Т. В. Патпеюк, Г. Г. Лисовская, учителя русского языка и литературы средней школы JV? 23 г. Бреста
Литературно-музыкальная композиция «Прогулка с классиком»
Задачи личностного развития:
создать условия для:
приобщения учащихся к национальнокультурному наследию;
формирования внутренней мотивации к изучению жизни и творчества А. П. Чехова, к изучению истории и культуры России конца XIX — начала XX веков;
развития эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащихся;
воспитания духовно-нравственных ценностей и эстетических чувств.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, музыкальная аппаратура.
Ход мероприятия
Демонстрация видеоролика «Что вы знаете о Чехове?».
Видеоролик, подготовленный корреспондентами школьной газеты «Сузор’е», представляет собой блиц-опрос учащихся и учителей.
Чеховский календарь.
На экране демонстрируются слайды, чтецы озвучивают текст.
Чтец 1. «Меня будут читать лет семь, восемь с половиной, а потом забудут», — говорил Антон Павлович Чехов. Пожалуй, ни один из великих писателей не был так скромен в оценке своего труда.
Чтец 2. Более 100 лет прошло со дня смерти Чехова, но о нём не просто не забыли. Всё это время не ослабевал интерес ни к творчеству, ни к личности Антона Павловича. Давайте вместе перелистаем страницы чеховского календаря.
Слайд «29 января 1860 года. День рождения А. П. Чехова».
Чтец 1. 29 января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице в Таганроге в
семье купца Павла Егоровича Чехова родился третий ребёнок — Антон.
Слайд «1868—1879 годы. Учёба в таганрогской гимназии».
Чтец 2. С 1868 по 1879 годы Чехов учился в таганрогской гимназии. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России. Здесь начались первые литературные и сценические пробы Антона Павловича.
Слайд «1876—1879 годы. Самостоятельная жизнь в Таганроге».
Чтец 1. В 1876 году семья Чехова разорилась и перебралась в Москву. Будущий писатель остался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить обучение.
Слайд «1879—1884 годы. Учёба в московском университете на медицинском факультете».
Чтец 2. С 1879 по 1884 годы Чехов учился в Московском университете на медицинском факультете. Студенческие годы Антона Павловича отмечены упорным трудом в области медицины и литературы. Началось его сотрудничество с юмористическими журналами «Осколки», «Стрекоза».
Слайд «1884 год. Первый сборник рассказов “Сказки мельпомены”».
Чтец 1. В 1884 году выходит первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены». Этот сборник представил читателю прозаика- юмориста. Чехов шутит, тонко иронизирует, беззлобно смеётся над человеческими недостатками.
Слайд «1890 год. Поездка на Сахалин».
Чтец 2. В 1890 году Чехов совершает поездку на Сахалин. Путь в 11 тысяч вёрст был настоящим подвигом для человека, у которого уже были признаки туберкулёза. На острове Антон Павлович проводит подробную перепись всего населения в 10 тысяч человек.
Слайд «С 1892 года. Жизнь в Мелихово».
Чтец 1. В 1892 году по совету врачей Чехов уезжает из Москвы в Мелихово, где незадолго до этого он купил небольшое имение. Там Антон Павлович строит школу для крестьянских детей, помогает местным крестьянам как врач.
Слайд «1898 год. Жизнь в Ялте».
Чтец 2. В 1898 году Чехов купил в Ялте участок земли, где впоследствии посадил сад и построил двухэтажный дом. С 1902 года Антон Павлович окончательно переселяется в Ялту из-за болезни.
Слайд «1898 год. Постановка пьесы, “Чайка”».
Чтец 1. Московский Художественный театр, созданный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, в 1898 году ставит пьесу «Чайка». Летящая чайка на театральном занавесе стала эмблемой нового театра.
Слайд «Работа для московского художественного театра: “Дядя Ваня” (1897), “Три сестры” (1900), “Вишнёвый сад” (1903)».
Чтец 2. «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Эти шедевры были написаны специально для Московского Художественного театра.
Слайд «1901 год. Женитьба на актрисе Ольге Книппер».
Чтец 1. В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе художественного театра Ольге Книппер. «Жена моя, к которой я привык и привязался, остаётся в Москве, а я уезжаю одиноким, — писал Чехов вскоре после женитьбы. — Она плачет, а я ей не велю бросать театр...»
