СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотический проект «мой город»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Визитная карточка ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «МОЙ ГОРОД»

Просмотр содержимого документа
«Патриотический проект «мой город»»


Визитная карточка

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«МОЙ ГОРОД»


«… детство – это каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.»

В.В.Сухомлинский

Автор проекта

Фамилия, имя,

отчество

Кальченко Елена Викторовна

Город, область

г. Красный Сулин

Ростовской области

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Одуванчик»

Описание проекта

Название проекта:

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД»

Проект:

долгосрочный, групповой, творческо - поисковый.

Возраст:

Для старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта:

2015 - 2020 годы.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных

направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Работу по проекту «Наш город» я

начала с поиска методической литературы, которая сегодня позволяет с разных

сторон подойти к вопросам патриотического воспитания. Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделила основные педагогические задачи:

- учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

- воспитывать в детях любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага;

- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе

доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет себя чувствовать

желанным и защищенным;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

- формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с его

достопримечательностями.

Основные принципы работы с дошкольниками:

  1. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.

  2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.

  3. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенку,

исходя из знаний особенностей его развития.

  1. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученые.

  2. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

  3. Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, развлечений, досугов, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

  4. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть

патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

  1. Принцип игровой подачи материала – в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельность – игру.

Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом

возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в

атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. 

Знакомство дошкольников с родным городом процесс длительный и

сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном,

проводится вне занятий и включает различные виды деятельности: наблюдение,

беседы, игры, труд, изодеятельность, общие или групповые мероприятия, целевые прогулки. Для решения этих задач созданы следующие условия: в ДОУ имеется музыкальный зал, мини - музей со следующими экспозициями:

- этнографический уголок «Русская изба», который дает возможность ввести детей в мир русского народного быта. Его экспонаты как подлинные, так и изготовленные руками педагогов, позволяют знакомить дошкольников с материальными формами народной культуры.

- «Воинская слава», где находятся атрибуты времен Великой Отечественной Войны.

- «Мой город вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современные достопримечательности.

- Центр геральдики, как страны, так и нашего города.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей

составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать

патриотов своего города, надо его знать.

Цели:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование

нравственных ценностей.

Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и

умножать его богатства.

Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Задачи проекта:

- дать знания детям о родном городе: история, символика,

достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза,

экологическая ситуация в городе;

- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

- расширить знания детей о флоре и фауне Ростовской области;

- познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде;

- познакомить детей с рекой Дон, её расположением на карте, уникальностью;

- воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное,

гордиться им;

- познакомить с творчеством местных художников.

Гипотеза:

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей,

ответственность за не, желание трудиться на ее благо.

Основы патриотизма начинают формировать в дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им

знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается

целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где

родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм

поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут,

необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны

способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Перед нами возникла проблема - как развить у детей любовь к родному

городу, желание стать его защитником.

Гипотеза: я предположила, что ознакомление детей с родным городом будет

способствовать патриотическому воспитанию, если знакомить детей с родным

городом с опорой на эмоционально - эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных особенностей.

Проживая в городе Красный Сулин, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта

дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей

взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике,

достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил

город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Раздвигая горизонты познаваемого, я закладываю в сердца детей искорку

любви к родному краю, к Родине.

Участники проекта:

- воспитатели;

- музыкальный руководитель;

- дети старшей и логопедической групп;

- родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- Дети должны знать и называть свой город; символику города,

достопримечательности, климатические условия; флору и фауну.

- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и

желание сохранить его чистым и красивым.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный:

- обновление развивающей среды;

- подбор литературы;

- фотографии;

- целевые прогулки.

Развивающая среда группы:

- фотовыставка «Наш город»;

- подбор детской литературы по теме «Профессии в нашем городе»;

- изготовление дидактических папок «Мой город», «Моя семья», «Дедушкина

медаль»;

- оформление сюжетно - ролевых игр «Моя семья», «Строители», «Больница».

Второй этап – практический:

Центр искусства:

- рисование домов, микрорайона, города и т.д.;

- апплицирование и конструирование домов, улиц, украшение их;

- создание панно «Мой город - Красный Сулин»;

- рассматривание репродукций картин местных художников;

- рисование «Украшения к празднику города».

Центр движения:

- разучивание комплекса утренней гимнастики «Сулинские силачи»;

- разучивание народных подвижных игр.

Центр книги:

- разучивание народных потешек;

- чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

Центр народно - прикладного искусства:

- рассматривание русской матрешки, предметов народно - прикладных ремесел.

Центр математики:

- найти самые высокие/ необычные дома в альбоме «Город»;

- найти дома одного цвета;

- найти разницу.

Центр песка и воды:

- строить дома, дороги, мосты.

- украшать постройки.

Центр строительства:

- изготовление макета «Наша улица», «Наш детский сад»;

- изготовление модулей машин «Машины нашего города».

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовала такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации не возможно. Дети должны, прежде всего, знать тот

район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Я учу детей замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Формы и методы реализации проекта:


Раздел

программы

Виды детской деятельности

Речевое

развитие

1. Познавательные занятия:

- «Мой город»

- «По улицам города»

- «Мой край родной»

- «Растительный мир родного края»

- «Животный мир Ростовской области»

- «Предприятия родного города»

- «Река Дон»

- «Путешествие по городам Ростовской области»

2. Творческие рассказы:

- «Город, в котором я живу»

- «Я хозяин города»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о родном городе.

