Автор проекта |
Фамилия, имя, отчество | Кальченко Елена Викторовна |
Город, область | г. Красный Сулин Ростовской области |
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Одуванчик» |
Описание проекта |
Название проекта: |
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД» |
Проект: |
долгосрочный, групповой, творческо - поисковый. |
Возраст: |
Для старшего дошкольного возраста. |
Сроки реализации проекта: |
2015 - 2020 годы. |
Актуальность проекта |
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Работу по проекту «Наш город» я начала с поиска методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания. Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделила основные педагогические задачи: - учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; - воспитывать в детях любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага; - создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет себя чувствовать желанным и защищенным; - побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; - формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с его достопримечательностями. Основные принципы работы с дошкольниками: Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенку, исходя из знаний особенностей его развития. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученые. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям. Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, развлечений, досугов, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям. Принцип игровой подачи материала – в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельность – игру. Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Знакомство дошкольников с родным городом процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий и включает различные виды деятельности: наблюдение, беседы, игры, труд, изодеятельность, общие или групповые мероприятия, целевые прогулки. Для решения этих задач созданы следующие условия: в ДОУ имеется музыкальный зал, мини - музей со следующими экспозициями: - этнографический уголок «Русская изба», который дает возможность ввести детей в мир русского народного быта. Его экспонаты как подлинные, так и изготовленные руками педагогов, позволяют знакомить дошкольников с материальными формами народной культуры. - «Воинская слава», где находятся атрибуты времен Великой Отечественной Войны. - «Мой город вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современные достопримечательности. - Центр геральдики, как страны, так и нашего города. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. |
Цели: |
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности. |
Задачи проекта: |
- дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе; - познакомить с именами тех, кто основал и прославил город; - расширить знания детей о флоре и фауне Ростовской области; - познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде; - познакомить детей с рекой Дон, её расположением на карте, уникальностью; - воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; - познакомить с творчеством местных художников. |
Гипотеза: |
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за не, желание трудиться на ее благо. Основы патриотизма начинают формировать в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Перед нами возникла проблема - как развить у детей любовь к родному городу, желание стать его защитником. Гипотеза: я предположила, что ознакомление детей с родным городом будет способствовать патриотическому воспитанию, если знакомить детей с родным городом с опорой на эмоционально - эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных особенностей. Проживая в городе Красный Сулин, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Раздвигая горизонты познаваемого, я закладываю в сердца детей искорку любви к родному краю, к Родине. |
Участники проекта: |
- воспитатели; - музыкальный руководитель; - дети старшей и логопедической групп; - родители воспитанников. |
Ожидаемые результаты: |
- Дети должны знать и называть свой город; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну. - У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. |
Этапы реализации проекта: |
Первый этап - подготовительный: - обновление развивающей среды; - подбор литературы; - фотографии; - целевые прогулки. Развивающая среда группы: - фотовыставка «Наш город»; - подбор детской литературы по теме «Профессии в нашем городе»; - изготовление дидактических папок «Мой город», «Моя семья», «Дедушкина медаль»; - оформление сюжетно - ролевых игр «Моя семья», «Строители», «Больница». |
Второй этап – практический: Центр искусства: - рисование домов, микрорайона, города и т.д.; - апплицирование и конструирование домов, улиц, украшение их; - создание панно «Мой город - Красный Сулин»; - рассматривание репродукций картин местных художников; - рисование «Украшения к празднику города». Центр движения: - разучивание комплекса утренней гимнастики «Сулинские силачи»; - разучивание народных подвижных игр. Центр книги: - разучивание народных потешек; - чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края». Центр народно - прикладного искусства: - рассматривание русской матрешки, предметов народно - прикладных ремесел. Центр математики: - найти самые высокие/ необычные дома в альбоме «Город»; - найти дома одного цвета; - найти разницу. Центр песка и воды: - строить дома, дороги, мосты. - украшать постройки. Центр строительства: - изготовление макета «Наша улица», «Наш детский сад»; - изготовление модулей машин «Машины нашего города». В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовала такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации не возможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Я учу детей замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает. |