Слайд «1904 год. Поездка в Германию».
Чтец 2. Весной 1904 года здоровье Антона Павловича ухудшилось. Врачи решили отправить его на лечение в Германию, в курортный городок Баденвайлер. Прощаясь с писателем Телешовым, Чехов сказал: «Завтра уезжаю. Прощайте. Еду умирать».
Слайд «15 июля 1904 года. Смерть Антона Павловича Чехова».
Чтец 1. Чехов скончался в три часа ночи 15 июля 1904 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Кинохроника «Москва начала XX века».
На экране проецируются фрагменты кинохроники. В последних кадрах звучит отрывок из стихотворения Ю. Левитанского «Время, бесстрашный художник».
Время, бесстрашный художник, словно на белых страницах, что-то всё пишет и пишет на человеческих лицах.
Грифелем водит по коже.
Пёрышком тоненьким — тоже.
Острой иглою гравёра.
Точной рукою гримёра...
Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери.
Поздние наши утраты.
Чёрточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства с богом и с горсточкой праха.
Монолог Чехова.
Звучит мелодия в исполнении скрипки. На фоне мелодии на сцену медленно выходит актёр в роли Чехова, садится на скамейку и произносит монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда».
И почему человек не может жить так, чтобы не было... потерь и убытков? Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? Зачем ... всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал ... жену и, спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил Ротшильда? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу. ... зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся человеку только один раз, проходит без пользы?
Инсценировка «Чехов и Ванька Жуков».
На сцену, озираясь по сторонам, выходит Ванька Жуков с конвертом в руках. Обойдя сцену, он обращается к сидящему на скамейке Чехову.
Ванька. Дяденька, а вы не знаете, где здесь почтовый ящик?
Чехов. А зачем тебе почтовый ящик?
Ванька. Я письмо написал на деревню дедушке Константину Макарычу. А сидельцы из мясной лавки сказали мне, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами.
Чехов. Это верно... А как зовут тебя?
Ванька. Ванькой Жуковым. А вы кто?
Чехов. Я писатель. Антон Павлович Чехов.
Ванька. Ух ты! Настоящий писатель?! А о чём вы пишете?
Чехов. Пишу о таких людях, как ты.
Ванька. А про меня написать можете?
Чехов. Могу. Расскажи мне свою историю.
Ванька. Я сирота, нету у меня ни отца, ни маменьки, только дед один и остался. Когда ещё была жива маменька и служила у господ в горничных, барышня Ольга Игнатьевна кормила меня леденцами и от нечего делать выучила читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же маменька умерла, меня спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину. Здесь меня все колотят и кушать страсть хочется. А скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. Подмастерья надо мной насмехаются, велят красть у хозяев огурцы. А хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба. В обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой.
Чехов. Да, Ванька, хватает в нашей стране людей с тяжёлыми судьбами... Но ведь и от нас самих многое зависит. А мы? Не интересуемся теми, кто живёт рядом с нами, не умеем выстраивать отношения, боимся собственных чувств, меняем личное счастье на шелест купюр, лебезим перед чиновным начальством...
Ванька. А как это «лебезим перед чиновным начальством»?
Чехов. А вот послушай... (Открывает записную книжку и начинает читать.) На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена — и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын...
Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий».
Чехов (читает два последних абзаца рассказа). Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены... (Герои замирают. Немая сцена.)
Чехов (продолжает разговор с Ванькой). Среди людей, Ванька, нужно сознавать своё достоинство. Я же сам — сын крепостного, бывший лавочник. Когда-то ходил по урокам без калош, дрался, мучил животных, лицемерил и Богу и людям без всякой надобности. Но я постоянно работаю над собой, выдавливаю из себя по каплям раба, чтобы, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в моих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...
Ванька. А я, когда вырасту, хочу быть знаменитым, чтобы обо мне во всех газетах писали!
Чехов. Слава и известность, Ванька, бывают разными. Вот послушай, какая история приключилась с героем моего рассказа «Радость».
Инсценировка рассказа «Радость».