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

5. Чтение художественной литературы.

6. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

7. Заучивание стихов.

Социально – коммуникативное

развитие


1. Оформление игротеки дидактических игр:

- С какого дерева лист?

- Назови друзей леса.

- Кто лишний.

- Найди животных нашего края.

- Когда это бывает.

- Грибная поляна.

- Кто живёт в реке.

- Кому, что нужно для работы.

- Заселим реку Дон.

- Что нам нужно взять в поход.

- Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

- пожарные;

- защитники Родины;

- экскурсии в музей;

- экскурсии по городу.

3. Подвижные, речевые игры.

4. «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке).

5. Конкурс на лучшую кормушку для птиц.

6. Задание на лето: собрать гербарий растений.

7. Ручной труд:

- поделки из природного материала;

- изготовление макетов зданий города;

- изготовление символики города.

8. Встречи с почетными людьми города

9. Экскурсии по родному городу

10. Посещение выставок художников города

11. Экскурсия в библиотеку

12. Организация уголка краеведения в группе

Художественно – эстетическое

развитие

Рисование:

  • животные, птицы, растения;

  • улицы родного города;

  • где я отдыхал;

  • рисование национальных костюмов.

Лепка: животных, птиц

Музыка:

- Разучивание стихов и песен о Красном Сулине.

- Оформление музыкального уголка в русских традициях

- Прослушивание казачьих песен

- Развлечения

- Оркестр народных инструментов «Сулиночка»

- Оформление стенда «Песни и стихи о родном городе»

Физическое

развитие

- Народные игры

- Беседы:

  • «Полезные привычки»;

  • «Лечебный чай»;

  • День здоровья;

  • Альбом «Поделись опытом семейного отдыха»;

  • Спортивные праздники, развлечения.

Познавательное развитие

  • Беседа о климатических условиях города, области.

  • Оформление альбомов с видовым разнообразием

животного, растительного мира, их средой обитания.

  • Составление эко - сказки о городе Красный Сулин, реке

Кундрючья.

  • Викторина «Что я сделал для родного города» (чистота,

уют).

  • Конструирование (бросовый материал): изготовление

кукол – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.

  • Строительный материал: здания города.

Взаимодействие с родителями

Одним из важных аспектов проекта является тесная

взаимосвязь с семьей. Сотрудничество с семьей осуществляла в виде составления семейных альбомов, проведение

совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч.

Мною были подготовлены и проведены:

- консультации: «Прогулки вместе с детьми по городу», «Помощь в организации экскурсий»;

- вечер народных игр вместе с родителями «Венок дружбы»;

- посещение памятников;

- участие на утренниках посвященных Новому году,

Масленице, 8 Марта и т.д;

- фотоальбом «Как я отдыхал»;

- уголок доверия: «Вы спрашивайте, мы ответим»;

- участие в выставках плакатов, рисунков,

фотокомпозиций.

Одним из ярких мероприятий с участием родителей стало

занятие – досуг к 80 – ти летию Ростовской области и Дню рождению нашего города: «Мы очень любим свой город и область».

С особой важностью дети и родители вели подготовку данному

мероприятию. Нарисовали рисунки для выставки: «Мое

любимое место в городе», оформили дидактическую игру «Улицами города», выучили стихи, песни, родители рассказали интересные факты из истории города Сулина, поучаствовали в игре «Назови улицы, памятники родного города».

Вместе с родителями ребята участвовали в параде Победы. У мемориала погибших солдат дети рассказали стихи и возложили цветы, после возложения дети долго делились своими

впечатлениями.


У детей появились не только представления о родном городе и стране,

в которой они живут, но и возникло чувство их сопричастности к важным

происходящим событиям, расширились представления о государственных праздниках. Дети стали намного добрее, вежливее, с уважением стали относится к взрослым, к друг другу.

Результативность проекта:

Формируя нравственно - патриотическую культуру детей, считаю, что мне, как воспитателю, следует находиться в постоянном творческом поиске - это даст право на успех.

Систематическая работа позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей становится более образной, расширяется кругозор и словарный запас, усиливается познавательный интерес. Дети умеют устанавливать причинно - следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что - то новое, свое.

Дети, участвующие в «проектах» получают знания, набирают опыт, формируют свое отношение к происходящему. Действуют все более уверенно. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

Ресурсное

обеспечение

- экспонаты краеведческого музея;

- книги;

- журналы;

- открытки;

- фотографии;

- художественные произведения;

- презентации.

Список литературы

1. Алешина Н.В.

«Патриотическое воспитание дошкольников».

М.:ЦГЛ,2005.-256 с.

2. Зацепина М.Б.

«Дни воинской славы»

Патриотическое воспитание дошкольников.

Для работы с детьми 5-7 лет.

М.: Мозаика – Синтез,2008.-112с.

3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В.

«Народные праздники в детском саду».

Методическое пособие для педагогов и музыкальных

руководителей.

(под редакцией Комаровой Т.С.)

- М.: Мозаика – Синтез, 2008.-160 с.

7. Кириллина М., Мельчина Л.

«Патриотическое воспитание»

Журнал «Дошкольное воспитание».2005. №5

8. Сакавичене О.В.

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Журнал «Ребенок в детском саду». 2006г.






10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!