Урок музыки. 3 класс
Тема: «Патриотические образы в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Цель: познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать музыкальное произведение, развивать вокально-хоровые навыки, способствовать развитию патриотических чувств, умение сопереживать героям музыкального произведения, воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формируемые УУД:
1. Личностные
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Регулятивные
Умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные
Умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные
Умения слушать и слышать учителя, ученика, проявляют активность во взаимодействии, ведут диалог, слушают собеседника, выразительно исполняют музыкальное произведение.
Средства обучения: компьютер, отрывки видеофильма «Иван Сусанин»,отрывки из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
УМК: Учебник « Музыка 3 класс » Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель (поёт): Здравствуйте, ученики!
Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание
1.Беседа с фронтальным опросом:
-На прошлых уроках мы с вами говорили о вокальной музыке? Какая это музыка?
-Что такое романс?
-Что такое кант?
-А кантата?
-С какой кантатой познакомились на прошлом уроке?
-Расскажите ,что вы знаете об Александре Невском?
-Что он делал для своей Родины? Кто он был по отношению к своей Родине? (патриот).
- О чем пойдет речь на уроке?
III. Усвоение новых знаний и способов действия.
Работа с новым понятием.
-Что такое опера? Как вы понимаете ?
Опера- это сложный жанр музыки, в нем слито и драматургическое искусство и поэзия, пение и живопись.
2. Работа по материалу урока.
-Сегодня мы поговорим об первой русской опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
События оперы происходили 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской-войска польского. Главный герой Иван Сусанин - обыкновенный костромской крестьянин, который завел вражеское войско на гибель, при этом погиб сам.
Чтение отрывка из учебника стр.19
«Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит». К.Рылеев
- Дает ли характеристику главному герою это стихотворение? Каким вы его представляете? Опишите.
- Может ли музыкальное произведение дать характеристику герою?
Прослушивание арии Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин».
- Совпала ли ваша характеристика героя с тем, что вы услышали?
Опера состоит из вступительной хоровой сцены и 4 действий.
Прослушивание интродукции.
Какую картину мирной жизни вы себе нарисовали? Почему? Сделайте музыкальный анализ послушанной части.
Физкультуминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Прослушайте «Полонез».
-Что такое полонез? Где его можно исполнить? К русским или полякам его можно отнести? Почему? Охарактеризуйте это произведение.
Конечно ,в этой опере замечательная концовка.
Представьте себе , Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом.
Прослушайте заключительный в опере хор «Славься!»
Сделайте музыкальный анализ послушанной части по схеме::
Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
Характер, настроение – (по словарю настроений)
Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
Лад – минор, мажор.
Регистр – низкий, средний, высокий
Темп – быстро, умеренно, медленно.
Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз.инструменты.
VI. Закрепление изученного материала
- Почему это произведение мы считаем патриотическим?
- Что можно сказать о главном герое Иване Сусанине?
- Какой патриотический поступок он совершил?
- Что такое опера? Чем отличается от других жанров музыки.
V. Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Разучивание песни.
VI. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?
Ответьте на вопросы (записаны на доске)
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я понял, что…
Оцените свою работу на уроке.