Паспорт воспитательной практики
«Юные экологи»
Автор воспитательной практики:
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»
Черняховского муниципального района
Митирёва Юлия Алексеевнна
2024 год
Паспорт воспитательной практики
Наименование практики | «Юные экологи» |
Наименование территории, на которой данная практика была реализована | Митирёва Юлия Алексеевна, учитель начальных классов, МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска» |
Актуальность данной темы проблема | В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. |
Описание воспитательной практики | Программа включает направления работы с детьми, родителями и учителями ДШИ. Совокупность работы этих направлений позволяет охватить всестороннее развитие личности ребенка: самого ребенка как объекта воспитания, семью как воспитательную среду и образовательную область деятельности через учебные предметы. Программа включает и направление дополнительного образования, такое как творческое объединение учащихся. |
Сроки реализации практики | Даты: с 1 сентября 2020года по май 2024 года |
Цель (цели) и задачи практики | Цель практики: формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся. Задачи: Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности детей Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы; заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней; Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей. |
Методы и средства реализации проекта | 1. Методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизация материалов, представление материала в виде компьютерных презентаций и видео файлов. 2. Разработка и выпуск печатной продукции. 3. Проведение исследований и оформление результатов в исследовательских работах. 4.Проведение социологических опросов, анкетирования. 5. Проведение экологических акций. 6. Организация фотовыставок. 7. Практические занятия. 8. Участие в фестивалях, конкурсах и конференциях различного уровня. |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | - педагогические кадры; -реализация проектов и акций совместно с родителями; -активация внутренних ресурсов детского сада; сетевое взаимодействие. |
Возможности и условия реализации практики (проекта) | При создании поликультурного образовательного пространства руководство детского сада определил основные направлении своей деятельности: материально-технические, кадровые, финансовые условия, создание образовательной среды ДОУ, частью которой является развивающая предметно‐пространственная среда. В этих условиях особенно остро встал вопрос о кадровом обеспечение и профессиональном мастерстве воспитателей и специалистов. Стоит выделить два направления, к развитию профессионализма педагогов, которые определило руководство ДОУ: • во-первых, непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через организацию различных форм работы (тематические недели, семинары, конференции и др.), оказание помощи методическими объединениями, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне ДОУ с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога, обмен опытом в рамках сетевого взаимодействия; • во-вторых, развитие профессионализма через курсы повышения квалификации по разнообразным дополнительным программам с получением документа государственного образца. Финансовое обеспечение реализации практики (проекта), опиралось на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Объем действующих расходных обязательств отражен в государственном (муниципальном) задании ДОУ. Выполняя финансовые условия, руководство обеспечило эффективную реализацию практики (проекта), Основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, обосновав структуру и объем расходов, необходимых для их реализации и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. |
Ожидаемые результаты воспитательной практики | Практика будет способствовать развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе. Дошкольники приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности, научатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Таким образом, путем реализации практики будут сформированы у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. В дальнейшем планируем: распространять опыт по созданию экологического воспитания у дошкольников на методических семинарах, на педагогических советах, на образовательных сайтах, на родительских всеобучах. |
Приложение 1
(к Паспорту воспитательной практики, направленной на экологическое воспитание)
Анализ воспитательной практики
«Юные экологи»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов воспитания для развития нравственных качеств личности через экологизацию воспитания. 2. Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях. 3. Социальное партнерство с организациями и близлежащими социальными учреждениями, района, обеспечивающее развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования. | 1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания. 2. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий. 3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими. 4. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения. 5. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка. 6. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы. 7. Повышение статуса дошкольного образовательного учреждения в воспитательном пространстве. |
Слабые стороны | Угрозы (риски) |
1.Большая нагрузка педагога. 2. Недостаточно высокая активность и ответственность детей и родителей. | 1. Отрицательное влияние социума. 2. Издержки семейного воспитания. 3. «Виртуальная» зависимость части детей. 4. Дополнительная нагрузка детей. 5. Природные факторы. 6. Эпидситуация. |
Приложение № 2
(к Паспорту воспитательной практики, направленной на экологическое воспитание)
План-график воспитательной практики
«Юные экологи»
Сроки | Этапы реализации | Форма работы | Предполагаемый результат |
