различные изделия (одежда, белье, головные уборы, шторы, сумки, чехлы и т.д.), либо открыв самозанятость работать дома или арендовать помещение. В зависимости от специфики производства швеи могут работать с тканями и трикотажем, кожей, мехом, войлоком и другими материалами. Профессия скрывает в себе огромный потенциал. Различные профессиональные конкурсы дают множество возможностей для развития еще на самом старте, то есть на этапе обучения.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Швея выполняет на машинах или вручную подготовительные, простейшие или сложные операции по пошиву изделий из различных материалов. Следит за контролем качества кроя, соответствием фурнитуры цвету и назначению изделия. Регулирует натяжение нити и частоту строчки. Устраняет мелкие неполадки в работе обслуживаемых машин.
К основным обязанностям швеи относятся:
выполнение работ по заправке и регулировке швейной машины с учетом особенностей выполнения различных операций;
управление универсальной и специальной швейной техникой;
уход, чистка и смазка машин, при необходимости – устранение неполадок в их работе;
выполнение операций по пошиву одежды из различных материалов;
окончательная отделка готовых изделий, чистка и влажно-тепловая обработка утюгом.
Швея должна знать:
технологию швейного производства;
ассортимент швейной продукции и свойства материалов;
методы и приемы выполнения операций по пошиву одежды из различных материалов;
конструктивные особенности обслуживаемых машин.
Швея должна уметь:
выполнять на машинах или вручную операции различной степени сложности по пошиву изделий с учетом ассортимента изделий;
учитывать свойства применяемых материалов при выполнении соответствующих работ;
применять оборудование, инструменты и приспособления при выполнении швейных операций;
определять и устранять мелкие неполадки в работе обслуживаемых машин;
подбирать номера игл и нитей, регулировать натяжение нити, высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка;
регулировать скорость машины при выполнении различных видов швов;
подготавливать крой к работе, проверять его качество;
выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов.
4. Интересные факты о профессиональном направлении.
В Средние века в Европе были популярны платья с разрезами на рукавах и юбках. Эти разрезы были сделаны для того, чтобы показать дорогие украшения, которые были спрятаны под одеждой.
В Японии есть традиция, согласно которой женщины должны шить кимоно для своих детей. Это считается признаком любви и заботы о детях.
В 18 веке в Англии существовало правило, согласно которому, все женщины должны были уметь шить. Если женщина не умела шить, то она не могла выйти замуж.
В России в 19 веке был популярен особый вид шитья, который назывался "шитье на слух". Этот вид шитья был очень сложным и требовал от портного большого опыта и мастерства.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.
Специалиста по пошиву одежды называют «портной» или «швея». Эта профессия имеет древние корни. Люди уже многие века пользуются услугами таких мастеров, поскольку всем нужно одеваться и шить себе костюмы и платья. Кроме того, существует такое понятие, как мода. Хороший специалист отслеживает современные тенденции и предлагает своим клиентам самые актуальные модели. Для того чтобы создать платье или другой элемент гардероба или аксессуара специалист должен произвести некоторые необходимые действия. К тому же ему понадобятся специальные приспособления. Необходимо иметь:
- крой изделия, которое в дальнейшем будет изготавливаться;
- нитки в цвет ткани или контрастного цвета для отделки;
- швейную машину и (или) швейную машину специального назначения;
- ножницы, сантиметровую ленту, портновский мелок, портновские булавки.
Имея все необходимое можно приступать к практической части «пошив».
Постановка задачи (5 мин)
Постановка цели и задачи в рамках пробы. Знакомство с профессией, подготовка обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности посредством практико-ориентированного погружения в профессию «Швея» и изготовление чехла для телефона.
Задачи:
познакомить обучающихся с профессией «Швея», содержанием и спецификой труда;
сформировать знания, базовые умения и навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
развить и укрепить интерес к будущей профессии;
оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;
воспитать готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Профессиональная проба завершается демонстрацией изделия, самостоятельно изготовленного в процессе выполнения практического задания.
Выполнение задания (20 мин)
1. Инструкция по выполнению задания:
- продемонстрировать в качестве примера готовое изделие;
- предоставить крой изготовляемого изделия;
-изготовить изделие под руководством наставника;
- произвести отделку изделия.
2. Рекомендация для наставника по организации процесса выполнения задания. При выполнении задания наставник следит за ходом работы, поясняет инструкцию при необходимости, отвечает на возникшие вопросы.
Контроль, оценка и рефлексия (5 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания.
- Задание считается выполненным, если работа имеет законченный вид;
- Задание считается выполненным, если проявлена фантазия.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки.
После окончания работы наставник оценивает работу каждого учащегося и дает рекомендации по развитию учащимися данного направления деятельности.
3. Вопросы для рефлексии:
- как вы оцениваете свое участие в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
- какие элементы вам понравились? Какие нет?
3. Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Кол-во | На группу/ на 1 чел. |
Крой изделия | Крой должен включать в себя все детали изделия с припусками для его изготовления. | 1 | На 1 чел. |
Нитки | В цвет ткани | 1 | На 1 чел. |
Швейная машина | Профессиональное швейное оборудование | 1 | На 2 чел. |
Утюг с подачей пара | Регулятор подачи пара под давлением: постоянная/ кратковременная. Функция вертикальногоотпаривания, емк.: не менее 1 литра. | 1 | На 2 чел. |
Сантиметровая лента из баннерной ткани | Особых требований не предъявляется | 1 | На 1 чел. |
Ножницы | Особых требований не предъявляется | 1 | На 1 чел. |
Портновский мелок | Особых требований не предъявляется | 1 | На 1 чел. |
Игольница | Игольница на руку | 1 | На 1 чел. |
Булавки портновские | Особых требований не предъявляется | 20 | На 1 чел. |
Фломастеры для скетчинга | Набор 12 шт | 1 | На 2 чел. |
Краски | Акриловые для ткани | 1 | На 1 чел. |
Фурнитура | Атласная лента, кнопка пришивная, фетр | 1 | На 1 чел. |
Учебное помещение (цех) | Особых требований не предъявляется | 1 | На 1 группу |
4. Приложение и дополнения
Примеры изготовляемого изделия
Рис.1
Рис.2
Рис.3