Формы и методы реализации проекта: |
Раздел программы | Виды детской деятельности | Речевое развитие | 1. Познавательные занятия: - «Мой город» - «По улицам города» - «Мой край родной» - «Растительный мир родного края» - «Животный мир Ростовской области» - «Предприятия родного города» - «Река Дон» - «Путешествие по городам Ростовской области» 2. Творческие рассказы: - «Город, в котором я живу» - «Я хозяин города» 3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о родном городе. 4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение художественной литературы. 6. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 7. Заучивание стихов. | Социально – коммуникативное развитие | 1. Оформление игротеки дидактических игр: - С какого дерева лист? - Назови друзей леса. - Кто лишний. - Найди животных нашего края. - Когда это бывает. - Грибная поляна. - Кто живёт в реке. - Кому, что нужно для работы. - Заселим реку Дон. - Что нам нужно взять в поход. - Что перепутал художник. 2. Сюжетно – ролевые игры: - пожарные; - защитники Родины; - экскурсии в музей; - экскурсии по городу. 3. Подвижные, речевые игры. 4. «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке). 5. Конкурс на лучшую кормушку для птиц. 6. Задание на лето: собрать гербарий растений. 7. Ручной труд: - поделки из природного материала; - изготовление макетов зданий города; - изготовление символики города. 8. Встречи с почетными людьми города 9. Экскурсии по родному городу 10. Посещение выставок художников города 11. Экскурсия в библиотеку 12. Организация уголка краеведения в группе | Художественно – эстетическое развитие | Рисование: животные, птицы, растения; улицы родного города; где я отдыхал; рисование национальных костюмов. Лепка: животных, птиц Музыка: - Разучивание стихов и песен о Красном Сулине. - Оформление музыкального уголка в русских традициях - Прослушивание казачьих песен - Развлечения - Оркестр народных инструментов «Сулиночка» - Оформление стенда «Песни и стихи о родном городе» | Физическое развитие | - Народные игры - Беседы: | Познавательное развитие | животного, растительного мира, их средой обитания. Кундрючья. уют). кукол – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. | Взаимодействие с родителями | Одним из важных аспектов проекта является тесная взаимосвязь с семьей. Сотрудничество с семьей осуществляла в виде составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч. Мною были подготовлены и проведены: - консультации: «Прогулки вместе с детьми по городу», «Помощь в организации экскурсий»; - вечер народных игр вместе с родителями «Венок дружбы»; - посещение памятников; - участие на утренниках посвященных Новому году, Масленице, 8 Марта и т.д; - фотоальбом «Как я отдыхал»; - уголок доверия: «Вы спрашивайте, мы ответим»; - участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций. Одним из ярких мероприятий с участием родителей стало занятие – досуг к 80 – ти летию Ростовской области и Дню рождению нашего города: «Мы очень любим свой город и область». С особой важностью дети и родители вели подготовку данному мероприятию. Нарисовали рисунки для выставки: «Мое любимое место в городе», оформили дидактическую игру «Улицами города», выучили стихи, песни, родители рассказали интересные факты из истории города Сулина, поучаствовали в игре «Назови улицы, памятники родного города». Вместе с родителями ребята участвовали в параде Победы. У мемориала погибших солдат дети рассказали стихи и возложили цветы, после возложения дети долго делились своими впечатлениями. | |
У детей появились не только представления о родном городе и стране, в которой они живут, но и возникло чувство их сопричастности к важным происходящим событиям, расширились представления о государственных праздниках. Дети стали намного добрее, вежливее, с уважением стали относится к взрослым, к друг другу. |
Результативность проекта: |
Формируя нравственно - патриотическую культуру детей, считаю, что мне, как воспитателю, следует находиться в постоянном творческом поиске - это даст право на успех. Систематическая работа позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей становится более образной, расширяется кругозор и словарный запас, усиливается познавательный интерес. Дети умеют устанавливать причинно - следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что - то новое, свое. Дети, участвующие в «проектах» получают знания, набирают опыт, формируют свое отношение к происходящему. Действуют все более уверенно. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям. |
Ресурсное обеспечение | - экспонаты краеведческого музея; - книги; - журналы; - открытки; - фотографии; - художественные произведения; - презентации. |
Список литературы | 1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». –М.:ЦГЛ,2005.-256 с. 2. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез,2008.-112с. 3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. (под редакцией Комаровой Т.С.) - М.: Мозаика – Синтез, 2008.-160 с. 7. Кириллина М., Мельчина Л. «Патриотическое воспитание» Журнал «Дошкольное воспитание».2005. №5 8. Сакавичене О.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Журнал «Ребенок в детском саду». 2006г. |