Сентябрь 2020 года - август 2021 года | 1. Проектировочный. 2. Аналитическая работа. Проектирование программы. Начало формирования экологической грамотности. | Беседы, участие в мероприятиях, родительские собрания. | Формирование понятий «экологической деятельности» и «экологической ответственности» у дошкольников, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности. |
Сентябрь 2022года - август 2023года | 1. Информационный. Знакомство педагогов и родителей с экологической работой группы и детского сада. Формирование банка данных по мероприятиям экологической направленности. Коррекция проекта | Беседы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные экспериментальные исследования, участие в мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы группы и детского сада. | Дальнейшее формирование понятий «экологической деятельности» и «экологической ответственности» у дошкольников, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности детей, организация экологических проектов и участие в конкурсах, социализация детей по экологическому направлению. Внесение изменений. |
Сентябрь 2023 года - май 2024года | 1. Основной. Выстраивание системы нравственного развития через экологизацию воспитания. | Беседы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы группы и детского сада. Организация акций экологической направленности для детей, их родителей и социальных партнеров. Групповые и индивидуальные формы работы. Сбор информации. Рейтингование активности и результативности участия детей и их родителей в реализации проекта. | Становление всесторонне развитой личности с твердыми духовно-нравственными, гражданско-патриотическими принципами, готовых к социальной активной жизненной позиции. |
Июнь 2024 года | Итоговый. Подведение итогов работы по реализации практики. | Анализ результатов. Составление документальной и интернет-отчетности. Обобщение опыта работы. | Разработка методических материалов. Распространение и внедрение в практику работы передового опыта. Мониторинг социально-направленного становления личности дошкольников. |
Проведенные мероприятия | Первый год работы 2020-2021 | Второй год работы 2021-2022 |
Мероприятия, направленные на изучение особенностей объектов природы | Экскурсия “Зимующие птицы” Прогулка-наблюдение “Птицы нашей местности” Викторина «Путешествуя по родному краю» «Чтобы деревья стали большими» (посадка деревьев) | Экологическая игра-викторина “Всезнайка” Экскурсия по экологической тропе Поисковая прогулка “Осенние краски ” Прогулка-задание “Лечим природу” |
Мероприятия, направленные на формирование поведения в природе | Игра “Перелётные птицы” Комбинированная прогулка “Сохраним лесную красавицу” Прогулка-беседа “О правилах поведения в природе” Прогулка-задание “Подкормка зимующих птиц” Экологическое занятие “Встречаем Весну!” | Операция “Экологическая скорая помощь” Беседа-обсуждение экологических проблемных ситуаций Трудовая акция “Сохраним в чистоте нашу Землю!” |
Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей по экологическому воспитанию | Выставка изделий из природного материала Игра-путешествие “Лесные происшествия зимой” Прогулка-творчество “Осенний букет” Прогулка-фантазия “Осенние зарисовки” | Творческий конкурс «Природа нашего края» Творческий конкурс « Кто радуется весне» |
Как классный руководитель в своей практике использую различные виды и формы воспитательной работы: экскурсии, классные часы, беседы и наблюдения, проведение праздников, конкурсы, викторины, экологические практикумы, проекты, экологические акции.
Приложение № 3
(к Паспорту воспитательной практики, направленной на экологическое воспитание)
Анкета для родителей по экологии № 1
Уважаемые родители и законные представители! Вашему вниманию предлагается анкета для выяснения Вашего отношения и уровня Ваших знаний об экологии в Вашей семье.
Что такое экология?
Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
Посадили ли Вы дерево?
Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» № 2
Уважаемые родители и законные представители! Вам предлагается анкета с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников и его реального осуществления в семье.
Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, черепаха и др.)
Есть ли комнатные растения? Какие?
Кто ухаживает за животными или растениями?
Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)?
Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
С какой целью?
Где ребенок обычно проводит лето?
Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» № 3
Уважаемые родители и законные представители! Вам предлагается анкета-опросник для выявления уровня Ваших знаний об экологии и выявления Ваших предпочтений в образовательном процессе.
Ф.И.О. ___________________________________________________
Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Методическая литература
Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2019. – 158 с.
Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 199 с.
Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.М. Николаева. – М.: Просвещение, 2016. – 189 с.
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.М. Николаева. - М.: Новая школа, 2015. – 245 с.
Природа и дети / В.А. Магомедова, О.Н. Разбегина, Е.И. Касаткин и др. – Вологда: ВИРО, 2017. – 97 с.
Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 167 с.
Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2016. – № 6. – С. 23-27.
Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2016. – 248 с.
Эколог в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2013. – 271 с.
Ребенок познает мир природы / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. – С. 18-21.
Формы и методы исследовательских умений дошкольников в экологическом образовании / Т.Ю. Паличева. – Вологда: ВИРО, 2014. – 145 с.
Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников: Методическое пособие для педагогов / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 294 с.
Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 234 с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Нева, 2013. – 189 с.