Ванька. Нет, я не таким хочу быть знаменитым. Я хочу сделать что-нибудь полезное, хорошее. Вот как вы, например, стать писателем, чтобы люди помнили обо мне.
Чехов. Для этого, Ванька, нужно воспитывать себя, нужно себя дрессировать.
Ванька. А как это?
Чехов. Давай я тебе напишу несколько правил воспитанного человека.
Чехов «пишет» в записной книжке и одновременно произносит правила. В это время на экране постепенно появляются строки.
Правила воспитанного человека
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями... Истинные таланты всегда сидят в потёмках...
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, суетой.
Они воспитывают в себе эстетику.
Чехов. Таковы воспитанные. Тут нужны
беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Но самое главное — не лениться. (Чехов указывает на молодого человека, сидящего за столиком.) Видишь, за столиком сидит молодой человек. Он многого мог бы добиться в жизни, если бы не она.
Ванька. А кто — она?
Молодой человек встаёт и произносит монолог (рассказ «Моя “она”»).
Ванька. Так что, Антон Павлович, я тоже смогу вырасти достойным человеком, если не буду лениться, буду работать над собой, заботиться о своём дедушке, книги читать?
Чехов. Конечно, Ванька! Я верю: у тебя всё получится. А сейчас беги, тебе же надо письмо отправить.
Ванька. До свидания, Антон Павлович!
Чехов. До свидания, Ванька!
Ванька убегает. Чехов задумывается, открывает записную книжку, пишет и одновременно произносит слова — отрывок из рассказа «Ванька».
Чехов. Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами... и стал писать.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался...»
Кинохроника «Москва начала XX века».
Звучит музыка, на фоне которой на экране появляются кадры кинохроники.
Монолог Чехова.
Чехов закрывает записную книжку и на фоне музыки произносит монолог из рассказа «Крыжовник».
К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. ...Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз.
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро...
Чехов уходит, на скамейке остаётся его книга.
Финальная сцена.
Звучит музыка. Выходит один из участников литературно-музыкальной композиции и читает стихотворение Ю. Левитанского «Ялтинский домик». В это время на экране проецируются фотографии А. П. Чехова, его друзей, членов его семьи. Затем выходят все участники композиции и по очереди произносят заключительные слова.
Учащийся 1. Много времени прошло с тех пор, но, по большому счёту, ничего не изменилось.
Учащийся 2. Было много войн и революций, технический прогресс почти до неузнаваемости изменил наш быт, но в нравственном плане всё осталось по-прежнему. Мы так же, как герои Чехова, маемся, страдаем и надеемся, что ещё немного усилий — и мы «увидим небо в алмазах».
Учащийся 3. А что же сам Антон Павлович? Каково его место в нашей сегодняшней жизни?
Учащийся 4. Его невозможно представить в суетливом антураже начала XXI века.
Учащийся 5. Он человек своего времени, и нам остаётся завистливо вздыхать, что не довелось иметь такого современника.
Учащийся 6. Зато у нас есть его рассказы, повести, пьесы, письма, его герои. Произведения Чехова переведены на многие языки. Они входят в списки самых читаемых в мире книг.
Учащийся 7. Большим успехом, в том числе и у белорусского зрителя, пользуется драматургия Чехова — от водевилей до комедий и драм. По мотивам его произведений снимаются фильмы.
Учащийся 8. Нам есть у кого учиться, а это дорогого стоит.
Учащийся 9. Чехов сегодня для нас эталон нравственности и достоинства, человек, который «по капле выдавил из себя раба», который красиво и насыщенно прожил свою короткую, но такую полноценную жизнь.
Звучит вальс из художественного фильма «Мой ласковый и нежный зверь» по повести А. П. Чехова «Драма на охоте» (реж. Э. Лотяну ).
Список использованных источников
Чудаков, А. П. Антон Павлович Чехов : кн. для учащихся / А. П. Чудаков. — М. : Просвещение, 1987.
Сергиенко, Т. С. Антон Павлович Чехов. Биография / Т. С. Сергиенко. — Л. : Учпедгиз, 1963.
Кулешов, В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова : Очерк / В. И. Кулешов. — М. : Детская литература, 1982.
Чехов, А. П. Собрание сочинений в 12-ти томах / А. П. Чехов. — М., 1960.